Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Виды анализа. Их классификация и характеристика



2016-01-26 1522 Обсуждений (0)
Лекция 2. Виды анализа. Их классификация и характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Общая схема экономического анализа.

2. Классификация функций управления как основа классификации видов экономического анализа.

3. Отраслевой и межотраслевой анализ.

4. Оперативный, текущий и перспективный виды анализа: особенности, задачи, основные источники информации.

5. Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа.

6. Классификация видов экономического анализа по ряду признаков (по периодичности, по содержанию и полноте изучаемых вопросов, по методу изучения объекта и т.д.)

7. Классификация экономического анализа по подсистемам хозяйственной деятельности.

 

В-1. Схему экономического анализа можно представить следующим образом (рис.1).

Разработка специальных методов экономического анализа базируется на научно-обоснованной классификации его видов, обусловленной потребностями практики управления.

В-2. В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления, поскольку экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления экономикой.

Анализ хозяйственной деятельности выступает как функция управления производством.

Функция управления является особым видом управленческой деятельности. Все функции управления делятся на общие и специфические.

 

Рисунок 1. Схема экономического анализа

Общие функции управления отражают содержание самого процесса управления.

Специфические функции управления– отражают различные объекты управления.

Общие функции управления включают в себя:

1) Информационное обеспечение процесса управления (сбор, обработка, упорядочение информации);

2) Анализ (анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности);

3) Планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование).

4) Организацияуправления (организация эффективного функционирования элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации трудовых, материальных и денежных ресурсов и управленческих решений).

5) Контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений.

 

Информационное обеспечение процесса управления и анализ являются информационным и аналитическим обеспечением процесса принятия решений.

Система управления включает в себя следующие элементы:

1) планирование

2) организация

3) регулирование

4) стимулирование

5) контроль.

 

Можно выделить три временных этапа процесса управления:

1. Функция планирования.

2. Функция организации управления.

3. Функция контроля.

Как уже было сказано выше, специфические функции управления– отражают различные объекты управления.

Объектами управления являются:

1) отраслевая структура народного хозяйства;

2) уровни общественного производства и управления (например, в промышленности это ведомство, производственное объединение, предприятие)

3) стадии процесса расширенного производства;

4) составные элементы производства (трудовые и материальные ресурсы) и производственных отношений (финансовых, кредитных трудовых).

В-3. По отраслевому признаку анализ делится на отраслевой и межотраслевой.

Межотраслевой анализ позволяет выявить взаимосвязь отдельных отраслей экономики, наличие внутренних связей между ними, найти общие методологические черты и особенности хозяйственной деятельности.

Отраслевой анализ учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля.

Необходимость исследования различных отраслей обуславливает потребность разработки методики анализа с учетом отраслевой специфики.

В-4. По содержанию процесса управления в зависимости от целей экономический анализ классифицируется на оперативный, текущий (ретроспективный) и перспективный.

Оперативный анализ- связан с важнейшей функцией управления –непрерывным контролем над ходом производства и обращения. Оперативный анализ осуществляется на всех уровнях управления.

Его особенностью является комплексность, которая позволяет на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформулировать рекомендации и сделать выводы для разработки тактики предприятия на рынке.

Результаты оперативного анализа используются также отдельными функциональными службами.

Оперативный экономический анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Вследствие этого с его помощью легче вскрыть причины недостатков в работе и принять соответствующие меры.

Оперативный анализ особенно эффективен, если он непосредственно сочетается с внутрихозяйственным расчетом цехов, участков, бригад. Сами руководители заинтересованы в быстрейшем выявлении недостатков в работе. Такой анализ способствует укреплению внутреннего коммерческого расчета, так как позволяет постоянно оценивать недостатки в работе и вовремя устранять неполадки.

Оперативный анализ охватывает:

1) определение отклонений от бизнес-плана по основным качественным и количественным показателям работы предприятия и его подразделений.

2) оценку степени влияния различных факторов на отклонение от плана (норм) по этим показателям.

3) выявление конкретных причин действия отдельных факторов, установление виновников недостатков.

4) быстрая разбивка и осуществление мероприятий, направленных на устранение отрицательных факторов, распространение передового опыта.

Оперативный анализ проводят по следующим группам показателей: производство, отгрузка и реализация продукции, использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов, себестоимость, прибыль и рентабельность, платежеспособность.

Источники информации: первичная документация, данные бухгалтерского и оперативно-технического учета, а так же материалы личного наблюдения. В этих документах чаще всего экономические показатели даются в натуральном выражении.

Исследование именно натуральных показателей – отличительная черта оперативного анализа.

Другая черта – относительная неточность, поскольку нельзя рассчитать на любой день месяца фактическую себестоимость выпущенной продукции. Нельзя точно определить влияние на прибыль себестоимости продукции, так как заранее неизвестно, какая часть продукции будет реализована в данном месяце, а какая в последующем.

Текущий (ретроспективный) анализ производится по важнейшим отчетным периодам хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Позволяет оценить работу предприятия за месяц, квартал, год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа – объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов.

Недостаток – выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, так как относятся к прошлому периоду.

Текущий анализ проводится по всем разделам анализа. В целом по предприятию составляется пояснительная записка к годовому отчету по итогам работы за год, где дается оценка хозяйственной деятельности и рекомендуются пути улучшения работы.

Особенность методики текущего анализа – фактические результаты деятельности предприятия сравниваются с планом и результатами предшествующих аналитических периодов.

Текущий анализ (ретроспективный)– наиболее полный анализ хозяйственной деятельности предприятия. Он вбирает в себя результаты оперативного анализа и служит базой перспективного анализа.

Перспективный (прогнозный) анализ – анализ результатов хозяйственной деятельности проводится с целью определения их возможных значений в будущем. Исходным пунктом перспективного анализа является признание факта преемственности, или определенной устойчивости изменения экономических показателей от одного отчетного периода к другому, от предшествующего к настоящему, от настоящего к последующему.

Цель перспективного анализа – нахождение в каждом процессе наиболее устойчивых элементов, способных играть решающую роль в будущем.

Задачи перспективного анализа определяются его сущностью и местом в планировании и управлении

1) прогнозирование хозяйственной деятельности

2) научное обоснование перспективных планов

3) оценка ожидаемого выполнения планов.

 

В-5.Развитая рыночная экономика порождает потребности в разделении анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ.

Внутренний управленческий анализ делится на:

1) внутрихозяйственный производственный анализ

2) внутрихозяйственный финансовый анализ.

Основные источники информации для внутрихозяйственного производственного анализа – данные управленческого и бухгалтерского учета.

Основные источники информации для внутрихозяйственного финансового анализа – данные бухгалтерского учета и отчетности.

Внешний финансовый анализ проводится на основе данных финансовой отчетности (публичной отчетности).

Принципиальные особенности в содержании и организации финансового и управленческого анализа

Классификационные признаки Финансовый анализ Управленческий анализ
1. Цель анализа Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала, платежеспособности, финансовой устойчивости, использования прибыли, дивидендной политики Изучение механизма получения максимальной прибыли, повышение эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей
2. Объект анализа Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение Различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности
3. Субъекты анализа (исполнители) Лица, организации, находящиеся за пределами предприятия, т.н. внешние пользователи Различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа
4. Периодичность проведения Периодически, не реже одного раза в год – по мере предоставления отчетности в соответствующие инстанции По мере необходимости, прежде всего, по тем направлениям, глее наблюдается спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности
5. Информационная база Годовая бухгалтерская отчетность (ф. 1,2,3,4,5) Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочные обследования, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а так же сведения, добытые у конкурентов
6. Доступность информации Открыта для всех пользователей Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления
7. Потребители информации Акционеры, инвесторы, банки, поставщики, налоговые инспекции Менеджеры предприятия, совет директоров, начальники цехов, бригад
8. Использование систем учета Строго системный учет НЕ обязательно системно организованный анализ
9. Измерители информации Преимущественно стоимостные измерители Любые измерители – стоимостные, натуральные, условно-натуральные
10. Степень надежности Во многом субъективен, незначителен по числу аналитических показателей, не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли и завуалирования механизма ее получения Использует строго достоверные первичные данные
11. Место принятия решений по результатам анализа За пределами деятельности анализируемого предприятия Непосредственно на предприятии

 

В-6. Экономический анализ классифицируется так же по следующим признакам:

1) по периодичности проведения (годовой, квартальный, ежемесячный, декадный, непериодический).

2) по содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики).

3) По методу изучения объекта (комплексный, системный, функционально-стоимостной, экономико-математический, маржинальный, диагностический, корреляционный).

4) По охвату изучаемых объектов (сплошной и выборочный)

В-7.Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства и т.д., вследствие чего выделяют:

1. технико-экономический анализ

2. финансово-экономический анализ

3. управленческий анализ

4. экономико-статистический анализ

5. экономико-экологический анализ

На практике отдельные виды анализа в чистом виде не встречаются. Однако знать важнейшие принципы и методы их организации необходимо. Ежедневно на каждом уровне управления принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа.

 



2016-01-26 1522 Обсуждений (0)
Лекция 2. Виды анализа. Их классификация и характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Виды анализа. Их классификация и характеристика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)