Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Преподавание психологии в ХХ веке



2016-01-26 402 Обсуждений (0)
Преподавание психологии в ХХ веке 0.00 из 5.00 0 оценок




ВУЗ:

В начале XX в. начинается интенсивное развитие экспериментальной и приклад­ной психологии, сопровождаемое ростом интереса к этой науке. Развивается и психологическое образование. После 1905 г. преподавание психологии в высших учебных заведениях претерпевает коренные изменения.Увеличивается количе­ство курсов по психологии, число отводимых на эти курсы часов. Возрастает ко­личество преподавателей, а также количество слушателей. Помимо лекций орга­низуются семинары и просеминары, практические занятия по экспериментальной психологии. Лекции по психологии начинают сопровождаться демонстрацией приборов, постановкой иллюстративных опытов. Это было значительным ново­введением в практике преподавания психологии. Психология стала преподавать­ся как эмпирическая наука.

В Московском университете эти изменения связаны с именем Г. И. Челпанова. В его многочисленных курсах, семинариях и практикумах была широко представлена опытная психология. С 1907 по 1922 г. содержание основных курсов, читавшихся им в Московском университете, все время менялось, хотя их названия оставались прежними. Отсутствовал опыт проведения занятий по этим курсам; необхо­димо было осваивать методику проведения демонстрационного эксперимента. От года к году эти курсы становились все более содержательными и методически со­вершенными. Например, практические занятия по экспериментальной психоло­гии сначала сводились к тому, чтобы освоить тот или иной аппарат, научиться пользоваться им. Затем, овладев определенной областью, студенты делали сооб­щение на общем собрании участников курса.

На основе этих коллективных работ лаборатории сформировался курс по экс­периментальной психологии (1909-1910). В последующие годы содержание кур­са уточнялось. Практическое ознакомление с техникой и методикой эксперимен­тального исследования в Московском университете было особенно успешным благодаря основанному Челпановым в 1912 г. Институту психологии. Здесь была организована совершенная во многих отношениях система обучения. Ее отличал высокий уровень теоретической подготовки в сочетании с экспериментальными исследованиями. Преподавание было неразрывно связано с исследовательской деятельностью.

Преподавание психологии в Московском университете в начале XX в. велось очень последовательно, каждый курс был связан с другими, дополняв­шими и расширявшими его. Сначала читался пропедевтический курс по психоло­гии, затем проводился просеминар по экспериментальной психологии, специаль­ный курс по психологии, семинар по общей и экспериментальной психологии и т. д. Последующие издания пособий по экспериментальной психологии строились по типу челпановского «Введения в экспериментальную психологию».

В других университетах курсы по психологии также обогащались данными экспериментальной психологии. В Петербургском университете курс психологии вел А. Введенский, в Новороссийском университете (Одесса) — Н. Н. Ланге, в Харь­ковском — Лейкфельд.

Профессор Ланге был учеником Вундта и одним из первых русских психоло­гов-экспериментаторов. Курс Ланге считался одним из лучших курсов по психо­логии досоветского периода. О содержании его лекций можно судить по его книге «Психология. Основные проблемы и принципы» (1922).

В Психоневрологическом институте в Петербурге курс психологии читал про­фессор А. Ф. Лазурский. В своем курсе он использовал результаты опытных исследо­ваний, делал попытку связать психологию с повседневной жизнью. О содержании его курса можно судить по его книге «Общая и экспериментальная психология» (1912).

Университетские курсы в то время чаще всего читались учеными, имевшими опыт работы в лучших европейских лабораториях. Так, Ланге и Челпанов работали у Вундта, Белкин и Нечаев — у Мюллера. Переводились и издавались зарубежные учебники психологии (Титченер, 1914).

В Петербурге курсы психологии были созданы при Лаборатории эксперимен­тальной педагогической психологии. Кроме лекций на курсах были организованы практические занятия, носившие характер демонстраций, а отчасти — научных исследований. Эти курсы были позднее преобразованы в Педагогическую академию, где пре­подавание психологии развернулось еще шире. Открытая в октябре 1908 г. Педа­гогическая академия имела отделение педагогики и психологии.

Почти одновременно с Педагогической академией в Петербурге возник и Пси­хоневрологический институт (в 1907 г.), где также читалось большое количество курсов по психологии.

В начале XX в. во многих высших учебных заведениях преподавались также прикладные отрасли психологии. Наряду с курсами общей и экспериментальной пси­хологии читались курсы по педагогической, дифференциальной психологии. Юристам читались спецкурсы по юридической психологии в целом или по ее отдельным отраслям. Например, Э. Клапаред в Женеве с 1906 г. вел «Курс лекций по юридической психологии», Р. Соммер в Гессене читал «Международный курс судебной психологии и психиатрии», Д. А. Дриль в Психоневрологическом ин­ституте — спецкурс «Судебная психология» (Прикладная юридическая психоло­гия, 2001, с. 42).

В 20-30-х гг. психология развивалась в достаточно сложных социально-полити­ческих условиях. Ее развитие как учебной дисциплины после революции 1917 г. было тесно связано с общей радикальной перестройкой всей системы образования. Система университетского образования в 20-30-х гг. неоднократно перестраива­лась, что сказывалось на объеме и содержании курсов психологии.

Московский университет.После упразднения филологического факультета (1921) препо­давание психологии осуществлялось на факультете общественных наук, физическом, медицинском и этнологическом факультетах. В 1921 г. в университете была создана кафедра медицинской психологии, которой заведовал профессор А. Н. Бернштейн. В 1925 г. из состава университета был выведен Психологический институт. После выведения из состава университета гуманитарных факультетов (1931) преподавание психологии прекращается. В период 1931-1941-х гг. психология не преподава­лась в Московском университете; не проводилось и никаких научных исследова­ний. Прекратила функционировать сложившаяся система подготовки психоло­гических кадров.

Перестройка психологии на новых методологических основах освещалась в книге К. Н. Корнилова «Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма». В 1927 г. под редакцией Корни­лова в качестве учебного пособия для высшей школы вышла хрестоматия по пси­хологии.

На преподавание психологии в педагогических институтах в 20-30-х гг. значительное влияние оказало распространение идей педологии как комплекс­ной науки, объединяющей знания о развитии ребенка, накопленные в педаго­гике, психологии, физиологии. В начале 20-х гг. педология настойчиво популя­ризировалась в печати, на съездах, конференциях. В 1924/25 учебном году она появилась в учебных планах педагогических институтов и педагогических фа­культетов университетов.

Школа:

В начале XX в. интерес к психологии как науке возрос как в общественной жизни, так и в сфере образования. В первой половине XX в. психология присутствовала в учебных планах средних школ многих стран Европы и Америки. Она преподава­лась обычно в старших классах 1-2 часа в неделю в течение семестра в качестве факультативного предмета. Типичным учебником для школьников Англии и США была книга «Психология для жизни» Соренсона и Мальм (1948), а Германии — учебник Вульфа.

В начале XX в. выдающийся философ Джон Дьюи, предлагая реформу амери­канской образовательной системы, считал психологию необходимым учебным предметом в школе.

Гезел, бывший в 1938 г. директором старшей школы в Мичигане, писал, что старшие школы имели 3 функции:

1) передавать знания;

2) учить умениям;

3) по­могать приспособлению к жизни.

Он отмечал, что в идеале все эти три функции должны быть частью каждого курса; разумеется, это утверждение касалось и пси­хологии. Предлагал ввести отдельный курс «ментальной гигиены», которую он определял, как «изучение ума и умственных привычек в целях развития и поддержания умст­венного здоровья, наиболее соответствующего индивидуальному комфорту в жиз­ни». Другие педагоги также разделили эти взгляды, но считали необходимым пересмотреть содержание курсов психологии, сде­лать их более соответствующими потребностям учащихся в самопонимании, жиз­ни в обществе, личностном развитии и социальной адаптации. Однако учебники не соответствовали этим целям, поскольку они больше вни­мания уделяли рассмотрению содержания психологии как науки и гораздо мень­ше — «жизненным проблемам подростков».

В 1937 г. психология преподавалась в 12% школ; представители еще 37% школ считали необходимым введение такого курса.

В России курс философии и психоло­гии был вновь введен в российских гимназиях в 1905 г. Г. И. Челпанов проявил осо­бенно большую энергию, отстаивая введение психологии в курс средней школы. Он прочитал ряд докладов и опубликовал ряд статей в различных изданиях. В них Челпанов доказывал необходимость введения психологии в курс гимназии, ссы­лаясь при этом на опыт преподавания ее в четырех классах Киевской гимназии. Был также проведен опрос учащихся. На его основании Челпанов пришел к выво­ду, что психология доступна пониманию учащихся. Материал усваивался со­знательно, а не путем лишь заучивания текста учебника. Отсюда автор сделал вы­вод о том, что важнейшие вопросы научной психологии вполне доступны для по­нимания учащимися средней школы. Что касается содержания курса, то в гимназии, по мнению профессора Челпанова, центр тяжести должен быть перенесен на теоретическую психологию; увле­каться экспериментальной психологией он не рекомендует.

А. П. Нечаев, возра­жая Челпанову, говорил, что «современная психология как наука немыслима без эксперимента». Вот почему «даже в самый элементарный курс психологии в на­стоящее время необходимо вводить эксперимент» .В 1913 г. в методическом пособии для учителей («Как преподавать психологию») А. П. Нечаев писал: «Ученики должны понять, что в эмпирической психологии нет места никакой метафизике и что поэтому она стоит одинаково далеко как от материалистических, так и от спиритуалистических тенденций».

Препятствием к правильной постановке преподавания психологии являлось:

· незначительное количество учебных часов (70);

· отсутствие согласования с другими предметами, в частности, с физикой, неко­торые разделы которой (оптика, акустика) изучались позже, чем соответст­вующие темы в курсе психологии;

· слабая подготовка к пониманию психологии в курсах физиологии и анатомии;

· кроме того, для правильной постановки преподавания психологии необходима была строго определенная программа.

В «Циркуляре Министерства народного просвещения» от 5 июня 1905 г. гово­рится следующее: «Ввести преподавание философской пропедевтики при двух уроках в неделю в VII и VIII классах гимназии». При обсуждении вопроса о введении в учебный план гимназии философской пропедевтики было признано, что необходимо ограничиться преподаванием пси­хологии в VII классе и логики в VIII классе.

Целью преподавания психологии, говорится в объяснительной записке, должно быть достижение ясного понимания учениками своеобразного характера душев ных явлений, их связи с душевной жизнью в целом, а также понимание особенно­стей в ознакомлении с фактами душевной жизни.

Ближайшей же практической задачей изучения психологии должна быть вы­работка у учеников навыка вглядываться в душевные явления и давать себе отчет в их составе и влиянии друг на друга, а также выработка привычки к сознательно­му чтению.

Либеральное отношение к программе отчасти объяснялось отсутствием учеб­ника. В приложении к ней рекомендовалось использовать психологические рабо­ты Ледда, Селли, Фонтегрива, т. е. труды зарубежных ученых. Помимо трех на­званных в списке упоминались книги таких авторов, как Бэн, Гефдинг, Джемс, а из русских — Снигирев и Ушинский. Однако и эти книги мало подходили в каче­стве учебных пособий.

Пробел был восполнен выходом в счет учебника Челпанова, доступного начи­нающему читателю и полностью соответствовавшего учебной программе. Этот учебник был рекомендован Министерством народного образования как основное пособие для гимназий и переиздавался 17 раз. В те годы было опубликовано еще по крайней мере 8 специальных учебных пособий для гимназий.

Слабая подго­товка учителей к преподаванию психологии имела место в течение достаточно долгого времени. А. П. Нечаев в докладе «О преподавании психологии в средней школе», сделанном на III Всероссийском съезде по экспериментальной педагоги­ке в 1916 г., призывал съезд «принять мерык тому, чтобы гимназии имели препо­давателей психологии с достаточной специальной подготовкой».

В начале XX в. выходит книга Нечаева «Как преподавать психологию? Методические указания для учителей средних учебных заведений».

Нечаев ставит перед учителем психологии три задачи:

1) помочь учащимся осознать поведение людей;

2) связать курс психологии со знаниями учащихся по другим предметам, показать единство этих знаний;

3) насытить научным содержа­нием часто встречающиеся в обыденной речи термины, иначе говоря, уточнить и расширить понятия учащихся.

Нечаев рассматривал психологию в трех аспектах:

1) как самостоятельный учеб­ный предмет,

2) как часть философской пропедевтики;

3) как введение в педагоги­ку.

Нечаев полагал, что преподавание психологии должно быть переведено на строго фактическую основу, носить демонстрационный характер, вызывать само­деятельность учащихся, сопровождаться практическими упражнениями.

С методической точки зрения интересен и ряд положений, высказанных в ста­тье Ф. Ф. Ольденбурга «Мысли о постановке преподавания психологии в средней школе».

Ольденбург считал, что «программа курса психологии должна быть поставле­на так, чтобы удовлетворить:

1) запросам жизни, к которой готовится воспитан­ник;

2) запросам его возраста и развития;

3) запросам школы, вытекающим из всей совокупности ее задач».

Ольденбург предлагает излагать учащимся материал курса психологии не от более простых процессов к более сложным (от ощущений к личности), а, наобо­рот, от анализа характера идти к познанию отдельных психических процессов. Особенно ценным для школы того времени является под­черкивание необходимости связать психологические знания с потребностями жиз­ни, воспитать культуру психологического анализа.

Первой попыткой упразднить преподавание психологии был проект, выработанный совещанием при III Государственной Думе в 1912 г., со­гласно которому психология и логика объявлялись необязательными предмета­ми. По мнению Г. И. Челпанова, существовало три основные проблемы, которые не были решены:

1) отсутствие у преподавателей специальной подготовки (известно, что психоло­гию в школе преподавали историки, филологи и преподаватели семинарий);

2) методическая непроработанность учебного курса (недостаток учебных, нагляд­ных пособий и количества учебного времени);

3) непрочное положение самого предмета в учебном плане как второстепенного, экспериментального.

После Октябрьской революции 1917 г. в связи с реорганизацией средней шко­лы, упразднением гимназий и созданием единой политехнической школы психо­логия совсем исчезла из школьных программ.Преподавание психологии не вхо­дило в цели новой советской школы.



2016-01-26 402 Обсуждений (0)
Преподавание психологии в ХХ веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Преподавание психологии в ХХ веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)