Марксистский взгляд на международные отношения
Место и роль марксизма как методологии, под которой понимается сплав диалектики, материализма и исторического подхода в изучении международных отношений, были и остаются предметом оживленных дискуссий в современной науке. В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. марксизм испытывал кризис, связанный прежде всего с крахом «социалистических» режимов в СССР и других странах. Тем не менее он остается одним из направлений теории международных отношений. Американский исследователь Ф. Холлидей прямо заявляет, что их интерпретация может быть раскрыта только с помощью марксизма. Марксистская концепция попыталась дать целостную гипотезу мирового развития, связав его с динамикой и направленностью международных отношений. Концепция истории как последовательной смены общественно-экономических формаций, в основе которых лежал тот или иной способ производства, была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Впоследствии ее развивали О. Бауэр. Р. Гильфердинг, Р. Люксембург, Г. Плеханов, К. Каутский. В. Ленин, Н. Бухарин. По их мнению, способы производства, в основе которых лежало отношение к собственности на средства производства, с возникновением классов по-разному влияли на поведение государств на международной арене. Государство является инструментом реализации интересов господствующего класса, в том числе и в сфере внешней политики. Российские исследователи Н. Ломагин, А. Лисовский и др. основоположники марксизма, в зависимости от принадлежности государств к той или иной общественно-экономической формации дали характеристику международных отношений пяти типов: 1) отношения между капиталистическими государствами; 2) отношения между капиталистическими и социалистическими странами; 3) отношения капиталистических государств со странами докапиталистического типа; 4) отношения социалистических стран с государствами, находящимися на докапиталистической стадии развития; 5) отношения между социалистическими государствами. Хотелось бы отметить, что вышеизложенные моменты отражали только гипотезу развития отношений, а не практику. Основоположники марксизма не знали и не могли знать, как будут развиваться события. Ф. Энгельс в последние годы своей жизни предупреждал молодых марксистов о необходимости совершенствовать учение, в том числе и науку о классовой борьбе. В работе «Положение рабочего класса в Англии» он писал: «по принципу своему коммунизм стоит выше классовой борьбы пролетариата с буржуазией, потому что он является целью не только рабочего класса, а целью всего человечества». Марксизм определил многие важнейшие категории теории международных отношений: «глобализацию», «войну» — обычное состояние капиталистических международных отношений, «конфликт» - ситуацию, предшествующую войне, «справедливую войну» - войну против угнетения и угнетателей. Некоторые аналитики международных отношений в этой связи отмечают, что марксизм в отношении войны созвучен реализму. Но Гоббс объяснял войну природой человека, а марксисты - частной собственностью. Они считали, что, как только она исчезнет, исчезнет и основа для конфликтов и войн. В начале XX в. марксизм вплотную занялся международными отношениями, развивая теорию империализма. Она, во многом благодаря В. Ленину описывала процесс капиталистического соревнования по глобальной шкале как процесс, перенесенный в сферу межгосударственного, а не только межклассового конфликта. В исследованиях марксистов того времени появились категории: «мировая экономика и политика», «нации» и т. д. Сами международные отношения выделялись не как вторичные, производные от внутренних предпосылок, а как самостоятельная сфера. Очень важным было открытие такой категории как «милитаризм». Позже появились категории «развитых в промышленном отношении стран (ядро)» и «периферии (зависимые и колониальные государства)». Еще при жизни В. Ленина появилась категория «мирное сосуществование». Неравномерность развития капитализма устанавливала связь между империализмом и войной. Выясняя истинный смысл Первой мировой войны, Ленин обратился не к ее дипломатической предыстории, а к анализу объективного Положения господствующих классов во всех воюющих странах: «чтобы изобразить это объективное положение, надо взять не примеры и не отдельные данные (при громоздкой сложности явлений общественной жизни можно всегда подыскать любое количество примеров или отдельных данных в подтверждение любого положения), а непременно совокупность данных об основах хозяйственной жизни всех воюющих держав и всего мира». После Октябрьского переворота в России в 1917 г. и прихода большевиков к власти у В. Ленина было два периода оценки ситуации на международной арене. Один период - до 1920 г., когда революционная романтика и победа в гражданской войне толкали его и его сторонников к ожиданию и подталкиванию всемирного революционного кризиса, а идеи Декрета о мире призывали эксплуатируемых осознать лежащие на них задачи освобождения цивилизации от ужасов войны и успешно довести до конца дело мира. Второй период, после 1920 г., в результате поражения в советско-польской войне, когда Ленин понял свою ошибку в оценке социальной ситуации в странах Запада. Неслучайно нарком иностранных дел Г. Чичерин в июне 1920 г. впервые озвучивает формулу «мирного сосуществования». Ленинские идеи после смерти вождя в 1924 г. не получили развития, его сторонники в марксизме подверглись репрессиям как внутри страны, так и за ее пределами, а сама теория была заменена так называемым «марксизмом-ленинизмом» на словах, сталинизмом - на деле. В этой связи трудно согласиться с утверждениями части российских исследователей о том, что «все, что было наработано марксистско-ленинской теорией международных отношений, стоит качественно выше того, что создано в этой области силами ученых США и Западной Европы». Наоборот, никакой «марксистско-ленинской» науки не было и в помине. Была пропаганда, основанная на цитатах Маркса, Энгельса, Ленина, использованных в другое время и по другому поводу. Реализация же практики построения «социализма в одной стране» явилась одной из основных причин краха СССР, а не происки ЦРУ или «предательство» М. Горбачева. Советских людей приучили за все годы существования сталинского СССР обязательно искать врагов. И легче всего найти, естественно, врагов, или «козлов отпущения», в лице известных политиков, чем заниматься серьезными исследованиями. Автор пособия далек от мысли, что США и их союзники не ставили перед собой задачи нанести поражение Советскому Союзу и его сторонникам. Но главная причина гибели «социалистической» системы, по моему убеждению, кроется не вовне, а внутри ее. Собственно научные компоненты марксизма в СССР были изначально извращены и поставлены в положение заложников идеологической конъюнктуры, долгого и исключительно мощного террора догматизма и схоластики, а иногда и простого невежества в отношении окружающего мира. В первую очередь пострадала наука о международных отношениях. Ведь ее особенности требовали творческого развития теории и методологии марксизма. Но это само по себе воспринималось единственной правящей партией как идеологический и политический вызов, граничащий с ревизионизмом и другими «смертными грехами». Российский исследователь Н. Косолапов считает, что в данном случае теория объективно «становилась бы таким ограничителем по отношению к КПСС, притом на центральных направлениях идеологии и международного курса партии и государства». С учетом этого опыта благословить «марксистско- ленинскую» теорию международных отношений и признать ее должна была сама КПСС. Причем на уровне не ниже, чем речь Генерального секретаря на очередном съезде, добиться чего было просто немыслимо. Но даже и это не гарантировало бы дальнейшего развития новой науки. Поэтому не приходится удивляться, что писались 11 томов «Теории международных отношений» в ИМЭМО АН СССР на протяжении 1974-1985 гг. под руководством академиков Н. Иноземцева и Е. Примакова. Но они так и не увидели свет. Все это объясняется тем обстоятельством, что после 1924 г. марксизм как наука был задушен, превратился в икону, что тяжким бременем сказалось и на внешней политике. Несмотря на наличие талантливых дипломатов, основными чертами советской внешней политики были: • персонификация, сводившая все сложности международных оценок к мнению первого лица в партии и государстве; • отсутствие демократических механизмов принятия решений во внешней политике, что ставило страну в тяжелое положение: • догматическое, самовлюбленное поведение на международной арене, проявлявшееся в том, что внешняя политика страны считалась самой прогрессивной и безукоризненной; • умозрительно-утопическое, подозрительное отношение к окружающему миру, психология «осажденной крепости», субъективистская оценка происходящего. Отсюда постоянная конфронтация с Западом, которая приводила к зигзагам и просчетам, ложившимся тяжестью на плечи народа. Наиболее отрицательным проявлением советского повеления в мире была идеологизация политики безопасности страны, втянувшая ее в опаснейшие кризисы в разных частях света и поставившая ее на грань катастрофы. В основу внешней политики была положена не только концепция «мирного сосуществования», но и концепция «пролетарского интернационализма», которая была призвана создать «социализм» в отсталых странах Азии, Арабского Востока и Африки. Это обернулось большой бедой, осознание которой пришло тогда, когда ничего нельзя было поправить. Предпринятые в последние годы жизни СССР попытки руководствоваться принципами, заложенными в «новое мышление», успеха не имели, так как внутри страны расходились с нормами жизни, утвердившимися веками, а вовне привели к неоправданной поспешности в решении проблем безопасности. Необходимо отметить, что и Запад вел себя по отношению к СССР зеркально, также имел своих ортодоксов и догматиков от внешней политики, в принципе невежественно относился к миру, особенно «третьему», что способствовало усилению напряженности, которая проявляется и поныне.
Неомарксизм
После распада СССР на всем постсоветском пространстве теория и методология марксизма оказались отброшенными, поскольку их увязали со «сталинизмом». В силу идеологической и политической амбициозности научные качества этого направления оказались ненужными. Этот процесс коснулся и Республики Беларусь, где осмысление теоретических основ внешней политики началось поздно. До этого научные изыскания отдельных исследователей не принимались в расчет и заменялись собственными, подчас конъюнктурными соображениями. На Западе марксистская методология не допускалась к процессу формирования курса внешней политики. Не запрещая марксизма прямо, практика там объективно оттесняла его в университеты, прежде всего в философские науки, где левый радикализм воззрений можно было сочетать с академической карьерой и даже общественным признанием. Однако положение ученых-марксистов осложнялось и тем, что они оказывались объектом жесточайшей критики как на Западе, так и со стороны СССР, обвинявшего их в «ревизионизме» и прочих смертных грехах. Достаточно вспомнить в этой связи имя Р. Арона, крупного ученого французской социологической школы, внесшего огромный вклад в создание теории международных отношений. Окончание «холодной войны», распад СССР и «мировой системы социализма», с одной стороны, развитие КНР под руководством Коммунистической партии с другой, углубление глобальных проблем облегчили появление научного интереса к марксистской методологии исследования, марксистскому пониманию и объяснению международных отношений. В 90-e гг. XX — начале XXI вв. большой популярностью пользуются идеи неомарксистов, в первую очередь концепция «зависимости» Р. Кокса, «Социально-экономического детерминизма» Н. Альтуссера, «эволюция современной международной системы» Э. Хобсбаума, значение конца холодной войны Ф. Холлидея, « мирового города и мировой деревни» И. Валлерстайна и др. Они справедливо видят хорошую основу для решения задач как в развитии отдельных понятий, так и в целях концепций и направлений мысли, для придания исследованиям системного характера. Неомарксисты выступают главными, критиками реалистической парадигмы. Они представляют мир в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Базовыми понятиями, играющими роль методологического ключа, помогающего разобраться в этом сложном многообразии, выступают понятия «мир-система» и «мир-экономика». Последнее отражает не столько сумму экономических отношений в мире, сколько самую обширную систему взаимодействия международных акторов, ведущую роль в которой играют экономически более сильные из них. Основные черты мир-экономики - это всемирная организация производства, рост значения ТНК в мировой экономике, усиливающаяся координация производственных комплексов, интернационализация капиталов и уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов. Государства, которые ранее защищали себя от внешних потрясений, превращаются в агентов, передающих национальным экономикам требования мир-экономики с целью адаптации к условиям конкуренции на мировом рынке. Указанные процессы, как и соответствующие структуры, представляют собой не некие априорные данные, а факты. Иначе говоря, они являются результатом деятельности людей, продуктом истории. Существуют и противоположные глобализации процессы - диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и иных организаций и структур, поиски альтернативных путей развития. Однако радикально-либеральная идеология внушает людям, что альтернативы глобализации нет, что в основе наблюдающихся на мировой арене жесткой конкуренции-дерегламентации взаимодействий и эгоизма лежит неумолимая экономическая логика. «Гиперлиберальная экономика, — пишет американский исследователь Р. Кокс — нуждается в лидере, способном заставить уважать ее правила». После «холодной войны» эту роль присвоили себе США. Она позволяет им претендовать на привилегии в виде исключения из общих правил поведения на международной арене. Являясь самым крупным в мире должником, США рассчитывают на дальнейшее получение кредитов и продолжают жить, тратя гораздо больше, чем это позволяют их собственные возможности. Их лидеры объясняют это «тяжестью военной ноши», которую Соединенные Штаты должны нести, защищая остальное человечество, и прежде всего Западный мир, от многочисленных угроз его безопасности. На самом же деле международные отношения приобретают «зависимый (от США) характер». Эта зависимость касается не только «маргинальных» (традиционных) периферийных зон мировой системы, т.е. слаборазвитых стран «третьего мира», не только ее «активных» или «главных» периферийных зон, какими становятся страны Восточной Азии, Восточной Европы, Латинской Америки, Россия, Индия, но и таких традиционных «центров системы», как Япония и Западная Европа. Выстраиваясь в кильватере политики Вашингтона, последние рискуют в долгосрочной перспективе обострить этим не только японо- европейское соперничество, но и смягчившиеся в последние десятилетия противоречия между западноевропейскими странами. Таким образом, главным тезисом неомарксистов является тема не только противоречия Запада остальному миру, но и эксплуатации последнего. Суть их доводов заключается в том, что на смену трем «мирам» времен «холодной войны» после почти полного исчезновения «социалистического мира» идет новая структура развитого и стабильного Севера и все более отстающего и нестабильного Юга. Как правило, неомарксисты рисуют довольно пессимистический прогноз - неизбежное, по их мнению, углубление экономического и технологического разрыва между Севером и Югом, а отсюда стремление последнего «переделить» мир. Даже если «южанам» не удастся добиться этого силовым путем, поскольку военная мощь сосредоточена также на Севере, нестабильность, попытки массовой миграции в зону благополучия, вероятность экономических и техногенных катастроф на Юге вспышки питаемого бедностью политического экстремизма будут постоянно держать в напряжении и отравлять жизнь «зоне мира и благополучия». Радикальных выходов для Севера в такой ситуации два - отгородиться от Юга или попытаться подтянуть его экономически до стабилизирующегося уровня. Но английский исследователь А. Тикер подчеркивает, что «нет никакой гарантии, что Север станет помогать больше слабым государствам в других регионах, когда возникнет угроза их безопасности. Круг замыкается». Таким образом, можно согласиться с основной мыслью неомарксистов о противоречивом процессе развития международных отношений. Развитие глобальных тенденций, взаимозависимость субъектов в современном мире не укрепляет независимости, а, следовательно, будет являться источником напряженности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |