R. Linton Status and Role
A status is the position an individual has in a particular pattern of reciprocal behavior between individuals or groups of individuals. As distinct from the individual who occupies it, a status is simply a collection of rights and duties (driver versus driver's seat). Generally, the status of an individual means the sum total of all the statuses he occupies. It is his position with relation to the total society. A role is the dynamic aspect of a status. When an individual puts the rights and duties which constitute his status into effect, he is performing a role. Status and role serve to reduce the ideal patterns of social life to individual terms. They become models for organizing the attitudes and behavior of the individual so that these will be congruous with those of the other individuals participating in the expression of the pattern. Ascribed statuses are those which are assigned to individuals without reference to their actual abilities, and can be predicted and trained for from the moment of birth, for example, sex, age, family relationship, class, caste, etc. But even with respect to ascriptive statuses, culture determines the status rather than biology. Achieved statuses are statuses, not assigned to individuals by virtue of birth, but left open to be filled through competition and individual effort. The majority of statuses in all social systems are of the ascribed type, which Linton considers necessary for the ordinary business of living. The social ascription of a particular status, with the intensive training that such ascription makes possible, is a guarantee that the role will be performed adequately, if not brilliantly. If a society waited to have its statuses filled by achievement, certain statuses might not be filled at all. Individual talent is too sporadic and too unpredictable to be allowed any important part in the organization of society. The ascription of status sacrifices the possibility of having certain roles performed superlatively well to the certainty of having them performed passably well. Achieved statuses get prominence in changing societies where development of new social patterns call for the individual qualities of thought and initiative. www.src.uchicago.edu. 7 Davis K. A Conceptual Analysis of Stratification //Amer. Sociol. Rev. 1942. Vol. 7, № 3. P. 309. 8 Bourdieu P. Distinction. A Social Critique of the Judgement of Taste. L.; N.Y., 1986. меру, вождь имеет более высокий статус, чем бигмен или рядовой соплеменник, но сам по себе термин «вождь» не является указанием на статус. Статусом выступает только указание на более высокое или более низкое место в социальной иерархии. В результате статус приравнивается к рангу или престижу. Таким образом, Сорокин9, в отличие от Линтона и Смелзера, понимал под статусом не только престиж, но и социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социальной структуре, а высокую, среднюю или низкую позицию. В повседневном языке чаще всего употребляется именно эта трактовка статуса, и когда хотят подчеркнуть высокое положение человека или страны, то говорят о том, что у них высокий статус. Сведение статуса к рангу — не очень удачная мысль по следующим причинам. В о-п е р в ы х, при таком ходе мысли понятие социальной структуры неявно сводится к понятию стратификации, которая, как мы уже выяснили, всего лишь один из параметров (вертикальная ось ОYв декартовой системе координат, отражающей социальное пространство). В о-в т о р ы х, обедняется содержание такого социального явления, как статус. Действительно, мать, отец, сын, дочь, член какого-либо клуба или команды, республиканец, баптист, бухгалтер, фермер, пастух, охотник — это уже не статусы. Во всяком случае они не являются ранжированными категориями, а стало быть, и статусами. Принятие таких утверждений разрушает все здание социальной структуры, а за ним и систему категорий, отражающих предметное поле социологической науки. Между тем другие социологи, в том числе специализирующиеся в данной области, в частности Е. Бергель10, настаивают на необходимости различать два понятия — престиж и статус. К примеру, Р. Рейган и Л. Джонсон — президенты США, у них одинаковый статус, но разный престиж. Престиж относится к специфическим достижениям в хорошо известной или устоявшейся области. По его мнению, престиж есть не сам статус, а его значение. И это верно. Престиж успешного врача создан высоким качеством оказываемых им медицинских услуг. Но статус врача определяется высоким званием его профессии, которая высоко оценивается обществом. Кроме этих подходов существуют еще по меньшей мере две точки зрения, авторство которых трудно или невозможно установить. Первая позиция заключается в отождествлении статуса и роли, вторая — в приписывании статусу интегрирующей функции, т.е. статус понимается как интегральный показатель общественного положения индивида, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер, реально выполненной работы, материальное положение, партийную и профсоюзную принадлежность, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, семейное положение, родственные связи и др. В таком случае говорят о классовом, профессиональном, политическом и т.д. положении человека как о разных аспектах его статуса. С Вебером дело обстоит сложнее. Прямолинейно он не сводил статус к рангу, и об этом у нас пойдет речь особо. 10 Bergel E. Social Stratification. N.Y., 1962. Относительно этих позиций нужно сказать следующее. Первая неправомерна по существу, поскольку совмещает статическую картину (статус) с динамической (роль как модель поведения), вторая не совсем корректна, поскольку понятие статуса как самостоятельной и четко различимой позиции в социальной структуре исчезает. Статус превращается как бы в обобщенный портрет социального положения индивида в обществе. Но для этих целей используется специальный термин, введенный в свое время американским социологом Мертоном, — статусный набор (status net). Он включает сумму всех статусов индивида, а не единственный, к тому же очень размытый. Существует и другое обобщающее понятие — социоэкономический статус. Он включает образование, профессию и доход. Таким образом, в понимании статуса сложилось несколько подходов: а) стратификационный — статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества; б) функциональный — статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями; в) нормативно-ролевой — отождествление статуса с ролью либо с нормами в социокультурном пространстве общества; г) интегративный — объединение в одно понятие статуса множества социальных (профессиональных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом. Нормативно-ролевой и интегративный подходы, по всей видимости, следует признать ошибочными, а стратификационный и функциональный, представленные Р. Линтоном, Н. Смелзером, М. Вебером и П. Сорокиным, можно объединить в одну модель, которая имеет четыре параметра, описывающих понятие «статус»: 1. Наименование статуса(состоит из одного или нескольких технических терминов — мужчина, подросток, временно исполняющий обязанности, помощник депутата и т.д.). 2. Определение статуса(описывает сущность статуса и его место в группе или обществе). Примеры определения индивидуального статуса: адвокат — лицо, профессия которого — оказание юридической помощи гражданам и организациям, в том числе защита их интересов в суде; акционер — физическое или юридическое лицо, владеющее акциями данного акционерного общества. Примером определения коллективного (учреждение) статуса может служить такое: ДЮСШ — детско-юношеская спортивная школа (специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва, училище олимпийского резерва) — государственное (муниципальное, негосударственное) учреждение дополнительного образования, созданное в соответствии с Законом РФ «Об образовании», получившее соответствующую лицензию и отвечающее за дополнительное образование детей и подростков в области хоккея. Допускается создание ДЮСШ в структуре хоккейного клуба. 3. Содержание статуса— совокупность прав и обязанностей, т.е. круг функций, которые выполняются индивидом на данном рабочем месте или на данной позиции. Содержание конкретизирует определение статуса: учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисциплиной, переводить их в следующий класс или оставлять на второй год в данном классе и т.д. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом (он принят Госдумой 6 марта 1998 г.), федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Содержание статуса (совокупность прав и обязанностей) может быть писаным и неписаным. Если права и обязанности зафиксированы в должностной инструкции, приняты соответствующими инстанциями, то это писаный формальный свод прав и обязанностей (индивид сталкивается с ним, когда устраивается на работу); под некоторыми из них требуется личная подпись индивида. Неписаный свод прав и обязанностей закреплен устной традицией и составляет содержание обычного права (например, права и обязанности мужа и жены). Содержание статуса описывает те правила поведения, которые навязываются обществом носителю данного статуса. 4. Ранг статуса— место данного статуса в социальной иерархии (высокое, среднее, низкое). Этот параметр статуса связан со стратификацией и социальной иерархией, место в которой предполагает определенный круг привилегий и престиж. Ранг — категория или разряд в любой иерархии. Как социальное явление ранг обозначает положение индивида или группы в социальной иерархии, включая иерархию статусов, и в общественном мнении. Можно сказать, что в обществе существует некая незримая ценностная шкала, в которой статусы распределены по возрастанию или убыванию их значимости. Место позиции в этой незримой иерархии ценностей называют социальным рангом. Следовательно, социальный статус — это не только определенная статусная позиция и не только совокупность определенных прав и обязанностей, но и оценки, ожидания, отождествления (идентификация), связанные с общественным положением субъекта. В качестве примера можно привести изменение группового статуса рабочего класса на протяжении XIX—XXвв. До революции 1917г. рабочий класс пользовался очень низким общественным признанием. В рабочие шли представители социальных низов — беглые, разжалованные солдаты, разорившиеся крестьяне, нищие, бродяги, словом, весь сброд, который выпихнули другие сословия и классы. Так повелось со времен Петра I, который, стремясь угнаться за Европой, начал форсированную индустриализацию в стране, где промышленных рабочих никогда не было. Подавляющее большинство населения — крепостные крестьяне, которых помещики не собирались отпускать в вольнонаемные рабочие. Именно поэтому кадры для фабричной промышленности пришлось формировать в том числе, а часто и преимущественно, из маргиналов, не попавших ни в одну из страт, признанных законом. После Октябрьской революции ситуация резко изменилась. Партия большевиков, изменяя социальные устои российского общества, опиралась на рабочих и крестьян. Они служили ее социальной опорой, поэтому первыми декретами новой власти стали распоряжения о безвозмездной передаче земли крестьянам, а фабрик — рабочим. При этом рабочие как наиболее сознательная часть угнетенного класса имели определенное преимущество над крестьянами, психология которых, по заявлению В.И. Ленина, отражала больше мелкособственнические интересы, нежели передовые социалистические ценности. Коммунистическая партия считала себя выразителем всего народа, а рабочий класс был назван гегемоном общества и движителем социального прогресса. По существу рабочий стал самым престижным общественным статусом. Обычно ранг выражается в неравном доступе к ценностям, ресурсам и привилегиям. По мнению М. Фрайда", распределение по рангам предшествовало возникновению социальной стратификации, которая характеризует уже эпоху сложных обществ и разветвленных государственных систем. Социальный ранг замужней женщины в значительной мере определяется статусом ее мужа, а ее мобильность измеряется разницей между профессиональными статусами ее отца и мужа. Четвертый параметр статуса связан со стратификацией. Место в иерархии указывает на определенные привилегии и престиж данного статуса, а также на степень распространенности статусов в обществе (рис. 1). Рис. 1. Степень распространения статуса в обществе Так, согласно Закону «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. в редакции от 15 июля 1992 г.12, правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного; его права и обязанности; социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях. Безработными признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными; б) не имеют работы и заработка (при этом не учитывается выходное пособие и средний заработок, выплачиваемые при высвобождении с предприятий, а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости); в) зарегистрированы в службе занятости; г) готовы приступить к работе. Обобщив всевозможные точки зрения на проблему статуса, мы предлагаем понимать его как сложносоставное явление, различными аспектами которого выступают престиж, ранг, совокупность прав и обязанностей. Но статус в целом описывает только одну позицию, занимаемую индивидом в социальной структуре общества. 11 Fried M.H. On the Evolution of Social Stratification and the State // Culture in History. N.Y., 1960. 12 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 18. Ст. 565—566; 1992.№ 34. Ст. 174. Статус — синоним позиции. Но он нечто большее, чем только позиция, так как существует официальная позиция, которую часто называют должностью, реже — статусом. Совокупность прав и обязанностей проистекает от официальной позиции. Кроме того, существует неофициальный статус с совокупностью неписаных, но строго соблюдаемых правил. Так, в современном обществе статус главы семейства никаким законом не предписан, но соответствующая ему роль выполняется всеми. Неформальные правила поведения предписывают, что низший по статусу должен здороваться словесно, первым протягивать руку может только высший по статусу. В учреждении начальник отдела, когда коллектив «сбрасывается на подарок», сдает денег больше других. Таково неписаное правило. Никто его к этому не обязывает. Если он сдаст меньше, то прослывет скрягой, однако никаких формальных санкций не последует. Позиция обозначает место в социальном пространстве, или в социальной структуре, которое ассоциируется у нас с набором норм, называемых правами и обязанностями (rights and duties), которым также приписан определенный объем престижа. Важно следующее: ♦ социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой; ♦ между собой взаимодействуют только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди; ♦ в социальные отношения вступают не статусы, а их носители; ♦ социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей — носителей статусов. Итак, сделаем выводы:под статусоммы будем понимать позицию индивида в группе или в обществе. По аналогии с физикой, скажем, что статус, как и точка, внутри себя не материален и ничем не заполнен. Это некоторое место, взятое по отношению к другим точкам, телам и системам координат. Статус — это пустое место, ячейка в общественном разделении труда. Статус можно определить как социальное положение человека в обществе. Социальное положение — обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. Водитель — профессия; работник наемного труда, получающий средний по размерам доход, — экономическая черта; член демократической партии — политическая характеристика; мужчина в возрасте 40 лет — демографическое свойство. Все они описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон. В течение своей жизни человек утрачивает одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретает другие (студента вуза или колледжа). Когда человек теряет какой-либо статус, освобождая ячейку в социальной структуре, на его место приходит другой человек. Жизненный цикл повторяется вновь и вновь. Таким образом, статус принадлежит не нам, а социальной структуре. Социальные позиции существует долгое время, некоторые — сотни и тысячи лет. Алюди приходят и уходят, рождаются и умирают, занимают и освобождают эти ячейки. В течение своей жизни мужчине приходится играть сначала роль ребенка, а затем отца. В первом случае его существование зависит от других людей, тогда как во втором он сам должен обеспечивать питание и безопасность другим людям. СТАТУСНАЯ АРАНЖИРОВКА Статусная аранжировка— формальное подтверждение статуса, процедуры торжественного введения в статус, подтверждение статуса, например должностные инструкции, верительные грамоты, торжественное отмечание назначения на должность, приказы о назначении, аттестация кадров, сертификаты и аттестаты, дипломы об окончании учебного заведения, квалификационные свидетельства, защита диссертации, торжественное вручение диплома победителя конкурса, лицензии... Так, статус туриста аранжируется (в данном случае подтверждается) туристической путевкой и загранпаспортом, статус студента — студенческим билетом. Статус иммигранта, который на стадии официальной подачи заявления получает название аппликанта (заявителя), в зарубежных странах подтверждается рядом документов и результатами тестирования. Например, большинство прибывающих в Новую Зеландию иммигрантов проходит по так называемой Основной категории (GS), базирующейся на балльной системе оценок. В соответствии с существующими правилами биография аппликанта оценивается по ряду критериев, за каждый из них начисляются определенные баллы. Если он набирает проходной балл, то может получить разрешение на постоянное жительство (residencepermit). Проходной балл периодически изменяется в зависимости от потока иммигрантов и уровня предъявляемых к ним требований. В конце 2002 г. он составлял 30 баллов. Если кандидат по результатам своей иммиграционной анкеты не добирал пяти баллов до проходного, ему выдавали рабочую визу. Рабочая виза позволяет иммиграционному кандидату въехать в страну и попытаться получить приглашение на работу, с которым он в дальнейшем может вновь пройти иммиграционный конкурс. Начисление баллов производится по следующим критериям: ♦ квалификация — уровень полученного образования в сравнении с новозеландским эквивалентом; ♦ рабочий стаж — подавший документы должен иметь по меньшей мере два года рабочего стажа, причем он должен соответствовать полученной квалификации. Так, в Канаде за полгода работы начисляется 1 балл; за 1 год — 2 балла; за 4 года и более — 8 баллов; ♦ баллы по критерию «возраст» начисляются в соответствии с реальным возрастом. На момент подачи аппликации он не должен превышать 55 лет. Например, в Канаде принята следующая шкала: 18 лет —4 балла; 19—6 баллов; 20 — 8 баллов; 21 —44 года — 10 баллов; 45 лет — 8 баллов; 46 — 6 баллов; 47 — 4 балла; 48 — 2 балла; 49 лет и более — 0 баллов; ♦ гарантированное трудоустройство — наличие письменного предложения работы от местного работодателя. Если нет гарантированного трудоустройства, аппликант получает 0 баллов. Кроме них рассматриваются такие параметры, как семейная поддержка (если кто-то из членов семьи легально проживает в стране иммиграции, имеет здесь работу и в состоянии оказать материальную и социальную поддержку, соискателю начисляются дополнительные баллы), наличие родственников, приглашение от местной общины, степень владения иностранными языками, наличие крупной суммы денег по приезде в страну, наличие медицинской справки и др. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ Каждая позиция, или ячейка, в социальной структуре общества наделена рядом предписанных прав и обязанностей. Благодаря этому устанавливается функциональная взаимосвязь ячеек. Она подобна гигантской сети, наброшенной на социальное пространство. Десятки тысяч социальных статусов образуют огромную паутину, которую можно назвать социальной тканью общества. Права и обязанности, составляющие содержание социального статуса, играют здесь исключительно важную роль — определяют то, что должен делать каждый человек в установленное время и как он должен взаимодействовать с другими людьми, с которыми он функционально связан. Такая система лежит в основании общественного порядка, делает поведение миллионов людей предсказуемым и управляемым. Рис. 2. Обязанность учителя — наставлять учеников и передавать им новые знания, а обязанность учеников — отвечать за то, насколько хорошо они усвоили эти знания Право— предоставление человеку блага или возможности. Каждый из нас наделен правами только в силу того, что он человек, принадлежит роду человеческому. Права накладывают на государство правовые обязательства, когда они кодифицированы в законе, международных договорах, которые это государство ратифицировало. Обязанность— моральное или юридическое обязательство действовать или воздержаться от действия в соответствии с предписаниями закона. Человек и государство могут быть привлечены к ответственности за неисполнение определенных обязательств. Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей. Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Так, обязанность учителя — наставлять учеников и передавать им новые знания, а обязанность учеников — отвечать за то, насколько хорошо они усвоили эти знания. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое. Одно без другого не может существовать. Вернее, они могут существовать порознь, но тогда социальная структура деформируется. Например, статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности — минимальны. В семье у взрослого и ребенка права и обязанности асимметричны: за шалости взрослый может наказать ребенка, а ребенок за провинность взрослого наказывать его не имеет права. У обычных граждан много обязанностей и мало прав. В демократическом обществе они более симметричны. Стало быть, от того, как расположены права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества. Выполняя те или иные обязанности, индивид несет перед другими определенную ответственность. Ответственность— предусмотренная законом обязанность отвечать за свои действия и бездействие. Ответственность может быть принята на себя добровольно (в силу заключенного контракта) или накладывается органами власти (в соответствии, например, с уголовным правом). Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого не произошло, он должен быть как-то наказан — лишиться контракта, выплатить неустойку, могут пострадать его имидж и репутация, его могут привлечь к суду. В Древнем Египте архитектора, построившего некачественное здание, которое рухнуло и насмерть придавило хозяина, лишали жизни. Формы проявления ответственности многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени. Таким образом, строительные кирпичи здания социальной структуры — статусы — имеют три грани: ширину (права), длину (обязанности) и высоту (ответственность). Мы получили трехмерное изображение общественной жизни (рис. 3). Все три грани — неотъемлемые атрибуты общественного разделения труда, но и сам статус — порождение такого разделения, поскольку он описывает место индивида в системе общественного разделения труда. которая пронизывает все общество. Благодаря трехмерной форме «кирпичи» плотнее прилегают друг к другу, образуя единое целое. Грани кирпичей соединяются между собой самым крепким цементом —социальными нормами, так как они «замешаны» на законах, нравах, обычаях и традициях. За их соблюдением тщательно следит любое общество. Строительство идет медленно, целыми веками, потом что-то достраивается, ремонтируется. В работе участвуют все социальные группы: от пенсионеров до милиционеров. Все они — социальные строители. Здание получается очень прочное. Права и обязанности (содержание статуса) могут быть писаными и неписаными (формальными и неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное определение статуса, которое фиксируется в должностных инструкциях. Мы знаем обязанности отца по отношению к сыну и сына — по отношению к отцу; офицера — по отношению к солдату, и наоборот. Они либо закреплены обычаем, либо зафиксированы в инструкции. Рис. 3. Три грани статуса Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формально не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традицией, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инструкций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязанностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридическими законами. Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом: он оценивает знания студентов, но в соответствии со своей академической позицией не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А офицер, согласно воинскому уставу, подвергается наказанию за нарушения, совершенные солдатами. Академический статус профессора дает ему такие возможности, которыми не располагают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: «Я не знаю этого». Подобное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не некомпетентностью профессора. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом законом. Статус хоккеиста закреплен нормативным документом Федерации хоккея России, определяющим совокупность прав и обязанностей хоккеистов. Он устанавливает основные нормы и принципы, регламентирующие: юридическое положение хоккеистов в системе российского хоккея; порядок оформления контрактных отношений между хоккеистами и хоккейными клубами; порядок оформления переходов хоккеистов из одного хоккейного клуба в другой; размеры и порядок уплаты компенсационных выплат за подготовку хоккеистов при их переходах из одного хоккейного клуба в другой. В закрытом обществе — кастовом или сословном — контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом. При этом наблюдаются различия не только между обществами, но и между социальными слоями. Так, высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в большей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ толерантности (или терпимости). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например осуждением. Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося воинского звания и потребовать изгнания из своей среды. Античные греки подвергали остракизму и изгоняли за пределы страны недостойных правителей, нарушивших статусные обязанности руководителя страны. В дореволюционной России существовал особый институт — суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко завершавшаяся смертью одного из дуэлянтов. Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее статус, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения. В Полинезии до недавних пор существовал обычай, по которому проштрафившегося вождя соплеменники могли казнить и съесть. Статусные обязанности функционально связанных между собой позиций в социальной структуре не только дополняют друг друга, ной определяются один относительно другого. В такой связке состоят статусы учителя и ученика. Правом закреплены обязанности учителя. Закон предписывает ему уважать личность ребенка, поддерживать в школе дисциплину. Нельзя применять психическое или физическое насилие над детьми. Учитель применяет меры предосторожности от несчастных случаев, которые могут произойти на уроке. Он не имеет права быть на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Если учитель нарушает установленные правила, наступает юридическая ответственность. Например, за жестокое обращение с ребенком следует уголовное наказание, за нарушение Устава школы может последовать увольнение. Ученик — это юридический статус ребенка, который получает общее образование. В России получить образование в рамках 1 — 12 классов можно бесплатно. Дети имеют право учиться в школе по месту жительства. В школе есть определенные правила, которые ученик должен соблюдать. Например, ученик должен посещать уроки, не прогуливать их, не опаздывать на занятия, выполнять то, что предписано учителем. Такие правила зафиксированы в документах школы: Уставе гимназиста или Правилах для учащихся, Положении об экзаменах. В каждой школе разрабатываются свои правила, обязательные для исполнения. Так, в одних школах вводятся зачетные сессии два раза в год, в других — ученики сдают только общеобязательные экзамены в выпускных классах. Между родителями и образовательным учреждением заключается договор, по которому учителя предоставляют семье программы занятий, дают консультации, контролируют знания. На российских военнослужащих, согласно закону 1998 г., возлагаются обязанности по вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, втом числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными законами. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность, гражданство и правовое положение военнослужащих. Праваи обязанности— элементы общественного разделения труда, которое делит общество на несколько крупных сфер13, каждая из которых заполнена множеством статусов, следовательно, относящимися к ним правами и обязанностями. ПРЕСТИЖ, УВАЖЕНИЕ Престиж(от фр. prestige — авторитет, влияние): 1) мера признания обществом, окружающими заслуг индивида; 2) результат соотнесения социально значимых характеристик личности со шкалой ценностей, сложившихся в данной общности; 3) оценка социального объекта (личности, социального института, организации и др.), разделяемая членами группы (общности) на основе соотнесения его значимых характеристик с признанной системой ценностей. В некоторых общностях (группах) показателями престижа выступают наличие большой квартиры, дорогого импортного автомобиля, счета в банке (лучше в зарубежном), обучение детей в зарубежных учебных заведениях и др. В других группах показателями престижа могут явиться нравственные качества личности, научные и трудовые достижения. Престиж — определение на основании преобладающих в социальной группе или общности ценностной значимости, авторитета, влияния, привлекательности, уважения Как мы установили раньше, в обществе четыре основные сферы — экономическая, социальная, политическая и духовная. различных сторон жизнедеятельности. Как соотносительная оценка престиж распространяется на социальный статус профессии, деятельные качества человека и его физические достоинства, различные блага, а также социальные институты и организации. Обычно общественное мнение выделяет престижность тех или иных профессиональных занятий, социального положения, должностей, личных качеств (интеллекта, инициативности, красоты), места работы и проживания, марок автомобилей и бытовой техники, моделей одежды, обуви и т.д. Различные позиции в обществе, связанные с выполнением разных функций, которые имеют неодинаковое значение для общества, обладают неодинаковым престижем. Престиж, как его определяет К. Дэвис, есть «одобрение, которое связано только с занимаемым положением, т.е. одобрение, сопровождающее данное положение, качества выполнения человеком обязанностей»14. Как уже говорилось, некоторые социологи, в том числе известные —достаточно назвать П. Сорокина, — смешивают два понятия: статус и престиж. По существу статус выступает здесь синонимом престижа. Между тем другие социологи, в том числе специализирующиеся в данной области, в частности Е. Бергель15, настаивают на необходимости различать два понятия престижа и статуса. Статус меньше зависит от того, что делает человек, но больше от того, кем он является, кто он есть, особенно если статус приписываемый (предписанный), а не достигаемый. В этом смысле не существует приписываемого престижа. Он может быть только достигаемым, тогда как статусы бывают двух видов — приписываемые и достигаемые. Статус — синоним позиции. Но он больше, чем только позиция, так как существует официальная позиция, которую часто называют должностью, реже — статусом. Совокупность прав и обязанностей проистекает из официальной позиции. Кроме того, существует неофициальный статус с совокупностью неписаных, но строго соблюдаемых правил. Так, статус главы семейства в современном обществе никаким законом не предписан, но соответствующая ему роль всеми выполняется. Неформальные правила поведения предписывают, что низший по статусу должен здороваться словесно, но первым протягивать руку может только высший по статусу. Престиж тесно связан с доходом, властью, уровнем образования. Категория «престиж» является аскриптивной и часто зависит от набора материальных ценностей, присущих индивидам — членам общества. Швейцарские часы сегодня стали таким же атрибутом престижа, подчеркивающим благосостояние, общественный статус и вкус их владельца, как ранее одежда, обувь и дорогие иномарки. Современные менеджеры высшего звена, политики и звезды шоу-бизнеса (а также их имиджмейкеры) должны разбираться не только в современной моде, но и в культуре ношения часов. Статусный престиж почти не зависит от индивидуальных усилий человека: сколько бы вы ни старались выглядеть на 10 тыс. долл. в своей должности, но если эта должность, скажем, младший научный сотрудник, оценивается обществом всего на 100 долл., у вас ничего не получится. Наоборот, вы- 14 Davis К. A Conceptual Analysis of Stratification //Amer. Sociol. Rev. 1942. Vol. 7, No. 3. P. 321.<
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |