Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Адаптация персонала, ее виды



2016-01-26 1342 Обсуждений (0)
Адаптация персонала, ее виды 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Адаптация персоналаэто процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации, а отдельных индивидуумов - к рабочему месту и трудовому коллективу.

 

Этапы адаптации

С организационной точки зрения выделяют несколько этапов адаптации:

Процесс адаптации и его эффективность

Процесс адаптации
Этапы
Ознакомительный (до 1 месяца)
Знакомство работника с организацией. За этот период можно продемонстрировать свои возможности, хватит сил держать себя в руках, но недостаточно времени, чтобы сдаться
Оценочный (до 1 года)
Овладение системой знаний и навыков, необходимых для эффективной работы и освоения в новом коллективе
Интеграционный (до 2 лет)
Полное включение в организацию, достижение профессионального и психологического комфорта
Факторы успеха
Причины трудностей
· Высокий исходный уровень опыта и знаний, · Интерес к организации и новой работе, · Обладание необходимыми волевыми и психологическими качествами, · Помощь окружающих, · Умение предвидеть трудности
· Безразличие окружающих, · Непривычные условия, · Подверженность агрессии, · Несоответствие представлений и реальности, · Сложность разрыва прежних связей

На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором — оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем — смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива.

В обязанности руководителя входит проведение предварительной работы с будущими коллегами, с тем, чтобы новичка хорошо встретили; назначение опекуна, проверка состояния материальных условий труда.

 

 

Организация процесса адаптации

Обеспечение исходными материалами
Мероприятия по адаптации
Связанные с введением в организацию
Связанные с введением в подразделение и должность
Чтение курсов
Общая ориентация для группы, новых сотрудников (1-2 дня)
Специальная ориентация для сотрудника или группы
Кадровые службы
Руководители подразделений
Организуют
Предоставляется информация
· Об организации в целом и ее экономическом положении, · О порядках, правилах, процедурах, · О кадровой и социальной политике, · О формах и системах оплаты труда, · О режиме труда и отдыха, · О дополнительных льготах, · Об охране труда и технике безопасности, · О взаимоотношениях с профсоюзами, · О решении социальных проблем
· О специфике работы, технологиях, связи с другими подразделениями, · О правилах и процедурах выполнения работы, · О персональных обязанностях, ответственности, ожидаемых результатах, · О решении бытовых проблем, · О режиме работы и отдыха, · О возможности обучения и повышения квалификации, · Об особенностях рабочего места, · О коллективе.

В течение первой недели руководителю желательно ежедневно видеться с работником, узнавать об успехах и помогать устранить проблемы. Это позволит как можно раньше (идеально в течение месяца) полностью составить представление о его слабостях и достоинствах, взаимоотношениях в коллективе, исполнительности, внешнем виде.

Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс.

Виды адаптации

По уровню различают первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию,

а по направленности — профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую.

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.

Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.

Социально-психологическая адаптация это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам, к экономическим реалиям. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.

Помимо адаптации человека к работе сегодня необходимо и обратное -адаптация работы к человеку.

Она предполагает:

· организацию рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики;

· гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени;

· построение структуры организации (подразделения) и распределение трудовых функций и конкретных заданий исходя из личных особенностей и способностей работников;

· индивидуализацию системы стимулирования.

Большинство людей в первые дни работы больше всего опасаются не справиться с новой должностью, обнаружить недостаток опыта и знаний, показать некомпетентность, не найти общего языка с руководителем и коллегами и их расположения, не быть воспринятым в целом и в итоге потерять работу или перспективы продвижения. Поэтому первое задание новичку должно быть не слишком простым и не слишком сложным, чтобы он сумел с ним справиться и при этом почувствовал удовлетворение.

Для успешной организационной и профессиональной адаптации целесообразно создать и развивать институт наставничества в организации, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не был «брошенным».

Наставником, как правило, может выступить либо линейный руководитель, либо опытный сотрудник данного подразделения, положительно зарекомендовавший себя.

На наставника возлагается основная часть работы по профессиональной адаптации нового сотрудника, а также часть работы по организационной адаптации. Естественно, что сотрудники службы по работе с персоналом обязаны контролировать и корректировать работу наставника. Для наставников необходимо ввести дополнительные поощрения в случае успешной адаптации «подшефного» в коллективе.

Для социально-психологической адаптации новых сотрудников службе по работе с персоналом необходимо проводить периодические мероприятия (опросы, тренинги), также необходима и тщательная супервизия отношений «новый сотрудник – наставник».

 



2016-01-26 1342 Обсуждений (0)
Адаптация персонала, ее виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Адаптация персонала, ее виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)