Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву



2016-01-26 569 Обсуждений (0)
В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву 0.00 из 5.00 0 оценок




Был выработан новый курс развития страны, получивший название «перестройка». Характер нового курса, продолжавшегося с 1985 по 1991 г., определялся стремлением реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый курс предполагал соединение социализма и демократии, улучшение социализма.

Выделяют три этапа перестройки:
1) 1985–1986 гг.;
2) 1987–1988 гг.;
3) 1989–1991 гг.

Первый этап. Период ускорения, 1985–1986 гг.:
1) начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества; рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны;
2) успех курса на ускорение связывали:
– с более активным использованием достижений НТР (научно-технической революции);
– децентрализацией управления народным хозяйством;
– внедрением хозрасчета;
– укреплением дисциплины на производстве;
3) на основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную.

Второй этап. «Гласность» и перестройка, 1987–1988 гг.:
1) перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов;
2) в обстановке более реальной свободы в стране стали возникать многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-1950-х гг.;
3) возросла роль публицистики, средств массовой информации. Начался процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина.

Трудности и противоречия проведения перестройки:
1) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям;
2) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Она в основном вылилась в вымывание дешевых товаров из госторговли и последующую их перепродажу по высоким ценам. Зато произошла легализация «теневой экономики»;
3) противоречивость начатых преобразований в рамках командно-административной системы особенно ярко проявилась в политической сфере. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС и активизации деятельности Советов;
4) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР;
5) хотя на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев), этот институт оказался очень слабым и не смог противостоять распаду государства, который начинается после демонтажа его основы – власти партии.

 

Распад СССР: причины, события, последствия

К сер. 1991 г деструктивные процессы в стране развивались столь интенсивно, что для восстановления элементарной управляемости обычных мер было уже недостаточно. И это осознавали все политические силы. За право вывода страны из кризиса боролись 2 четко обозначившихся центра политической власти: союзное руководство, за вычетом Горбачева, и российские лидеры. За каждым из них стояли различные представления о путях экономического, политического и национально-государственного развития страны. 1-е выступали за социалистический выбор, развитие системы Советов, сохранение единого государства в рамках СССР. 2-е заявляли о приверженности либеральным обходам в экономике, о необходимости изменение советской системы, считали возможным осуществить это лишь в рамках конфедеративного союза государств. Высшие руководители СССР резко возражали против намеченного на 20 авг. подписания текста Союзного договора. Потерпев неудачу в попытках убедить Горбачева внести в его текст необходимые изменения, они решили действовать самостоятельно. В отсутствие президента СССР (он находился на отдыхе в Крыму) 18 авг. на 1-м из объектов КГБ в Москве был создан государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли О. Д. Бакланов, В. А. Крючков, В. С. Павлов, В. А. Стародубцев, А. И. Тизяков, Д. Т. Язов. Состав комитета должен был продемонстрировать единство высших органов власти и основных социальных групп в их озабоченности судьбой Союза. В тот же день прервал отпуск и вернулся в Москву Председатель Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов, который в ГКЧП не вошел. Утром 19 авг. был обнародован указ вице-президента Г. И. Янаева, в котором сообщалось о «невозможности» Горбачевым выполнять обязанности президента «по состоянию здоровья» и о вступлении в должность главы государства самого Янаева. 2-м документом было «Заявление советского руководства», подписанное Г. И. Янаевым, В. С. Павловым и О. Д. Баклановым о том, что в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 19 авг. вводится чрезвычайное положение, осуществлять режим которого был призван ГКЧП. 3-й документ – «Обращение к советскому народу», где впервые на столь высоком уровне констатировалось, что «начатая по инициативе М. С. Горбачева политика реформ зашла в тупик», и анализировались причины, вызвавшие «безверие, апатию и отчаянье», потерю доверия к власти и неуправляемость страны. В числе главных причин называлось «возникновение экстремистских сил, взявший курс на ликвидацию Советского Союза и захват власти любой ценой». В4-м документе – «Постановление ГКЧП №1» - перечислялся комплекс первоочередных для исполнения мер: незамедлительное формирование структур власти и управления, военизированных формирований, противоречащих Конституции СССР и законам СССР, приоритет общесоюзного законодательства; приостановка деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки. Далее следовал перечень необходимых действий по охране общественного порядка и безопасности государства, общества и граждан; мер, не допускающих проведение митингов, уличных шествий и демонстраций, а также забастовок; по установлению контроля над средствами массовой информации, наведению порядка и дисциплины во всех сферах жизни общества; своевременной уборке урожая и удовлетворению первостепенных социальных нужд. В заключение авторы ко всем здоровым политическим силам с призывом объединиться, чтобы «положить конец нынешнему смутному времени». Правотворчество ГКЧП подкреплялось вводом в столицу войск и бронетехники. Российское руководство, против которого преимущественно была направлена активность ГКЧП, оперативно, продуманно и комплексно отреагировало на эти действия. 1) была развернута мощная информационная кампания. На одно из центральных мест вышла темы «заботы» о Президенте СССР и его здоровье, что должно было сфокусировать внимание на сомнительности повода отстранения Горбачева от должности. В общественном сознании ГКЧП ассоциировали с кровавыми диктаторами и правовым беспределом. 2) российские руководители призвали под стены Белого дома своих сторонников и старались на протяжении всего периода противостояния сохранять «живое кольцо». 3) Ельцин, отталкиваясь от идеи утраты легитимности советским руководством в связи с «совершением государственного преступления», подписал серию указов, которыми переподчинил себе все органы исполнительной власти СССР, находившиеся на территории РСФСР, в их числе – подразделения КГБ, МВД и МО СССР. Он принял также на себя полномочия командующего Вооруженными силами СССР на территории РСФСР. 1 из главных целей ГКЧП состояла в том, чтобы «надавить» на российское руководство, заставить сесть за стол переговоров и сформулировать приемлемые для сохранения СССР и вывода страны из кризиса условия будущего Союзного договора. При этом его лидеры не без основания рассчитывали на неприятие большинством населения Горбачева и отсутствие массовой устойчивости политической базы у Ельцина, а также на подвластные им, КГБ, МВД и СА СССР. Однако они недооценили информационно-политическую и организационную «отмобилизованность», бескомпромиссность позиции, готовность оппонентов идти до конца, а также неприятие населением военного вмешательство. Нежелание силовых структур участвовать в политических разборках, активное неприятие ГКЧП рядом высокопоставленных военных во многом предрешили исход начавшегося 19 авг. противостояния. В ночь с 20 на 21 авг. при странных обстоятельствах погибли 3 молодых человека из числа «защитников» Белого дома. Факт пролития крови «мирных» жителей, находящимися в подчинении ГКЧП военными, стал последней каплей. Российское руководство начало развернутое политическое наступление на своих противников и одержало полную и безоговорочную победу. Утром 21 авг. Коллегия Министерства обороны СССР высказалась за вывод войск из Москвы и отмену повышенной готовности; министру обороны было рекомендовано без промедления выйти из ГКЧП. События 19-21 авг. можно рассматривать и как проявление острого политического кризиса, и как попытку государственного переворота. Поздним вечером 21 авг. Горбачев вернулся в Москву. Крючков, Язов, Тизяков были арестованы. Со 2 по 5 сент. 1991 г в Москве работал 5 (внеочередной) съезд народных депутатов, который политически и юридически закрепил посткризисную ситуацию. Из документов съезда следовало, что Конституция СССР утратила силу. Объявлялось вступление страны в переходный период, окончание которого связывалось с принятием новой Конституции и выбором новых органов власти.

Основные тенденции развития России в 1990-е гг. Б.Ельцин

 

Внешняя политика России в 1990-е гг.
Демократическое развитие России предопределило и изменение ее внеш­ней политики. Переход к рыночной экономике включал Россию в мировое политическое и экономическое сообщество. Поэтому основной задачей нового внешнеполитического курса страны стало укрепление доверия и строительство партнерских отношений со всеми странами, и прежде всего со странами Запада и США.
Становление внешнеполитического курса. Российской Федерации как правопреем­нице СССР необходимо было выработать новый внешнеполитический курс. В его ос­нову было положено четыре главных на­правления:

1) утверждение себя в мире в качестве независимого государства с сохранением статуса великой державы;

2) строительство новых взаимоотноше­ний с бывшими республиками СССР и странами бывшего социалистического блока;

3) создание взаимоотношений со страна­ми Запада и США на новой основе;

4) формирование новых отношений со странами Востока.

Основополагающим принципом российской внешней политики в 1990-е гг. стала защита национальных интересов России не через конфронтацию, а через партнерство. Теперь Россия не рассматривала ни одно из госу­дарств мира в качестве своего потенциального противника.

Кроме того, России необходимо было создать благоприятные условия для притока иностранных инвестиций, которые так нужны были ей для развития экономики.

Не менее важными во внешнеполитической деятельности России стали вопросы всеоб­щей безопасности, запрещения ядерных испытаний, химического и бакте­риологического оружия, сокращения ядерных и других вооружений и т.д. В течение 1990-х гг. между Россией и странами Запада была подписана серия договоров по безопасности и сотрудничеству и подтверждены все ранее подписанные договоры в этой области.

Первым государством, признавшим независимость России, были США. За ними дипломатические отношения установили Германия, Франция, Италия, Англия, другие страны. 24 декабря 1991 г. Россия стала членом ООН.

С первых же дней российская дипломатия поставила перед собой главную задачу укрепить доверие и установить партнерские отношения с США как с бывшим своим главным противником, от взаимоотношений с которыми в значительной степени зависели судьбы мирового сообщества.

Россия и США.В 1992 г. на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке между Россией и США была подписана декларация о новых отношениях, в которой обе страны более не рассматривали друг друга «в качестве потенциальных противников. В том же году Россия была принята в Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС).

 

Летом 1992 г. в США на встрече президентов двух стран была подписана Хартия российско-американского партнерства и дружбы.

В январе 1993 г. в Москве состоялась новая встреча российского и американского президентов. Они подписали Договор СНВ-2, по которому США и Россия договорились взаимно сократить до 2003 г. примерно в 3,5 раза с каждой стороны стратегические ядерные вооружения и ликвидировать устаревшие виды ядерных ракет.

В 1995 г. Россия и США провели ряд переговоров по проблемам европейской безопасности. В частности, была подтверждена приверженность обе стран Договору по ПРО 1972 г., на основе которого строилась стратегическая стабильность в мире.

К 1998 г. США стала самым крупным международным инвестором в экономику России. Объем торговли между двумя странами увеличился в 2 раза. Начала реализовываться совместная космическая программа. К 1999 г. обе страны становятся стратегическими партнерами.

Россия и Западная Европа.Россия, так же как и страны Западной Европы, была заинтересована в развитии сотрудничества на мирной и демократической основе. В 1990-е гг. перед всеми европейскими странами стояла задача создания единой Европы. Исходя из этого они строили свои взаимоотношения.

Летом 1992 г. Б. Ельцин в Мюнхене встретился с руководителями семи ведущих стран Западной Европы («большая семерка»). На этой встрече страны «семерки» провозгласили программу оказания финансовой помощи России для поддержания реформ.

В феврале 1996 г. Россия была принята в Совет Европы (СЕ). Отныне каждый гражданин России имел право обратиться в высший Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Демократические завоевания Европы стали распространяться и на Россию.

Для укрепления экономического сотрудничества и развития торговых связей со странами Запада Россия осенью 1996 г. подписала Соглашение о сотрудничестве и партнерстве с Европейским Союзом (ЕС). Странам ЕС предоставлялись льготные условия для торговли в России.

Летом 1997 г. Россия была принята в состав «большой семерки», которая стала теперь «большой восьмеркой». Вступление в «восьмерку» открыло широкие возможности для получения Россией экономической помощь Всемирного банка.

В этом же году Россию принимают в Парижский клуб — международное объединение стран-кредиторов. Став членом клуба, Россия получила перспективу возврата долгов со стороны развивающихся стран по кредит выделенным им Советским Союзом.

Взаимоотношения России со странами СНГ и Восточной Европы.Развитие отношений с бывшими союзными республиками осуществлялось Россией по двум направлениям: в рамках СНГ и на основе двусторонних соглашений. В основном преобладала тенденция развития двусторонних отношений. В 1991 г. состав союза был расширен — в него вошли 11 из 15 бывших союзных республик. Весной 1994 г. в него вошла Грузия.

 


В рамках СНГ формировался экономи­ческий союз, устанавливался совместный контроль внешних границ, был подписан ряд таможенных и торговых соглашений, облегчающих экономические связи меж­ду республиками. В военно-политической области страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности. России было передано все хранившееся на территори­ях других республик ядерное оружие, и она сохранила статус ядерной державы.

Основной задачей в 1990-е гг. во внешнепо­литических отношениях со странами Вос­точной Европы для России было укрепле­ние доверия и партнерских отношений, а также вывод российских войск с их терри­торий. К лету 1991 г. советские войска были выведены из Венгрии и Чехословакии, а в последующие три года — из Германии и Польши.

В 1994 г. в Москве подписано трехстороннее соглашение между Россией, США и Украиной о безъя­дерном статусе Украины. России возвращены Украиной 176 межконтинентальных ракет и 1800 ядерных боеголовок.

Сближение России и стран Востока.Во второй половине 1990-х гг. начался процесс сближения России со своими традицион­ными партнерами на Востоке: Индией, Ки­таем и Японией. С этими странами был заключен ряд соглашений по пригранич­ной торговле, таможенным пошлинам и др. Вместе с тем Россия начала восстанавли­вать и налаживать сотрудничество с Вьет­намом, Кореей, Ираном и Ираком.

Политическое и социально-экономическое состояние России на рубеже XX-XXI веков. В.Путин

Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н. .Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством. Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю Россию. Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей.



2016-01-26 569 Обсуждений (0)
В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (569)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)