Лекция 7. Анализ динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования
1. Состав разделов актива и пассива Бухгалтерского баланса. 2. Сравнительный аналитический баланс. Принцип построения. 3. Важнейшие показатели, извлекаемые из сравнительного аналитического баланса. 4. Методика анализа динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования. 5. Важнейшие вопросы анализа сравнительного аналитического баланса.
Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Это контролируемые предприятием экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся детерминированной стоимостью, производительность и способностью генерировать доход, постоянный оборот которых связан с факторами времени, риска и ликвидности. Активы делятся на оборотные и внеоборотные, материальные, финансовые, денежные активы. Пассивы предприятия представляют собой собственный и заемный капитал и по существу являются источниками формирования имущества предприятия. Капитал – накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемый его владельцами в реальный экономический процесс, как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода. Это вложения собственников и прибыль, накопленная за время деятельности организации. Заемный капитал – привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства и другое имущество. Заемный капитал классифицируется по видам, срокам использования и другим признакам. Каждый раздел баланса объединяет группу статей. Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящуюся в распоряжении предприятия. Активы бухгалтерского баланса представляют собой имущество предприятия, пассивы – источники формирования имущества. Для удобства анализа финансового состояния предприятия прибегают к построению сравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения показателями структуры. Сравнительный аналитический баланс включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа. Из сравнительного аналитического баланса можно извлечь следующие важнейшие показатели:
1. Общая стоимость активов – стр. 300 «Валюта баланса». 2. Стоимость внеоборотных активов – стр. 190 «Итог раздела I Баланса». 3. Стоимость оборотных активов – стр. 290 «Итог раздела II Баланса» – стр.230 «Долгосрочная дебиторская задолженность». 4. Стоимость материальных оборотных средств – стр. 210 «Запасы». 5. Величина дебиторской задолженности – стр. 230 «Долгосрочная дебиторская задолженность» + 240 «Краткосрочная дебиторская задолженность». 6. Величина абсолютно ликвидных и приравненных к ним средств – стр.260 «денежные средства» + стр. 250 «краткосрочные финансовые вложения». 7. Стоимость собственного капитала = стр. 490 «Раздел III Баланса «Капитал и резервы» + стр. 640 «Доходы будущих периодов» + стр. 650 «Резервы предстоящих расходов». 8. Величина заемного капитала = стр.590 «Итог раздела IV Баланса «Долгосрочные обязательства» + стр. 690 «Итог раздела V баланса «Краткосрочные обязательства» – стр. 640 «Доходы будущих периодов» – «Резервы предстоящих расходов». 9. Величина долгосрочных кредитов и займов = стр. 590 «Итог раздела IV Баланса «Долгосрочные обязательства». 10. Величина краткосрочных кредитов и займов = стр. 610 «Займы и кредиты». 11. Величина кредиторской задолженности и иных краткосрочных обязательств = стр. 620 «Кредиторская задолженность» + стр. 630 «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов» + 660 «Прочие краткосрочные обязательства». 12. Величина собственного оборотного капитала = стр. 490 «Раздел III Баланса «Капитал и резервы» – стр. 190 «Итог раздела I Баланса».
При анализе сравнительного аналитического баланса необходимо обратить внимание на следующие вопросы: 1.Как в целом изменилась стоимость имущества организации – уменьшилась или увеличилась? 2. На какие активы – оборотные или внеоборотные приходится наибольший удельный вес. 3. Какие изменения произошли в составе внеоборотных активов. 4.Как изменилась структура внеоборотных активов. 5.Как изменилась величина оборотных активов. 6.Как изменилась стоимость запасов и отдельных их видов. 7.Как изменилась величина дебиторской задолженности. 8.Какое сальдо задолженности имела организация на протяжении анализируемого периода (определяется сопоставлением дебиторской и кредиторской задолженности и может быть двух видов – активным и пассивным). 9. Как изменилась доля денежных средств в структуре оборотных активов. 10.Какие средства – собственные или заемные являются основным источником формирования имущества организации. 11.Как изменилась величина собственного капитала. 12.Имеются ли у организации непокрытые убытки. 13.Какие обязательства - краткосрочные или долгосрочные преобладают в структуре заемного капитала. 14.Какие обязательства преобладают в структуре краткосрочной задолженности. 15.Какие виды кредиторской задолженности имеют наибольший удельный вес в их общей величине. Лекция 2.
Анализ ликвидности баланса и оценка платежеспособности организации
Одним из важнейших критериев оценки финансового состояния организации является ее платежеспособность. В теории и практике анализа различают: 1) долгосрочную платежеспособность – способность организации рассчитываться по своим обязательствам в долгосрочной перспективе. 2) текущую платежеспособность (ликвидность) – способность организации своевременно и в полном объеме отвечать по своим краткосрочным обязательствам. Организация может обладать большей или меньшей ликвидностью, так как в состав оборотных активов входят разнородные объекты, среди которых не только легко-, но и труднореализуемые для погашения внешней задолженности. На этих условиях основывается методика оценки ликвидности Баланса. Ликвидность баланса –такое соотношение активов и пассивов, которое обеспечивает своевременное покрытие краткосрочных обязательств оборотными активами. В российском Балансе активы располагаются по степени возрастания ликвидности, а пассивы располагаются по степени срочности погашения. Методика анализа ликвидности Баланса основана на делении всех активов организации в зависимости от степени ликвидности на четыре группы.
§ А1 – наиболее ликвидные активы– денежные средства и краткосрочные обязательства (стр. 260 и 250 Баланса соответственно); § А2 – быстро реализуемые активы – краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы (стр. 240 и 270 Баланса соответственно); § А3 – медленно реализуемые активы – запасы (стр. 210 Баланса), НДС по приобретенным ценностям (стр. 220 Баланса) и долгосрочная дебиторская задолженность (стр. 230); § А4 – трудно реализуемые активы – внеоборотные активы (стр. 190 Баланса).
В свою очередь пассивы группируются по степени срочности их оплаты: § П1 – наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, включая задолженность участникам (учредителям) по доходам и прочие краткосрочные обязательства (стр. 620, 630 и 660 Баланса); § П2 – краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и займы (стр. 610 Баланса); § П3 – долгосрочные пассивы – долгосрочные обязательства (стр. 590 Баланса); § П4 – постоянные пассивы – собственный капитал организации (сумма стр. 490, 640, 650 Баланса).
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:
А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, А3 ≥ П3, А4 ≤ П4. При этом первое и второе неравенство позволяет оценить текущую платежеспособность. Третье неравенство отражает долгосрочную платежеспособность. Четвертое неравенство означает соблюдение необходимого условия финансовой устойчивости – наличия у организации собственного оборотного капитала (СОК):
СОК = СК – ВА,
Где СК – собственный капитал организации; ВА – внеоборотные активы.
В процессе анализа по каждой группе активов и пассивов выявляют платежный излишек (+) или недостаток(-) – ΔПИi по формуле
ΔПИi = Аi – Пi,
где Аi – величина активов i-ой группы; Пi – величина пассивов i-ой группы.
Такой расчет проводится как на начало, так и на конец анализируемого периода, т.о. оценивается динамика уровня ликвидности Баланса.
Если одно из неравенств не соблюдается, то ликвидность Баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.
Текущую платежеспособностьорганизации оценивают также с помощью коэффициентов ликвидности:
Для оценки влияния факторов на изменение уровня текущей платежеспособности организации может быть использована факторная модель, полученная на основе разложения исходной формулы расчета коэффициента текущей ликвидности:
Ктл = ОА = З + ДЗ + КФВ + ДС + ПОА, КО КК + КЗ + ЗУ + ПКО где ОА – оборотные активы; КО – краткосрочные обязательства; З – запасы (включая НДС по приобретенным ценностям); ДЗ – дебиторская задолженность; КФВ – краткосрочные финансовые вложения; ДС – денежные средства; ПОА – прочие оборотные активы; КК – краткосрочные кредиты и займы; КЗ – кредиторская задолженность; ЗУ – задолженность участникам (учредителям по доходам); ПКО – прочие краткосрочные обязательства;
Факторный анализ коэффициента текущей ликвидности методом цепных подстановок ОАО «Молочный комбинат» мы рассмотрим на практическом занятии.
Следует отметить, что известные методики оценки платежеспособности организации на основе анализа ликвидности ее Баланса и расчета коэффициентов ликвидности имеют целый ряд недостатков. К числу недостатков можно отнести такие как:
§ Коэффициенты ликвидности определяют только принципиальную возможность организации рассчитаться по своим обязательствам без учета установленных сроков; § При расчете коэффициентов ликвидности учитываются только краткосрочные обязательства на том основании, что погашение долгосрочных кредитов и займов осуществляется только после того, как они окупятся.
Кроме того, две приведенные выше методики (оценки ликвидности Баланса и коэффициентов ликвидности) в некоторой степени противоречат друг другу. В частности, в первую группу активов (наиболее ликвидных), включаются только денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. По условиям методики эта группа активов должна быть больше или равна первой группе пассивов (наиболее срочных), куда включены вся кредиторская задолженность и задолженность участникам (учредителям) по доходам и прочие краткосрочные обязательства, т.е. большая часть всех краткосрочных обязательств организации. В то же время любая организация сталкивается с риском потери экономических выгод в результате чрезмерного накопления денежных средств без направления их в оборот. Принимая во внимание, что предприятию в реальных условиях деятельности не требуется единовременно погашать все свои обязательства (поскольку сроки уплаты долгов различны), то не требуется держать на счетах большие суммы денежных средств. Это в полной мере отражено в методике расчета коэффициента абсолютной ликвидности,оптимальная величина которого составляет 0,2 – 0,3, что означает, что организация должна быть в состоянии на любую дату погасить 20 – 30% своих краткосрочных обязательств за счет имеющихся денежных средств и ликвидных краткосрочных финансовых вложений. Поэтому при реализации методики оценки ликвидности Баланса аналитик сталкивается с тем, что Баланс организации оказывается не абсолютно ликвидным.
Лекция 9
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1560)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |