Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экзаменационные билеты по основам теории формообразования



2016-01-26 1263 Обсуждений (0)
Экзаменационные билеты по основам теории формообразования 0.00 из 5.00 0 оценок




Какие три группы факторов обуславливают процесс формообразования согласно Витрувию и И.Г. Лежаве? Раскройте их содержание.
Взаимодействие законов природы и общества определяет функциональные факторы формообразования; объективные законы природы и общественного производства характеризуются как конструктивно-технические факторы; объективные свойства материальных предметов, объектов архитектуры взаимодействуя, со свойствами сознания и закономерностями восприятия человека формируют эстетические факторы построения формы. Зависимость процесса формообразования от «законов красоты» и методов образования знаковых систем чрезвычайно сложна и опосредована в силу чего является наиболее трудной частью задачи по созданию произведений архитектуры.

Эстетическая составляющая процесса архитектурного формообразования исторически развивалась как композиция в теории архитектуры. Сведения о композиции (тектонике, масштабе, симметрии, организации и т.д.) содержатся в работах выдающихся зодчих, таких как: Витрувий, Альберти, Виньола, Палладио и др. Интересные мысли находятся в трудах первых российских теоретиков архитектуры: П.М.Еропкина, В.И.Баженова, В.Ф.Каржавина и др.
В каких творческих мастерских и/или учебном заведении были заложены основы современной теории композиции? Каковы эти основы и имена каких людей связаны с их определением?
Общая теория архитектурной композиции в том виде, в каком она существует сегодня, представляет актуальный раздел архитектурной науки, активно формирующийся как целое и находящейся в стадии становления. Современные научные основы архитектурной композиции были заложены в 20-е годы ХХ-го века во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (СССР) и БАУХАУЗе (Германия).

При ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе под руководством Н.А.Ладовского была организована опытная лаборатория архитектурных проблем (ОБМАС), где с 1923 года изучали дисциплины: «Пространство», «Объем», «Цвет». Основное направление исследований - активизация архитектурных форм и пространства средствами композиции с учетом психо-эстетического фактора, что получило соответствующее отражение в психоаналитическом методе Н.А.Ладовского по изучению формы. Сущность этого метода – достижение эстетического эффекта путем познания психофизических закономерностей восприятия форм, пространства и цвета. Это проверялось на специальных приборах: простомере (определение пространственных свойств формы), оглазометре (сравнение объемных построений), плоглазометре (сравнение плоских фигур).

В те же годы во ВХУТЕМАСе разрабатывается цикл упражнений по выявлению объема и пространства, членению фронтальных поверхностей, изучению проявлений ритмов в пространстве.

Отличительной особенностью того периода было включение композиционных задач в учебное проектирование. Так, первоначально разработанное абстрактное композиционное построение впоследствии использовали как основу для проектирования конкретного объекта, что способствовало активизации композиционного мышления и развитию начал композиционного анализа. По мере усложнения изучаемого материала усложнялись и творческие упражнения, в том числе и выполнявшиеся в комплексе с проектированием
Современные представления об архитектурной композиции тесно связаны с архитектурными концепциями ХХ-го века. Крупный вклад в познание архитектурной композиции внесли советские ученые. В 20-е годы профессор Н.А.Ладовский создал на архитектурном факультете во ВХУТЕМАСе экспериментальную научно-исследовательскую лабораторию (знаменитую «черную комнату»), где проводились опыты с целью определения объективных закономерностей психофизиологии восприятия. Им также был разработан психоаналитический метод преподавания.

Таким образом, школы БАУХАУЗ-ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН не только заложили практические основы изучения объемно-пространственной композиции, но и обосновали необходимость анализа формы с целью выявления ее художественных особенностей при визуальном восприятии в разных аспектах.

Как с точки зрения морфогенеза связаны пирамиды и зиккураты? В каких странах и в какое время эти формы получили распространение.
Морфогинез- процесс формирования и установления определенного типа формы. В ходе котор., продины обуславлтющие формальное (математико-геометрическое) описание формы. Процесс требует разделения и рассмотрения по различным направлениям.
Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н.э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI век до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей. Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все — 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городище Чогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).
С геометрической точки зрения пирамида, как и зиккурат, от основания сужается вверх в некую высшую точку. Но, если в зиккурате это сужение резкое и ступенчатое, то пирамида , имея правильную простую геометрическую форму сужается постепенно и равномерно. При упоминании египетских пирамид, как правило, имеют в виду Великие Пирамиды, расположенные в Гизе, неподалёку от Каира. Но они не являются единственными пирамидами в Египте. Многие другие пирамиды гораздо хуже сохранились и сейчас напоминают холмы или груды камней.

Расскажите о приемах формообразования в средние века на Руси.
Структурно-логический анализ материалов исследований ряда теоретиков древнерусского зодчества (работы П.Н.Максимова, А.А.Тица, К.Н.Афанасьева, Ю.С.Ушакова, М.Б.Рыбакова, И.Ш.Шевелева и др.) позволяет сделать некоторые выводы о решении проблемы геометрического строения формы древнерусскими мастерами архитектуры до монгольского (раннехристианского) периода.

А) В основе организации формы лежал план сооружения, взаимосвязь частей которого определялась рядом операций геометрического строения по принципу – «от общего к частному» или «от частного к общему». В большинстве случаев использовался модульный принцип построения, когда за основу брался плоскостной размерно-геометрический модуль (ПРГМ) – квадрат. «Размер центрального купола или подкупольного квадрата неизменно являлся тем начальным звеном цепи построения соразмерностей, которое мы вправе назвать модулем всего построения – модулем, понятым не как единица, служащая для кратного сопоставления со всеми размерами сооружения, а как исходный размер в цепи геометрических соответствий». Так считает К.Н.Афанасьев – исследователь пропорциональных построений культовых объектов до монгольского периода. Таким образом, квадрат как геометрическая фигура, элементарно строящаяся и обладающая рядом замечательных свойств, определяющих возможность соразмерения всех частей плана, фасада и разреза, служил первоисточником всех геометрических построений.

Математические ряды: вписанных квадратов – 1, 2, 2, 22, 4,…; и целочисленных прямоугольников - 1, 2, 3, 4, 5,…, n, n+1 позволяли древним мастерам архитектуры выбирать разнообразные геометрические сопряженности, являющиеся основой строения плана. Последовательность строения формы плана выражалась в условно-графических схемах – «вавилонах», в виде врисованных друг в друга квадратов или прямоугольников.

Взаимосвязь древнерусских мер длины с вавилоном, представляющая собой «парные меры», - по утверждению И.Ш.Шевелева, позволяла заранее представлять себе не только абсолютные размеры будущей постройки, но и ее пропорциональный строй, не прибегая к составлению чертежей в масштабе.

Б) Схема строения плоскостной формы фасадов в значительной степени повторяла схему формы плана (очертания апсид в плане соответствуют очертаниям закомар на фасаде). Об этом свидетельствуют совмещенные изображения древнейших произведений древнерусского книжного искусства – «Остромирове евангелие (1056 – 57)», «Изборник Святослава (1073)».

Прием совмещения плана с фасадом или разрезом определяет основные соотношения между шириной, длиной и высотой здания. Последняя - определялась при этом шириной или длиной.

В) Схема формы «пятого фасада» - венчающей части общей формы здания во многом зависела от очертаний боковых фасадов и представляла собой совокупность криволинейных поверхностей, ограничивающих и завершающих объем[17].

Получаемая в результате данных операций идеально-конкретизированная форма зданий, фиксированная в виде графических схем, служила основой перехода к конкретно-материальной форме. Это достигалось путем разметки основания сооружения в ходе реального строительства за счет корректировки его размерно-пространственной структуры и уточнения членения поверхностей и объемов

Таким образом, проблема формы в аспекте ее геометрического построения, представляется как 3-х частная задача по созданию новой формы. При этом, две первые ее составляющие носят идеализированный характер, а последняя – реальный.

Раскройте роль массы и пространства в структуре архитектурно-дизайнерской формы?
Форма – понятие многозначное. Оно обозначает и узнаваемый внешний вид, и определенное состояние, в котором то или иное вещество себя проявляет. В искусстве и архитектуре понятие формы часто относится к формальной структуре – способу расположения и сочетания элементов и частей композиции, составляющих единое целое.
Если форма нередко имеет вид трехмерной объемной массы, то контуры служат главным определяющим аспектом формы: это конфигурация, взаимосвязанное расположение линий и очертаний фигуры и формы. Это внешняя структура формы, ее внешнее строение. Для массо-пространственного состояния материального мира форме, как структуре соответствует определенное содержание в виде сущности – внутренней основы, содержания, смысла, сути, как самого главного и существенного в чем нибудь, что и определяет ее внутреннее строение, устройство.

Архитектурная форма представляет собой профессионально-архитектурную абстракцию или угол рассмотрения реальности, где всякое целое рассматривается как принадлежность архитектуры и существует за счет такого взаимодействия своих « частей», которое определяется законами гармонии, целесообразности и выразительности. Архитектурная форма может быть представлена как форма – масса и, как форма – пространство. В архитектурной практике имеются объекты, обладающие только формой-массой: обелиски, триумфальные арки, монументы и пр., а также массо-пространственные объекты. Последние объекты преобладают, а пространство может быть внутренним и внешним (интерьерным и экстерьерным).

Что такое геометрия и какова ее роль в архитектурно-дизайнерском формообразовании?
Форма любого объекта предметно-материального мира может быть аппроксимирована (заменена с упрощением) формой геометрических тел различной мерности (ГТРМ), что удобно и необходимо для проведения полноценного изучения их признаков, свойств и качеств. Таким образом, геометрическая модель формы (ГМФ) является аналогом формы реального объекта в идеально-абстрагированном виде и носителем его содержания. Отсюда следует, чтогеометричность это объективно-композиционное формоопределяющее свойство объектов реального мира, в котором проявляется закон единства. Он выражается в соответствии и обратимости ГМФ и оригинала.

ГМФ может быть представлена как одно геометрическое тело (ГТ) или как совокупность геометрических тел различной мерности (∑ГТРМ) – точек, линий, поверхностей и объемов в любых сочетаниях. Любая ГМФ, следовательно, может быть фиксирована как состоящая из отдельных геометрических элементов (ГЭ), являющихся в каждом конкретном случае ее исходными, первичными элементами. Если ГМФ обозначена в виде ГТРМ, то она также раскладывается на составляющие ее компоненты. Так даже в точке, как абсолютно малой ГМФ, выделяются при ее графическом изображении такие компоненты как: - линейный контур, той или иной конфигурации; - срединная зона, в виде плоского пятна (двухмерное изображение) или тела с очертанием той или иной сложности .В линейной ГМФ вычленяются ее начало, конец и середина. В поверхностной ГМФ можно увидеть линейный контур и срединную часть. В объемной ГМФ имеется множество составляющих: поверхности и их границы, линии пересечения поверхностей, линии ребер, точки пересечения ребер.

Раскройте сущность понятия композиция? Что такое структурно-композиционное формообразование?
1. «Композиция» в переводе с латинскогоcompositioобозначает сочинение, составление, расположение. Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, подобную той, что мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуютформу, которая представляет собой некоегармоническоецелое, композицию.
2.Распределение элементов изображения на плоскости в случайном, основанном на интуиции художника, порядке, составляют определенную композицию. Сугубо формальное соотношение форм, также подчиненно определенным правилам и имеет свои признаки.
Три основных признака формальной композиции: единство,соподчинение,равновесие
Композиционное формообразование — процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой связывают человека с вещью. Композиционными элементами формообразования являются форма, геометрический вид, конструкция, масса, силуэт, фактура, цвет.

 



2016-01-26 1263 Обсуждений (0)
Экзаменационные билеты по основам теории формообразования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экзаменационные билеты по основам теории формообразования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)