Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преподавание психологии в XIX веке



2016-01-26 841 Обсуждений (0)
Преподавание психологии в XIX веке 0.00 из 5.00 0 оценок




ВУЗ:

Психология, как и философия, не один раз исключалась из программы на много лет и вновь восста­навливалась через некоторое время.

Преподавание психологии в светских учебных заведениях длительное время на­ходилось под сильным влиянием традиций, сложившихся в рамках богословского образования. В духовной школе психология как учебный предмет была введена почти на целое столетие раньше, чем в светской школе, а процесс преподавания был более стабильным. В духовных академиях предусматривалась и подготовка препо­давателей психологии.

Психология в качестве отдельного пред­мета нe была включена в цикл философского факультета первого русского универ­ситета.

Психологические знания преподавались в рамках других дисциплин. Традицию в этом отношении заложил уже Ломоносов в своей книге «Ри­торика», изданной в 1748 г. Особый интерес представляло изложение учения о страстях, близкое к концепции Спинозы.

Психология рассматривалась также как составная часть курса философии.Первым начал чтение лекций по философии Фроман, в 1761-1765 гг. он вел курс логики, моральной философии и метафизики. Шаден несколько позже читал «Начальные основы философии», а Рост — «Натуральную философию».

Содержание курсов философии и психологии было далеким от жизни. В связи с этим было немного желающих изучать эти дисциплины.

В 1796 г. в России издается «Наука о душе» Михайлова — первый оригиналь­ный опыт систематизации психологических знаний. По оценке Б. Г. Ананьева, «психологический трактат Михайлова написан в духе серьезно понятого англий­ского эмпиризма».

В 1815 г. в Харькове вышла книга магистра местного университета П. Любов­ского «Краткое руководство к опытному душесловию». Эта книга стала следую­щим после книги Михайлова систематическим трудом по психологии и представ­ляла собой по сути эмпирическую психологию. Труд Любовского состоял из трех частей: 1) чувствительность; 2) познание; 3) стремление, влечение, воля.

Несколько позже вышло пособие профессора П. Лодия. В предисло­вии к книге давался краткий курс психологии. В этих психологических главах го­ворилось о душе и теле, о способностях души, воображении, уме, разуме, желании, памяти, различии умов и гимнастике умов; этим вопросам было посвящено около 30 страниц, на которых очень кратко давалось определение основных понятий психологии на основе вольфианской психологии.

В 1834 г. вышел капитальный труд А. И. Галича «Картина человека». Согласно оценке Б. Г. Ананьева, книга Галича отличалась от богословского стандарта пси­хологических сочинений того времени. В первой части своей работы Галич изла­гает «телесную дидактику» (отправления тела, системы тела, части тела), затем переходит к телесной феноменологии (характеристика здоровья и болезни, бодр­ствования и сна, уродств и ненормальностей тела) и заканчивает ее изложением учения о темпераментах. Во второй части («Дух») он развивает свою психологи­ческую систему. Следуя за Локком, Галич начинает анализ психики с «чувствова­ний»: созерцание, представление, воображение. Следующей ступенью является «свободное познание», которое рассматривается по стадиям. В результате сочета­ния «связанного» и «свободного» познания формируется память как «способ по­средствующего и смешанного познания». На основе развития чувственного опыта, мышления и памяти, посредством которых человек познает внешнюю действи­тельность, возможно и познание самого себя. Самопознание, согласно Галичу, развивается лишь на основе развития сознания. Переход от сознания к самосозна­нию связан с «практической стороной духа», т. е. волей.

Устав 1863 г.полностью восстановил преподавание философии и пси­хологии в университетах.

Деятельность Троицкого, руководившего кафедрой философии в Московском университете с 1874 до 1896 г., совпала с важным периодом в развитии психоло­гии, когда мировая и отечественная психология переживала процесс своего ста­новления как самостоятельной науки. Важную роль в этом процессе играл уни­верситет. Во время работы Троицкого в университете появились преподаватели, не имевшие отношения к духовной академии. Первыми из них были профессора Н. Я. Грот (с 1886 г.) и Лопатин (с 1888 г.).

Содержание курса по психологии, который читал в Московском университете Троицкий, определялось идеями английской эмпирической психологии. Это бы­ло большим шагом вперед по сравнению с теми курсами, которые читали до него (Юркевич) и после него (Лопатин). Преподавательская деятельность Троицкого имела большое значение для развития психологической науки в России. В своих трудах, появившихся в 80-е гг., Троицкий отстаивал положение о психологии как самостоятельной науке. Он полагал, что психология как наука о духе должна изу­чать факты сознания с помощью научных (положительных) методов, и прежде всего субъективного анализа, т. е. самонаблюдения.

Курс психологии в изложении Лопатина был своего рода шагом назад: он но­сил «философский» характер и в меньшей степени учитывал достижения психо­логии того времени.

Близким по содержанию к тому, что давал Лопатин в Московском университе­те, был курс психологии профессора Е. Боброва, который читался в Казанском и Варшавском университетах. Программа, которой придерживался Бобров в своем курсе по психологии, заметно отличалась от того, что давали в своих лекциях большинство современных ему психологов. Новым был акцент на исторической интерпретации психологии.

Профессор Н. Я. Грот начал читать курс психологии в 1876 г. сначала в Нежи­не. Особенность лекций Грота заключалась в том, что слушатели вместе с лектором проходили тот творческий путь по созда­нию психологической системы, который до этого прошел сам Грот.

Грот впервые использовал семинар как форму обучения психологии.Для университетского преподавания это было большим новшеством. Проводились се­минарии трех типов.

· На семинарии первого типа он предлагал слушателям критиковать прочитан­ную им лекцию. Он охотно выслушивал замечания своих молодых слушателей, вступал в спор с аудиторией. Семинарии этого типа были непосредственно связа­ны с курсом психологии.

· Был у Грота и другой тип семинария, на котором он предлагал слушателям те­мы для рефератов. Определенной системы в выборе тем не было. Не всегда Грот учитывал уровень трудности тем, которые давались студентам. Он исходил из мнения, что для студентов не существует слишком трудных тем.

· На третьем типе семинария студенты представляли тезисы, которые зачитыва­лись и обсуждались в аудитории.

М. И. ВладИславлев был ректором Петербургского университета и читал там курс психологии. Представление о содержании курса, который он читал, могут дать два тома его учебника «Психология» (1881). В этой книге дается системати­зация психологического, в том числе экспериментально-психологического зна­ния, которое было накоплено к тому времени. Он подчеркивал, что, с его точки зрения, в психической организации доминирует воля. Из числа методических приемов, которые широко использовал Владиславлев, следует отметить мыслен­ный эксперимент как разновидность интроспекции, семантический анализ психо­логических терминов и психологический анализ произведений искусства. В начале XX в. на кафедре философии преподавали психологию такие известные философы, как А. И. Введенский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк. На развитие психологической науки и образования в Петербургском университете в тот период оказали большое влияние профессора Н. Е. Введен­ский, В. А. Вагнер, А. А. Ухтомский, В. М. Шимкевич (Логинова, 1995, с. 164).

Психология преподавалась также в рамках медицинского образования.В 1888 г. при Психиатрической клинике Московского университета А. Я. Кожевниковым была создана психологическая лаборатория, которой в разное время руководили С. С. Корсаков, А. А. Токарский, Н. А. Бернштейн, Ф. Е. Рыбаков. Лаборатория стала базой для проведения практических занятий, входивших в курс психологии, который читал доцент психиатрии А. А. Токарский.

В целом можно сказать, что преподавание психологии в этот период играло об­разовательную роль и не готовило к проведению самостоятельных исследований или практической работе.

Школа:

Проблема преподавания психологии в школе обсуждается в Европе в течение последних двух столетий. Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений осознавалась и поддерживалась философами и педагогами. Неудовлетворительное качество препо­давания в основном объяснялось двумя причинами: отсутствием специальной подготовки у преподавателейи чрезвычайной сложностью предлагаемого уча­щимся материала.

С некоторыми перерывами психология преподается в средних учебных заве­дениях европейских стран с 1811 г. В XIX в. в Австрии психологии уделялось 2 ча­са в неделю в 8-м классе гимназии, в Италии — 6 часов, начиная с 6-го класса, во Франции — 8 часов в неделю в последнем классе философского направления, в Германии — 2 часа в неделю (цит. по: Попова, 2000, с. 33). Психология как об­ласть знаний изучалась в рамках философии, как философская пропедевтика в тес­ной связи с логикой.

Психология была частью учебных планов в некоторых школах США начиная с 1830-х гг. Причем формы и содержание преподавания изменялись в зависимо­сти от изменения культурного климата в стране. Еще до появления эксперимен­тальной психологии существовала американская психология, которая преподава­лась под названием ментальная философия.Этот курс часто сменялся курсом моральной философии,в которой основной акцент делался на этике, моральном развитии и религии.

Когда стала нарождаться экспериментальная психология, некоторые из авто­ров переработали свои учебники, включив в них «новую психологию». В учебни­ках рекомендовались довольно простые эксперименты и аппаратура для препода­вания. Подобные эксперименты повышали интерес к изучению психологии, слу­жили иллюстрацией законов и условий умственной активности и таким образом делали объяснения более наглядными.

Психология как предмет появилась в учебных планах российских гимназий впервые в начале XIX в. Устав 1804 г. стал значительным событием в жизни гимна­зий, поскольку с этого момента они стали самостоятельными средними учебными заведениями. Они имели двоякую цель: подготовить к обучению в университете и дать законченное образование тем, кто не имел намерения продолжать его в вузе. Учеба давалась гимназистам трудно; особенно слабым было преподавание фи­лософии и психологии. Обучение носило отвлеченный характер, не было связано с реальной жизнью.

«Психология для гимназии» начиналась с введения, которое содержало сле­дующие разделы:

I. «Понятие о психологии»;

II. «Порядок, источники и поль­за опытной психологии»;

III. «Литература»;

IV. «План сей учебной книги».

Помимо введения в книге было три главы:

I. «О естестве человека вообще»;

II. «Рассмотрение сил душевных»;

III. «О разных состояниях у различных людей».

В 1819 г. Главное правление училищ выпустило допол­нительные правила, согласно которым психология, так же как эстетика и этика, исключаласьиз учебного плана. Однако элементы психологических знаний преподавались учащимся в курсах словесности и литературы. Первая часть более позднего школьного учебника М. Чистякова «Очерк тео­рии изящной словесности», книга Плаксина «Учебный курс словесности с присовокупле­нием предварительных понятий о человеке вообще, о его познавательных силах, о свойствах и связях мыслей, краткой теории изящных искусств и примеров во всех родах прозаических и поэтических сочинений».

Психология часто преподавалась в рамках курса логики. Строго очерченной программы этого курса вначале не существовало. Содержание курса определя­лось содержанием учебного пособия. Показателен в этом отношении курс логики, составленный Орестом Новицким. В 1846 г. пособие вы­шло вторым изданием под названием «Краткое руководство к логике с предвари­тельным очерком психологии». Во введении автор указывает на необходимость предварительного ознакомления с психологическими понятиями. Этому ознакомлению отводится 60 страниц, т. е. треть всей книги. Сначала автор дает представление о жизни человеческой души вообще, затем переходит к характеристике частных проявлений и способностей души.




2016-01-26 841 Обсуждений (0)
Преподавание психологии в XIX веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преподавание психологии в XIX веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)