Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДОМ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ



2016-01-26 529 Обсуждений (0)
ДОМ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Дом следует рассматривать как определенным образом дифференцирован -ное социокультурное пространство, где существуют не только досуговые, хо­зяйственные и санитарно-гигиенические зоны, но и два самостоятельных типа культурного пространства — домашнее и личное. Домашняя террито­рия — это область осуществления семейных интересов и удовлетворения личных потребностей. Здесь человеку предоставлена большая свобода дей­ствий. Дома он восстанавливает потраченные физические и моральные силы, отдыхает от городской суеты, читает, смотрит телевизор, беседует, смеется, совершает множество других, необходимых действий, которые невозможно сделать на общественной территории. Личное пространство определяется как область с невидимыми для глаза границами, которая окружает тело челове­ка и в которую никто не может вторгаться. Каждый может вспомнить мно­жество житейских примеров соблюдения личного пространства в посещае­мых местах: посетители городского сквера даже при достаточном количестве свободных скамеек и возможности выбора рассаживаются, как правило, по­дальше друг от друга. Точно так же ведут себя пассажиры метро и автобуса: они стараются не садиться рядом. Личное пространство в квартире — каби­нет отца, детская комната, спальная родителей. Наиболее авторитетный член семьи — ее глава. Чаще всего в этой роли выступает отец. Он контролирует жизнедеятельность, распределяет «жизненное пространство» внутри семьи. Но нередко эту роль выполняет мать. В старые времена глава семейства имел

больше других личного пространства. Как правило, меньше всего площади достается детям и старикам. Так во всяком случае происходило раньше или происходит сейчас, когда не хватает жилья.

ДОМ — социокультурное пространство, ограниченное архитектур­но законченным строением (квартира, здание), имеющее админи­стративно-правовой статус (прописка, собственность на жилье), но к нему не сводящееся.

Общественное, домашнее и личное пространства весьма условны и часто меняются местами. Квартира друзей (знакомых, родственников), любимое место в парке, рабочее место, клуб, где индивид часто бывает, становятся близкими ему. Он к ним привыкает, испытывает интимную привязанность, теплые чувства и рассматривает их как элемент домашней территории. Здесь индивид чувствует себя уверенно, спокойно, доверительно, как дома. Наобо­рот, ухудшение отношений в семье, конфликты и скандалы превращают уютный и доверительный мирок в подобие вокзала или площади, т.е. в мес­то, где собрались чужие друг другу люди.

Когда не хватает домашнего или личного пространства, возникает масса проблем. Самая главная из них — переуплотненность. Перенаселенными бы­вают и города, и квартиры. Такие города напоминают огромный муравейник, в котором человек всегда находится как бы в толпе незнакомых людей. То же можно сказать о квартире. Сосуществование людей в ограниченном про­странстве — очень сложная проблема и, наверняка, одно из самых тяжелых испытаний, выпадающих на долю человека. Семейные драмы и конфликты, превращающие радость межличностного общения в войну за выживание, разрушают наши чувства и связи с людьми; Самые переуплотненные места обитания человека — тюрьма, казарма, общежитие, вокзал, стадион. О пере­населенном жилье европейцы говорят: «домашнее столпотворение». В США и Швеции перенаселенным считается квартира, где на одну жилую комнату приходится один человек, а многие народы считают: чем больше людей жи­вет в доме, тем веселее и интереснее жизнь. При перенаселенности в совре­менной городской квартире у члена семьи может не быть пространства для занятий любимым делом, скажем фотографией. В связи с этим возникает не­удовлетворенность жизнью в скрытой или явной форме. Не последнюю роль играют состав и численность семьи. Так, контролировать и организовывать жизнь людей в многодетной семье сложнее, нежели во взрослой и бездетной. Впечатление о неуправляемости поведения детей усиливается, если в доме много народа. Поэтому переуплотненность жилья выступает дополнитель­ным раздражителем.

Дома у каждого должно быть свое личное пространство, в том числе у де­тей. В перенаселенной квартире это невозможно. Тогда ребенок ищет, где ему удобнее устроиться. В результате вся квартира превращается в территорию для его игр. Давно замечено, что степень подвижности детей намного пре­вышает степень их воспитанности, меру усвоения правил хорошего поведе­ния: они входят без стука, разбрасывают свои вещи по квартире, считая ее своей собственностью. Исследователи отмечают, что в перенаселенных се­мьях дети чаще падают духом при решении трудных проблем. Правила хо­рошего поведения выступают важным средством контроля поведения, но они усваиваются детьми очень поздно. Нормы и правила поведения детей — их

помощник, своеобразная няня. И когда этой «няни» нет дома, взрослым приходится очень трудно, и в перенаселенных квартирах они чувствуют себя неуютно.

Подмечено, что семьи, состоящие из близких родственников, более спло­ченные и у них более уважительные отношения. Но когда приезжают гости, переуплотненность возрастает. Гости посягают на часть личного простран­ства, как бы отнимают его у хозяев. И гости себя чувствуют неловко, особенно если им показывать, что они здесь лишние. Трудное это дело —делить жиз­ненное пространство с кем-либо.



2016-01-26 529 Обсуждений (0)
ДОМ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДОМ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)