Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика организации и проведения семинарских, практических занятий



2016-01-26 1814 Обсуждений (0)
Методика организации и проведения семинарских, практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Методическая разработка семинарского занятия:

I. Тема занятия.

1. Обоснование выбора темы.

2. Определение места темы в программе курса.

3. Цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, мето­дические.

4. Литература. Обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.

II. Форма организации семинара.

1. Обоснование выбора формы проведения семинара в связи с ха­рактером подготовки аудитории: а) вопросно-ответная (опрос); б) раз­вернутая беседа на основе плана; в) доклады с взаимным рецензиро­ванием; г) обсуждение письменных рефератов с элементами дискус­сии; д) групповая дискуссия (направляемая, свободная); е) учебно-ролевая игра

2. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, объектах, операциях, характере занятия, в литературе. Рас­пределение ролей участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.

III. План и конспект хода занятия.

1. Программа содержания занятия: основные разделы темы, ос­новные задачи каждого раздела темы, фиксация основных противо­речий в ходе решения рассматриваемой проблемы.

2. Конспект содержания разделов программы. Выделение дидак­тических приемов, обеспечивающих выявление противоречий, дока­зательность и обоснованность рассматриваемых точек зрения. Выделе­ние положений и задач, предполагающих групповые формы обсужде­ния. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.

3. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.

4. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

Семинары:

Подготовка преподавателя к семинарузаключается в выборе темы занятия, его планировании и постановке вопросов, подборе литературы, написании кон­спекта.

Темы занятий планируются в рабочей программе курса и могут выбирать­ся на основе разных критериев:

· Темы семинаров могут повторять темы лекций. Например, «Память», «Внима­ние», «Мышление». В таком случае семинар направляется на закрепление, до­полнение или творческое обсуждение соответствующего раздела курса, рас­смотренного на лекции.

· На семинарах могут рассматриваться темы, не изучавшиеся на лекциях, фор­мулировки могут быть такие же, как и в предыдущем пункте. Но, например, те­ма «Внимание» может не изучаться на лекции, а обсуждаться на занятии на ос­нове письменных источников. В этом случае занятие будет направлено на расширение знаний за счет учебника и первоисточников.

· Темы семинарского занятия могут представлять собой конкретные аспекты со­ответствующего раздела. Например, «Индивидуальные особенности памяти и приемы успешного запоминания». В данном случае занятие будет направлено на углубление знаний соответствующего раздела.

Важнейшим аспектом подготовки преподавателяк семинару является про­думывание и постановка вопросов для обсуждения. От количества и типа во­просов, которые будут поставлены для рассмотрения на занятии, зависит его ход. Многие преподаватели считают необходимым выносить на семинар от 3 до 5 вопросов. Однако многое зависит от характера и объема вопросов. Более частные, конкретные вопро­сы, а также вопросы, стимулирующие сравне­ние (поиск сходства и различия), анализ, син­тез, обобщение, конкретизацию, умозаключе­ния, могут требовать других временных затрат. Подчас обсуждение таких вопросов трудно планировать во времени.

Часто постановке вопросов предшествует подбор литературы.И это вполне объяснимо: вопросы зависят от того, какую литературу дут читать студенты. Важным аспектом подбора литературы является определение ее объема, который должен быть прочитан студентами при подготовке.

Конспект семинарского занятия содержит:

1) тему;

2) вопросы;

3) литературу;

4) формы проверки подготовленности студентов к занятию;

5) формы организации работы студентов при обсуждении вопросов;

6) результаты, которые будут достигнуты в итоге занятия.

Подготовка студентов к семинарскому занятиюзаключается в поиске лите­ратуры, ее чтении и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы по вопросам семинара определяется тем, насколько конкретно преподаватель сформулировал задание. Студенты младших курсов, возможно, нуждаются в указании на страницы источников, по­скольку самостоятельный поиск для них — еще трудная задача. На последующих этапах работы страницы, а потом и литературу можно не указывать.

Конспектирование книг и статей — довольно типичное задание, которое дается студентам при подготовке к семинару. Чтобы конспектирование приносило пользу при подготовке к занятию, нужно обучать студентов этому виду деятельности. В частности, их нужно учить:

· отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;

· лексической и синтаксической переработке текста;

· схематизации и структурированию прочитанного материала;

· формулированию выводов по прочитанному материалу.

Проведение семинарского занятия репродуктивного типа. Преподаватель отмечает присутствующих на занятии студентов, спрашивает их о подготовленности к занятию и трудностях, с которыми они столкнулись в процессе подготовки. Формулируются ос­новные вопросы занятия, и студентам дается возможность устно раскрыть их со­держание. При этом преподаватель может попросить определенных студентов раскрыть заданные вопросы или же спрашивать желающих. После выслушивания развернутого ответа на вопрос преподаватель предоставляет другим студентам возможность дополнить, исправить, прокомментировать ответ, высказать собст­венное мнение. Важными для преподавателя в данном случае являются умения управлять процессом обсуждения:

· умение соблюдать временной регламент;

· умение не стеснять при этом свободу обсуждения и выражения мнений;

· умение активизировать на занятии как можно большее число студентов';

· умение поставить конкретизирующие, наводящие вопросы в случае затрудне­ния студентов в ответе на вопрос;

· умение стимулировать свободную речь студентов при ответах на вопросы (а не чтение конспекта);

· умение сделать выводы по рассмотренному вопросу.

Проведение семинара творческого типаменее традиционно при обучении психологии. На творческих занятиях возможны разные формы организации учеб­ных ситуаций, активности студентов и взаимодействия преподавателя и студен­тов. Студентам ставятся вопросы, активизи­рующие их мыслительную активность, предлагаются задания, ответы на которые в явном виде не представлены в источниках. Это вопросы следующего типа:

· Сравните...;

· Найдите отличие...;

· Найдите сходство...;

· Проанализируйте...;

· Найдите связь...;

· Докажите достоинства и недостатки определенной позиции.

Лабораторные и практические:

Два общих принципа подхода к раз­работке учебных задач для практических занятий:

· от теории — к практике

· от жизни — к теории

При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа де­лится на подгруппы. Препода­ватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельно­стью малых групп и отдельных студентов, и оказания им своевременной помощи в учебной работе.

Состав заданий для занятия должен планироваться с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студен­тов. Для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные ра­боты и практические занятия, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

1) внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;

2) проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;

3) инструктирование студентов по прове­дению ими лабораторно-практической работы;

4) выполнение практических заданий;

5) обсуждение итогов выполнения работы;

6) оформление отчета о проделанной работе;

7) оценка преподавателем выполненных за­даний и степени овладения студентами соответствующими умениями.

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их про­ведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:

· цель работы;

· пояснения (теоретические положения и понятия);

· оборудование и материалы;

· порядок выполнения работы;

· тип выводов (без формулировок);

· контрольные вопросы;

· литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от студен­тов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполне­ния работы.

В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания..

Формы организации работы студентов на занятиях:

· Фронтальная формаорганизации занятий. Все студенты выполняют одно­временно одно и то же задание. Выполнение студентами психологических тестов с целью самопознания — типичный пример такой формы проведения практических занятий.

· Групповая формаорганизации занятий. Одна и та же работа выполняется в малых учебных группах, состоящих из нескольких человек. Проведение психо­логических экспериментов в парах (экспериментатор — испытуемый) или трой­ках (экспериментатор — протоколист — испытуемый) — типичная схема проведе­ния многих лабораторных работ по психологии.

· Индивидуальная формаорганизации занятий. Каждый из студентов вы­полняет индивидуальное задание. Затем они обмениваются опытом выполнения работы.

Структура оформления отчета о проделанной работе определяется типом зада­ния и ведущей дидактической целью. Оценки за выполнение работы могут вы­ставляться в форме зачета или дифференцированно.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практиче­ских занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями. Повышает эффективность проведения занятий также разработка заданий для экспресс-контроля уровня подготовки студентов к занятиям.


 



2016-01-26 1814 Обсуждений (0)
Методика организации и проведения семинарских, практических занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика организации и проведения семинарских, практических занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1814)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)