Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Смысловая функция сцен подземного царства в «Одиссее»



2016-01-26 2261 Обсуждений (0)
Смысловая функция сцен подземного царства в «Одиссее» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первый раз Одиссей спускается в Аид, чтобы спросить у Тиресия, куда ем дальше идти. Неслучайно нужно спуститься именно в Аид. Проклятье Одиссея снять при жизни невозможно (даже боги не могут в этом помочь). Только потусторонние силы могут ему в этом помочь. Одиссей, попав на остров Кирке, просит у неё помощи (в снятии проклятия Посейдона за обиду его сына Полифема), та не знает чем помочь (проклятие слишком сильно), единственное, чем она может помочь – отправить туда, куда ему предсказано (об этом надо спросить у Тиресия, мудрого старца). Единственная проблема – Тиресий уже умер. Соответственно, следующий пункт назначения – Аид. Сюжетный смысл – спросить Тиресия, сокральный – нужно умереть. Проклятье снять при жизни невозможно (даже боги не могут в этом помочь).

Цирцея объясняет, как попасть в Аид (подземным богам приносили в жертву чёрных животных), потом, спустившись в Аид, надо вырыть яму и заполнить её кровью жертвенного животного – только напившись крови души смогут говорить, они бестелесны; подпускать надо души по одной, иначе все разом завопят и Одиссей ничего не услышит.

В Аиде Одиссей встречает свою мать, которая умерла, ожидая его. Тиресий говорит, что, вернувшись из Аида, Одиссей поплывёт со спутниками на остров Гелиоса (бога солнца), где им будет испытание голодом. Если они не поедят быков Гелиоса (чёрных и белых – это ночи и дни), то быстро домой вернутся.

Второй раз (в самом конце) мы спускаемся в Аид, но уже без Одиссея, и видим женихов, порубленных Одиссеем. Почему мы спускаемся в Аид? Потому что там сидит Агамемнон, который может смело дать верную оценку (непредвзятую и субъективную) действиям Одиссея и самих порубленных. Последняя, 24-ая, песнь начинается со сцены в Аиде. Души убитых женихов ведёт в Аид Гермес. По поводу комических сцен: сидят Агамемнон и Ахиллес и жалеют друг друга (в Иллиаде они постоянно ссорились, а теперь-то что поделать), мол, как нехорошо оба погибли. Тут они видят тучу женихов, Агамемнон спрашивает:«Что случилось, мор или война, почему столько людей разом сошло под землю?». Один из знакомых Агамемнона, гость, Амфемидон, рассказывает всё, на что тот отвечает, мол, так вам и надо. Почему вообще введён Агамемнон в поэму? Он умер, а мёртвые не ошибаются, они судят объективно. Более того, он ругает Елену (за измену, в Илиаде ругали только за то, что из-за неё война) и одобряет Пенелопу. Тем временем Афина идёт к Зевсу и спрашивает: кому дадим победу в войне между Одиссеем и родственниками. Зевс – покровитель гостеприимства, если что. Ну, тут понятно. Но говорит, что память об этой победе надо погрузить в Лету, чтобы о ней забыли, иначе будут новые войны.

 

___________

 

Дополнительно:

 

Фишки: тут рассказывается в хронологической последовательности, в Одиссее же все события хронологически перемешаны; весь рассказ идёт от лица Одиссея (это указывается не сначала, но в один момент это становится понятно); в рассказе Одиссея повторяются основные мотивы поэмы (таким образом они акцентируются); важнейшая тема – гостеприимство; у греков не было «ц»: пришла из латыни, эту букву почти сразу переняли римляне; Одиссей хитроумный и любопытный (это дерзость, ведущая к несчастьям); главная вещь о поэме – монтаж придумал Гомер, «Одиссея» сделана по принципу монтажа; время в эпосе существует совершенно по-другому; композиция динамическая – будет нагнетаться эмоция читателя; «Одиссея» не о странствиях и возвращении Одиссея, а о восстановлении Телемаха в правах на престол; Телемах проходит инициацию, чтобы восстановиться в правах на престол; в поэме просто тонна магических предметов; все положительные эмоции вкладываются богами, а отрицательные испытывают сами люди; в «Илиаде» признаком героя были красивые доспехи (красивые доспехи => он умён, красив и т.д.), а в «Одиссее» – мудрые речи; Одиссей и умный, и сильный (необычайно); не было бы поэмы, если бы не было острова Полифема, это центральная точка (проклятье из-за Посейдона; мощь проклятия такова, что даже Эол не смог помочь Одиссею).

 

Суда у Одиссея были не грузоподъёмны. Надо посадить большое войско, которое ещё и везёт награбленную добычу. Добыча очень важна, это – всё (показывает состоятельность, положение и тому подобное). Фишка в том, что для провианта уже места не хватает. Они плавали по Средиземному морю, останавливаясь чуть ли не на каждом острове (их там много), чтобы пострелять коз, попить, поесть. Поэтому Одиссей не попадёт на Итаку 10 лет

Первый остров – остров киконов (киконы – племя враждебное грекам, они союзники троянцев; ограбить их – святое дело). Одиссею с войском повезло – мужчины куда-то по делам отправились, остались старики, женщины и дети. Но, как только, пограбив, ахеяне решили отплывать, прибыли мужчины => битва => потери. Спойлер: путь Одиссея будет путём потерь. Следующий остров принадлежит племени лотофагов («лото» – «лотос», «фаго» – «ем» => «пожиратели лотосов»). Актуально два пункта: а) греки много общались с Египтом, даже потом будут его колонизировать (лотос – египетский цветок); б) в лотосе было явно что-то наркотическое (забвение невзгодам и счастье – всем лотос, посоны). Благодаря лотосу Одиссей чуть не потерял ещё двух войнов. Важный для поэмы мотив – тяга к дому (сквозь все препятствия/испытания/соблазны Одиссей приедет домой). Так вот, именно поэтому Одиссей приказывает связать наркоманов и силком затащить на корабль (ещё одна причина – похороненным не на своей земле грозит плохая участь в Аиде) => Одиссей заботится о наркоманах. Третий остров – остров Киклопов {ц}. Киклопы древны как Титаны (чем архаичнее, тем злее – это нормально). Эта древность ещё подчёркивается тем, что киклопы не знают земледелия, они только скотоводством занимаются. NB: Одиссей и его спутники сначала высаживаются на соседнем острове, а увидев пещеры на киклопском, дошли пешком. Покушав, принеся жертву богам (делили тушу, часть – богам, на жертвенник; дым идёт наверх => боги приняли; то же и с вином). Греки делают то же, что и все древние народы – разделают трапезу с богами. Одиссей видит пещеры (на острове киклопов) и решает переплыть с избранными 12-ью {12 – сокральное число; водная преграда – переход в потусторонний мир} выяснить, чтит ли народ закон гостеприимства. Они приходят к киклопу Полифему, берут сыр, молоко (Полифем – скотовод). Набрали, хотят пойти, а Одиссей решает дождаться хозяина и узнать, чтит ли он закон гостеприимства. Результат: по приходе Полифем съел 6-ых, остальных оставил на завтрак. Одиссей – трикстер (фольклорный [зачастую] герой, который не плох и не хорош; плут и проказник); он решает обхитрить Полифема, дав ему вино => тот сразу же опьянел (так как пил впервые, да и к тому же не разбавленное вино) => захотел поговорить. Одиссей между прочим говорит, что его зовут Никто (на всякий случай). Ночью Полифема ослепили, когда он начал кричать, а когда сбежались родственники, ему пришлось сказать, что его ослепил Никто. На утро надо выпускать овец => Одиссей с друзьями уцепился за пуза овец и улизнул. Тут заканчивается сказочный сюжет. Это эпос, поэтому всё вышеизложенное – лишь завязка (4). Одиссей с войнами улизнул. Нет бы плыть себе аккуратно – решил Одиссей с корабля покричать Полифему, чтоб знал тот закон гостеприимства, упомянув своё имя.

Между прочим, Полифем – сын Посейдона. Ну, тут всё понятно: Посейдон решил отнять у Одиссея день возвращения. Зеркальность композиции: Одиссей скрыл имя – это его спасло; когда открыл – это его погубило (5).

Проклятье сбывается не сразу, герои попадают на Остров Эола (бога ветров). Сразу даётся контраст – Эол гостеприимен. Эол сначала месяц кормит Одиссея, а потом только спрашивает, мол, зачем пожаловал. Одиссей говорит, мол, Посейдон домой не пускает. Эол решает помочь: загоняет в мех (мешок) всех своих детей (они – ветра), кроме Западного ветра, говорит, дескать, не открывай мешок до тех пор, пока не прибудешь на Итаку.

Одиссей плывёт. Он не доверяет спутникам, не спит несколько ночей, чтобы войны недаром не вскрыли мех. К тому моменту, как подплыли к Итаке, он падает без сил, и случилось именно то, чего Одиссей так опасался. Один из войнов, Еврилох (проказник-трикстер), подумал, что в мехе золото, и открыл его. Результат – ветра бросились обратно к папе, корабли прибило обратно к острову Эола. Плачущий Одиссей приходит снова к Эолу, просит помощи, но эол говорит:«Уйди, человек; если ты так ненавистен богам, то я не стану тебе помогать». Дескать, проклятье так сильно, что даже бог ветров не может с ним справиться.

Пятый пункт – остров Лестригонов (людоедов). Тут гибнут уже все корабли, кроме корабля самого Одиссея. Минусы: корабль раздолбан, а еды и питья нет.

Корабль прибивает к следующему острову, все пошли искать еду (кроме Одиссея), услышали прекрасное пение (нимфы). Пришли к замку волшебницы Цирцеи (Кирке). Это тоже сказочный сюжет. У Кирке есть сказочные предметы: волшебная палочка и напиток, с помощью которых она превращает всех в свиней (только в свиней, главным богатством были козы и свиньи – их можно было есть) => таким образом она обогащается. Это ещё один важный мотив. Все выпили напиток, кроме одного осторожного спутника и Одиссея, который не пошёл с войнами. Путник рассказал Одиссею, Одиссей пошёл спасать своих. По дороге думает: как он будет спасать? И тут в действие вступает покровительница Одиссея – Афина. Почему она? Афина – богиня мудрости и справедливой войны. Афина отправляет вестника (Гермеса) с волшебной травой моли. Траву надо держать в руках => выпей Одиссей напиток, коснись его Кирке палочкой – ему ничего не будет. Волшебница испугается, Одиссей будет угрожать ей мечом, Кирке предложит разделить с ней ложе – Гермес советует не отказываться, это нехорошо. Таким образом Одиссей должен получить назад всё, что он хотел. Всё так и произошло, но Одиссею понравилось, да и спутникам, которых превратили обратно, поэтому они поблаженствовали на острове годик. Что интересно: долго балдели в этом райском месте, а через год спутники приходят и говорят «домой». Это важно: никакие препятствия и соблазны не заставляют их забыть о доме. Одиссей говорит об этом Кирке, та отвечает, что не знает чем помочь (проклятие слишком сильно), единственное, чем она может помочь – отправить туда, куда ему предсказано (об этом надо спросить у Тиресия, мудрого старца). Единственная проблема – Тиресий уже умер. Соответственно, следующий пункт назначения – Аид. Сюжетный смысл – спросить Тиресия, сокральный – нужно умереть. Проклятье снять при жизни невозможно (даже боги не могут в этом помочь).

Цирцея объясняет, как попасть в Аид (подземным богам приносили в жертву чёрных животных), потом, спустившись в Аид, надо вырыть яму и заполнить её кровью жертвенного животного – только напившись крови души смогут говорить, они бестелесны; подпускать надо души по одной, иначе все разом завопят и Одиссей ничего не услышит.

В Аиде Одиссей встречает свою мать, которая умерла, ожидая его. Тиресий говорит, что, вернувшись из Аида, Одиссей поплывёт со спутниками на остров Гелиоса (бога солнца), где им будет испытание голодом. Если они не поедят быков Гелиоса (чёрных и белых – это ночи и дни), то быстро домой вернутся.

Конечно же, спутники поедят всех быков. Но не сразу: Кирке объясняет, как оплыть до острова (один путь – через Симплигады, шатающиеся скалы, через которые, по предсказанию, никто не может проплыть, кроме Ясона, другой – между Скиллой, шестиголовым чудовищем, забирающей по шесть человек с каждого проплывающего мимо корабля, и Харибдой, островом с воронкой под ним, в которую с силой всасывается вода, как кит питается). Кирке советует проезжать ближе к Скилле (так Одиссей потеряет только шестерых). Так и происходит, Одиссей оказывается на острове Гелиоса, где нет мяса, кроме быков Гелиоса. NB: во времена Гомера греки мясо не если, поэтому упоминание о том, что греки едят рыбу (всё из моря считались нечистым), означает, что всё совсем плохо, приехали. Одиссей идёт вглубь острова, мол, вдруг птичка какая попадётся. По его уходе Еврилох начинает мутить народ, дескать, что мы позорной смертью гибнем (не дома => попадут в Аид). Мотивировка – так и так в Аид попадём, но если выживем, то приедем на Итаку, построим жертвенник Гелиосу, авось простит. Результат – пируют шесть дней (если уж табу нарушено, то, значит, нарушено, ± шесть дней – не имеет значения). Гелиос, сговорившись с Посейдоном, устравает ребятам лётную погоду (они не могли плыть, так как был штиль). Все сели на корабли, увидев, что ветер попутный, а как только сели на корабли, сбылось предсказание Тиресия – разразилась страшная буря, все, кроме едва спасшегося Одиссея, погибли. Одиссея выбросило на остров нимфы Калипсо (от «калюпто». – «связывать»), на котором Калипсо опутала Одиссея своей любовью на 7 лет (до этого он плавал по островам 3 года). Действие поэмы начинается с конца этого срока, как он сидит на острове Калипсо, глядит в сторону Итаки и плачет, думая, что никогда не попадёт домой. Афина увидела, пожалела его, приходит к Зевсу и говорит, мол, предсказано было 10 лет скитаться, а 10 лет уже заканчиваются. Афина посылает Гермеса к Калипсо сказать, что пора отпускать Одиссея. Дальше следует комическая сцена, как Калипсо гонит Одиссея с острова. Тот не хочет плыть на плоту, на что Калипсо говорит, дескать, раз боги сказали, значит поплывёшь. NB: Гомер чередует комическое и трагическое.

«Одиссея» сделана по принципу монтажа. В поэме «монтируются» сцены с путешествием Одиссея и сцены с его сыном Телемахом на Итаке. С тех пор, как Одиссей собирался на войну (мальчик только родился), прошло 20 лет. Но Телемаху не 20 лет. Время в эпосе существует совершенно по-другому. Елена, старец Нерей (герои Илиады) не меняются, так и Телемах остаётся просто юношей. 10 – просто круглая цифра, так просто удобнее.

Так вот, тем временем на Итаке... Пенелопа, жена Одиссея, страстно его любящая и ждущая, вынуждена сдаться под напором советных старцев. Совет требует, чтобы она выбрала себе нового мужа. Почему? Одиссей же был царём, а 20 лет без царя, защитника отечества, туговато. Пенелопа сдалась, велела созвать самых славных юношей (и не только юношей) со всей Греции. NB: Пенелопа – сестра Елены Троянской, так что и Пенелопа не замарашка. Пришли женихи с дарами (обычай брачный), та приняла все дары (обычно принимают только от того, с кем намерена мутить) и говорит, что выберет себе жениха тогда, когда соткёт саван Лаэрту (отцу Одиссея). NB: саван – ткань, которой накрывают усопшего; поэтому Пенелопа не может ткать саван Одиссею – она верит, что тот ещё жив, Лаэрт тоже жив, но он уже «вошёл в возраст смерти», а, так как мать Одиссея умерла, некому больше эту почесть Лаэрту воздать. Короче, Пенелопа четыре года ткала саван (дело, конечно, не быстрое, но Пенелопа по ночам распускала всё, что наплела за день). Это потом откроется, будет нехорошо. Вроде Пенелопа нехорошо поступает, но Одиссей будет прав, когда решит порубить всех женихов по своём возвращении: те остались в доме Одиссея, эти 150 ничем не занятых молодых людей жрали его свиней, а должны были уйти по домам. Они разоряли богатство Одиссея, не говоря уж о прочих проказах. Неслучайно первая сцена на Итаке – на пиру, чтобы читатель сразу увидел, что женихи нарушают закон гостеприимства, вот разгадка. Тут нагнетается эмоция читателя – ненависть к женихам, композиция поэмы выстроена так, чтобы читатель под конец ненавидел женихов и не подумал ненароком что-нибудь на Пенелопу (плачущий Одиссей, затем жрущие его свиней женихи, потом Телемах). Кстати, у Телемаха очень двойственная ситуация: если мать выйдет замуж, то у неё может родиться сын => Телемах не получит трон. Собственно, основная функция Одиссея по возвращении – восстановить Телемаха в правах на престол. Пир, печальный Телемах, приходит к нему Афина (она покровительница всей семьи Одиссея) под видом гостя (это особая категория у греков; неслучайно именно в этом образе – испытывается закон гостеприимства), чтобы посоветовать Телемаху собрать совет и разогнать женихов. Телемах проходит испытания «на взрослость», он должен уподобиться отцу (3 главных качества – хитроумный, путешественник и воин). Первый пункт – мудрость, он должен словом убедить старцев изгнать женихов. Ему это почти удаётся (тем более, его украсила: красота – дар богов, так выясняется, на твоей ли стороне боги), но выходит Антиной (прям самый-самый из всех женихов), рассказывает про то, как их морочила Пенелопа, и говорит, что теперь точно они не уйдут, пока Пенелопа не даст ответ. Телемах прошёл инициацию, несмотря на то, что обстоятельства не располагали, слово его оказалось убедительно. Опять печалится Телемах, к нему приходит Афина (под видом его наставника, Ментоса), советует отправиться узнать об отце к тем, кто видел его последним (к старцу Нерею и Менелаю) => в Спарту, а туда надо плыть => это испытание путешествием. Инициация (в мифологическом понимании) – смертельно опасное испытание. Тут это присутствует: женихи задумали извести Телемаха (наследник престола уплыл и не вернулся), но тут Афина подскажет Телемаху высадится на той части острова, где его не ждали (таким образом проходит второе испытание). Третье испытание – бой с собственным отцом. Как Одиссей попал на Итаку? Одиссей плывёт на плоту. Почему Посейдон ему не мешал? Потому что Посейдон ходил к эфиопам. Посейдон возвращается, видит – Одиссей плывёт. Буря, все дела. Одиссея прибило к берегу, его увидела нимфа Левкотея и говорит:«Скидываю свою одежонку, бросай свой утлый плот и заворачивайся в моё волшебное покрывало, тогда невредимым доплывёшь до острова». Хитроумие Одиссея ещё сказывается в том, что он не всегда верит. Так что нимфа уговорила его не сразу. Так он (без плота) доплыл до острова феаков (он попадает к ним буквально голый – всего он лишился за это путешествие), это последний пункт Одиссея перед Итакой. Феаков не существовало, как таковых, но по греческим представлениям они были прекрасными мореходами. Они-то и доставят Одиссея на Итаку. Одиссей бросает покрывало (не глядя) в море, оно само приплыло назад к нимфе. Одиссей с трудом выбирается на берег (там были острые рифы, которые испугали даже Одиссея), обессиленный засыпает в кустах. Афина наблюдает за ним и думает, как ему помочь. Насылает лживый сон царевне феаков Навсикае, в котором говорит ей, мол, немудрой тебя боги создали, тебе замуж скоро, а бельё у тебя не постирано, иди стирай к берегу. Ну, послала Навсикая служанок стирать, а сама пошла играть в мяч. Афина направила мяч так, что оно попадает прямо в спящего Одиссея (нагого и в чёрте чём после борьбы с рифами, кстати). Афина вложила мудрость и разум в сердце Навсикае, поэтому она не убежала и обратилась к нему с разумной речью, и так же мудро отвечает ей Одиссей. Навсикая именно по речи Одиссея поняла, что он из царского рода (по красоте и доспехам немытого, нечёсаного и нагого Одиссея опознать затруднительно). Его облачили в царские одежды (именно поэтому Афина стирать послала) и сказали:«Дворец там». Приняли хорошо, узнав одежду; но Одиссей нечёсаный, поэтому Афина окутывает его невидимым облаком. Одиссей недоверчив, поэтому он откроет своё имя не сразу, представится купцом с Крита. Пирует, певец Демодок поёт о разрушении Трои, о троянском коне (именно отсюда мы знаем о конце Трои – конец Иллиады был утерян). Одиссей слушал-слушал, да и пустил скупую мужскую слезу. Царь это увидел, спросил, не Одиссей ли он, на что тот дал утвердительный ответ. Все обрадовались, снарядили Одиссея, дав ему, между прочим, добычу (царю ни с чем возвращаться нельзя). Одиссей приплыл, и тут встретится с Телемахом (позже). Встретятся они в сторожке свинопаса Эвмея (который назван богоравным; у греков даже боги не гнушались пасти свиней), это он всё это время выращивает свиней, расширяет хозяйство. Одиссей прикидывается снова (он всё-таки изменился), спрашивает, как дела (ждут ли его, верен ли ему Эвмей). Эвмей жалуется на женихов, на то, что нет хозяина. Одиссей открывается, показывает свой шрам на колене, по нему его и узнают, Эвмей плачет от счастья. Одиссей выходит из сторожки и встречает Телемаха:«Здравствуй, Телемах, я твой отец». Телемах бросается на него, думая, что это чужак (он же никогда его не видел) хочет забрать трон. И это является последним испытанием Телемаха (как война), надо понимать, что важно сразиться со старшим, чтобы пройти инициацию. Обычно бьются до смерти, но это эпос, поэтому Афина встаёт между ними и говорит Телемаху опомниться и признать в Одиссее отца. Уладилось, Телемах рассказывает про женихов и они сочиняют план, как победить женихов. Отправляются поочередно, чтобы никто не догадался, что Одиссей жив; более того, Афина превращает Одиссея в старика, чтоб уж точно никто не узнал. О динамической композиции: всю поэму идёт нагнетание (помимо всего прочего, они хотели убить Телемаха). Завтра с утра будет битва, поэтому надо показать, что женихи – подлецы, негодяи и достойны смерти. Так вот, когда Одиссей в образе нищего старика приходит, все пируют, никто его не угощает, да ещё и бросают в него костями и табуреткой. Конечно, можно оправдать, что они не знали, что это Одиссей, но (по греческим представлениям) надо всегда приютить нищего, потому что в таком образе мог явиться бог. Таким образом женихи снова нарушают закон гостеприимства (по отношению к странникам). Няня Одиссея омывает ноги путнику, замечает шрам и признаёт Одиссея, но тот зажимает ей рот, чтобы она не закричала от радости и не выдала его. Наутро Одиссей с Телемахом выносят всё оружие из пиршественного зала (под предлогом «закоптилось» – тогда оружие освещалось факелами). Так совпало, что именно на это утро Пенелопа назначила финальное испытание женихов (испытание, которое мог исполнить только Одиссей, – надо натянуть стрелу и пустить её в 12 колец, расположенных друг за другом). Женихи же не могут даже стрелу натянуть. Тут подходит нищий, все смеются, а он вдруг натягивает стрелу, в этот момент Афина превращает его обратно и украшает. Двери в зал уже закрыты, Одиссей с Телемахом начинают расстреливать 150 человек. Как им удалось? Богиня вложила силу в них.

Важен смысловой акцент поэмы – встреча Пенелопы и Одиссея. Пенелопа тоже недоверчива, не верит, что Одиссей вернулся (аргумент такой, мол, с Еленой уже такое было, та думала, что Парис – это Менелай с изменённый богами лицом). Она боится повторить ошибку сестры и изменить мужу. Они оба – хитроумные. Одиссей спрашивает, мол, что, мне в саду ночевать? Пенелопа: да, прикажу твою кровать вынести. Фишка в том, что никто не мог сдвинуть кровать Одиссея, а это только он и Пенелопа знали. Когда они поженились, Одиссей срубил огромную оливу и вокруг неё построил дом. Собственно, именно эта олива стала основанием кровати. Именно это и рассказывает Одиссей, описывает, как он делал кровать (своими руками). Тут-то Пенелопа и поверила. Одиссей рассказывает ей о всех приключениях и о ещё одной части предсказания Тиресия («будешь долго странствовать»): Одиссей пришёл восстановить сына в правах на трон, а потом снова поплывёт путешествовать, а когда закончится путешествие? «Когда прибудешь в страну людей кораблей не знающих». Вот когда спросят Одиссея:«Что за лопату несёшь на плече, чужеземец?», только тогда можно втыкать весло в землю, приносить жертву, только тогда Одиссей будет прощён. А когда это будет – не ясно.

Столько женихов положило головы, фактически, ни за что, естественно, родственники будут мстить. Последняя, 24-ая, песнь начинается со сцены в Аиде. Души убитых женихов ведёт в Аид Гермес. По поводу комических сцен: сидят Агамемнон и Ахиллес и жалеют друг друга (в Иллиаде они постоянно ссорились, а теперь-то что поделать), мол, как нехорошо оба погибли. Тут они видят тучу женихов, Агамемнон спрашивает:«Что случилось, мор или война, почему столько людей разом сошло под землю?». Один из знакомых Агамемнона, гость, Амфемидон, рассказывает всё, на что тот отвечает, мол, так вам и надо. Почему вообще введён Агамемнон в поэму? Он умер, а мёртвые не ошибаются, они судят объективно. Более того, он ругает Елену (за измену, в Илиаде ругали только за то, что из-за неё война) и одобряет Пенелопу. Тем временем Афина идёт к Зевсу и спрашивает: кому дадим победу в войне между Одиссеем и родственниками. Зевс – покровитель гостеприимства, если что. Ну, тут понятно. Но говорит, что память об этой победе надо погрузить в Лету, чтобы о ней забыли, иначе будут новые войны. Ещё комична сцена встречи Одиссея и Лаэрта, оба не доверяют друг другу и долго доказывают, что они – Одиссей и Лаэрт. Они все вооружаются (хоть Лаэрт дряхл, а Телемах юн, Афина даёт им сил), и так ударят по родственникам женихов, что те в ужасе побегут. Ярость Одиссея так сильна, что он догоняет их и начинает добивать, но его остановит Афина, мол, иначе Зевс поразит, потом войн не оберёшься.

Конец.

 



2016-01-26 2261 Обсуждений (0)
Смысловая функция сцен подземного царства в «Одиссее» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Смысловая функция сцен подземного царства в «Одиссее»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)