Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы проведения реформ



2016-01-26 1109 Обсуждений (0)
Методы проведения реформ 0.00 из 5.00 0 оценок




Реформы носили умеренный преобразовательный характер. Шли удачные переговоры с зарубежными странами. М.Ф. Романову удалось исправить и улучшить экономическую ситуацию в стране, реорганизовать армию.

 

Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова (1645-1676).

Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова была продуктивной. Царь проводил нужные и понятные реформы. При нем было составлено Соборное Уложение 1649 года. Романов принял непосредственное участие в составлении Соборного Уложения.

 

По инициативе Алексея Михайловича, во внутренней политике была пересмотрена система управления государством. Был создан приказ тайных дел, который подчинялся царю. Большое внутриполитическое влияния на государственные дела имела и Боярская дума. В Боярскую думу входили представители наиболее родовитых дворянских фамилий.

 

Дума заседала постоянно, однако для решения наиболее важных вопросов иногда созывались Земские Соборы. В 17 веке, благодаря внутриполитическим реформам Алексея Михайловича, увеличилась власть приказов – учреждений занимавшихся как внутренней политикой, так и внешней.

 

В середине 17 века, Алексей Михайлович провел реформу в армии. Начали формироваться полки нового строя. Эти полки формировались по западноевропейскому образцу. Алексею Михайловичу удалось побывать за границей, где он познает новую для себя культуру. Много нового узнал молодой Романов из поездки по Европе. Многое удивило царя: университетское образование, непривычный быт горожан, архитектура, живопись.

 

Через некоторое время в Москве появятся просветители из Европы. При наследнике Алексея Михайловича в Москве откроется Славяно–греко–латинская академия – прообраз университета. В Посольском приказе начинают активно переводить новинки европейской литературы 17 века.

Раскол в русской православной церкви в XVII в. Патриарх Никон.

Начало раскола в православной церкви Современная историография под расколом понимает определённое религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII века. Историограф Ключевский русским церковным расколом называет лишь отделением значительной части русского православного общества от господствующей церкви. Правда Ключевский довольно подробно излагает причины возникновения раскола, его ход и последствия. Поводом для возникновения раскола, как известно, послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации в России, а так же ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями. Они составляли Восточную православную церковь. В неё входили Александрийский патриархат – Египет, иерусалимский – Палестина, Константинопольский, церковь восточных славян – Болгарии, Румынии, Украины, Белоруссии и России. С падением Константинополя, его захватом в 1453 году Османской империей, роль ближнеазиатских православных патриархов падает. Всё сильнее и сильнее падает роль и Константинопольской церкви (Византийской), как ведущего органа православия. К началу XVII века русская православная церковь (Московский патриархат) начинает играть ведущую роль и патриарх московский стремится занять лидирующее положение в православной Восточной церкви (Вселенской). Однако этому мешало ряд объективных обстоятельств. В русской православной церкви с течением времени накопилось много различий, отступлений от канонов, особенно от Греческой церкви, ибо вся религиозная литература писалась и печаталась на древнегреческом языке. С течением времени в русских церковных книгах обнаруживается много ошибок, разночтений, о которых с упрёком говорили иерархи восточной церкви Москве, а так же некоторые различия в проведении церковных обрядов. Патриарх Никон В сан патриарха возведён в 1652 году. Выходец из народа (мордовского крестьянства). Самоучкой научился чтению. В 18 лет стал священником. В 1635 г. стал монахом Соловецского монастыря. С 1643 года Никон – игумен Кожеозёрского монастыря. Отличается смелостью взглядов, энергии и воли, на что обратил внимание царя Алексия Михайловича. В 1646 году Никон был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. С 1648 года – митрополит в Новгороде. В 47 лет становится патриархом Русской православной церкви, что в истории русского патриаршества бывает редко. Обычно патриархом избирают людей более зрелого возраста, выходцем из господствующих слоёв и значительным опытом церковной деятельности. Церковно-обрядовая реформа, начатая в 1653 году Никоном с установления единообразия церковного культа по всей стране. Поскольку церковь была одной из опор феодально-крепостного государства, соответственно в единой церкви должен был быть единый культ. За проведение такой церковной реформы выступал и сам царь, а так же многие члены влиятельного религиозного «кружка ревнителей благочестия». Этот кружок состоял из духовных и светских лиц. Возглавлял его духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев. В кружок входили: Ртищев, новоспасский архимандрит Никон, настоятель Казанского собора Иван Неронов; протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил. Члены «кружка ревнителей благочестия» выделялись своей образованностью, высоким положением в царской и светской иерархиях. Их объединяло стремление поднять авторитет церкви и усилить её влияние на широкие массы верующих, в том числе и на поместные церкви Восточной Европы. Кружок также ставил своей целью борьбу с недостатками пороками среди духовенства, возрождение церковных проповедей и других средств воздействия на православный народ. Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего духовника, «кружок ревнителей благочестия» сделался фактически правителем русской церкви. Со вступлением Никона на патриарший престол (1652 г.) кружок распался. Многие его члены впоследствии стали активными участниками раскола, особенно протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. Причиной этого явилось несовпадение взглядов по вопросу путей, методов и конечных целей намеченной реформы. Протопоп Аввакум, Даниил и другие считали, что русская церковь, по сравнению с греческой, сохранила «древлес благочестия» и предлагали проводить унификацию религиозных книг по древним русским богослужебным книгам, а не по греческим образцам. Другие члены кружка, - Стефан Вонифатьев, Ртищев, к ним позднее примкнул Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей (Восточной, Украинской, Белорусской). Эти взгляды Никона и его сторонников отражали ту обстановку, которая сложилась на середину XVII века. Ожесточенная борьба украинского народа, народа Белоруссии за свою независимость от Польши, Швеции поставила вопрос об объединении их с Россией. Население Украины видело, что сохранение своей независимости, религии возможно только под крылом России и московского патриарха. Церковная реформа прежде всего началась с исправления русских богослужебных книг по греческим и старославянским образцам и церковных обрядов. Как пишет Ключевский: «Он (Никон) начал с того, что своей властью без собора в 1653 году перед Великим постом разослал по церквям указ, сколько следует класть земных поклонов при чтении церковной молитвы св. Ефрема сирина, причём предписывал так же креститься тремя перстами. Потом он ополчился против русских иконописцев своего времени, которые отступали от греческих образцов в писании икон и усвоили приёмы католических живописцев. Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного (одноголосого) пения новое киевское многоголосое, а так же завёл небывалый обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения. В Древней Руси подозрительно смотрели на такие проповеди, видели в них признак самомнения проповедника; пристойным считали читать поучения святых отцов, хотя обычно их не читали, чтобы не замедлять церковной службы. Никон сам любил и был мастер произносить поучения собственного сочинения. По его внушению и примеру приезжие духовные лица с Украины и других мест начали говорить в московских церквях свои проповеди, иногда даже на современные темы. Легко понять, говорит Ключевский, смущение, в которое должны были впасть от этих новизн православные русские умы, и без того тревожно настроенные». (В.О. Ключевский, том 2, стр 409). Эти распоряжения Никона заставляли делать верующим вывод, что они доселе не умели ни молиться, ни писать икон и что духовенство не умело совершать богослужения как следует. Смущение, как утверждает далее В. О. Ключевский, должно было усилиться, когда Никон приступил исправлению богослужебных книг, хотя это дело он провёл через церковный собор в 1654 году под председательством самого царя и в присутствии Боярской думы: собор постановил при печатании церковных книг исправлять их по древним славянским и греческим книгам. Богослужебные книги в Древней Руси плохо отличали от Священного писания (Богослужебные книги содержат порядок проведения служб и церковных священнодействий. Священное писание – это суть православного христианства. Оно составляет священные ветхозаветные книги и молитвенные псалмы, Новый и Ветхий заветы, житие Христа и его апостолов, Евангелие и т.д.). Поэтому предприятие Никона возбуждало вопрос: неужели божественное писание не право? Что же после этого есть правого в Русской Церкви? Тревога усилилась ещё и тем, что все свои распоряжения патриарх вводил порывисто и с необычайным шумом, не подготовляя к ним общества и сопровождая их жестокими мерами против ослушников. Оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приёмы его властного пастырства. Так он поступил даже с епископом Коломенским Павлом, возразившим ему на соборе 1654 года: без соборного суда Павел был лишён кафедры, предан «Лютому биению» и сослан, сошёл с ума и погиб безвестной смертью. Один из современников рассказывает, как Никон действовал против нового иконописания. В 1654 году, когда царь был походе, патриарх приказал произвести в Москве обыск по домам и забрать иконы нового письма везде, где они окажутся, даже в домах знатных людей. У отобранных икон выкалывали глаза и в таком виде носили по городу, объявляя указ, который грозил строгим наказанием всем, кто будет писать такие иконы. Вскоре после того в Москве настала моровая язва и случилось солнечное затмение. Москвичи пришли в сильное волнение, собирали сходки и бранили патриарха, говоря, что мор и затмение – кара Божия убить иконоворца. Этому способствовало и личные качества Никона. Как отмечает Ключевский, - «из русских людей XVII века я не знаю человека крупнее и своеобразнее Никона. Но его не поймешь сразу: это – довольно сложный характер, и, прежде всего характер очень неровный. В спокойное время, в ежедневном обиходе он был очень тяжёл, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив. Но он так же умел производить громадное нравственное впечатление. За ожесточение в борьбу его считали злым, но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он всё забывал всё при виде людских слёз и страданий; благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него также необходимой потребностью. Он умел делать то, что не умели взяться никто, всё равно, доброе ли то было дело или дурное. У него была слабость, которой страдают нередко сильные, но мало выдержанные люди: он скучал покоем, не умел терпеливо выжидать; ему постоянно нужна была тревога. Увлечение смелой мыслью или широким предприятием, даже просто хотя бы ссорой с противным человеком. Это словно парус, который только в буре бывает самим собой, а в затишье треплется на мачте бесполезной тряпкой» (В. О. Ключевский, том 2, стр. 403). Становлению Никона, как определённой исторической личности способствовал мотив, что Русская православная церковь осталась в мире единственной обладательницей и хранительницей христианской истины, чистого православия. Из этой идеи Никона вытекала мысль, что Русская церковь должна возглавить Вселенскую (Восточную церковь). В поддержке его со стороны лидеров поместных церквей он хотел иметь опору, которая выдвигала его как патриарха, значительной фигурой, выше даже земного царя. Ибо власть царя была значительной, порой патриарх выступал игрушкой в руках какого-нибудь зарвавшегося церковного духовника. Самолюбие Никона восставало против такой практики. Рано или поздно этот конфликт должен был наступить. Победа, в конечном итоге, осталась за царём. Никон должен был сойти с исторической арены. Хотя за проведение церковной реформы выступал и сам царь, а также многие члены влиятельного религиозного «кружка ревнителей благочестия». Но иметь ещё одного «царя», церковного, от бога, существующий царь и его режим позволить себе не мог. В этом главная трагедия Никона. Вскоре, после начала реформ в церкви, Никон был низложен и сослан в монастырь. Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, но в условиях большого значения религии в общественной жизни населения, быту и т.д. Эти нововведения Никона болезненно принимались верхушками, особенно сельскими, патриархальным крестьянам, и особенно низовым звеном духовенства. Обряд «троеперстия», произношение «аллилуйя» трижды, вместо двух, поклоны во время богослужения, Исус вместо Иисус так и не были восприняты всеми верхушками. Однозначно, хотя нововведения были приняты не только по инициативе Никона, но и одобрены церковными соборами 1654 -55 годов. Недовольство нововведениями церкви, а так же насильственные меры их внедрения явился поводом к расколу. Первым за «старую веру» против реформ и действий патриарха выступил протопоп Аввакум и Даниил. Они подали записку царю в защиту двуперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений книг по греческим образцам, оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от «древнего благочестия», а её книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за более простую, демократичную схему управления церковью. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие представители раскола подверглись жестоким преследованиям.

 


Становление абсолютизма в России. Петр 1 (1682-1725) и его реформы

Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказный аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, канцелярии.

Была проведена областная реформа, с помощью которой Петр надеялся обеспечить армию всем необходимым. Реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система "приказ - уезд" была удвоена: "приказ (или канцелярия) - губерния - провинция - уезд". Подобная схема была заложена и в идее организации Сената. Самодержавие, резко усилившееся во второй половине XVII в., не нуждалось в институтах представительства и самоуправления. В начале XVIII в. фактически прекращается деятельность Боярской думы, управление центральным и местным аппаратом переходит к так называемой "консилии министров" - временному совету начальников важнейших правительственных ведомств.

Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления - все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти.

Огромное значение придавал Петр I принятому законодательству. Он считал, что "правительственный" закон, вовремя изданный и последовательно проведенный в жизнь, может сделать почти все. Именно поэтому законодательство Петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, бесцеремонным вмешательствам в сферу частной и личной жизни.

Оформление идеи реформы государственного аппарата и ее осуществление относятся к концу 1710-1720 гг. В этот период Петр I во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной им государственной реформы Петр избрал государственное устройство Швеции. Обобщив опыт шведов с учетом некоторых специфических сторон русской действительности, он создал не имеющий в тогдашней Европе аналогов, так называемый Генеральный регламент 1719-1724 гг., содержавший самые общие принципы работы аппарата.

Таким образом, новая система центральных учреждений была создана вместе с системой высших органов власти и местного управления. Особенно важной была реформа Сената, занявшего ключевое положение в государственной системе Петра. На Сенат возлагались судебные, административные и законосовещательные функции. Он же ведал коллегиями и губерниями, назначением и утверждением чиновников.

При Петре I русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе. Петр I пытался даже в гражданскую сферу внедрить военные принципы. Это проявлялось в распространении на систему государственных учреждений военного законодательства, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.

В 1716 г. основной военный закон - Воинский устав - по прямому указу Петра был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги. Ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.

Выпестованная Петром I регулярная армия во всем разнообразии ее институтов и однообразии принципов заняла большое место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Многие считают, что не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии. Не случайно XVIII в. стал "веком дворцовых переворотов" во многом из-за гипертрофированного значения военного элемента, прежде всего гвардии, в общественной жизни империи. Петровская государственная реформа, а также преобразование армии, несомненно, привели к достаточно четкому разделению военной и гражданской служб.

И еще одно мероприятие, связанное с использованием в общегражданских делах военных, было осуществлено Петром I. В ходе проведения подушной переписи был установлен новый порядок содержания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с "подушного числа" которых взималась подать на нужды этого полка. Изданные в 1724 г. законы о поселении полков должны были регулировать взаимоотношения населения с войсками. Военное командование не только следило за сбором подушной подати в районе размещения полка, но и исполняло функции "земской полиции": пресекало побеги крестьян, подавляло сопротивление, а также осуществляло, согласно введенной тогда же системе паспортов, общий политический надзор за перемещением населения.

В эпоху Петра произошел распад некогда единого сословия "служилых людей". Верхушка служилого сословия - служилые "по отечеству", т. е. по происхождению, стали дворянами, а низы сословия служилых "по отечеству" - так называемыми "однодворцами". Образование сословия дворян, пользовавшихся исключительными правами, было следствием не только протекавшего процесса дифференциации служилого сословия, углубления различий между его верхами и низами, но и результатом сознательной деятельности властей. Суть перемен в положении верхушки служилого сословия состояла во введении нового критерия оценки их службы. Вместо принципа, в соответствии с которым знатные служилые занимали сразу высокое положение в обществе, армии и на службе в результате своего происхождения, был введен принцип личной выслуги, условия которой определялись законодательством.

Новый принцип, отраженный в Табели о рангах 1722 г., усилил дворянство за счет притока выходцев из других сословий. Но не это было конечной целью данного преобразования. С помощью принципа личной выслуги, строго оговоренных условий повышения по лестнице чинов Петр превратил массу служилых в военно-бюрократический корпус, полностью ему подчиненный и зависимый только от него. Вместе с тем Петр стремился как можно теснее связать само понятие "дворянин" с обязательной постоянной службой, требующей знаний и практических навыков. Собственность дворян, так же как и служба, регламентировалась законом: в 1714 г., чтобы вынудить дворян думать о службе как о главном источнике благосостояния, ввели майорат - запретили продавать и закладывать земельные владения, в том числе родовые. Дворянские владения в любой момент могли быть конфискованы в случае нарушения законов, что нередко осуществлялось на практике.

Существенной была реформа и в отношении жителей городов, Петр решил унифицировать социальную структуру города, введя в него западноевропейские институты: магистраты, цеха и гильдии. Эти институты, имевшие глубокие корни в истории развития западноевропейского средневекового города, были привнесены в русскую действительность насильно, административным путем. Посадское население было поделено на две гильдии: первую гильдию составили "первостатейные", куда вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий, а во вторую гильдию включили мелких лавочников и ремесленников, которые, кроме того, были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные горожане, не вошедшие в гильдии, подлежали проверке с целью выявления среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места жительства.

Петр оставил неизменной прежнюю систему распределения налогов по "животам", когда наиболее состоятельные горожане вынуждены были платить за десятки и сотни своих неимущих сограждан. Этим самым закреплялись средневековые социальные структуры и институты, что, в свою очередь, резко тормозило процесс вызревания и развития капиталистических отношений в городах.

Столь же формальной стала и система управления городами, во главе которой Петр поставил Главный магистрат, руководивший подчиненными ему магистратами других городов. Но эти магистраты, основными правами которых были лишь судопроизводство, сбор налогов и наблюдение за порядком в городе, ни по существу, ни по ряду формальных признаков не имели ничего общего с магистратами западноевропейских городов - действенными органами самоуправления. В результате городской реформы был создан бюрократический механизм управления, а представители посада, входившие в состав магистратов, рассматривались как чиновники централизованной системы управления городами, и их должности были даже включены в Табель о рангах.

Социальные преобразования, проведенные Петром I, коснулись и крепостных крестьян: произошло слияние крепостных крестьян и холопов в единое сословие. Холопство - институт, близкий по своим чертам к домашнему рабству, имевший тысячелетнюю историю и развитое право. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права, что и являлось общей платформой для их последующего слияния.

Крепостничество утвердилось в России задолго до рождения Петра. Оно пропитало все основы жизни страны, сознание людей. В отличие от Западной Европы крепостное право в России, играло особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур крепостничества подорвало бы основу самодержавной власти. Петр I все это хорошо понимал, а потому всеми доступными ему средствами укреплял этот строй. К началу 20-х гг. было проведено важное социальное мероприятие: усилена борьба с побегами крестьян, которых возвращали прежним владельцам.

Для законодательства, введенного Петром I, были характерны более четкая регуляция прав и обязанностей каждого сословия и соответственно этому более жесткая система запретов. Огромное значение имела в этом процессе податная реформа. Введение подушной подати, которой предшествовала перепись душ мужского пола, означало установление порядка жесткого прикрепления каждого плательщика к тяглу в том месте проживания, где его записали для выплаты подушной подати.

Для петровского времени характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера. Наиболее серьезной из них следует признать размещение в 1724- 1725 гг. армейских полков на постоянные квартиры в местах, уездах, губерниях, где для них собиралась подушная подать, и связанные с этим полицейские функции армейских командиров.

Другой полицейской акцией, осуществленной при Петре, было введение паспортной системы. Без установленного законом паспорта ни один крестьянин или горожанин не имел права покинуть место жительства. Нарушение паспортного режима автоматически означало превращение человека в преступника, подлежащего аресту и отправке на прежнее место жительства.

Существенные преобразования коснулись и церкви. Петр I осуществил реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра. I ликвидировать немыслимую при тогдашнем самодержавии "княжескую" систему церковной власти. Объявив Себя фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения своей политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах священнику, тот же, согласно закону, обязан был доносить обо всем противозаконном, ставшем известным на исповеди, властям.

Период дворцовых переворотов в России

Дворцовые перевороты – это захват политической власти в стране представителями царской фамилии при поддержке той или иной группировки дворянства и гвардейских полков.

Почему такой захват власти стал возможен в России? Большинство историков называют 3 причины, поспособствовавшие переворотам в XVIII в.:

1. Указ Императора Петра Великого о престолонаследии (1722г.);

2. Усиливающиеся противоречия и разногласия между представителями царской власти, дворянством и его «элитой» — правящей верхушкой;

3. Большое число возможных претендентов на престол, имеющих прямое или косвенное отношение по родственным связям к дому Романовых.

Собственно, самым важным фактором выступил Указ о престолонаследии, согласно которому царь мог сам назначать своего преемника – против действовавших ранее правил наследования, предполагавших переход трона к старшему по мужской линии.

Петр не успел воспользоваться своим же указом. Согласно сохранившемуся преданию, он умер, сумев написать на листе лишь фразу: «Отдайте все…». Кому желал оставить царство великий преобразователь, осталось неизвестным: император скончался. С этого момента все и началось…



2016-01-26 1109 Обсуждений (0)
Методы проведения реформ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы проведения реформ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1109)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)