Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы интерактивного обучения



2016-01-26 545 Обсуждений (0)
Методы интерактивного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Интерактивным называется такое обучение, которое основа­но на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодей­ствий. В деятельности преподавателя центральное место зани­мает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодей­ствующих учащихся, которые, обсуждая вопросы спорят и со­глашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль спо­собна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

Во время такого занятия от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит пассивно, в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Интерактивные методы принесут наиболь­ший эффект, не только обучающий, но и воспитательный, ко­гда преподаватель будет влиять на обсуждение не только выска­зыванием научно аргументированной точки зрения, но и выра­жением своего личностного отношения к проблеме, своей миро­воззренческой и нравственной позиции. Формы участия препо­давателя в дискуссии студентов могут быть самыми разнообраз­ными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, тре­бующих продуктивного мышления, творческого поиска исти­ны. Преподаватель высказывает свою точку зрения лишь в по­рядке извлечения выводов из высказываний студентов и аргументированного опровержения ошибочных суждений. Его по­зиция может совпадать с мнениями студентов, поскольку они появились в результате наводящих вопросов преподавателя. Такими приемами можно не просто направлять содержатель­ную, интеллектуально-познавательную сторону обсуждения теоретических вопросов, но и конструировать совместную про­дуктивную деятельность, тем самым влияя на личностную по­зицию студентов, превращая их учебную деятельность в учебно-воспитательную.

Таким образом, при интерактивных методах обучения совме­стная учебная деятельность пре­вращается в некую модель социального общения личностей в реальной творческой (продуктивной) деятельности, а не просто происходит взаимодействие деятельностей (обучающей и учеб­ной). «

К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие:


1) эвристическая беседа,

2) метод дискуссии,

3) «мозговая атака»,

4) метод «круглого стола»,

5) метод «деловой игры»,

6) кон­курсы практических работ с их обсуждением.


Дискуссионные методы

Метод дискуссии (учебной дискуссии — так ее назовем) пред­ставляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу, или специально запрограммированное свобод­ное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертыва­ется вначале как эвристическая беседа. То, что она постепенно переходит в дискуссию, — нормальный ход занятия.

Дискуссия – характеристики:

· Во-первых, дискуссия — это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разны­ми мнениями, зарождающимися тут же в ходе разговора. Так называемый обмен мнениями идет не плавно и размеренно, как в обычной беседе, а в споре, в столкновении одного мнения с другим и поэтому в несколько неровном темпе. Особенность дискуссии в том, что мнения дискутирующих — это порожде­ние мыслительной активности спорящих или мысли доказуе­мые, аргументированные, а не просто мнения, неизвестно отку­да появившиеся.

· Во-вторых, в психологическом смысле интересно то, что именно столкновение мнений порождает мышле­ние, а оно ведет к рождению неординарных и разных, а пото­му спорных мыслей.

Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Оказалось, что дело обстоит как раз на­оборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышле­ние, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий на семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседова­ниях по обсуждению итогов (или хода и методов) выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда сту­дентам нужно высказываться. Иногда практикуются и лекции-дискуссии, когда лектор по ходу изложения материала обраща­ется к аудитории с отдельными вопросами, требующими корот­ких и быстрых ответов.

Метод круглого столабыл заимствован педагогикой из об­ласти политики и науки. «Круглые столы» организуются обыч­но для обсуждения какой-нибудь проблемы представителями разных политических и научных направлений. Обмен мнения­ми позволяет находить какие-то точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поис­ка общих выводов — получения научной истины или достиже­ния политической стабильности в обществе.

В обучении метод круглого стола используется для повыше­ния эффективности усвоения теоретических проблем путем рас­смотрения их в разных научных аспектах, с участием специали­стов разного профиля и т. д.

Метод круглого стола применим в рамках студенческой учебно-методической кон­ференции. Глав­ное, выбрать общую тему, входящую в программу как по пси­хологии, так и других смежных предметов (педагогики, социо­логии) и требующих более глубокого, всестороннего рассмотре­ния в интересах профессиональной (в данном случае психоло­гической) подготовки студентов. Есть опыт проведения такого рода занятий с приглашением студентов и преподавателей дру­гого вуза по одной и той же специальности — психологии. Практиковались «круглые столы» и в международном сотруд­ничестве вузов, когда, например, студенты-психологи из Герма­нии или Франции обсуждали со студентами-психологами из России, например, социально-психологические проблемы меж­национальных отношений.

Словом, метод круглого стола может иметь самые разнообраз­ные формы реализации в обучении психологии, если при этом помнить об одном важном условии и его неукоснительном со­блюдении — это осознание необходимости разностороннего, разноаспектного рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практическое воплощение в жизнь.

Метод «мозговой атаки» («мозговой штурм»). Суть заключается в поиске ответа специали­стов на сложную проблему посредством интенсивных высказы­ваний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, пред­положений, случайных аналогий, а также спонтанно возни­кающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций.

Потом из всего этого конгломерата записанных мнений, случайных реплик, даже отвлеченных слов-восклица­ний путем внимательного анализа отбираются идеи, наиболее интересные по своей близости и замыслу организатора мозговой атаки, и используются для дальнейшего углубленного обсужде­ния по существу вопроса. Золотое правило мозговой атаки — ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу выска­зывания любых идей, вплоть до несуразных. Такая психологи­ческая свобода позволяет вести себя раскованно, не стесняться «глупых мыслей», не бояться ставить себя в неловкое положе­ние неудачной репликой, показаться смешным недотепой и т. д. В такой обстановке происходит (особенно когда участни­ки привыкнут к ней) действительно интенсивное «брожение умов», рождаются самые невероятные, поистине сумасшедшие идеи, многие из которых, правда, никуда не годятся (по край­ней мере, для решения данной проблемы), но неожиданно воз­никает то, что надо. Но это применяется для поиска удачного решения в ме­неджменте, научном исследовании.

Игровые методы

Метод деловой игрыпервоначально появился не в системе об­разования, а в практической сфере управления. Прообра­зом современной «деловой игры» как метода обучения как раз являются военные игры, практикуемые с древних времен для обучения войск не в реальных ситуациях боя и войны, а в ситуа­циях военных игр, имитирующих условия боя, боевых дейст­вий. Игры в военном деле — это и есть «деловые игры», где учат командира управлять войсками, а солдата — управлять собой в напряженных условиях боя.

В вузовской подготовке специалистов разного профиля дело­вая игра применяется чаще всего для обучения управленческой деятельности. Иногда так и называют метод обучения: «Управ­ленческие деловые игры». Если определить «в самом общем ви­де суть деловой игры, — пишет один из специалистов деловой игры Е. А. Хруцкий, — можно сказать, что это — метод имита­ции (подражания, изображения, отражения) принятия управ­ленческих решений в различных ситуациях путем игры (проиг­рывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым са­мими участниками игры правилам». Поскольку такое определение дается в учебно-методическом пособии для препо­давателей, то речь идет о деловой игре как методе обучения сту­дентов управлению, а не о методе принятия реального управлен­ческого решения.

Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реаль­ных объектах учить будущих специалистов выполнять соответ­ствующие профессиональные функции. Если говорить о подго­товке учителей в педагогическом вузе, то при преподавании им психологии можно разыгрывать, к примеру, ситуации: «урок», «работа с отстающими», «разбор ошибок» и т. д. с анализом пси­хологических условий эффективного урока, психологических причин отставания ученика в учебе и психологической природы ошибок, например, в диктанте или в контрольной работе по математике. При этом студенты могут по очереди выступать в раз­ных ролях: учителя, методиста, инспектора департамента обра­зования, студента-практиканта и даже ученика (отличника, от­стающего, допустившего много ошибок в диктанте и т. д.). Та­кая деловая игра может заранее планироваться (составление сценария, распределение ролей, выбор ситуаций и т. д.) и прово­диться на практическом занятии.

Ориентировоч­ная основа действий (по П. Я. Гальперину) как раз и создает те психологические условия, которые делают возможным и необ­ходимым поэтапный контроль за выполняемым действием (на­пример, упражнения по орфографии), что и представляет собой проявление осознания учащимся необходимости внимания.

«Деловая игра» заставляет мыслить конкретно и предметно, с явно осознаваемой целью достичь реально ощутимого результата. И это обстоятельство обостряет внимание обучаемого, делает целеустремлённее мышление, а значит, способствует лучшему усвоению.


 



2016-01-26 545 Обсуждений (0)
Методы интерактивного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы интерактивного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)