Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные элементы композиции кадра: граница кадра, сюжетно-композиционный центр, перспектива изображения, масштаб, ракурс, движение



2016-01-26 1878 Обсуждений (0)
Основные элементы композиции кадра: граница кадра, сюжетно-композиционный центр, перспектива изображения, масштаб, ракурс, движение 0.00 из 5.00 0 оценок




Формата кадра - соотношение его сторон 1: 1,37. Начиная с конца 90-х годов XX века начался переход на «широкоэкранное» телевидение: соотношение ширины и высоты экрана 4:3 стало заменяться на соотношение 16:9.

Сюжетно-композиционный центр кадра – ту часть, которая заключает в себе изобразительный и сюжетный смысл или характеристику показываемого объекта. В нем связаны элементами композиции в определённых (драматургических) отношениях находящиеся на экране предметы и люди. На экранной плоскости это воображаемая точка или объект, куда стягиваются воображаемые линии, определяющие характер взаимодействия главных объектов, попавших в поле зрения камеры.

Принцип пересечения третей: если плоскость изображения разделить линиями на три равные части по горизонтали и вертикали, то точки пересечения этих линий будут оптимальными для нахождения центра внимания.

Принцип золотого сечения: суть состоит в разделении изображения на прямоугольные сегменты. Эти «золотые прямоугольники» имеют пропорции, которые, по мнению древних греков, были особенно гармоничны и приятны глазу. Расположение композиционных элементов особой важности либо внутри, либо на пересечении данных прямоугольников, может помочь выделить их и создать хорошо сбалансированное изображение. Золотое сечение приблизительно равно 1:1,6, или точнее, 3/8 : 5/8.

Виды композиций

Закрытая (замкнутая) композиция строится так, что линии взаимодействия воображаемых объектов направляются к сюжетно-композиционному центру. Основные причинно-следственные связи в таких изобразительных конструкциях замыкаются внутри картинной плоскости. Действие, происходящее в кадре, начинается и завершается в его границах. Группа беседующих людей, человек, выполняющий какую-то работу, адресный план, портретный — камера в этом случае просто фиксирует происходящее столько времени, сколько это нужно по замыслу автора.

Открытая (развёрнутая) композиция строится на основе линий, расходящихся от сюжетного центра, отражая связи объектов, стремящихся выйти за пределы кадра. Причинно-следственная зависимость раскрывается вне экранной плоскости и требует завершения в других монтажных планах. Зритель ждёт продолжения монтажной фразы, в этом отношении открытые композиции более действенны.

Устойчивая композиция — это такая композиция, у которой основные композиционные линии пересекаются под прямыми углами в центре плоскости кадра. Главные изобразительные компоненты располагаются в кадровом пространстве равномерно, создавая впечатление покоя и стабильности.

Неустойчивая композиция образуется при пересечении силовых линий под острыми углами, создавая ощущение динамики и беспокойства. Нередко основой таких композиций становится диагональ. Диагональ — это самая длинная прямая линия внутри фигуры или плоскости, и если она становится стержнем, организующим всю композицию, то позволяет увеличить число объектов, расположенных на поле кадра.

Симметричная композиция всегда проста и спокойна. Она удваивает информацию, которая от этого становится более понятной и убедительной. Она создаёт ощущение гармонии и завершённости. Симметрично построенная композиция ориентирует зрителя на то, что главное сюжетное действие будет расположено в центре экранной плоскости. На экране симметрия и асимметрия взаимно дополняют друг друга в соседних кадрах, именно асимметрия помогает осознать очарование симметричных точек, линий, плоскостей, форм.

Виды планов:

1. Деталь. Чрезвычайно крупный план. Выделяется одна деталь изображения.

2. Лицо. Очень крупный план. В кадре яйцо от середины лба до середины подбородка.

3. Голова. Портретный план. В кадре целиком голова.

4. Крупный план. В кадре голова и плечи.

5. Средне-крупный план. В кадре фигура до верхней половины груди.

6. Первый план—это средний план, при котором в кадре помещается фигура до пояса.

7. Средний план (его также называют планом 3/4). Фигура видна до колен.

8. Средне-общий план. В кадре фигура человека целиком с небольшим пространством вверху и внизу.

9. Общий план. Фигура занимает от 3/4 до 1/2 высоты экрана.

10.Дальний план. Фигура занимает меньше половины экрана.


23. Понятие ракурса и перспективы. Виды перспектив, используемые при работе над экранным изображением.

Перспектива - достоверное изображение пространства, в котором развивается событие; воспроизведение трёхмерного пространства.

Древнерусские иконописцы и средневековые художники иногда увеличивали предметы по мере их удаления, используя приём обратной перспективы. В старинной китайской живописи применялась своеобразная многоплановая перспектива: пространство изображалось с верхней точки.

Перспектива такого рода называется линейной — она строится по прямым линиям, которые соответствуют ходу световых лучей. Создать на экране иллюзию глубины помогают объекты, имеющие в жизни очевидные линейные параметры: лента дороги, мост через реку, железнодорожный перрон, рельсы» набережная, река. Очень наглядно передают масштабные изменения одинаковые по размерам объекты, находящиеся на различном расстоянии от телекамеры: телеграфные столбы, одинаково подстриженные деревья.

На двухмерной плоскости экрана зритель видит объекты, которые оператор вывел из фокуса. На основании этих данных у зрителя возникает ощущение глубины пространства. Это и есть оптическая перспектива. Подчиняясь аналогии с аккомодацией глаза, зритель вынужден смотреть на участки композиции, оказывающиеся в зоне резкости.

Ещё один приём, создающий эффект перспективы,—перемещение камеры во время съёмки. При реальном движении телекамеры зритель видит происходящее действие из различных пространственных положений. Он как бы перемещается в пространстве вместе с камерой, и благодаря этому на экране возникает динамическая перспектива, которая энергично выявляет глубиность изображения.

Воздушная перспектива есть перспектива тонов, которые меняются от темных и контрастных на переднем плане к светлым и мягким в глубине. При отсутствии воздушной дымки путём особого светового и колористического композиционного решения кадра можно получить распределение по глубине. Например, точка съёмки может быть выбрана так, что в кадре на переднем плане окажутся неосвещённый предмет, фигура, деталь объекта, в то время как глубина помещения либо дальнего пространства будет ярко освещена.

Звуковая перспектива. При непосредственном слушании не составляет особого труда определить расстояние от слушателя до источника звука, расстояние по фронту, по вертикали, а также по глубине, т. е. звуковую перспективу. Стереофоническая запись даёт возможность определить кажущееся местоположение источника звука по фронту (горизонтали) и в глубину. При монофоническом звучании воспринимается лишь перемещение источника звука в глубину.

Ракурс обозначает в переводе с французского «сокращать, укорачивать». Ракурсная проекция передаёт разноудалённые от объектива части предмета в разных масштабных соотношениях, искажая их привычную форму в соответствии с законами построения перспективы. Удалённые от съёмочной точки детали кажутся уменьшенными, сокращёнными. Этим и объясняется название приёма.

• Ориентация в пространстве

• Возможность показать характерные признаки объекта, различимые только при определённом взгляде.

• Изобразительный эпитет, может подчёркивать не только внешние признаки объекта, но и комментировать духовное состояние герой, выражать идеи и чувства автора.


24. Виды панорамирования. Техника, используемая при съёмке с движения.

 

Панорама – приём, заключающийся в том, что оператор меняет направление оси объектива во время съёмки. Это как бы имитация нашего взгляда, когда мы поворачиваем голову. В отличие от съёмки с движения, камера зафиксирована в 1 месте. Виды панорамирования:

- Панорама оглядывания – позволяет осмотреть пейзаж, предмет, фигуру, чтобы сведения были более полными. Камера должна оглядеть объект съемки для его лучшего обзора. Масштаб при этом зависит от той характеристики, которую автор собирается дать объекту, а темп панорамирования зависит от того какое отношение объект должен вызывать у героя. Медленная и плавная съемка должна создавать ощущение покоя, а быстрая – тревоги.

- Панорама сопровождения – съёмка движущегося объекта во время которой направление оптической оси объектива меняется в зависимости от траектории движения этого объекта. Зритель судит о динамике действия по фону и переднему плану. Если сделать объект во весь экран, эффект движения будет потерян. Траектория панорамы, её направление и темп зависят от происходящего действия.

- Панорама-переброска – стремительное движение кадра с одного объекта на другой с эффектом смазки. Для такого скачка всегда нужна причина, иначе это можно будет счесть за технический брак. Такая панорама не всегда выдерживает 1 план т.к. в начале и в конце переброски – разные объекты на разных расстояниях от камеры и разница в планах может быть существенной.

Для достоверности картинки и ее глубины используются короткофокусная широкоугольная оптика. Такая оптика видит больше в высоту и в ширину. При наведении фокуса четкой остается только один план, остальные планы теряют четкость, что создает эффект трехмерности.

 

Проезд, или тревеллинг

Тревеллингом называют такое передвижение камеры, снимающей фигуру или предмет, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки неизменным. Сюда относятся такие, например, съемки, как проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг) или от земли до крыши дома (вертикальный тревеллинг), движение камеры рядом с движущимся автомобилем. Основные виды тревеллинга - отъезд и наезд (отдаление и приближение).

 

В современно кино часто используются сочетание панорамирования и тревеллинга - траекторная съемка. Камер и объектив передвигаются произвольно относительно объекта съемки.

Техника для съемки в движении:

- операторская тележка (ставится на специальные рельсы). Оператор с аппаратурой может сам управлять движением тележки или хапрограммировать ее передвижение. Рельсы могут быть проложены не только по прямой, но и по кривой или по кругу.

- операторский кран. На него крепится камера, и оператор может легко управлять ее движением с другого конца крана или запрограммировать движение крана.

- тросы. Так снимают, например, футбольные матчи: над полем натянуты тросы, по которым ездит несколько камер, обеспечивая отличный обзор происходящего на стадионе. Такими камерами операторы управляют удаленно.

- стедикам (steadicam) – приспособление для поддержки камеры и стабилизации изображения. Конструкция стедикама состоит из жилета, который надевается на оператора, пантографа и вертикальной стойки. Также система может быть дополнена просмотровым монитором, аккумуляторами, иногда в комплект стедикама входят крепления для авто и вертолета. Есть также облегченная конструкция стедикама: ручка с элементом стабилизации камеры.

Стедикам позволяет делать плавную съемку в движении, без тряски от шагов оператора или неровностей под колесами автомобиля. Более дешевый способ съемки в движении, чем тележка или кран.

 


25. Монтаж как выразительное средство. Основные правила монтажа изображения. Виды спецэффектов, используемых при видеомонтаже.

Экранное произведение, как всякое пространственно-временное искусство, напрямую связано с понятиями времени и пространства. Меняя точки съёмки, сочетая планы разной крупности, режиссёр позволяет зрителю ориентироваться в экранном пространстве, получая достаточное полное и объёмное представление о явлении или событии.

Монтаж помогает созданию необходимого ритма, что также в значительной степени воздействует на эмоции зрителя. Монтаж может передавать событие с точки зрения персонажей, к тем самым позволяет зрителю идентифицировать себя с тем или иным героем, глядя как бы его глазами на происходящее (субъективная камера).

Монтаж - главное средство отбора наиболее интересного для зрителя материала, а также способом идеологической, ритмической и иной организации специально отснятого или фильмотечного изображения.

Подобное психологическое воздействие одного кадра на восприятие соседствующего с ним изображения получило название «эффект Кулешова». Два склеенных вместе кадра способны рождать новый, обогащённый ассоциациями образ или даже новое понятие.

Монтаж аттракционов пред полагал соединение «ударных», то есть необычных, эффектных или даже шокирующих кадров и эпизодов, порой не очень или даже совершенно не оправданных с логической или с бытовой точки зрения, но оказывающих сильное психологическое воздействие на зрителя.

Эйзенштейн ввёл в кинематограф понятие монтажного контрапункта. Это понятие, заимствованное из музыкальной терминологии, сегодня используется обычно, когда речь идёт о приёме несовпадения, несоответствия звука и изображения с целью придать кадру метафорическое звучание или вызвать комический эффект.

Творчество Дзиги Вертова и его теория «жизни, врасплох», оказали большое влияние на документалистов 60-х годов как у нас в стране, так и за рубежом, когда активно начал внедряться метод «скрытой камеры», метод «провокации» и стали активно осваиваться возможности синхронной звукозаписи при проведении репортажных и друг их документальных съёмок.

Функции монтажа

• сведение воедино всех компонентов изображения и звука

• отбору отснятого материала

• с помощью последовательного соединения изображений передать логику развития происходящих на экране событий

• пространственная и временная протяженность

• создание психологического напряжения

• вызывание эмоций и ассоциаций

Перечислим основные типы монтажных соединений.

1. Перемена точки съёмки. Данный тип монтажа присущ любому фильму и любой телепередаче. Благодаря точно найденным различным точкам съёмки и ракурсу (то есть углу зрения, под которым снимает камера), мы получаем ощущение пространства, в котором происходит показываемое нам действие.

2. Передача причинно-следственной связи между кадрами Речь идёт в том, что предыдущий и последующий кадры могут обозначать причину или следствие какого-либо действия. Если, скажем, герой резко повернулся, то в следующем кадре мы видим причину его реакции: в комнату кто-то вошёл, либо что-то ещё могло его насторожить или вызвать его интерес. И наоборот —после кадра человека, вошедшего в комнату или что-то говорящего, мы можем дать лицо героя, на котором видна соответствующая реакция — как следствие того, что мы увидели в предыдущем кадре.

3. Перемена места действия Если два кадра, действие в которых происходят в совершенно разных местах, монтируются рядом и к тому же при этом изменяется звуковая партитура, нетрудно понять, что предыдущий эпизод сменился другим, новым. Если показывается процесс, скажем, герой долго добирается до места назначения, то чтобы изобразительно передать временную и пространственную протяжённость, ряд кадров могут быть соединены наплывами.

4. Выделение детали. Чтобы подчеркнуть деталь, характерную для того или иного события, явления или персонажа, в монтажную фразу может быть «врезан» соответствующий очень крупный план (рука, жест, предмет и т. п.). В телевизионных репортажах и интервью часто используются так называемые «перебивки». Это могут быть детали интерьера, какие-то предметы на столе или на полке, руки интервьюируемого; звукозаписывающая техника, план слушающего репортёра.

5. Параллельное действие. Это монтаж кадров или сцен, происходящих одновременно, но в разных местах и показываемых на экране попеременно. Можем видеть по телевидению репортажи о разнообразных событиях, которые происходят в данный момент, в то самое время, когда идёт программа новостей. То есть мы видим события, происходящие в нашей стране или на нашей планете в один и тот же временной отрезок, но в разных дальних и ближних точках.

6. Контрастное сопоставление. Фактически это монтажное столкновение кадров-антонимов. Подобный приём особенно часто встречается в художественно-публицистических фильмах и телепередачах. Сталкивая, например, кадры замерзающих в своих жилищах с отключённым отоплением людей с кадрами престижных домов, в которых живут чиновники, отвечающие за коммунальное хозяйство, журналист усиливает эмоциональное звучание поднятой им темы, зримо показывает бездушие тех» кому поручено решать соответствующие вопросы.

7. Ассоциация или аналогия. Ассоциативный монтаж предполагает косвенную опосредованную связь между явлениями. Скажем, соединение кадра ползущей по песку змеи с кадром человеческого лица, по щеке которого так же извилисто ползёт капля пота, рождает изобразительную ассоциацию и в целом создаёт образ пустыни.

8. Переход к прошедшему или будущему времени. Сегодня нередко можно видеть, как в телефильмах и передачах кадр из прошлого времени монтируется с современным эпизодом встык, но сопровождается при этом надписью, сообщающей время и место действия, которое произошло в прошлом.

9. Монтажный рефрен Речь идёт об изобразительном лейтмотиве, своего рода монтажной рифме. Повторяя через определённое время один и тот же кадр или несколько кадров, авторы акцентируют на нем внимание зрителя и тем самым стараются вызвать у зрителя определённые ассоциации, создать поэтический или символический образ.

10. Ритмический монтаж. Имеется в виду организация изобразительного материала в остром, захватывающем темпоритме. Чаще всего ритмический монтаж осуществляется под музыку.

Правила монтажа

Первое и главное правило, которое касается процесса создания любого аудиовизуального произведения: монтажное мышление должно проявляться на всех стадиях работы — от написания сценария до монтажа изображения и звука.

Любое аудиовизуальное произведение состоит из эпизодов (единство времени и темы), состоящих из сцен (микроэпизод в одном пространстве). Один эпизод отделяется от другого заметным изменением компонентов изобразительного ряда и звуковой партитуры.

Первоэлемент любого фильма - кадр. Принято разделять условно понятия «план» и «кадр». Планом называют отдельное отснятое изображение. Под кадром понимается та часть плана, которая включается в фильм или передачу.

Если законы психологического восприятия последовательного соединения двух изображений нарушаются, то возникает ощущение зрительного дискомфорта, или, выражаясь профессиональным языком, «скачка». Этот эффект необходимо учитывать, соединяя кадры, снятые подвижной камерой. Если панорама резко обрывается, а за ней следует кадр, снятый статичной камерой или в другом темпе, это неизбежно рождает дискомфорт в восприятии подобно резкому торможению поезда. Кадры должны монтажно соединяться по тональности, по масштабу, по движению и темпоритму.

1. Монтаж по тональности и колориту. Понятно, что кадр, снятый при ярком солнце, вряд ли сойдётся тонально в пределах одной сцены с кадром, снятым на закате. Грамотный режиссёр и оператор, будут стараться снимать очередной по режиссёрскому сценарию кадр, распределяя тёмные и светлые массы в кадре так же, как они распределялись в кадре предыдущем.

2. Монтаж по крупности. При монтаже двух изображений одного и того же объекта необходимо, чтобы разница в крупности планов этого объекта была достаточно значительной. Если же эта разница недостаточно велика, то такой монтажный стык будет восприниматься как «скачок».

3. Монтаж по фазе. Снимая и монтируя планы одного персонажа или нескольких персонажей, крайне важно учитывать одинаковость их позы и взгляда в монтируемых кадрах. Если на общем плане ваш герой будет смотреть прямо перед собой, а на среднем — влево или вправо, то, естественно, это будет воспринято как скачок. Часто переход от плана к плану происходит, если так можно так выразиться на «мёртвой точке». Имеется в виду момент между поступательным и возвратным движением. Скажем, если герой протягивает руку к какому-нибудь предмету на крупном или среднем плане, то на среднем или общем плане он завершит движение, забрав то, к чему он тянул руку.

4. Монтаж по взгляду. Направление взгляда человека в предшествующем кадре часто является определяющем при выборе кадра последующего, потому что зритель всегда невольно следует за взглядом человека на экране.

5. Монтаж по направлению движения. Точка съёмки может быть изменена в пределах 130 градусов, но с той же стороны, откуда до этого съёмка велась.

6. Монтаж по темпу и ритму движения. С помощью монтажа темпоритм может изменяться: нарастать, если кадры становятся всё короче, и, наоборот, замедляться, если продолжительность кадров постепенно увеличивается. Продолжительность того или иного кадра определяется при монтаже чисто интуитивно, исходя из его информационной ёмкости.

Помните, что наплыв уместен лишь в следующих случаях: для обозначения того, что между кадрами или эпизодами прошло определённое количество времени; если после плана действующего лица далее следуют воспоминания героя. Хорошо также смотрятся медленные наплывы в пейзажных этюдах, смонтированных под музыку.

Сегодня в телевидении существуют два вида монтажа: линейный монтаж (linear editing) и нелинейный (цифровой) монтаж (non-linear (digital) editing).

При линейном монтаже мы имеем дело с аналоговой, то есть нецифровой записью. Монтажная линейка в этом случае состоит как минимум из двух видеомагнитофонов: воспроизводящего {плейера) и записывающего {рекордера). Наличие двух и более плейеров позволяет ускорить процесс монтажа и использовать больше разнообразных изобразительных приёмов. Аппарат, позволяющий одновременно управлять плейерами и рекордером, называется контроллером. Единственное, что возможно изменить при линейном монтаже, — это убрать изображение, которое вас не устраивает, и на его место вставить другое.

Нелинейный монтаж производится на компьютере, имеющем соответствующее обеспечение, и аналогичен технологии кинематографического монтажа.

Рассмотрим основные, наиболее часто используемые при электронном монтаже спецэффекты:

1. Трансформация изображения

2. Ввод и вывод изображения (появление его из затемнения и уход в затемнение).

3. Изменение размеров кадра


27. Специальные и комбинированные съемки. Спецэффекты.

Специальные съемки

Замедленная съемка

Киносъёмка с частотой, меньшей стандартной частоты съёмки и проекции, составляющей в кинематографе 24 кадра в секунду. При проекции полученного изображения с нормальной частотой, движение объектов съёмки на экране выглядит ускоренным. Применяется для исследования медленно протекающих процессов.

Количественной мерой ускорения при ускоренной киносъёмке, является масштаб времени, то есть отношение скоростей проекции и съёмки. Масштаб времени 2:1 означает ускоренное вдвое по сравнению с обычным протекание процесса на экране.

Замедленная киносъёмка с масштабом до 3:1 осуществляется традиционными киносъёмочными аппаратами, имеющими регулировку частоты кадров, например, с 24 стандартных на 8 кадров в секунду.

Для получения большего масштаба стандартный съёмочный аппарат становится непригоден, так как на таких скоростях труднее добиться стабильности работы стандартного механизма.

Пример: https://youtu.be/0RIQNgASOzs. Тут, скорее всего, видео было ускорено при монтаже, но суть передает отлично. Есть достаточно медленный процесс - ремонт в квартире, который идет, допустим, две недели. Хочется пронаблюдать, как это происходит, сравнить то, что было до, и то, что получилось после. Всех подробностей происходящего не рассмотреть, но перемещение и изменение крупных объектов заметно.

Покадровая съемка

Разновидность замедленной киносъёмки, при которой значительную часть времени механизм киносъёмочного аппарата остановлен, а съёмка осуществляется покадрово с произвольными интервалами между отдельными кадриками. Покадровая съёмка применяется при изготовлении мультипликации и некоторых спецэффектов.

Пример: очевиден - любой старый диснеевский мультик, которые рисовали, используя моделей (Белоснежка, Золушка, Спящая красавица). Кадр делается только тогда, когда нарисован следующий кадр мультфильма, в котором изменено положение руки, головы, складки платья и т.д. Сюда же относятся пластилиновые мультики и мультики с использованием кукол, как у Тима Бертона. Пример, как это может быть использовано НЕ в мультипликации - https://vimeo.com/145743834. Это видео состоит из фотографий, сделанные тогда, когда фотограф нажал кнопку, а не когда сработал таймер (как в таймлапсе).



2016-01-26 1878 Обсуждений (0)
Основные элементы композиции кадра: граница кадра, сюжетно-композиционный центр, перспектива изображения, масштаб, ракурс, движение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные элементы композиции кадра: граница кадра, сюжетно-композиционный центр, перспектива изображения, масштаб, ракурс, движение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1878)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)