Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВНЫЙ И ЛИЧНЫЙ СТАТУСЫ



2016-01-26 2734 Обсуждений (0)
ГЛАВНЫЙ И ЛИЧНЫЙ СТАТУСЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Кратко четыре описанных выше параметра статуса — наименование, опреде­ление, содержание и ранг — мы будем выражать одним термином — «позиция». Таким образом, статус — это позиция индивида в группе и/или обществе (рис. 11):

Позиция индивида в группе (в данном случае речь идет о малой группе, т.е. сообществе знакомых людей) дает совокупность личных (межличност­ных) статусов, а позиция в обществе — совокупность социальных статусов.

Рис. 11. Межличностные и социальные статусы

Личный (межличностный) статус — позиция человека в семье, бригаде, кругу друзей, спортивной команде. Личным он называется потому, что он:

♦ приобретается благодаря индивидуальным качествам или заслугам;

♦ существует только среди лично знакомых или хорошо знающих вас людей. Место в групповой иерархии называется межличностным статусом, так

как оно оценивается относительно других людей.

Социальные статусы человек обретает в широком кругу незнакомых лю­дей благодаря участию в общественной жизни. Лидер, аутсайдер, душа ком­пании или зануда — примеры межличностных статусов. С этой стороны чело­века знают только его знакомые. Напротив, генерал или православный, бу­дучи социальными статусами, распространяются на все сообщество людей, они определены местом индивида в социальной структуре общества.

Различия между двумя видами статусов — социальными и личными —хо­рошо видны на следующем примере. Старший сын и любимый сын — это разные статусы. Статус «любимого сына» — это позиция относительно кон­кретной семьи; именно в этой семье он — любимый сын. А в другой —он со­всем не любимый сын, и в обществе он — нелюбимый сын. Позиция «стар­ший сын» — характеристика общественная, или социальная. Что такое «стар­ший сын»? В зависимости оттого, какими правами и какими обязанностями в каждой культуре наделяют статус «старший сын», по-разному выстраива­ется экономический, политический и социальный режим данного общества.

В вождестве социальные статусы присваивались на основании принципа старшинства. Поскольку высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, полинезийские вожди ведут необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослежи­вают свою родословную до 50-го поколения предков. Считалось, что все люди в вождестве являются родственниками, так как весь род берет начало от ка­кой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение.

Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Но степени старшинства вычисляются таким сложным способом, что в результате коли­чество степеней старшинства оказывается равным числу человек в роду. К примеру, положение третьего сына ниже, чем положение второго, кото­рый, в свою очередь, стоит ниже первого сына. Дети старшего брата по ста­тусу выше детей следующего за ним брата, чьи дети в свой черед превосхо­дят по положению детей младших братьев. И тем не менее даже человек, име­ющий самый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю.

В такой системе родовых отношений каждый, включая вождя, должен де­литься со своими родственниками10.

Так как нет больших различий в статусе между членами вождества, труд­но провести разграничение между элитой и рядовыми его членами. В дру­гих вождествах старшинство вычисляется иными способами, и генеалогии их вождей не в пример короче, чем у вождей Полинезии, общие черты вож-деств остаются одни и те же: принцип старшинства, важность генеалогии и отсутствие четкого разделения на элиту и рядовых членов общества.

Таким образом, социальные статусы в вождестве основаны на принципе старшинства.

В Индии при разделе имущества лучшая доля принадлежала старшему из братьев, ибо на нем лежала наибольшая ответственность — осуществление культа предков, обязанность продолжения рода. Младшим братьям надле­жало почитать старшего, как отца, и вообще в индийской семье заметна стро­гая дифференциация по принципу старшинства. Жену и сына древние ин­дийцы в каких-то контекстах могли поставить рядом с домашним рабом.

В Великобритании подобная практика получила название майората. Май­орат (majorat, от лат. major — старший) — это обычай, по которому обществен­ный статус, титул, имущество и т.п. наследуются старшими сыновьями или дочерьми либо представителями старших родственных линий. Этот обычай возник на закате первобытного общества как практика наследования руково­дящей должности или имущества от отца к старшему сыну (либо от матери к старшей дочери, например у ирокезов). В конце XIX в. в некоторых странах, например в Прибалтике, майорат был распространен на крестьянскую соб­ственность. У народов развитых стран сейчас он сохраняется только в Англии.

В России наследство делилось поровну, т.е. материальное право на получе­ние своей доли имели все сыновья. Когда крестьянин как член поземельной общины на деревенском сходе ставил вопрос о наделении землей взрослых сы­новей, вопрос решался положительно: из общинного земельного фонда, кото­рый уже был разбит на крестьянские поля, формировали новый надел, нарезая его полосами из разных участков. В результате получившийся надел представ­лял собой разбросанное по разным местам «лоскутное одеяло». Нередко отдель­ные полоски отстояли друг от друга на несколько десятков верст. Без транспор­та перебираться с участка на участок и эффективно обрабатывать их было весь­ма затруднительно. Подобная, весьма непроизводительная система землевладения в дореволюционной России получила название чересполосицы.

Каждый член русской общины обладал двумя неотъемлемыми правами: 1) правом на труд, согласно которому по достижении определенного возра­ста община обязана была предоставить ему все необходимые для существо­вания ресурсы, прежде всего землю; 2) право труда, по которому затрачен­ные на обработку данного участка усилия, ресурсы и время автоматически делали крестьянина условным собственником земли (безусловным собствен­ником земли в тогдашней России могли выступать лишь два субъекта — го­сударь и помещик). Нарезание нового участка фактически сталкивало оба права, создавая между ними неразрешимое противоречие: с одной стороны, нельзя было не дать землю, на которой молодой парень мог приложить свой труд и прокормить семью, с другой — несправедливо обижать соседа, от уча-

l(J Kottak С. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 266-268.

стка которого отрезали удобренную его потом и кровью землю и передавали в другие руки. Долгое время сословно-бюрократическая Россия не могла избавиться от этого парадокса и развить эффективное сельское хозяйство.

В средневековой Англии дело обстояло иначе: из трех сыновей поместье, землю и замок получал только старший. Двое других, тоже с дворянскими ти­тулами, отправлялись на заработки. В эпоху раннего Средневековья все рыцар­ское войско, участвовавшее в крестовых походах, состояло преимущественно или исключительно из вторых и третьих сыновей. Они зарабатывали на жизнь либо ожидали своей очереди, чтобы вступить в наследование поместьем. Некоторые устраивали тайные сговоры или открытое восстание против своих братьев. Если умирал старший брат, то следующий брат автоматически наследовал неделимое

имущество. Из тех, кто ожидал наслед­ство, формировался наемный средний класс Нового времени. На социальной карте Европы появился средний класс — страта образованных юристов, врачей, профессоров, служащих и т.д.

Благодаря тому что земельные име­ния в Англии не дробились, в конце концов сформировался класс крупных феодалов, равных королю. Рыцари «круглого стола» — это первая практика парламентского плюрализма, осно­ванная на статусно-имущественном паритете. Любой феодал мог возразить королю, и тот был вынужден его слушать.

На Востоке система старшинства достигла наивысшего расцвета. Здесь се­мьи представляют собой разветвленные родственные системы по 200—300 че­ловек — мощные родственные кланы. Эту империю возглавляет старший сын, который по прошествии времени передает бразды правления своему старше­му сыну. Институт старейшин восточного рода держится на преемственно­сти поколений старших сыновей. На старшего сына, управляющего развет­вленным родом, замыкаются все связи — экономические, хозяйственные, политические. Он женит и разводит, заботится о приданом и трудоустрой­стве всех родственников, решает имущественные и межличностные пробле­мы, изгоняет из своего клана и принимает новых членов, ведет дипломати­ческие переговоры и объявляет войну.

Современный трайбализм, процветающий в Средней Азии и Закавказье, — это механизм рекрутирования кадров по клановому признаку, который ярко проявляется в ходе всех постсоветских избирательных кампаний. Трайбализм фактически сводит на нет принцип равноправия граждан и цивилизованные рыночные отношения. Если старший сын занял высокостатусную позицию, как все посты «рядом» занимает его родня. Для общества это большой ми­нус, для рода — огромный плюс. Глава рода выполнил свою функцию — тру­доустроил родственников, окружил себя надежными людьми, повысил со­циальный капитал клана. Старший сын — это своего рода президент компа­нии, глава кабинета, король для подданных.

Итак, на примере старшего сына и любимого сына мы пришли к выводу о том, что существуют две качественно разные системы, или типологии, ста­тусов — межличностные (или личные) статусы и общественные (или соци­альные) статусы.

Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент време­ни в зависимости от окружающей обстановки какой-то из статусов может до­минировать над остальными: в домашней обстановке вы — сын или дочь, а в учебной аудитории — студент или студентка. В течение жизни человек утра­чивает одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретает другие (студент-первокурсник). Когда человек теряет какой-либо статус, ос­вобождает какую-либо позицию в обществе, на его место приходит другой человек. Таким образом, статус является частью социальной структуры и су­ществует долгое время, тогда как занимающие его люди сменяют друг друга.

Межличностные статусы — это точки в групповой иерархии. Сколько ма­лых групп — столько систем иерархий, или систем координат, по отношению к которым определяются статусы.

Среди социальных статусов, принад­лежащих одному человеку, всегда най­дется ключевой, или главный.

Главным статусомназывается наибо­лее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окру­жающие или с которым они отождествляют его.

Главный статус определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведе­ния и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для менеджеров —должность или иерархический ранг.

Для женщин главным часто оказывается статус домохозяйки, а для муж­чин — статус, связанный с основным местом работы или занятием: дирек­тор коммерческого банка, научный сотрудник, рабочий на промышленном предприятии. Общество издавна закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее пси­хологически ему потерять статус. Безработица для мужчины страшна тем, что она лишает его главного статуса — кормильца семьи.

Необходимо различать два вида статуса — личный и социальный. Термин «социальный статус» употребляется в двух значениях: широком и узком. С употреблением в широком смысле слова мы уже познакомились (вспом­ните его). Социальный статус в узком смысле — положение человека, кото­рое он автоматически занимает как представитель большой социальной груп­пы (профессиональной, классовой, национальной). До недавнего времени негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем бе­лых. Поэтому к любому негру — талантлив он или нет, добродетельный или злодей — относились пренебрежительно. Личные качества отступали на вто­рой план перед расовыми. Напротив, заслуги и достоинства белого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли боль­ше. Другой пример — предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полагает, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она — женщина.

Личный статус — положение, которое человек занимает в малой, или пер­вичной, группе в зависимости от того, как он оценивается по своим инди­видуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенству-

юшую роль среди незнакомых людей, а личный —среди знакомых. Представ­ляясь незнакомым, каждый из нас называет прежде всего место работы, со­циальное положение, национальность и возраст. Для знакомых важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.

Предположим, что господин N нанимает человека, по отношению к ко­торому в его обществе сложились социально-групповые предрассудки, на­пример негра или женщину. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ними, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к ним с подозрением или осторожностью. Через неко­торое время, когда новые работники раскрыли свои трудовые и личные до­стоинства, окружающие изменяют свое отношение — главным для них стал личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус посте­пенно перерос в высокий личный.

Каждый человек обладает набором социальных и личных статусов, по­скольку он участвует во множестве больших и малых групп. К последним относятся семья, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная ту­совка. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером, независимым, аутсайдером. Например, врач N обладает вы­соким профессиональным статусом, поскольку его специальность престиж­на, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся, как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

На Таймыре человек не считается полноценным мужчиной и не может жениться до тех пор, пока он не убил дикого оленя. На одежде орнамент ука­зывал социальное положение, брачный статус, возрастную категорию и т.д.



2016-01-26 2734 Обсуждений (0)
ГЛАВНЫЙ И ЛИЧНЫЙ СТАТУСЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВНЫЙ И ЛИЧНЫЙ СТАТУСЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2734)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)