Экзаменационные билеты по основам теории формообразования
Какие три группы факторов обуславливают процесс формообразования согласно Витрувию и И.Г. Лежаве? Раскройте их содержание. Эстетическая составляющая процесса архитектурного формообразования исторически развивалась как композиция в теории архитектуры. Сведения о композиции (тектонике, масштабе, симметрии, организации и т.д.) содержатся в работах выдающихся зодчих, таких как: Витрувий, Альберти, Виньола, Палладио и др. Интересные мысли находятся в трудах первых российских теоретиков архитектуры: П.М.Еропкина, В.И.Баженова, В.Ф.Каржавина и др. При ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе под руководством Н.А.Ладовского была организована опытная лаборатория архитектурных проблем (ОБМАС), где с 1923 года изучали дисциплины: «Пространство», «Объем», «Цвет». Основное направление исследований - активизация архитектурных форм и пространства средствами композиции с учетом психо-эстетического фактора, что получило соответствующее отражение в психоаналитическом методе Н.А.Ладовского по изучению формы. Сущность этого метода – достижение эстетического эффекта путем познания психофизических закономерностей восприятия форм, пространства и цвета. Это проверялось на специальных приборах: простомере (определение пространственных свойств формы), оглазометре (сравнение объемных построений), плоглазометре (сравнение плоских фигур). В те же годы во ВХУТЕМАСе разрабатывается цикл упражнений по выявлению объема и пространства, членению фронтальных поверхностей, изучению проявлений ритмов в пространстве. Отличительной особенностью того периода было включение композиционных задач в учебное проектирование. Так, первоначально разработанное абстрактное композиционное построение впоследствии использовали как основу для проектирования конкретного объекта, что способствовало активизации композиционного мышления и развитию начал композиционного анализа. По мере усложнения изучаемого материала усложнялись и творческие упражнения, в том числе и выполнявшиеся в комплексе с проектированием Таким образом, школы БАУХАУЗ-ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН не только заложили практические основы изучения объемно-пространственной композиции, но и обосновали необходимость анализа формы с целью выявления ее художественных особенностей при визуальном восприятии в разных аспектах. Как с точки зрения морфогенеза связаны пирамиды и зиккураты? В каких странах и в какое время эти формы получили распространение. Расскажите о приемах формообразования в средние века на Руси. А) В основе организации формы лежал план сооружения, взаимосвязь частей которого определялась рядом операций геометрического строения по принципу – «от общего к частному» или «от частного к общему». В большинстве случаев использовался модульный принцип построения, когда за основу брался плоскостной размерно-геометрический модуль (ПРГМ) – квадрат. «Размер центрального купола или подкупольного квадрата неизменно являлся тем начальным звеном цепи построения соразмерностей, которое мы вправе назвать модулем всего построения – модулем, понятым не как единица, служащая для кратного сопоставления со всеми размерами сооружения, а как исходный размер в цепи геометрических соответствий». Так считает К.Н.Афанасьев – исследователь пропорциональных построений культовых объектов до монгольского периода. Таким образом, квадрат как геометрическая фигура, элементарно строящаяся и обладающая рядом замечательных свойств, определяющих возможность соразмерения всех частей плана, фасада и разреза, служил первоисточником всех геометрических построений. Математические ряды: вписанных квадратов – 1, 2, 2, 22, 4,…; и целочисленных прямоугольников - 1, 2, 3, 4, 5,…, n, n+1 позволяли древним мастерам архитектуры выбирать разнообразные геометрические сопряженности, являющиеся основой строения плана. Последовательность строения формы плана выражалась в условно-графических схемах – «вавилонах», в виде врисованных друг в друга квадратов или прямоугольников. Взаимосвязь древнерусских мер длины с вавилоном, представляющая собой «парные меры», - по утверждению И.Ш.Шевелева, позволяла заранее представлять себе не только абсолютные размеры будущей постройки, но и ее пропорциональный строй, не прибегая к составлению чертежей в масштабе. Б) Схема строения плоскостной формы фасадов в значительной степени повторяла схему формы плана (очертания апсид в плане соответствуют очертаниям закомар на фасаде). Об этом свидетельствуют совмещенные изображения древнейших произведений древнерусского книжного искусства – «Остромирове евангелие (1056 – 57)», «Изборник Святослава (1073)». Прием совмещения плана с фасадом или разрезом определяет основные соотношения между шириной, длиной и высотой здания. Последняя - определялась при этом шириной или длиной. В) Схема формы «пятого фасада» - венчающей части общей формы здания во многом зависела от очертаний боковых фасадов и представляла собой совокупность криволинейных поверхностей, ограничивающих и завершающих объем[17]. Получаемая в результате данных операций идеально-конкретизированная форма зданий, фиксированная в виде графических схем, служила основой перехода к конкретно-материальной форме. Это достигалось путем разметки основания сооружения в ходе реального строительства за счет корректировки его размерно-пространственной структуры и уточнения членения поверхностей и объемов Таким образом, проблема формы в аспекте ее геометрического построения, представляется как 3-х частная задача по созданию новой формы. При этом, две первые ее составляющие носят идеализированный характер, а последняя – реальный. Раскройте роль массы и пространства в структуре архитектурно-дизайнерской формы? Архитектурная форма представляет собой профессионально-архитектурную абстракцию или угол рассмотрения реальности, где всякое целое рассматривается как принадлежность архитектуры и существует за счет такого взаимодействия своих « частей», которое определяется законами гармонии, целесообразности и выразительности. Архитектурная форма может быть представлена как форма – масса и, как форма – пространство. В архитектурной практике имеются объекты, обладающие только формой-массой: обелиски, триумфальные арки, монументы и пр., а также массо-пространственные объекты. Последние объекты преобладают, а пространство может быть внутренним и внешним (интерьерным и экстерьерным). Что такое геометрия и какова ее роль в архитектурно-дизайнерском формообразовании? ГМФ может быть представлена как одно геометрическое тело (ГТ) или как совокупность геометрических тел различной мерности (∑ГТРМ) – точек, линий, поверхностей и объемов в любых сочетаниях. Любая ГМФ, следовательно, может быть фиксирована как состоящая из отдельных геометрических элементов (ГЭ), являющихся в каждом конкретном случае ее исходными, первичными элементами. Если ГМФ обозначена в виде ГТРМ, то она также раскладывается на составляющие ее компоненты. Так даже в точке, как абсолютно малой ГМФ, выделяются при ее графическом изображении такие компоненты как: - линейный контур, той или иной конфигурации; - срединная зона, в виде плоского пятна (двухмерное изображение) или тела с очертанием той или иной сложности .В линейной ГМФ вычленяются ее начало, конец и середина. В поверхностной ГМФ можно увидеть линейный контур и срединную часть. В объемной ГМФ имеется множество составляющих: поверхности и их границы, линии пересечения поверхностей, линии ребер, точки пересечения ребер. Раскройте сущность понятия композиция? Что такое структурно-композиционное формообразование?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |