Жилище и социальные различия
Последним проявлением социальной дифференциации был дом. Крестьянский дом строился из самана или из дерева, если и употреблялся камень, то не выше фундамента. Обычно этот дом состоял из одной комнаты и не имел другого дымохода, кроме дыры в потолке. Бедно обставленный и оснащенный, он не привязывал к себе крестьянина. Убожество дома способствовало мобильности средневекового крестьянина. Города тоже состояли еще главным образом из деревянных домов. Они становились легкой добычей пожаров. Огонь был тяжелым бедствием Средневековья. В 1200-1225 гг. Руан горел шесть раз. Церковь приложила немало усилий, чтобы убедить людей Средневековья, что они лишь странники на этой земле. Даже живя на одном месте, они редко имели время привыкнуть к своему очагу. Другое дело — богатые. Укрепленные замки были символом безопасности, мощи, престижа. В XI в. повсюду топорщились донжоны, преобладала функция защиты. Затем стали появляться украшения. Оставаясь хорошо защищенными, замки стали иметь больше жилых помещений, жилые строения сооружались внутри стен. Вся жизнь концентрировалась в главном зале. Мебели было немного. Столы обычно были разборными, и после трапезы их убирали. Постоянную мебель составлял сундук, или ларь, куда складывали одежду или посуду. Поскольку жизнь сеньоров была бродячей, нужно было иметь возможность легко уносить багаж. Жуанвиль, отправляясь в крестовый поход, обременял себя лишь драгоценностями и реликвиями. Другим функциональным предметом роскоши были ковры; их вешали как ширмы, и они образовывали комнаты. Ковры возили из замка в замок; они были похожи на узкие щели в верхней части здания. Всего в доме было два этажа, и первый освещался через открытые двери. В Южной Европе поселения строили главным образом на возвышенностях и обносили валами и рвами. Преобладали прямоугольные в плане, отдельно стоявшие довольно большие дома. Чем дальше на север проникали земледельческие культуры, тем очевиднее преобладала тенденция строительства больших одиночных домов с фундаментом в форме трапеции. Земледельцы Северной и Центральной Европы жили в деревнях, насчитывавших до 300 жителей. Длина их деревянных домов достигала 30—45 м (максимально 65 м), а ширина 6—7 м. Покатые камышовые крыши прикрепляли кстенам из дубовых бревен, переплетенных прутьями и обмазанных глиной. Внутри дома на возвышении хранили зерно. В доме жило несколько родственных семей. С течением времени усложнялась его планировка: выделялись помещения бытового назначения — спальни, кухни, мужские и женские части жилища. На Крите периода расцвета (2000—1600 гг. до н.э.) начинается подъем экономики и культуры. На фаянсовых пластинках, датируемых XVIII в. до н.э., сохранились изображения больших домов в два-три этажа, сложенных из крупных каменных плит. На плоских крышах в середине возвышались небольшие башни. Аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже приемные комнаты и домашнее святилище, в верхних этажах — жилые помещения. Окна обычно располагали в верхних этажах домов и лишь изредка — в нижних. Здание строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной. Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изображениями и цветными рельефами в штукатурке. Жилища бедняков были небольших размеров и просты в планировке. В противоположность домам знати, стоявшим отдельно, дома бедных тесно примыкали друг к другу, образуя сплошь застроенные кварталы на окраине города. напоминали воинственному народу его излюбленное жилище — палатку. Но, возможно, знатные дамы, женщины-меценатки стремились к большей изысканности во внутренней отделке. Согласно Бодри де Бур-гейль, в спальне Адели де Блуа, дочери Вильгельма Завоевателя, стены украшали ковры с изображением сцен из Ветхого завета и «Мета- морфоз» Овидия; обои представляли сцены завоевания Англии. Потолок был расписан под небо с Млечным Путем, созвездиями, знаками зодиака, Солнцем, Луной и планетами. Пол был вымощен мозаикой, изображавшей карту мира с чудовищами и зверями. Кровать с балдахином поддерживали восемь статуй: философии и свободных искусств. Признаками престижа и богатства служили материал — камень, а также башни, венчавшие замок. Подражая благородным, богатые бюргеры в городах тоже строили «дома крепкие и прекрасные», как они говорили. Но буржуа начинал привязываться к своему дому и меблировать его. Именно он поставил здесь свою марку на дальнейшее развитие вкуса и изобрел комфорт. Сокращено по источнику: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992. В Древнем Риме массовым жилищем служили многоэтажные дома-ин-сулы, в первых этажах которых размещались «таберны» (лавки) и мастерские. В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из бетона. Каменная или кирпичная оболочка заливалась смесью извести и щебня, которая, затвердевая, превращала здание в монолит. Его использовали при сооружении не только зданий, но и, например, арочных сводов, ставших одним из основополагающих элементов древнеримской архитектуры. Рост городского населения и дороговизна земельных участков привели к сооружению домов с узкими дворами-колодцами (или еще более узкими световыми колодцами). В таких домах жилые помещения были лишены солнечного света и возможности проветривания, часть из них располагалась в полуподвалах. Типичный пример — так называемый Дом врача в Древнем Риме. Его комнаты выходили во внутренний дворик (атриум). В крыше располагался световой колодец, через который дождевая вода стекала в небольшой бассейн в центре дворика. Рис. 64. В Древнем Риме строили многоквартирные дома для бедных В I в. до н.э. в Риме стали строить многоквартирные дома для бедных, где жилые помещения представляли собой крошечные каморки с минимумом удобств. Многоквартирные доходные дома типа казарм достигали высоты 20 м. Перекрытия между этажами были ненадежными и тонкими: строители старались экономить средства на дешевых жилищах. В средние века европейцы в качестве основного материала постройки использовали отесанный камень, а также кирпичи разной формы, скрепляемые специальным раствором и украшавшиеся цветной глазурованной плиткой. Городские богачи строили каменные дома с башнями, которые служили для обороны и хранения припасов, но прежде всего были символом престижа, как и у феодалов. В сельской местности феодалы возводили укреплен- ные дома-хозяйства — замки. Средневековые замки прославились как мощные фортификационные сооружения, защищавшие порой целый город, одновременно как мощное хозяйство, способное прокормить сотни людей, и настоящие произведения архитектуры. В центре каменной крепости-замка находилась башня, в подвале которой располагалась тюрьма, на первом этаже — кладовые, на втором — комнаты феодала. На следующих этажах размещались слуги и охрана; на вершине башни выставлялся дозор. За крепостной стеной находились многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замки возводились в хорошо защищенных местах; главная башня (донжон, кешк) была окружена глубоким рвом, через который перекидывали поднимающийся мост. Суровые, мощные замки с XI—XII вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с XIII—XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли. Укрепленные замки были символом безопасности, мощи, престижа. Гражданская и религиозная архитектура Средневековья знала два основных стиля — романский и готический. Для романского стиля были характерны толстые стены, поддерживающие каменные своды, купола и узкие окна. Готический стиль характеризуют высокие стройные колонны, огромные окна с витражами, многочисленные статуи и скульптуры. Дом средневекового крестьянина строился из самана или из дерева, если и употреблялся камень, то не выше фундамента. Обычно он состоял из одной комнаты и имел самый примитивный дымоход — дыру в потолке. Средневековые города застраивались главным образом деревянными домами и поэтому становились легкой добычей огня. В эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) в Италии сформировался новый тип здания — палаццо, т.е. городской особняк. Палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец; название происходит от Палатинского холма в Риме, на котором строились дворцы древнеримских императоров) — тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения. Ранние палаццо отличались замкнутостью и монолитностью объема, суровостью внешнего облика и имели фасады, отделанные крупным рустом. Классическое палаццо представляет собой трехэтажное (реже двух- или четырехэтажное) здание, выходящее фасадом на улицу, композиционным центром которого служит внутренний двор, обнесенный арочными галереями с входами в различные служебные помещения. К заднему фасаду палаццо часто примыкал террасный сад. На первом этаже очень узкие высокие окна, позже они становятся больше, и на них ставятся решетки. На втором этаже находились парадные залы, приемные — самые роскошные комнаты: стены облицованы мрамором, потолки позолочены и отделаны лепными украшениями, полы украшены мраморными плитками, двери и окна обрамлены рельефами, а мебель украшена мозаикой из дерева разных оттенков. Третий этаж предназначался для спален, как членов семьи, так и прислуги. Фасад третьего этажа капитально отшлифован, второго — немного выпуклый, а первый облицован не обработанным камнем. Дом завершается сильно выступающим декоративным карнизом. Прекрасный образец ренессансного дворца был построен во Флоренции архитектором Микелоццо для Козимо Медичи иль Веккио в период между 1444 и 1464 г. Двумя веками позже его приобрела семья Риккарди. На протяжении пяти столетий в Палаццо жили члены королевской семьи, художники, философы. Палаццо Медичи — Риккарди стало моделью флорентийского палаццо вообще. Этот городской дворец в центре Флоренции высотой более 20 м состоит из трех этажей, каждый из которых высотой меньше предыдущего, при этом поверхность с каждым этажом становится более гладкой за счет менее видимых соединительных швов. Своеобразными были палаццо в Венеции, где дома строились на островках и мелководных частях. Но таких мест было мало, и дома вплотную прикасались друг к другу, фасады делались очень узкими, и часто на нижнем этаже располагалась торговая лавка с отдельным входом14. Менялись социальные условия человеческого существования, его привычки, вкусы, мода. Менялись и представления индивида о своем жилище. Каж- Врезка Добрая старая Англия Наверное, только в Англии можно почувствовать себя, как в лучшем музее мира. Замков, дворцов и зданий с прошлых веков сохранилось здесь множество. Почти в каждой деревушке есть замок, в каждом городке есть дома, построенные в XV-XVI вв. В них живут потомки тех, кто их возводил, и каждое поколение вносило свою лепту — мебель, фарфор, серебро, картины. Все это было тем более высоко по цене и качеству, чем богаче были владельцы. Иногда они перестраивают дом изнутри, оставляя фасад неизменным. Среди аристократов титул вместе с резиденцией наследует только старший сын. Это исключает дробление родового имущества. Содержание дома, скажем, из 50 комнат, где живет семья из 4 человек, — дорогое удовольствие. Новая крыша такого дома (как правило, из оловянных пластин), зачастую размером с футбольное поле, требует огромных средств. Дом часто окружен парком в традиционном английском стиле: живописные группы деревьев расположены на лужайках так, что создается впечатление абсолютной естественности ландшафта. В парке может быть озеро. В интерьер домов входит камин с фамильными портретами, стены обшиты дубом, галерея поддерживается арками. Среди комнат — большой зал, банкетный зал, библиотека, столовые (ком- ната для завтраков, гостиная), семейный салон с гобеленами, в котором, конечно же, водится привидение... Интересны подсобные помещения: кладовки и кухни сродни музеям — громадные медные и оловянные котлы и горшки, в огромном камине вертел, на котором можно зажарить целого теленка. Многие английские замки обладают такими коллекциями картин и мебели, которые можно встретить только в музеях, содержащихся государством. Но ни один музей не передаст живую атмосферу жилого дома, бережно хранящего вкусы владельца и пристрастия поколений. Хотя многие прапраправнуки тех, кто строил эти дома, уже распродали мебель, картины и даже семейные архивы и отбыли на Ривьеру, чтобы в комфорте, достойном миллионеров, доживать свои дни. Источник: Московская правда. 1994. 4 марта. 4 http: // newciv.relarn.ru; www.archi.ru дый народ или социальная группа, каждая эпоха вкладывали в него свои ожидания и смысл. Они по-разному видели назначение ближайшей среды обитания человека, его территориальную организацию, архитектурную планировку и социальный дизайн. Для одних дом — это крепость, для других — временное место ночлега, для третьих — опорная точка в социальном пространстве и основная система ориентации в нем. На Западе средневековый замок (castle), доступный рыцарской знати, через 500 лет уступил место загородному просторному особняку для среднего класса. Главным стало считаться удобство, а не роскошь. Комфортный коттедж — идеальное место обитания жителя постиндустриального общества, сочетающий отрешенность сельской жизни и блага городской цивилизации. Палаццо Яетегв центре Венеции на Canal Grande. Это четырехэтажное здание XIV в. с террасой на крыше — жилой дом, отвечающий всем потребностям современной жизни, реконструированный с уважением к его многовековой истории, с использованием только традиционных венецианских материалов. В XVI в. в России появились каменные постройки с верхним деревянным этажом. Первоначально в таких полукаменных домах жили очень состоятельные люди — государь, бояре и богатейшие купцы. Внизу размещались либо парадные помещения, либо защищенные от пожара кладовые, но жили даже самые богатые и знатные в деревянных помещениях. Подобная традиция сохранилась до XX в. и нашла свое воплощение в полукаменных домах мещан, в нижних кирпичных этажах которых устраивали лавку или сдавали этаж внаем. Семья хозяина жила наверху в деревянной части. После революции 1917 г. миллионы рабочих и крестьян расселили в особняках городской знати, превратив роскошные дома в безликие коммуналки. (Впрочем, многоквартирный доходный дом был известен еще древним римлянам.) Здесь каждой семье полагалась небольшая комната. По 17—20 комнат в одной квартире, огромная общая кухня на всех, где каждой семье выделялся крохотный столик и место у плиты, общий таулет, перед которым по утрам выстраивалась очередь жильцов. Сегодня в России принята следующая типология жилья: 1)жилье с ограниченными удобствами — жилища, имеющие водопровод и центральное (либо газовое) отопление; 2)жилье со всеми удобствами — жилища с водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, ванной; 3)жилье с полным набором удобств — жилища, имеющие помимо перечисленного также телефон, лифт, мусоропровод; 4)капитальные дачи с коммунальными удобствами — дачи (дома в деревне, используемые как дачи), имеющие по крайней мере водопровод и газовое отопление15. " Гришанов В.И. Имущественная обеспеченность семей и проблема бедности//Бедность: взгляд ученых на проблему / Под ред. М.А.Можиной. М., 1994. С. 210. Такова вкратце эволюция техники жилища, его архитектурно-строительных условий. Несомненно, жилищные условия определяют тот или иной тип поведения человека, сказываются на его здоровье и самочувствии. Каждый из нас по-разному оценивает социальный смысл жилья.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |