Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДОВ



2016-01-26 1285 Обсуждений (0)
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Крупный город выступает в жизни общества как чрезвычайно многопла­новый социальный организм, как сложный экономико-географический, архитектурный, инженерно-строительный и культурный комплекс.

В экономическом смысле город, городское поселение — это прежде всего населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством.

С экономико-географической точки зрения города выступают местами сре­доточия промышленного производства и циркуляции значительных масс товаров, что определяет и развитие в них транспортных функций.

В социальном смысле город — вид территориальной общности людей (на­ряду с деревней), отличающейся высокой плотностью расселения, интенсив­ными социальными контактами и гетерогенностью состава.

В культурном смысле город — очаг духовной жизни общества, постоян­но создающий и потребляющий произведения искусства и литературы, на­учные теории и разработки, образовательные проекты, религиозные ценно­сти и ритуалы, а также повседневные нормы, традиции и обычаи.

Город— населенный пункт, жители которого, как правило, заняты вне сельского хозяйства. Городом называется сконцентрировавшаяся водном ме-

сте, постоянная и относительно крупная общность людей, не производящих для себя продуктов питания. Как правило, город — это промышленный узел и крупный культурный центр. Именно эти характеристики в качестве клю­чевых указываются в туристических путеводителях, на специальных web-сай­тах городов и в административных справочниках. Приведем ряд примеров:

АЛЕКСАНДРИЯ (Аль-Искандария) — город и порт в Египте, на Сре­диземном море, административный центр мухафазы Александрия. 3,4 млн жителей (1994). Крупный транспортный, торгово-промышлен­ный центр страны. Грузооборот порта около 20 млн т. Нефтеперераба­тывающая, химическая, цементная, текстильная, машиностроительная промышленность. Университет. Основан в 332—331 гг. до н.э. Алексан­дром Македонским. При Птолемеях (330—305 гг. до н.э.) столица Египта и центр эллинистической культуры. Памятники архитектуры античного времени; много мечетей (XVII—XIX вв.), дворцы (XIX—XX вв.). Музеи греко-римских древностей, изяшных искусств.

КЛИВЛЕНД (Cleveland) — город на северо-востоке США (шт. Огайо). Проживает 493 тыс. жителей (1994), с пригородами ок. 3 млн жителей. Порт на оз. Эри. Международный аэропорт. Метрополитен. Крупный финансово-торговый и культурный центр США. Черная металлургия, металлообработка, машиностроение, электротехника, электроника. Хи­мическая, полиграфическая промышленность. Университеты, научно-исследовательский центр НАСА имени Льюиса. Музеи. Театры (в том числе один из старейших в США Плей-Хаус). Основан в XVIII в. ЯРОСЛАВЛЬ — город в РФ, Ярославская обл., порт на р. Волга. Же­лезнодорожный узел. 623,3 тыс. жителей (1998). Машиностроение, хи­мическая и нефтехимическая, нефтеперерабатывающая, легкая, пище­вая, стройматериалов промышленность, пять вузов (в том числе уни­верситет), три театра. Историко-архитектурный музей-заповедник (Спасо-Преображенский монастырь, XVI в.), художественный музей. Город — ценнейший памятник градостроения, сохранивший построй­ки почти всех стилей русской архитектуры последних пяти столетий. Памятники архитектуры ярославской школы зодчества XVII в. — цер­кви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Николы Мокро­го, Иоанна Предтечи в Толчкове (памятник мирового значения, реко­мендованный ЮНЕСКО для показа туристам).

Город — это место, где осуществляется материальная и духовная деятель­ность человека. Его конкретное назначение состоит в удовлетворении мате­риальных потребностей, а абстрактное — духовных устремлений. Поэтому город имеет и изменяющийся, и статичный характер одновременно. Он ди­намичен, так как в нем происходит обмен информацией и материальными ценностями: он статичен, поскольку в нем отводятся специальные места для религиозных, административных, коммерческих и т.п. зданий. В старину малые и средние города выступали не только духовными, культурными и административными центрами своей страны, но также узлами связи между деревней, ремеслами и торговлей1.

Город — основной защитник людей. Подобно огромному насосу, он втя­гивал в себя все лучшие силы страны, ее ресурсы, таланты и богатства. В столичном городе размещаются все административные и правительствен­ные учреждения, сюда приезжает чиновный люд в надежде сделать карьеру,

1 Российская газета. 1995. 10 июня.

а представители средних слоев — получить хорошо оплачиваемую и престиж­ную специальность. Здесь всегда концентрировалась финансовая мощь стра­ны. Так, в Берне и Цюрихе, как и в ряде других финансовых центров мира, на несколько этажей вниз тянутся банковские лабиринты, до отказа запол­ненные сокровищами. В связи с этим города привлекают воров, мошенни­ков, разбойников и захватчиков. Вокруг городов, как и вокруг банков, при­ходится воздвигать каменные препятствия.

Рис. 5. В финансовых центрах мира на несколько этажей вниз тянутся банковские лабиринты

Наличие каменных стен было одним из факторов кристаллизации горо­дов как новых типов поселений, особенно важным в периоды междоусобных войн, сопровождавшихся грабежами и разбоем, нападениями на неприятель­ские поселения. При надвигающейся опасности население окрестных сел спешило под защиту городских стен и размещенного за ними воинского гар­низона. Конечно, в этом случае определенное преимущество получали жи­тели тех деревень, которые были расположены ближе к укрепленным кре­постям, и рано или поздно они сливались в единое, вероятно, довольно боль­шое для своего времени поселение, где плотность размещения отдельных жилищ была выше, чем в любой деревне.

В противоположность относительной стабильности средневековых горо­дов социальная организация современных городов отличается высокой ди­намичностью структуры, множественностью и разнообразием внешних и внутренних связей, отсутствием замкнутых социальных «ячеек» (община, цех в средневековых городах). Городской образ жизни отличается большим раз­нообразием жизненных укладов, потребностей, вкусов, привычек. Традиции,

обычаи играют в городе значительно меньшую роль, чем в деревне. Города, особенно крупные, притягивая население из обширных ареалов, становятся очагами смешения различных этнических групп и их взаимной ассимиляции. Город выполняет также функцию социального сплочения и солидаризации, объединяя носителей разных, а зачастую противоположных социально-клас­совых (рабочих и буржуазию, бедных и богатых), экономических (производи­телей и потребителей), политических (республиканцев и демократов, консер­ваторов и лейбористов, правых и левых), культурных (протестантов и католи­ков, православных и мусульман, артистическую богему и рядовую публику) общим культурно-цивилизационным ландшафтом, единым типом общения.

Список функций постоянно расширяет­ся. В негодобавилисьфункции, связан­ные с концентрацией коммуникаций, путей сообщения, информации. Воз­можно, что в будущем к ним добавятся новые. Предназначение города пытают­ся искать в культуре, в способах сохране­ния и воспроизводства ценностей и сте­реотипов, в поддержании социальности, в создании и распространении особой интеллектуальной и духовной атмосфе­ры, традиций поведения, объединенных общим термином «городская культура». Каждый город как архитектурный шедевр обладает своей особенностью. Это может быть старинный кремль с башнями и городской стеной, древний мона­стырь, радующий глаз удивительной красотой, античные развалины или ори­гинальная планировка. Такими в нашей стране являются Великий Новгород, Псков, Ярославль и многие другие.

Древнеримские города развивались вокруг городского центра, включав­шего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги. В период империи значительно улучшилась плани­ровка римских городов, в которых было много красивых площадей и удоб­ных домов. Для связи с основными центрами в империи римляне построи­ли 372 мощенные камнем дороги обшей протяженностью около 80 тыс. км. Железная дорога, как и шоссейные дороги, — главная система сообщения современного города. Это не только поезда дальнего следования, но трам­ваи, метро и пригородные электропоезда. Развитие транспорта, в свою оче­редь, делает возможным освоение новых территорий. Промышленный пояс любого крупного города отчетливо воспроизводит характерные контуры железнодорожной сети, в чем можно убедиться изучая план города. Это зна­чит, что железная дорога повлияла не только на внешние очертания совре­менного города, но и на его внутреннюю организацию.

Включение населенного пункта в категорию «город» оформляется в зако­нодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается — от 250 человек в Дании до 30 тыс. в Японии.

В древности и в Средневековье города служили определенной цели утвер­ждать идеалы или бороться за веру. Греческие города были созданы, чтобы прославлять греческий образ жизни. Римские города выражали римские

понятия разума и порядка. Замки крестоносцев дышали ненавистью к исла­му. Средневековые города, кроме того, старались превзойти друг друга бо­гатством и блеском своих соборов. В современных городах выражен другой идеал —делать деньги в давке центра и тратить их на удобства в пригородах2. Город — совершенно особая среда обитания. У горожан свой уровень и образ жизни, не похожий на сельский, свои манеры и привычки, иная си­стема социальных отношений. Пространственное устройство города явля­ется продуктом жизнедеятельности людей и учреждений, действующих в городе, подобно тому, как соты являются результатом жизнедеятельности семьи пчел, а морская раковина совершенной спиралевидной формы — про­дуктом деятельности невзрачной улит­ки. Форма города представляет собой результат многочисленных политичес­ких, социальных и хозяйственных про­цессов. Люди проводят границы, делят землю на участки, строят дома, склады, заводы, переезжают с места на место, разрушают во имя войны и прогресса все построенное, снова отстраивают здания, проводят многочисленные дороги, чтобы ездить самим и возить грузы, коммуникации и т.п.3

Подавляющая часть представителей западной цивилизации — горожане. Они живут внутри большого современного города, который не только мес­то, где скапливается больше людей (и в большей тесноте), чем вне города, но и место, где человек не таков, как в иных местах. Например, возрастной состав горожан не таков, как тех, кто живет в сельской местности. В городе меньше детей и стариков из-за того, что там проживает много людей зрело­го возраста, которые провели свое детство не в городе. Связи горожанина с деревней разорваны, если не считать быстротечного отпуска. К тому же де­ревня горожан — это деревня, существующая для того, чтобы дать отдых его нервам, но не работу рукам.

Города сыграли важнейшую роль в укреплении международных отноше­ний. Страны, державы и культуры общались между собой не деревнями, а городами, где сосредоточены основные культурные ценности, исторические памятники, органы политической власти, современные средства коммуни­кации. С началом урбанизации в той или иной стране заканчивается ее по­литическая, экономическая и культурная изоляции. Можно согласиться с В.П. Даркевичем в том, что именно города предохраняли Русь от гибельно­го изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, эко­номических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, му­сульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причер­номорских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы4. Грузины или армяне, приезжающие в Россию, русские или турки, эмигрирующие в США, поселяются не в деревне, а в городе. Чем

2 Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник/ Пер. с англ. Минск, 1998. С. 481.

3 Высоковский А. Семь сюжетов о городе. — http://www.rcls.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/Um/9704/l-l.htm.

4 Даркевим В.П. Происхождение и развитие городов древней Руси (X—XIII вв.) // Вопросы истории.1994. № 10. С. 60.

крупнее город, тем эффективнее он выполняет функцию этнического «пла­вильного котла».

Города, к названию и статусу которых мы ныне привыкли, не всегда были такими. Их значение и предназначение меняются во времени, хотя простран­ственно они могут занимать то же место. Самый древний на земле город Иерихон не всегда оставался одним и тем же. Он исторически эволюциони­ровал от центра провинции до ничтожного провинциального городка, а се­годня, возможно, — одного из ключевых узлов становления нового палестин­ского государства. Или другой великий город — Афины. Более двух тысяч лет назад Афины — центр аттической демократии, но до середины XIX в. — про­винциальное место, где размещался турецкий гарнизон; с 1912 г. —малень­кая провинциальная столица, сохранившая следы былого величия; сегодня — агломерация на 3,5 млн жителей, охватывающая всю историческую Аттику.

Город создает массу социальных проблем: перенаселенность, бедность, преступность. Жизнь в городе очень сложна, полна стрессов, тревог и иску­шений. Однако нельзя сказать, что город оказывает только отрицательное влияние. В городе с большей вероятностью, чем в сельской местности, мож­но получить хорошее образование и полноценно отдохнуть, приобщиться к культурным ценностям.

ТИПОЛОГИЯ ГОРОДОВ

Единой типологии городов ни в теории, ни на практике не существует. Отметим, что чиновники классифицируют их по-своему, придерживаясь ве­домственных инструкций и удобств административного деления, а ученые, изучающие генеалогию (происхождение), онтологию (структуру) и феноме­нологию (изменяющееся состояние) городов, опираются на другие категории. Скажем, определение «город областного подчинения» ничего не скажет уче­ному, зато для местных властей такой статус означает все: сколько жителей должно здесь проживать, какому уровню территориальной власти подчиняться, сколько денег выделят на финансирование его деятельности, какие промыш­ленные, социальные и культурные объекты разрешается возводить и т.п.

Для науки город представляет важную историческую категорию: возник­нув с переходом от первобытно-общинного строя к классовому обществу, го­род все более развивался по мере углубления общественного разделения тру­да. На протяжении истории характер городов, место, занимаемое ими в обще­ственном производстве и в общественной жизни в целом, их социальный облик, их внешний вид существенно изменялись. Но чиновников эта сторона урбанизации практически не интересует, за исключением тех случаев, когда на подведомственной им территории археологи находят древнейшую стоян­ку, которая может привлечь потоки туристов или положительно сказаться на имидже городских властей, проявляющих заботу об историческом памятни­ке. Напротив, для ученых это совершенно новая страница в истории города, заставляющая пересмотреть устоявшиеся теории и воззрения.

Бюрократическая и научная типологии могут совпадать по некоторым пун­ктам, но по существу они различаются. Согласно официальным нормативам, город — это крупный населенный пункт, жители которого заняты главным образом в промышленности и торговле, а также в сферах обслуживания, уп-

равления, науки, культуры. Далее происходит уточнение, а именно подчер­кивается, что основными критериями отнесения населенного пункта к кате­гории «город» служат численность его населения и функции, которые он вы­полняет (одну или несколько в различных сочетаниях): промышленного про­изводства, организационно-хозяйственные, культурно-политические и административные, функции организации отдыха и лечения. Иначе говоря, если в городе нет резиденции областного начальства, то его статус ниже того, где она располагается. Если в данном городе есть предприятия, но они отно­сятся к местной промышленности, то и статус его ниже. Город — это всегда (или обычно) административный центр окружающего района. Но какого имен­но — районного, областного, регионального или общегосударственного, —оп­ределяет его функциональный статус.

Рис. 6. Нью-Йорк в 1928 году

Установление статуса города, следовательно, вытекающих из него круга прав и полномочий, размера отчисляемых в центр и выделяемых из центра городам доли финансовых ресурсов, больший или меньший штат городских чиновников и т.п., выступает сейчас и выступало раньше важным элементом социальной политики государства. Чиновники с мест время от времени при­езжали в Москву либо областной центр для того, чтобы пробить те или иные привилегии, полагающиеся их городу (а значит, и им самим) в связи с повы­шением или назначением статуса города. В советские времена отнесение го­рода к числу городов-миллионеров сулило более высокий уровень снабжения горожан продуктами питания и промышленными изделиями, а чиновникам — повышение по службе и возможности переместиться в Москву.

Отнесение населенного пункта к категории «город» обычно оформляется в определенном законом порядке и сопровождается установлением его го­родской черты (границы города как административно-территориальной еди­ницы) и городских земель. Выделение города в переписях и других формах учета в разных странах мира проводится по-разному: в одних странах на ос­новании численного критерия (городом считаются населенные пункты оп­ределенной численности населения в 3—5—10 тыс. жителей; в некоторых стра­нах минимальное число жителей города составляет лишь несколько сот че­ловек), в других — по совокупности признаков.

Понятие города неразрывно связано с представлением о центре в сети расселения — функциональном, населенном, жилом. Возникновение и раз­витие городов неотделимы от углубления территориального разделения тру­да, что и определяет производственные функции города: в сфере промыш­ленности, транспорта, обмена, а также производства услуг для тяготеющих к городу ареалов.

Типология городов по их функциям (а также величине, зависящей, в свою очередь, от объема этих функций) должна быть дополнена признаками геогра­фического положения города и характера его связей с тяготеющей к нему терри­торией. Так, среди городов промышленного профиля можно выделить города, рас­положенные вблизи месторождений по­лезных ископаемых или источников энергии (например, города Донбасса или Рурского бассейна); втранспортныхузлах, в густозаселенных районах, где велики или особенно дешевы ресурсы рабочей силы; в районах, обладающих значитель­ными ресурсами сельскохозяйственного сырья и т.п. Города-порты различаются по роли в их функциях экспорта, импорта и внутренних перевозок. Нередко вблизи больших городов находятся города-спутники. Часто го­рода срастаются, образуя агломерации или конурбации (к наиболее извест­ным относится урбанизированная полоса в США, тянущаяся от Бостона до Вашингтона и образующая огромный мегаполис; официальные конурбации в Великобритании и других странах).

Наряду с экономико-географическим подразделением в классификации употребляются и другие критерии, в частности основанные на функциях административных (обычно они сочетаются с торговыми и производствен­ными), военных (города-крепости), связанные с культурой и наукой (уни­верситетские города Оксфорд, Гейдельберг, Тарту, в Новейшее время — на­укограды, например Дубна), с оздоровлением и отдыхом (города-курорты: Сочи, Карловы Вары), религией (города — религиозные центры, например Мекка, Лурд) и т.п.

М. Вебердал развернутую классификацию типов, моделей происхожде­ния городов, их функций и социального статуса. Он показал, что город в полном смысле этого слова должен содержать пять элементов: крепость; рынок; собственное право и суд; объединение городских жителей в корпо­рацию, создающей у них чувство общности; наличие существенной полити­ческой автономии, позволяющей организовывать городское самоуправление при помощи специального аппарата, к организации которого причастны граждане5.

Ученые выделяют множество критериев, на основании которых произво­дится дальнейшая классификация, в том числе следующие:

историческая функция города-креп ости, морские порты, речные при­стани, железнодорожные узлы, перекрестки торговых (прежде всего караван­ных) путей, центры административной власти округа и т.д.;

5 Вебер М. Город. Пг.,1923.

численность населения (величина города): большие, средние, малые; крупные и сверхкрупные; агломерации и мегаполисы;

функциональный профиль — промышленные центры, портовые, науко­грады; монопрофильные (монофункциональные) и многопрофильные (по­лифункциональные) города.

Историки, опиравшиеся на материал Западной Европы, увидели истоки средневекового города в институциональных факторах. Согласно «вотчин­ной» теории, город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права. «Марковая» теория выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки. «Бурговая» теория усмат­ривала зерно города в крепости-бурге и бурговом праве. «Рыночная» теория выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля. Бельгийский историк А. Пиренн в отличие от большинства своих предшественников отводил определяющую роль в возникновении го­родов экономическому фактору — межконтинентальной и межрегиональной транзитной торговле и ее носителю — купечеству. Согласно этой «торговой» теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купечес­ких факторий.

Новосибирские социологи в 1980-е гг., применяя методы многомерного факторного анализа к изучению социально-экономической структуры город­ского и сельского населения, разработали достаточно интересную типологию сибирских городов. Они выделили два основания дифференциации городов по характеру связей с селом: а) абсолютный объем услуг, предоставляемых каждым из них селу, и б) степень относительной ориентированности горо­дов на обслуживание сельской местности, оцениваемая по доле их продук­ции (товаров, услуг), направляемой в сельский сектор. Города Западной Сибири разделились по этим критериям на три качественно разных типа:

1) крупные многофункциональные города (как правило, областные центры), играющие ведущую роль в обслуживании сельского сектора, несмотря на то что связи с селом играют в их жизнедеятельности второстепенную роль;

2) средние и малые индустриальные города, слабо связанные с селом и ока­зывающие ограниченное влияние на его развитие; 3) «аграрные города» (как правило, небольшие районные центры), где концентрируются предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, обслуживающие сель­ское хозяйство и сельское население6.

Современные города делятся на малые (до 50 тыс.), средние (50—100 тыс.), крупные (250—500тыс.), крупнейшие (500 тыс. — 1 млн) и города-миллионе­ры (свыше 1 млн жителей). В 1980-х гг. в мире насчитывалось около 220 го­родов-миллионеров, самый крупный Мехико (18 млн жителей, 1990). ВРос-сии город должен иметь не менее 12 тыс. жителей и не менее 85% населения, занятого вне сельского хозяйства. В 1990-х гг. в Российской Федерации на­считывалось свыше 1092 городов, в которых проживало 74% населения.

У многих крупных городов возникают города-спутники. Город-спутник— город или поселок городского типа, развивающийся близ крупного города и составляющий с ним единую систему. Часто города и города-спутники объе-

6 Троцковский А.Я. Социально-экономическое развитие села в условиях урбанизации. Новосибирск, 1985; Социально-территориальная структура города и села (Опыт типологического анализа). Ново­сибирск, 1982.

диняются, образуя городские агломерации, которые могут быть объедине­ны в мегаполисы. Всем известны специализированные города.Например, в стране немало городков, которые целиком отданы ученым — ядерщикам, биологам, химикам. Их называют наукоградами.

Города различаются не только географическим и геополитическим (бли­же к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Петербурга или Москвы, другое — 200—300-тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и разме­рами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтерские (Кемерово), автомобильной промышленно­сти (Набережные Челны), города науки, или «наукограды» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гарнизонов, религиозные центры (Сергиев Посад) и т.п. Естественно, что в каждом типе города свой уклад и тип культуры.

АГЛОМЕРАЦИИ

Ведущая модель размещения населенных пунктов на территории России — агломерационная, когда населенные пункты размещаются вокруг крупных городов. На базе крупных агломераций формируются локальные системы расселения, для которых характерна единая транспортная система, обеспе­чивающая доступно и оперативно маятниковую миграцию в рамках локаль­ной системы.

В настоящее время растет озабоченность специалистов по поводу неуп­равляемого роста агломераций — больших городов с развивающимися под их влиянием пригородными поселениями.

ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ (от лат. agglomerare — присоединять, накоплять) — компактное скопление городских и сельских поселе­ний, тяготеющих к мощному городу-ядру благодаря территориаль­ной близости связанных друг с другом торговыми, производствен­ными, миграционными и культурными связями.

Связи между городами должны быть обязательно регулярными, осуще­ствляться в течение недельного жизненного цикла (т.е. пять дней в неделю жители пригородов спешат на работу в центр), расстояния достаточно корот­кими (не более 1,5 часов езды), а сама агломерация — достаточно людной, не менее 250 тыс. человек.

Московская агломерация — это десятки средних и малых городов с общей численностью населения 15 млн человек. Качество природной среды все чаще становится приоритетом при выборе места жительства, определяет миграци­онные процессы.

Торгово-промышленный, информационно-образовательный и культур­но-зрелищный потенциал, сосредоточенный в центре агломерации или рас­пыленный по ее периферии, как правило, равнодоступен всем ее жителям, что обеспечивается дополнительными шоссейными дорогами. Благодаря интенсивным поездкам людей с одного конца агломерации на другой, их связям и обмену информацией, различия между высокой городской и низ­кой сельской культурой постепенно стираются, а условия жизни выравни-

ваются. Фактические границы городских агломераций определяются по ко­нечным пунктам маятниковых миграций.

Первая российская перепись 1897 г. зафиксировала в стране всего четыре крупных города — Санкт-Петербург, Москву, Одессу и Ригу, из них только первые два имели в своем окружении достаточно пригородных поселков. Переписью 1926 г. зафиксированы уже 9 крупных городов, которые можно считать агломерациями. В 1959 г. зарегистрированы 42 агломерации, в 1970 г. —63, в 1979 г. — 84. Ныне в 125 крупногородских агломерациях Рос­сии проживает более 60 млн россиян. Одни агломерации всю жизнь специ-

Врезка

А. Попа



2016-01-26 1285 Обсуждений (0)
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ГОРОДОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1285)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)