Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок психологии в школе



2016-01-26 942 Обсуждений (0)
Урок психологии в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Урок — это форма организации деятельности посто­янного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Главными характеристиками урока является то, что это форма организации обучения:

1) группы учащихся одного возраста;

2) постоянного состава;

3) занятие по твердому расписанию;

4) с единой для всех программой обучения.

Сущность урока сводится «к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися зна­ний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя».

С точки зрения учителя, урок — это управление познавательной деятельностью учащихся. С точки зрения учащегося — это усвоение научного, практического и со­циального опыта и развитие.

Функция урока состоит в достижении определенных, относительно завершенных, целей на пути познания и развития. Цели — это пред­полагаемые, заранее планируемые результаты деятельности. Урок способствует достижению определенных дидактических целей, решению конкретных задач в каж­дом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса. Особенности урока как организационной формы обучения обусловлены его целями и задачами.

Типичный урок предполагает следующие формы учебной работы и решение соответствующих дидактических задач:

1) проверка домашнего задания и повторение пройденного;

2) объяснение нового учебного материала;

3) закрепление и применение нового материала.

Последовательность решения этих дидактических задач может быть разной. Традиционный план комбинированного урока включает в себя следующие пункты:

1) оргмомент;

2) проверка домашнего задания;

3) опрос учащихся по ранее пройденному материалу;

4) изучение нового материала;

5) его закрепление;

6) задание на дом.

Однако нет необходимости всегда строго придерживаться данной последовательно­сти в планировании урока. Гибкий и вариа­тивный подход к структуре урока исключает шаблонность в его проведении. Элементами структуры урока могут быть различные виды деятельности учителя и учащихся.

Типы уроков.В современной дидактике имеется несколько подходов к клас­сификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Остановимся на одном из них, наиболее обобщенном. Махмутов – по цели организации, детерминированной общедидактиче­ской целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем подготов­ленности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются пять типов уроков.

1) Уроки изучения нового материала.Целью данного типа уроков является ов­ладение учащимися новым материалом путем разъяснения нового материала учи­телем, упорядочения и закрепления ранее усвоенного. Формами изучения нового материала могут быть:

a. лекция;

b. объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных во­просов;

c. эвристическая беседа;

d. самостоятельная работа с учебником и другими источниками;

e. постановка и проведение опытов и экспериментов.

В рамках данного типа учителя могут применять такие виды уроков, как:

· урок-лекция;

· урок-семинар;

· кино-урок;

· урок теоретических и практических самостоятельных работ;

· урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).

2) Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.Основные дидактиче­ские задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к следующему:

· систематизация и обобщение новых знаний;

· повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

· применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоен­ных знаний;

· формирование умений инавыков;

· контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В данном типе уроков различают несколько подтипов: уроки закрепления изу­чаемого материала, уроки повторения, уроки комплексного применения знаний, умений и навыков.

К основным видам уроков данного типа относятся:

· уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных и письменных упражнений);

· урок-лабораторная работа;

· урок практических работ;

· урок-экскурсия;

· урок-семинар.

3) Уроки обобщения и систематизации.Такие уроки стимулируют учащихся к повторению больших разделов и блоков учебного материала, позволяют им осоз­нать его системный характер. Уроки обобщения и систематизации предусматри­вают все основные виды проведения уроков.

4) Комбинированные уроки.Это наиболее распространенный тип урока в суще­ствующей школьной практике. На нем решаются разные дидактические задачи из числа рассмотренных выше, поэтому этот тип урока и получил название «комби­нированный». Методическая структура такого урока включает следующие основ­ные элементы:

· организация учащихся в начале занятия;

· повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по ос­мыслению вновь изученного материала на текущем уроке;

· введение учителем нового материала и организация работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

· первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

· формулирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

· подведение итогов урока

5) Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.Уроки этого типа предназначены для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися учеб­ного материала, диагностики уровня обученности учащихся, коррекции в процессе обучения. Такие уроки могут иметь следующий вид:


· устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);

· письменный опрос;

· диктанты;

· изложения;

· решения задач;

· зачетная работа;

· контрольная самостоятельная работа;

· экзамен.


Эти виды уроков проводятся после изучения объемных разделов и тем учебно­го курса.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок (или часть урока) по анализу и объяснению типичных ошибок, достоинств и недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Подготовка преподавателя к урокам психологии заключается:

1) в подборе информационного материала для использования на занятии;

2) в выделении основных фактов, явлений, понятий, закономерностей, состав­ляющих знания, которые должны быть усвоены учащимися;

3) в выборе способов объяснения этих знаний;

4) в подборе примеров и иллюстраций для понятий и закономерностей;

5) в разработке видов практической активности, направленных на усвоение и за­крепление знаний;

6) в разработке развивающих видов активности учащихся;

7) в распределении заданий для классной и самостоятельной работы.

Важнейшей задачей при подготовке к уроку психологии должно быть выделе­ние и формулировка знаний, которые будут предметом изучения:

· психические явления;

· понятия;

· закономерные связи психических явлений;

· психологические факты.

Важно обеспечить понимание нового материала и его за­крепление на практике, показать возможности практического применения усво­енных знаний

За основу при подготовке к урокам психологии в школе могут быть взяты из­данные у нас в стране учебники и учебные пособия для школ (Коломинский, 1986; Немов, 1995; Климов, 1997; Реан, Гатанов и Баранов, 2000), для начальной шко­лы — учебное пособие под редакцией И. В. Дубровиной (1998). Кроме того, в каче­стве учебных пособий могут использоваться также и учебные пособия для млад­ших курсов вузов (Годфруа, 1996; Введение в психологию, 1997; Маклаков, 2001).

Порой учителя затрудняются в выборе одного учебного пособия, которое с их точки зрения было бы наиболее подходящим для учащихся. Поэтому при подго­товке к урокам возможно комбинирование материалов из разных книг.

Помимо учебных пособий при подготовке к урокам можно использовать на­учно-популярные книги и статьи в научно-популярных журналах и газетах.

Научно-популярных изданий по психологии выпускается очень много. Боль­шинство из них посвящено определенной сфере психологии, поэтому названия конкретных книг, полезных при подготовке к урокам, будут приведены в соответ­ствующих разделах.

Наиболее полезными могут быть книги и статьи по психологии для детей и мо­лодежи, поскольку они уже адаптированы для соответствующей возрастной кате­гории. Названия книг соответствующей тематики мы перечислим ниже при рас­смотрении отдельных тем.

Конспект урока.Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя:

1) формулировку темы;

2) описание целей и задач урока;

3) перечисление основных этапов урока;

4) краткую характеристику содержания и видов деятельности учителя и учащих­ся на каждом этапе урока;

5) описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке;

6) указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока, по оценке учителя.

Важнейшим признаком хорошего конспекта является возможность его прак­тического использования для проведения урока. Для этого он должен быть доста­точно читабельным в любых условиях проведения занятия, при любом располо­жении учителя в классе. Конспект должен быть для учителя ясным и четким путеводителем по уроку и помогать в его проведении.

Поскольку изучение психологии в школе имеет прежде всего развивающее значение, то планированию на уроке развивающих видов активности, учащихся нужно уделить особое внимание. В качестве развивающих заданий могут исполь­зоваться задания на овладение средствами понимания других людей и самопозна­ния, на усвоение эффективных приемов интеллектуальной работы (развитие на­блюдательности, мнемотехники, мыслительных операций и стратегий решения задач), на освоение методов психической саморегуляции (релаксации, аутотре­нинга).

Домашние задания по психологии должны носить творческий характер и не создавать дополнительных учебных перегрузок. Основной акцент при изучении психологии целесообразно сделать на классных занятиях.

В заключение отметим, что в литературе по психологии понятие «урок» порой обозначает разные виды занятий: как предметно-ориентированные, так и личностно-ориентированные. В данном разделе мы рассмотрели преимущественно органи­зацию уроков психологии предметно-ориентированного типа. Уроки личностно-ориентированного типапо содержанию деятельности и методике проведения пред­ставляют собой скорее занятия внеклассного характера. Методические аспекты их планирования и организации сходны с психологическими тренингами.




2016-01-26 942 Обсуждений (0)
Урок психологии в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок психологии в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (942)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)