СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ: НАБОР И РЕПЕРТУАР
Мы уже сталкивались с понятием статусного набора, которое было введено в научный оборот Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Мертон предложил еще одно понятие, тесно связанное с первым. Ролевой набор— совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. У этого термина существует три синонима — ролевой комплекс, ролевая система и ролевой репертуар. Все они одинаково широко употребляются в литературе. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор — статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами — отношения. Ролевым набором называется: 1) совокупность всех ролей, которые приходится исполнять человеку в соответствии с имеющимися у него статусами (сколько статусов — столько ролей); Врезка Р. Мертон Статус и роль После публикации работ Ральфа Линтона общепризнано, что два понятия — статус и социальная роль — являются фундаментальными для описания и анализа социальной структуры. Под статусом Линтон понимал позицию в социальной системе, занимаемую индивидами, а под ролью — поведенческую реализацию ожиданий, связанных с этой позицией... Линтон отмечал, что каждый человек в обществе неизбежно занимает множество статусов и что для каждого из этих статусов есть соответствующая роль... Однако Линтон считал, что каждый статус имеет свою определенную роль. Стараясь не втягиваться в предмет глубже... мы должны отметить, что каждый конкретный статус связан не с одной ролью, а с целым их на- бором. Эту характеристику структуры можно обозначить особым термином — «ролевой комплекс» (role-set), под которым я подразумеваю совокупность ролевых отношений, в которых участвует индивид в силу того, что он занимает данный статус. Например, статус студента-медика предполагает роль не только студента в отношениях с преподавателем, но и целый на- 2) совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу (один статус — много ролей); 3) только подпункт 2 подводит нас к понятию ролевого репертуара.Первый шаг в его построении — перечисление всех ролей, которые входят в данный статус. Сначала: ♦ определяется социально-психологическое ожидание, которое существует: у других людей, относительно этой суброли; у исполнителей данной суброли и тех, кого непосредственно эта роль касается, т.е. функционально связанных с этой ролью индивидов. Например: сексуальный партнер — это суброль, с ней функционально связаны: жена, любовница, теща (в качестве надзирателя); ♦ статусу «муж» соответствует одноименная роль. Она распадается на суброли. Каждая суброль включает набор социальных норм и ожиданий, связанных с нею, например: а) не изменяй жене; б) если изменил, то сделай так, чтобы жена не знала; в) если изменяешь, то лучше в публичном доме. Эти нормы существуют в разных слоях общества, отражают присущий им жизненный опыт и социальные практики(частные технологии поведения). Если составить весь набор норм, описывающих то, каким должен быть сексуальный партнер в браке, то мы получим совокупность противоречивых требований, которые отражают противоречивые практики и жизненный опыт разных социальных слоев. Любой статус обычно включает ряд ролей. Так, статус университетского профессора подразумевает следующие роли: преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др. Каждая культура создает свой пакет социальных и культурных норм (своеобразную ролевую библиотеку). Некая выборка культурных норм, складывающихся по тематической близости, закрепляется за той или иной ролью. Рассмотрим такой набор норм, какой сопровождает понятие добропорядочной жены. В каждой культуре существует набор норм и требований, опи- бор других ролей в отношениях с другими студентами, медсестрами, социальными работниками, медицинскими техниками и т.д. А статус школьного учителя имеет свой ролевой комплекс, охватывающий его отношения с учениками, коллегами, директором школы, советом по образованию и нередко — патриотическими организациями и профсоюзом учителей, роди-тельско-учительской ассоциацией и т.д. Стоит пояснить, что ролевой комплекс отличается от такой структурной характеристики, как «множественность ролей» («multiple roles»), которая обычно ассоциируется не с одним статусом, а с различными статусами (часто в разных сферах), в которых оказывается индивид, например, роли, обусловленные статусами учительницы, жены, матери, католички, республиканки и т.д. Мы определяем эту совокупность статусов как статусный комплекс (status-set), в кото- ром каждый из статусов имеет свой отдельный ролевой комплекс. Понятия ролевого и статусного комплексов являются структурными и характеризуют части социальной структуры в определенное время. Последовательность статусов, встречающаяся достаточно часто для того, чтобы иметь устойчивый характер, здесь обозначается как статусный ряд, например студент-медик, практикант, стажер, независимо практикующий врач. В этом же смысле мы можем говорить о последовательности ролевых и статусных комплексов. Устойчивые сочетания ролевых, статусных комплексов и рядов составляют социальную структуру. Источник: Merton R.K. Social Theory and Social Structure. Glencoe, III., 1957. P. 368-370 (Пер. с англ. В. Ильина на веб-сайте: http:// socnet.narod.ru). сывающих, кто такая жена и какой она должна быть. Внутри этого раздела множество тематических рубрик. Например, добропорядочная жена — рубрика, гуляшая жена — рубрика. По поводу каждой из этих рубрик у народа складывается ролевой репертуар. Под репертуаром будем понимать индивидуальное, не похожее на другие описание норм и ожиданий, которые создаются общественным сознанием и закрепляются заданной ролью. В ролевой репертуар входит вся совокупность норм, ролей, ожиданий. Даже временный выход из роли (например, в политической сфере: президент, играющий в теннис или беседующий простым языком с народом) значим на фоне основного набора ролей. Каждая роль в ролевом наборе, или ролевом репертуаре, требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник — предполагают разное отношение к студентам. Если первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов то вторая подразуме вает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Таким образом, каждая роль в ролевом наборе предстает совокупностью отношений, не похожих на другие. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета —другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками — третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений. Здесь термин «отношения» использован как динамическая характеристика в значении «вступить в отношения». Просто «отношение» — статическая характеристика, которая предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой. В ролевом репертуаре современного руководителя столько ролей, сколько специализаций и функций ему приходится осуществлять. Одна роль — подбор персонала, другая — контроль дисциплины, третья — финансовый инспектор, четвертая — имиджмейкер для своей компании, четвертая, пятая... Их может набраться немало. Чем выше ранг, тем больше функций и ролей приходится выполнять менеджеру, и для каждой требуется свой набор знаний, навыков, квалификации. Социолог, исследующий организационное поведение, должен обратить внимание на ролевой репертуар менеджера. Точное установление его параметров позволяет определить «поля компетентности», т.е. требуемые в рамках каждой роли знания, навыки и умения17. Изучая работу менеджеров, Г. Минцберг, профессор менеджмента Мак-гильского университета в Монреале, предположил, что они выполняют десять управленческих ролей, которые он объединил в три группы — межличностную, информационную и управленческую. В группу межличностных 17 Комаров Е. Ролевой репертуар // Управление персоналом. 2000. № 3. ролей входят функции представителя, лидера и связующего. Роль представителя обусловлена статусом и формальным авторитетом руководителя, а также необходимостью представления организации. Роль лидера отражает потребности в управлении людьми, а роль связующего выражает так называемые горизонтальные отношения (между соседними отделами, между коллегами и др.) в организации и вне ее. В информационной группе Минцберг выделил три роли — получателя, распределителя и рупора. В третью, самую важную управленческую категорию он включил четыре роли менеджера — инициатора, устранителя проблем, распределителя ресурсов и лица, ведущего переговоры. Это значит, что от менеджера ждут инициативы в любом новом начинании (подчиненный ее не обязан проявлять), умения решать проблемы и устранять трудности, толково и грамотно распределять задания, людей и финансы, наконец, способности быть оратором и дипломатом одновременно. Таков ролевой репертуар менеджера. Российский исследователь Е. Комаров, опираясь на методологию Минц-берга, обнаружил у руководителей вузовских издательств 28 ролейls. В их числе: проситель, культмассовик, угодник, оратор, главный редактор, корректор, художник, администратор, организатор, психолог, технолог, стратег, исполнитель команд «сверху», мотиватор, экономист, инноватор, регулировщик конфликтов, маркетолог, предприниматель, юрист, отец, бухгалтер, делопроизводитель, грузчик, верстальщик, исполнитель различных работ и... клоун. Для небольших организаций характерно широкое совмещение работником разных ролей по сравнению со средними и крупными коллективами. Сверхразмерное количество ролей, выполняемых с более высоким качеством, как бы увеличивает численность группы. Кроме того, в их жизни встречаются самые разнообразные ситуации, выход из которых находится благодаря тому, что в арсенале любого работника широкая палитра специальностей19. Итак, параллельно понятию статусного набора применяется понятие «ролевой набор», описывающее все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений. РОЛЕВОЙ НАБОР В СЕМЬЕ Рассмотрим понятие ролевого набора более подробно на примере самой распространенной и знакомой сферы жизни — семейной. Семья — это кровно-родственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений — юридически-правовые, социальные, хозяйственно-экономические, культурные и духовные. Здесь нет только политических, поскольку семья не относится к институтам политической системы общества. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающийся между людьми. к Зондажный опрос 33 руководителей, повышавших квалификацию в Московском государственном университете печати, проводился в 1998 г. 19 Комаров Е. Указ соч. В ролевом наборе мужа и жены обнаруживаются по четыре главные роли в каждом. В статус мужа входят такие роли, как социальный партнер, сексуальный партнер, кормилец, социализатор (дисциплинатор, отец своих детей). В структуре ролевого набора статуса «жена» мы видим схожие роли, а именно: социальный партнер, сексуальный партнер, домохозяйка, социализатор (дисциплинатор, мать своих детей). Различие двух ролевых наборов заключается в двух ролях — кормильца (муж) и домохозяйки (жена). Ролевой набор или, как еще можно выразиться, ролевая структура обоих статусов представлены на рис. 41. Соотношение или взаимосвязь социальных ролей членов семьи по отношению друг кдругу называется семейной системой. В нашем случае она включает четыре ключевые роли. На первом по важности месте стоят роли сексуальных партнеров, потому что ради удовлетворения сексуальных потребностей законным путем в современном обществе заключается большинство браков. В других исторических типах общества на первом месте стояла, допустим, экономическая функция (кормилец-домохозяйка) либо какая-то иная. На втором по важности месте — экономическая роль по добыванию средств существования и сохранению семьи — кормилец. Симметричной функции кормильца является функция домохозяйки. Следующая важная роль — социальный партнер. И жена, и муж выступают в роли социальных партнеров. Последняя важная роль —социализации, или воспитания, детей.
Рис 41 Два статуса — мужа и жены, распадающихся на четыре роли каждый Если роль — модель поведения и эти модели поведения существуют в обществе, значит, они должны как-то регулироваться нормами, законами, обычаями, нравами, традициями. Сексуальный партнер Роль сексуального партнера подразумевает такую модель поведения, которая соответствует неписаным нормам поведения и психологическим ожиданиям субъекта того статуса, с которым связан данный статус. Сексуальный партнер — основная роль, ради исполнения которой возникает брак. Мужчина и женщина заключают брак в первую очередь ради исполнения этой роли. Какие нормы должны определять и ограничивать роль сексуального партнера? Самая главная среди них — соблюдение супружеской верности. Если эта норма нарушается, то брак распадается. В разных культурах и даже в разных семьях допускается известная степень адюльтера, на которую закрывают глаза, но массовый стереотип поведения предполагает соблюдение супружеской верности. АДЮЛЬТЕР (от фр. adulte/e; синоним — прелюбодеяние — устар.) — супружеская неверность, измена. Рассматривается как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или не состоящими в браке. В сексуальные отношения между мужем и женой не имеет права вмешиваться никто другой, даже близкие родственники, например теша или дети. Никто не может контролировать или указывать, как они должны вести себя в качестве сексуальных партнеров. Супруги должны решать свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи, хотя в повседневной жизни данное правило из неписаного кодекса человеческих отношений то и дело нарушается. Например, теща следит за тем, куда пошел муж ее дочери после работы. Но в некоторых обществах идеологические институты пытались контролировать супружеские взаимоотношения. К примеру, в СССР партком вызывал мужа для того, чтобы разобрать внутрисемейный конфликт и принудить его не изменять жене. Это —дисфункциональное вмешательство. Брачный статус оказывал решающее влияние и в вопросе выезда гражданина за границу, особенно у дипломатов. Супружеская верность в одних обществах остается в своде неписаных норм, в других она легализуется и переходит в реестр формальных правил. Так, если муж обратился в суд с просьбой расторгнуть брак по причине супружеской неверности, суд удовлетворит его желание. Врезка Е.Ф. Лахова
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1555)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |