Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы проблемного обучения



2016-01-26 377 Обсуждений (0)
Методы проблемного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




С этой точки зрения под целью изучения психологии мы должны понимать формирование у студентов не просто знаний, а умения оперировать ими при психологическом анализе и оцен­ке явлений человеческой психики, т. е. навыков психологиче­ского (социально-психологического, психолого-педагогическо­го, медико-психологического и т. д.) мышления, посредством чего шаг за шагом, от занятия к занятию, от одной прочитанной книги или статьи к другой идет становление специалиста.

Знания студента — старые и вновь приобретаемые — ста­новятся атрибутами мышления. И благодаря этому происходит не начетническое накопление абстрактных знаний, а приобрета­ются конкретные умения аналитико-синтетической деятельно­сти ума, т. е. формируется мышление. Требуемая перестройка учебы, как того требуют психоло­гические законы усвоения знаний, должна затронуть, естествен­но, как содержательную (чему учить), так и методическую (как учить) стороны обучения.

Психология изучает мышление как актуальную дея­тельность субъекта, мотивированную потребностями и на­правленную на значимую для личности цель.

Проследить связь учебы студента с функционированием его мышления лучше всего через посредство проблемного обучения, которое в отличие от так называемого традиционного (сообщаю­щего, повествующего, информирующего) постоянно ставит обу­чаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требу­ет работы мышления. Психология изучает ориентировку субъекта в интеллектуальных задачах на основе того, как содержание этих задач открывается субъекту и каки­ми средствами может воспользоваться субъект для обеспечения продуктивной ориентировки в такого рода задачах, для ориентировки в процессе мышления.

Исходя из этого психологическое понятие мышления: это есть форма пси­хической (т. е. ориентировочной) деятельности, благодаря ко­торой субъект выделяет в задаче, открывает для себя сущест­венные связи и отношения, скрытые от его непосредственного чувственного восприятия и систематического наблюдения.

Здесь необходимо сделать некоторую оговорку, касающуюся соотношения понятий психика и ориентировка (или психическая и ориентировочная деятельность). Мышление является лишь определенной психиче­ской, внутренней формой выделения скрытых от наблюдения отношений, т. е. идеальной формой этой деятельности (так на­зываемое наглядно-действенное мышление является не совсем точным при данном подходе к пониманию мышления). Таким образом, не все формы ориентировки есть психическая деятель­ность, а только те, которые осуществляются в идеальном плане, в том числе и в мышлении.

Проблемная задача— это дидактическое понятие, обозна­чающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемы­ми преподавателем (лектором) или выявленными и сформу­лированными кем-либо из обучаемых (студентов), и в силу этого получившую ограниченное поле поиска (в отличие от объективно возникающей перед человеком жизненной про­блемы) и ставшую доступной для решения всеми обучаемыми (студентами). Проблемная задача требует не только поиска и нахождения ответа, но и его обоснования, доказательства его правильности

Содержанием учебной проблемы — проблемной задачи высту­пает противоречие между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного — это система познавательных, мыслитель­ных действий, логически подводящая к обнаружению скрытых в условии задачи связей и отношений.

Проблемный вопрос — это входящий в состав проблемной за­дачи или отдельно взятый учебный вопрос (вопрос-проблема), требующий ответа на него посредством мышления. Вопрос же, требующий воспроизведения по памяти, не является проблем­ным.

Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отче­го», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как дока­зать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т. п. А вопросительные слова «кто», «что», «когда», «где», «сколь­ко», «какой» всегда требуют ответа на основе памяти.

Проблемное заданиеэто учебное задание, составляемое преподавателем, методистом, автором учебного пособия в форме проблемной задачи или проблемного вопроса (вопроса-пробле­мы) в целях постановки обучаемых (студентов) в проблемную ситуацию.

Проблемность как принцип обученияэто дидактический принцип. Суть его такова: при организации процесса обучения содержание учебного материала не преподносится обучаемым в готовом для запоминания виде, а дается в составе проблемной задачи как не­известное искомое. Оно может становиться известным и усваи­ваться обучаемыми только в результате их собственной поиско­вой мыслительной деятельности по решению проблемной зада­чи. Таким образом, проблемность как принцип обучения не только требует (именно — требует) особым образом организовать содержание усваиваемых знаний, но и диктует особую методи­ку его усвоения — через мыслительные действия обучаемого по поиску этого содержания.

Условия для создания проблемных ситуаций, вызывающие интеллектуальную активность, са­мостоятельную мыслительную деятельность обучаемых:

1) Задание должно, во-первых, основывать­ся на имеющихся у обучаемых знаниях, во-вторых, знание, под­лежащее усвоению, должно составлять ту искомую, т. е. пока неизвестную общую закономерность или способ действия, без нахождения которой (-го) выполнение задания оказывается не­возможным, и, в-третьих, выполнение задания должно вызвать у обучаемых потребность в получении недостающего знания, т. е. у них должен появиться интерес как мотив их действий.

2) Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям: быть дос­таточно трудным, но разрешимым благодаря имеющимся у них навыкам мышления, владению ими обобщенным способом дей­ствия и достаточным уровнем знаний.

3) При предъявлении проблемного задания преподава­тель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых.

4) В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить учащихся в проблемные ситуации. Вопрос задания будет для учащегося проблемным только в том случае, когда он совпадает с вопросом, возникшим у него самого при чтении (слушании) условий задания.

5) Проблемная ситуация по одному и тому же вопросу, подлежащему усвоению, может создаваться разными типами за­даний:

a. когда требуется от обучаемых теоретическое объясне­ние некоторых реальных фактов, продемонстрированных в ла­бораторном опыте, описанных в литературе или рассказанных преподавателем;

b. когда не удастся выполнить практическое за­дание с помощью известных учащимся способов, а от учащихся требуется теоретически объяснить, что знаний не хватает, нуж­ны новые, которые им желательно получить от преподавателя.

6) Если учащиеся, попав в проблемную ситуацию, ока­зались не в состоянии из нее выйти (не сумели теоретически объ­яснить факты или не осознали потребность в новом знании или способе действий), то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафикси­ровать ее, указать причины невыполнения задания и присту­пить к объяснению учебного материала, необходимого для его решения.



2016-01-26 377 Обсуждений (0)
Методы проблемного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы проблемного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (377)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)