Место и роль идеализма
Своими корнями идеализм уходит в философию И. Канта. Он утверждал, что человек существует как бы в двух мирах - мире чувств и мире разума. Несмотря на то, что оба мира взаимодействуют и формируют человека, мир чувств преобладает в человеческой натуре. Для того чтобы возобладал мир разума, необходимо, чтобы человек существовал в гражданском обществе и создал такое же государство. По Канту, человечество может дорасти до контракта о мирном взаимодействии. Он не переоценивал природы человека, но считал, что процесс его морального совершенствования может приблизить вечный мир. Нравственное совершенствование разовьет в человеке чувство космополитической морали, т. е., выражаясь современным языком, создаст ощущение единства мирового сообщества и даст толчок к образованию мирового государства. Взлет школы «либерализма» приходится на годы после завершения Первой мировой войны. Впервые пережив ужасы глобальной по масштабу и беспрецедентной по количеству жертв катастрофы, большое число политиков и мыслителей задались целью исправить силовой механизм международных отношений. Упор выл сделан на коллективные институты, прежде всего на Лигу Наций, международный арбитраж, иные формы ограничения соперничества. Самыми известными представителями этого направления теории и практики международных отношений были англичане А. Зиммерн, Д. Дейвис, Ф. Ноэль-Бейкер, француз А. Бриан, немец А. Штреземан. Их интеллектуальным лидером был профессор, а затем президент США В. Вильсон. Программа «14 пунктов» В. Вильсона предполагала гармонию интересов, распространение демократии, принципов либерализма, международного права и коллективной безопасности. Эти положения пунктов были близки идеям ленинского Декрета о мире. Европейский пацифизм впервые получил возможность ввести свои идеи в оборот международной практики и претендовать - через прессу, депутатский корпус и общественное мнение - на политикоформирующую роль. Интенсивное использование переговорных механизмов, непрерывно поддерживавшееся в мировой политике с окончания войны до середины 20-х г., приучило страны и правительства видеть в правовых нормах и договорных обязательствах достаточно серьезные инструменты уменьшения военной опасности, хотя и не средства ее полного устранения. В этот период в дипломатической практике становятся самыми распространенными такие виды договоренностей, как пакты о ненападении и нейтралитете. Однако Вильсон в конечном счете оказался неспособен примирить принцип самоопределения наций с идеей всемирного либерального порядка. Почему? В Париже в окружении представителей стран-победительниц справа и «пророков революции» слева Вильсон потерял контроль над событиями и не смог реализовать свою идею. Вне международного порядка оставался СССР, который оказался в роли главного оппонента содружества Лиги Наций. Оставаясь за ее порогом, СССР считал Лигу враждебной себе и стремился ее ослабить. Германия, приходящая в себя после Версаля, приостановила кризис хозяйства, но по-прежнему считала положение дел несправедливым. Берлин добивался ревизии решений Парижской конференции. Американский исследователь Л. Гарднер пишет: «Сильный удар по вильсонской модели «либерального миропорядка» был нанесен Великим экономическим кризисом 30-х гг ХХ. в. Германия и Япония отказались от принципов «либеральной капиталистической системы». Великобритания, взяв на вооружение в 1932 г. систему «имперских преференций», также отошла от либеральных принципов, хотя и не приняла в нутрии страны тоталитарные меры. Ф. Рузвельт выдвинул программу «нового курса» в качестве альтернативы как фашизму, так и коммунизму, чтобы показать совместимость «самоограничения» и либерализма». «Реалисты» обвинили «либералов» во всех смертных грехах, в том числе в попустительстве А. Гитлеру (Мюнхенское соглашение 1938 г. о расчленении Чехословакии) и И. Сталину (война с Финляндией, оккупация стран Балтии), открывших дорогу ко Второй мировой войне. Английский историк Е. Карр в работе «Двадцатилетний кризис» назвал позицию «либералов» прекраснодушным «идеализмом». От этой «родовой травмы» школа «либерализма» смогла полностью оправиться в 50 — 60-е гг. ХХ. Века. Наследие идеализма было востребовано политическими деятелями стран Западной Европы, прежде всего такими как Р. Шуман и К. Аденауэр. Они сначала восстановили демократию в своих странах, а затем, преодолев вражду Франции и Германии. На основе европейской идеи создали систему экономической взаимозависимости. Возрождение «либерализма» в условиях почти универсального торжества школы «реализма» начинает проявляться уже в середине 60-х гг. ХХ. В. Э. Хаас предложил «функциональный» подход к анализу международных отношений, с акцентом на поиск сотрудничества через международные институты. Гарднер отмечает, что в период вьетнамской войны американская администрация использовала идеалистическое кредо, чтобы продемонстрировать свою озабоченность проблемой. Выходило так, что США находятся во Вьетнаме не из-за каких-то меркантильных интересов, а по тем самым причинам, по которым Вильсон в 1917 г. вступил в Первую мировую войну, а именно для «отстаивания свободы и демократии».
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |