Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Статусно-ролевой диапазон



2016-01-26 1610 Обсуждений (0)
Статусно-ролевой диапазон 0.00 из 5.00 0 оценок




Поскольку статусные права никогда жестко не определяются, а статусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает некоторый диапазон, в рамках которого варьируется поведение человека и осуществление им сво­их прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются «академические свободы»: независимость суждений, свободное высказывание собственных оценок, свободный режим, свободный выбор темы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных особенностей профессор-социолог использует свои права и ведет себя совсем иначе на лекциях и семинарах, нежели про­фессор-физик или биолог.

Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведения. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если требования к роли соседа и существуют, то они носят неформальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но один человек уклоняется от общения с соседя­ми, а другой не в меру общителен и навязчив в дружбе.

Врезка

И. С. Кон Люди и роли

Понятие «роли» весьма многозначно. В обы­денном сознании ролью обычно называют та­кой аспект поведения, деятельности который не является для человека органичным, пере­живается как нечто внешнее, ненастоящее, от­личное от его подлинного Я. «Быть в роли» — значит притворяться, играть, сознавая искус­ственность собственного поведения. Но такое разграничение явно субъективно, оно описы­вает лишь соотношение различных образов са­мосознания, ничего не говоря об их происхож­дении.

Социальная психология идет значительно глуб­же, используя понятие роли для описания по­вторяющихся, стандартизованных форм и спо­собов поведения. В дружеской компании, со­бравшейся приятно провести вечер, нет никакой формальной регламентации, и в прин­ципе люди могут вести себя как угодно. Но если

внимательно присмотреться (особенно если эти люди собираются не впервые), в компании можно заметить определенное разделение функций: кто-то командует, кто-то блещет ос-

троумием, кто-то создает фон. И тому, за кем закрепилась роль весельчака, уже не так-то просто от нее отказаться. На него «давят» ожи­дания окружающих, сложившиеся на основе прошлого опыта.

Конкретное взаимодействие двух или более людей, в свою очередь, протекает в определен-

 

12 Bergel E. Social Stratification. N.Y., 1962. P. 84.

13 Ibid. P. 84.

Люди, выполняющие одну и ту же роль, различаются по своим индивиду­альным характеристикам. Когда они проявляются, проступают или даже вы­пячиваются сквозь «прорези» социальной маски, получается множество вари­антов одной и той же роли. Не бывает одинаковых продавцов, нет на свете двух одинаковых президентов. Люди не просто различаются по характеру и темпе­раменту. У них разное воспитание, а что еще важнее — разное понимание того, в чем состоит выполняемая ими роль и как они должны себя вести в ней.

Мягкий и демократичный Жак Ширак не похож на жесткого консерватора Джоржа Буша, и оба они отличаются от президента России Владимира Путина. Конечно, у них разный психологический уклад, разное воспитание, но также разное восприятие роли президента. Все колебания, вариации в исполнении одной и той же роли называются статусно-ролевым диапазоном,у которого есть четко ощутимые границы. Когда президент не способен защитить свою страну, сделать все от него зависящее, чтобы граждане чувствовали себя комфортно в стране и гордились ею на международной арене, он переходит границы свое­го статуса. Это означает, что он не справляется со своей ролью. Ему предлага­ют уйти в отставку добровольно либо переизбирают на очередных выборах.

У других ролей диапазон может и не иметь четко выраженных границ, и че­ловек, исполняющий эту роль, может даже не почувствовать, когда перейдет ее конвенциональные границы. К примеру, роль продавца в нашем обществе ис­полняется кем угодно и как угодно. Продавец можетбыть грубым и вежливым, трудолюбивым и ленивым, тем не менее он останется на своем посту.

К сожалению, подобная терпимость у нас распространена повсеместно. Это черта не только переходного общества, в котором еще до конца не вы­кристаллизовалась социальная структура и не установился нормативный на-

ной социальной среде. Исторически сложивши­еся формы общественного разделения труда, деление общества на классы, социальные инсти­туты и нормы поведения «даны» при этом в ка­честве внешней, объективной реальности, с ко­торой люди должны, нравится им это или нет, сообразовывать свои действия. «Характерные экономические маски лиц — это только олицет­ворение экономических отношений, в качестве носителей которых эти лица противостоят друг другу», — писал К. Маркс.

Взаимоотношения предпринимателя и рабоче­го, покупателя и продавца в главных своих чер­тах обусловлены не их личными симпатиями или антипатиями (они могут даже не встречаться друг с другом), а их социальным положением. Политическая экономия, социология и другие общественные науки, изучающие систему обще­ственных отношений, принципиально абстраги­руются от индивидуальных особенностей людей, в них речь идет о лицах лишь постольку, по­скольку они являются «олицетворением эконо­мических категорий, носителями определенных классовых отношений и интересов». В социологии понятие социальной роли обозна­чает безличную социальную функцию или нор-

му, выполнение которой обязательно для каж­дого, кто занимает данную позицию. Разумеет­ся, социальное положение не предопределяет всех многообразных личных качеств занимаю­щих его людей. Однако общество, класс, соци­альный институт обладают целой системой воз­действий и фильтров, которые формируют и отбирают типы характеров, наиболее пригодных для той или иной деятельности. Должен ли человек отвечать за свою соци­альную роль или он является скорее жертвой, чем субъектом общественной деятельности? Художественная литература издавна обсужда­ет это как проблему конфликта «маски» и «под­линного Я».

Маска — это не Я, это нечто, не имеющее ко мне отношения. Маску надевают, чтобы скрыть свое подлинное лицо, освободиться от соци­альных условностей, обрести анонимность или присвоить себе другое, не свое обличье. Мас­карад— свобода, веселье, непосредствен­ность. Но маска — не просто кусок раскрашен­ной бумаги или папье-маше. Это определенный образец, тип поведения, который не может быть нейтральным по отношению к Я, и наобо­рот. Человек выбирает маски не произвольно.

бор требований к каждому статусу, но и черта кризисного, продолжающего скатываться в пропасть общества. Ему присуща так называемая аномия — состояние безнормности, отсутствия законов либо их неисполнения. Соот­ветственно страдает и ролевая система общества, подобно тени отражающей состояние — здоровье и нездоровье — статусной структуры общества.

Чаще всеголюди смутно представляют себе границы норм. Им приходится спрашивать у других, что принято делать в тех или иных ситуациях, как при­лично одеваться, сидеть, есть и т.п., как следует поступить в данной ситуа­ции, чтобы не быть оштрафованным или привлеченным к судебной ответ­ственности. В отдельных случаях они обращаются к юрисконсульту. Люди дискутируют по поводу того, где пролегают границы дозволенного, опробу­ют их в практических действиях.

Границы статусно-ролевого диапазона могут обозначаться двояким обра­зом: 1) формальными инструкциями и должностными положениями, где указывается, что разрешается, а что не разрешается делать работнику; 2) не­формальными договоренностями, конвенциональными правилами, тради­циями и обычаем. Вдоиндустриальном обществе, к примеру, невеста точно знала свой статусно-ролевой диапазон, т.е. границы, которые она не имела права переступать, если не желала утратить статус невесты. Среди них было требование соблюдать девственность, не вступать в сексуальные связи как с чужими мужчинами, так и с будущим мужем. Сегодня в большинстве евро­пейских стран считается, что если девушка сохранила целомудрие до свадь­бы, то значит, она никому не была нужна и мужчины просто не обращали на нее внимания. Из высокочтимой статусной характеристики девственность превратилась в мало почитаемую черту.

Маска должна компенсировать то, чего лично­сти, по ее самооценке, не хватает. Заботливо­му человеку не приходится «проявлять забот­ливость», раболепному не нужно изображать покорность, а веселому — надевать маску ве­сельчака.

Однако разница между внешним и внутренним относительна. Герой одной из лучших панто­мим Марселя Марсо на глазах у публики мгно­венно сменяет маски одну за другой. Ему ве­село. Но внезапно фарс становится трагедией: маска приросла к лицу. Человек корчится, при­лагает неимоверные усилия, но тщетно: маска

не снимается, она заменила лицо, стала его новым лицом!

Эту трагическую тему детально разрабатывает японский писатель Кобо Абэ в романе «Чужое лицо». Ученый, лицо которого обезображено ожогом, не в силах вынести уродства, отчужда­ющего его от окружающих, делает себе маску, почти неотличимую от нормального человечес­кого лица. Маска, считает он, подобно одежде, смягчает индивидуальные различия и делает взаимоотношения между людьми более уни­версальными, простыми и безличными. Но освобождение, принесенное маской, оказы­вается мнимым. Как и в пантомиме Марсо, мас­ка отвердевает. Из средства защиты от внеш­него мира она становится тюрьмой, из которой нет выхода. Маска навязывает герою свой об­раз действий, свой стиль мышления. Его лич­ность раздваивается. Взаимопонимание с са­мым близким человеком — женой — не только не улучшилось, но стало вовсе невозможным. Герой с ужасом видит в маске черты, совершен­но несвойственные его «подлинному Я», но ни­чего не может изменить, утешаясь лишь тем, что утрата лица — не его личная трагедия, но «ско­рее общая судьба современных людей». И на-

Статусный образ

В ролевой теории существуют понятия, которые сложно классифициро­вать, куда они относятся и что именно выражают — содержание или форму социальной роли. К их числу относится статусный образ, который характе­ризует скорее социальную роль, нежели сам статус, поскольку связан с по­ведением человека, обладающего таким статусом.

Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имидж. Это слово имеет множество значений, главные среди них следующие.

Имидж(от англ. image — образ, изображение): 1) представление о вещах и людях, формируемое средствами массовой информации, включая рекла­му; 2) образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающиеся в сознании людей; 3) образ организации в восприятии ее работниками, клиентами, обществом, который зависит от культуры органи­зации и методов ее работы, а также от усилий службы по связям с обществен­ностью; 4) некий ореол, создаваемый вокруг конкретной личности с целью ее популяризации, оказания эмоционально-психологического воздействия на общественное мнение (например, имидж руководителя организации, профсоюзного лидера или преуспевающего предпринимателя).

Имидж может иметь двоякое происхождение. В одном случае он стихий­но формируется массовым сознанием людей, у которых о конкретном чело­веке, организации или обществе в целом создается устойчивый — положи­тельный или отрицательный — образ. Им пользуются иногда, как жупелом, чтобы кого-то унизить, поставить на место, стреножить. Так, имидж России

конец, наступает последнее прозрение — созна­ние того, что дело вовсе не в маске, что маска и есть его настоящее лицо: «...я, собираясь из­готовить маску, на самом деле никакой маски не создал. Это мое настоящее лицо, а то, что я считал настоящим лицом, на самом деле оказа­лось маской...».

Трагедия не в уродстве внешнего облика, а во внутренней пустоте, не выносящей глубоких че­ловеческих привязанностей. «Тебе нужна не я — тебе нужно зеркало. Любой посторонний для тебя не более чем зеркало с твоим отражением. Я не хочу возвращаться в эту пустыню зеркал». Символика Абэ сложна и многозначна. «Маска» — это символ и приспособления к миру, и чуждых, безличных сил, навязывающих личности свои законы. Потеря героем собственного лица хро­нологически предшествует изготовлению маски, которая призвана восполнить эту потерю. Но первое, «природное», лицо было «дано» герою, тогда как маску он изготовил сам, бессознатель­но воплотив в ней черты своего «подлинного Я». Психологические проблемы (трудности обще­ния и самопознания) здесь органически пере­плетаются с социологическими и этическими. Попытаемся в интересах ясности расчленить их.

Начнем с анализа человеческого Я и межличност­ного общения.

Объявляя какие-то аспекты своего поведения «неподлинными», человек противопоставляет их своему «настоящему Я». Но что такое Я? Сред­невековые философы считали его особой «ра­циональной субстанцией», другим наименовани­ем нематериальной души. Представители английского эмпиризма (Д. Юм и его последо­ватели) сводили его к сумме ощущений, полу­чаемых человеком от собственного тела. Но са­моощущением в той же степени обладают и жи­вотные. Кроме того, представления человека о самом себе не ограничиваются образом соб­ственного тела, но включают многочисленные социальные моменты — представления о своих интеллектуальных, моральных и иных качествах, систему самооценок и т.п., которые могут сло­житься лишь в ходе общения с другими людь­ми. Рефлексивное (сознаваемое) Я не только отражает фактическую структуру отношений личности с другими людьми, но выражает ее не­реализованные потенции, надежды, стремления и страхи.

Сокращено по источнику: Кон И.С. Люди и роли. — //rittp://vi\AM^.rsl.ai/W/PAPERS/BX5A/V_EH15W.HTM.

и образ русского человека за рубежом невысок, и нередко западные обыва­тели пользуются им, когда не хватает других аргументов. Здесь психологи­ческой основой имиджа выступает стереотип, одностороннее выделение одних черт и преуменьшение значимости остальных.

В другом случае имидж создается специально — учреждениями, прави­тельством, СМИ. Тогда это не стереотип, а заранее спланированная акция, намеренно созданная концепция, образ, модель. Это целенаправленно фор­мируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный ока­зать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях по­пуляризации, рекламы и т.п.

Наконец, в третьем случае имидж возникает стихийно, но изменить его пытаются целенаправленно. Так, в 2003 г. власти Лос-Анджелеса решили убрать с карты города название «Южный Централ». Это решение единоглас­но приняли члены городского совета Лос-Анджелеса, чтобы улучшить имидж района, избавить его от дурной славы, места, где царствуют бедность и бан­дитские разборки. В начале XX в. Центральная авеню, пересекавшая район, была центром афро-американского анклава Лос-Анджелеса. Мировая слава пришла к этому району в 1965 г., когда там произошли массовые беспоряд­ки. Сейчас примерно две трети населения Южного Централа составляют латиноамериканцы. Район беден, а преступность остается одной из его са­мых серьезных проблем. «Название «Южный Централ» использовалось для того, чтобы обозначить любой жилой район, населенный афро-американца­ми, а сейчас оно не несет в себе туже культурную значимость», — сказал член городского совета Жан Перри (http://news.bbc.co.uk).

Первоначально термин «имидж» указывал на истинный образ объектив­ной реальности, созданный нашим сознанием. Во второй половине XX в. в связи с развитием коммерции и рекламы его содержание изменилось на про­тивоположное: теперь термин обозначает ложный образ, искусственно сфаб­рикованный коммерческими институтами и СМИ с целью привлечь внима­ние к лучшим сторонам рекламируемого образца или организации, даже если таковых не имеется на самом деле. Вместе с тем имидж выполняет важную социокультурную функцию. За доброе имя, т.е. позитивный имидж, преус­певающая компания готова бороться всеми средствами: повышать качество товаров и услуг, совершенствовать клиентскую сеть, управление и органи­зацию труда. Имидж имеют не только потребительские товары, фирмы, но также политики.

За рубежом имидж часто ассоциируется с понятиями престижности, репутации. Это правильно, поскольку репутация и есть общее мнение о до­стоинствах и недостатках кого-либо, а чаще всего явно положительное, бла­гоприятное мнение, сложившееся о ком-либо. Так, хорошая деловая репу­тация в мире рыночной экономики, обеспечиваемая прибыльным и чест­ным ведением дел, получила название «гудвилл» (goodwill), что можно перевести как «репутация фирмы», как «хорошее расположение клиентов к фирме». Честное имя, которое в цивилизованном рыночном обществе привлекает больше клиентов, чем денежные капиталы, считается частью имущества фирмы. Успешные фирмы, некогда названные по имени осно­вателя, после перехода их в руки других владельцев сохраняют прежнее название потому, что оно вызывает доверие деловых партнеров и экономит расходы на рекламу.

В результате имидж может быть коллективным (корпоративным, обще­ственным, например имидж России), индивидуальным (исключительно личным, присущим только этому человеку и никакому другому), наконец, статусным, который характеризует не этого человека, а любого индивида, за­нимающего данный статус, а потому присущ именно этому статусу в отли­чие от других социальных позиций в обществе.

Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мне­нии отом, какдолжен вести себя человек в соответствии сосвоим статусом, как должны соотносится между собой права и обязанности в данном статусе.

Представление о том, каким должен быть юрист, врач и профессор, регули­рует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицин­ской практикой и преподаванием. Выражение «не позволять себе лишнего» точ­но соответствует понятию имиджа и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим об­разом, т.е. соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учи­тель вряд ли придет на урок в дранном свитере, хотя на садовом участке он ра­ботает именно в нем. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволит себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает по-дру­гому, не соответствуют своему статусному образу.

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ РОЛИ

Следует различать следующие явления:

♦ исполнение роли,

♦ идентификация с ролью,

♦ обучение(освоение) ролям.

Такие явления, как исполнение роли и построение идентификации с ней, человек заранее не обдумывает и не планирует, они происходят почти авто­матически. Зато к такой логичной форме выражения социальной роли, как ее притворное исполнение, человек готовится заранее. Мошенникам несть числа, о чем мы и скажем дальше.

Исполнение роли

Каждый человек исполняет свою социальную роль.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль — их раз­личие. Понаблюдайте за поведением членов ученого совета. Когда они вы­полняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу, — опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т.д. — они похожи друг на друга. Но вследствие личностных особенностей они по-разному понимают роль члена ученого совета и ведут себя в соответствии с этим пониманием. Один считает, что его роль как эксперта состоит в критике любых недостат­ков диссертационной работы, другой полагает, что его роль как старшего товарища заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающего в науке первые шаги; третий пришел на заседание отбыть время и формаль­но выполнить свою роль.

Согласно точке зрения основателя социометрии Я. Морено, ролевое по­ведение предшествует возникновению Я. Роли не возникают из Я, напротив,

Я может возникнуть из ролей14. Таким образом, у Морено, какиуДж. Мида, основателя символического интеракционизма, в основе социального пове­дения лежит исполнение роли.Термин «исполнение роли» применяется на­ряду с выражением «играть роль» как равнозначный ему.

Ч. КулииДж. Мид утверждают, что ребенок учится понимать самого себя, когда принимает роль других. Человек воображает, каким он представляет­ся наблюдателю, приписывая ему определенное суждение, и реагирует — с радостью или с обидой — на это предписанное другому суждение. Умение ставить себя на место другого — начало процесса принятия социальной роли.

Рис. 40. Статус подчеркивает сходство людей (членов ученого совета), а роль их различие

Принятие ролиможет быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным. Вступление в должность профессора и студента проис­ходит добровольно, принятие на себя роли мусорщика происходит в значи­тельной степени под давлением обстоятельств, когда не удается устроитьсвою судьбу на рынке труда другим, лучшим способом. Это пример скорее добро­вольно-принудительного принятия роли, поскольку оно происходит с извест­ного согласия самого человека. К принудительным ролям следует отнести роли заключенного, брошенного любовника, сына и др.

Попеременное исполнениечеловеком разных ролей в течение одного дня напоминает переодевания и выход на сцену актеров. Быстро перевоплотив­шись в новый облик, он мгновенно меняет роль в зависимости от конкрет­ной ситуации. «В кругу друзей можно исполнять роль искусного raconteur'5, а на работе — волевого руководителя. Учтивость с гостями может обратить-

14 Moreno J. Psychodrama. N.Y., 1947. Vol. 1. P. 157.

15 Raconteur (фр.) — любитель(нииа) рассказывать; охотник(ница) до россказней; разг.: брехун(ья).

ся ловкостью в политике, а твердость в бизнесе — в строгое соблюдение пра­вил этикета во время «светской» беседы»16.

Каждый человек привносит в роль индивидуальный стиль исполнения, но вариации ограничиваются определенными нормами и ожиданиями, наклады­ваемыми обществом на конкретную роль. Поэтому роль остается относитель­но стабильной даже тогда, когда одну и ту же позицию занимают разные люди.

От человека, исполняющего данную роль, окружающие ждут одних поступ­ков и не ждут других, которые не противоречат их представлениям о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, каких поступков от него ждут окружающие, понимает, что они станут относиться к нему в соответствии со своей оценкой исполнения данной роли, а не в соответствии с намерениями ее исполнять. Окружающие строятс носителем статуса такие отношения, ко­торые отвечают правильному исполнению статусной роли. С нарушителем они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений.

Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль согласно тем требованиям, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предпи­сывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид воз­награждается, за неправильное — наказывается, например в форме неодоб­рения или отказа голосовать заданную кандидатуру на выборах.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, отвечающая данному статусу, долж­на оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и поддан­ные в соответствии со своим статусом и рангом должны действовать в чет­ком согласии с набором норм и требований.

Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее поведение представляет собой результат свойственного данной роли способа толкования ролевых ожиданий.



2016-01-26 1610 Обсуждений (0)
Статусно-ролевой диапазон 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Статусно-ролевой диапазон

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)