Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кормилец и домохозяйка



2016-01-26 885 Обсуждений (0)
Кормилец и домохозяйка 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная сущность пары экономических ролей «кормилец — домохо­зяйка» заключается в требовании того, чтобы муж приносил в дом «прожи­точный минимум», а жена обеспечивала приемлемый комфорт.

Биологическая и социальная эволюция закрепила за мужчиной и женщи­ной разные типы разделения труда: мужчина охотился вне дома, а женщина работала по дому, где она воспитывала детей и ухаживала за ними.

В результате разделения труда мужчины и женщины приобретали разные навыки. На протяжении большей части жизни эти различия формируют ос­нову традиционной дифференциации ролей в браке. Как известно, в рели­гиозных семьях на жизнь зарабатывали только мужчины. Некоторые виды занятий прямо рассматриваются как «женские занятия», другие — как «муж­ские». Даже в тех семьях, где женщина работает полный рабочий день, она ведет домашнее хозяйство и заботится о детях.

Домохозяйка — для многих не только статус или социальный выбор, но также призвание и личный выбор. Кто-то хорошо рисует, кто-то всю жизнь мечтал водить самолет, а кто-то хочет сидеть дома и печь пироги. Сейчас большинство женщин нацелено на карьеру, и их не заставишь «похоронить» себя дома ни за какие блага цивилизации. Но есть и другие, которые, напро­тив, каждый день ходят на работу как на каторгу, придумывают всевозмож-

ным «пережитком прошлого». Иными словами, женщине вменялось в обязанность вносить свой вклад в общественное производство, не претендуя при этом на первые роли. Это — один из барьеров на пути утверждения факти­ческого равенства женщин в нашей стране. Другой барьер — законодательство того време­ни. Оно до сих пор сказывается на положении российских женщин. Его не случайно опреде­ляют как «льготное», «охранное». Все соци­альные гарантии, связанные с воспитанием детей, это законодательство предоставляло исключительно женщинам. Причем предостав­ляло как особую социальную привилегию, льго­ту. Но эти льготы по сути были закрепощающи­ми, дискриминационными. Закон как бы при­креплял женщин к дому. И выталкивал из дома мужчину. Отец не имел права ни взять больнич­ный лист по уходу за ребенком, ни получить пособие на него. Это положение дел автомати­чески закрепляло и традиционный стереотип, согласно которому мужчина — это добытчик, кормилец семьи, а женщина — хранительница семейного очага. Ему следует продвигаться по службе. Ей — служить ему надежным «тылом»,

обеспечивая быт семьи. Социологи называют такое неравенство гендерной асимметрией. Она проявляется и в дискриминации женщин на рынке труда; и в их слабой представленности в сфере принятия решений; и в неспособнос­ти властей предотвратить насилие над женщи­ной; и в удручающих показателях материнской

и детской смертности; и в правовой незащи­щенности различных категорий женщин — от беженок до наемных работниц сферы частно­го бизнеса.

Сокращено по источнику: Лахова Е.Ф. Перспек­тивы паритетной демократии в России (задачи женского движения). М., 1997.

ные предлоги для того, чтобы уйти пораньше домой. Работа им неинтерес­на, а домашние хлопоты они воспринимают не как тяжелую повинность, а как возможность сделать жизнь близких людей приятной и комфортной.

Общество по-разному определяет семейные роли. Закон обязывает муж­чину материально содержать жену и детей, но жена не обязана содержать мужа. Поэтому муж в обязательном порядке должен иметь работу, за кото­рую он получает деньги и наполняет ими семейный бюджет. Для жены тру­доустройство является вопросом свободного выбора в том случае, если се­мья живет благополучно.

Во всех странах в принятии решений в семье основную роль играет мате­риальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, следо­вательно, и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине се­мейной пирамиды сразу по трем крите­риям: высокий образовательный и про­фессиональный статус, а также высокий доход.

Семейный расклад, при котором жена зарабатывает больше мужа, не ред­кость. По статистике, в 2002 г. 40% жен-шин в России являлись основными кор­мильцами в семье. Экономический кри­зис 1990-х гг. в России и падение материального уровня жизни привели к мощным тектоническим сдвигам в ста­тусной структуре семьи. Рост безрабо­тицы обернулся потерей восьми кор­мильцев в каждых 100 российских семьях. Причем бывшие добытчики не ис­чезли из этих семей — они приобрели статус иждивенцев. Очередной удар судьбы, дефолт 1998 г., еще больше ухудшил положение семей: наши сограж­дане стали меньше тратить — в 3,5 раза.

Экономический кризис и дефолт вызывают в обществе статусные из­менения. Многие мужчины теряют работу, а в связи с ней и возможность выполнять функцию кормильца. Результаты могут быть самыми трагич­ными. Всплеск инфляции 1992 г. и обесценивание рубля, уничтожившее накопления россиян, а также дефолт 1998 г. привели к росту числа само­убийств. Именно мужской суицид демографы отмечают в первую очередь: в нашей стране существенно возросло число случаев самоубийств — до 60 на 10 000 населения среди мужчин. У женщин этот показатель почти в 6 раз ниже.

Еще один неприятный факт: большинство пострадавших на производстве составляют мужчины — 79%. В трудоспособном возрасте мужчины умира­ют в 4 раза чаше российских женщин. По статистике, в рыночной экономи­ке (в ее постсоветском варианте) всего лишь 10% мужчин способны в оди­ночку содержать свою семью. В то же время исходя из национальных патри­архальных стереотипов российские женщины по-прежнему продолжают

считать, что мужчина — единственный кормилец семьи и должен зарабаты­вать деньги. Результат подобных стереотипов —стрессы, алкоголизм или су­ициды у значительной части мужского населения страны20.

Вряд ли жена будет выяснять, кто кого кормит, у мужа, который потерял работу неделю назад. Скорее всего, она деликатно его поддержит. Но если финансовые провалы постоянно преследуют мужчину и семья годами суще­ствует на заработную плату жены, то не редкость прямые наскоки женщины типа: «Иди зарабатывай деньги, лентяй!» Правда, они вряд ли возымеют дей­ствие. Здесь надо разбираться, почему муж в принципе не может (или не хочет) брать на себя ответственность. Женщинам в браке важно чувствовать себя защищенными, а это чувство им может дать не только высокий зарабо­ток мужа, но и, скажем, его внимание, опека, эмоциональная поддержка, позиция главного и старшего в семье. Если такая позиция явно выражена, женщина может, например, смириться с временными трудностями и отсут­ствием денег.

Нередко женщина, недовольная низкими заработками мужа, объясняет его поведение безответственностью, а свой трудовой подвиг — чувством долга перед детьми. Позиция мужа «зачем мне надрываться, если у тебя все хоро­шо получается» — закономерный итог подобной женской стратегии. Извест­ная киноактриса Нонна Мордюкова в автобиографической книге удивлялась, что ее бывший муж Вячеслав Тихонов, создав новую семью, стал там кор­мильцем, а когда жил с ней — не делал ничего. Но потому и не делал, что жена

Врезка



2016-01-26 885 Обсуждений (0)
Кормилец и домохозяйка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кормилец и домохозяйка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (885)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)