Основные этапы работы над задачей
Умение решать задачи не приходит само. Это сложное умение, которое само складывается из целого ряда умений. Сюда можно отнести такие умения: - умение читать задачу; - умение воспринять задачу; - умение разобрать и осмыслить прочитанный текстзадачи; - умение отделить условие задачи от ее требования; - умение найти путь решения, выбрать необходимые действия и обосновать их; - умение выполнить решение, оформитьего и дать ответ на поставленный вопрос; - умение проверить решение задачи. Чтобы выработать этот комплекс умений, необходимо вырабатывать у детей умение осуществлять общий подход к решению любой задачи. А для этого в ходе обучения учитель сам должен осуществлять общий подход к решению задач. Общий подход состоит в том, что при решении задачи работа должна идти примерно по одному плану: 1) восприятие текста задачи; 2) разбор (анализ) содержания задачи (выделение данных и вопроса); З) поиск пути решения задачи (установление зависимостей между величинами, обоснование выбора действий); 4) составление плана решения задачи; 5) запись решения задачи; 6) проверка решения задачи; 7) запись ответа. Эти пункты плана отражают основные этапы работы над задачей. Остановимся на характеристике деятельности ученика и учителя в соответствии с каждым пунктом этого плана. Восприятие текста задачи. Чтение задачи. Читать задачу должен ученик. С чтения задачи начинается осмысление содержания задачи, ее восприятие. Чтобы вникнуть в смысл сказанного в тексте задачи, ее нужно прочитать. Текст задачи - это математический текст, он отличается от литературного текста, поэтому дети воспринимают его с большими трудностями и, как показывает практика, читать не хотят. Читать задачу детей надо специально учить, а для этого ее надо читать. Учитель читает задачу только тогда, когда дети не умеют читать (первое полугодие 1 класса) и когда у детей нет текста. Важно научить детей правильно читать текст задачи: - читать по частям; - делать ударение на числовых данных и на словах, которые определяют выбор действия. Пример 12. У Маши 9 роз, а маков на 2 меньше. Сколько маков у Маши? В 1 классе допускается чтение хоровое. Если в задаче встречаются слова, которые могут быть детям непонятны, необходимо выяснить, как дети их понимают и сделать соответствующие уточнения, если есть необходимость. Иногда такое объяснение следует сопроводить показом рисунка с изображением объекта, о котором идет речь. Разбор содержания задачи. Разбор содержания задачи позволяет выяснить, как дети осмыслили содержание задачи, как они представляют себе ситуацию, описанную в задаче. Разбор содержания может проводиться в разных видах: а) Краткий пересказ задачи. Учитель может предложить повторить задачу, ученик должен пересказать текст задачи своими словами и с помощью учебника назвать необходимые числовые данные и вопрос. Хорошо, если при таком первом повторении, учащиеся будут приучены делать первичный анализ задачи в форме: "Нам известно...... , нужно узнать"... б) Беседа по задаче. Учитель может провести беседу примерно по таким вопросам: 1) 0 чем говорится в задаче? 2) Что сказано о чем-то (омашинах)? 3) Что известно в задаче? 4) Что обозначает число 30 в задаче? и др. в) Выполнение рисунка по тексту задачи. Учитель может предложить учащимся (либо сам) сделать или использовать рисунок к задаче. Этот прием используется чаще в 1 классе. Рисунок может быть предметным или схематичным. Для учащихся первого класса, обучающихся по системе 1-4, этот прием используется практически постоянно. д) Словесное рисование. Иногда используется словесное рисование. Сутьего заключается в том, что учащимся предлагается представить себеситуацию, описанную в задаче, и рассказать о ней (словесно обрисовать). е) Краткая запись. Наиболее часто для разбора содержания задачи используется краткая запись задачи. Краткая запись задачи рассматривается как одно из существенных вспомогательных средств для решения задачи. Поэтому важно сформировать у детейумение ею пользоваться.Начинать работу по обучению детей составлять краткую запись задачи учитель может по своему усмотрению, но целесообразно это делатьуже в первом классепри решении простых задач. Краткая запись соответствующих видов простых задач является своего рода их моделью - схемой. Краткая запись задачи должна появляться на глазах удетей. Вначале ее должен делать учитель с помощью детей, затем им следует давать задания что-то дописать, заполнить в записи, сделанной учителем, и, наконец, выполнить краткую запись самим. Рассмотрим примеры краткой записи задач и варианты работы с ней, Задача. У Тани 4 книги, а у Кати 3 книги. Сколько всего книг у девочек? Учитель. О чем говорится в задаче? Дети. О книгах. Учитель. У кого были книги? Дети. У Тани и Кати. Учитель. Давайте запишемвместо словаТаня буквуТ., а вместо слова Катя - буквуК. Записывает: Т.- К.- Или Т. К. Учитель.Сколько книг у Тани? Дети.4. Учитель. Запишем (пишет 4 кн.). Сколько книг у Кати? Дети.3. Учитель. Запишем(пишет 3 кн.). Что спрашивается в задаче? (Какой вопрос?) Дети. Сколько книг у девочек. Учитель. Когда спрашивается, сколько всего, обозначим это квадратной скобкой и поставим вопрос. Мы сделали краткую запись. На доске получается одна из записей: Т. – 4 К. – 3 ? а) Т. - К. Кн. 3 кн. I———————| б)
В дальнейшем при решении задач этого вида учитель может предложить детям закончить краткую запись или дополнить ее. Задача. Купили 6 билетов в кино и 4 билета в театр. Сколько всего купили билетов? Учитель выполняет запись на доске. К. - 6 б. Т. - 4 б. После прочтения задачи всеми детьми и кем-тоиз детей, учитель предлагает посмотреть на доску и спрашивает: Учитель. Что записано на доске? Как вы думаете? Чего здесьне хватает? Запишите! Дети. Это краткая запись задачи. Здесь не хватает вопроса и скобки. Учитель. Верно. Давайте запишем. К.-6 б. Т.-4 б. ? Задача. У пруда 5 берез и 4 рябины. Сколько деревьев у пруда? На доске сделана запись Б. - П.- После прочтения задачи детьми учитель выясняет, ото обозначают записанные буквы и предлагает дополнить и закончить краткую запись. При рассмотрении каждого нового вида простых задач целесообразно обратить внимание детей на соответствующий вид краткой записи. Задача. У Мити 5 значков, а у Коли на 2 значка больше. Сколько значков у Коли? М. – 5 зн. М. ⊢⊢⊢⊢⊢ 5 К. - ? , на 2 зк. Больше К. ⊢⊢⊢⊢⊢⊢⊢ +2 ? При решении задач на нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого целесообразно учить детей выделять главные опорные слова в условии задачи, которые помогают выбрать нужное действие для ее решения. Задача. На стоянке было несколько машин. Когда 3 машины уехали, на стоянке осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке сначала? Было - ? Уехали – 3 м. Осталось – 6 м. Полезно давать задания детям составлять и решать задачи по краткой записи. Во всех случаях при решении простых задач краткая запись является моделью задачи, схемой-опорой, которая помогает более четко представить связи и зависимости, заложенные в задаче. Еще большую вспомогательную роль играет краткая запись при решении составных задач. Виды ее здесь также различны. Задача. В гараже стояло 20 машин, сначала выехало 7 машин, а потом 3 машины. Сколько машин осталось в гараже? Стояло - 20 м. Выехало - 7 м. и 3 м. Осталось - ? Задача. На школьном стадионе школьники в первый день расчистили 45 м беговой дорожки, во второй на 6м меньше, чем в первый, а в третий на 8 м больше, чем во второй. Сколько метров дорожки расчистили школьники в третий день? I - 45м II — ? на б м меньше III — ? на 8 м больше
Задача. 4 конверта стоят 28 коп. Сколько стоят 6 таких конвертов?
Задача. Мотоциклист проехал до места назначения 370 км. До остановки он был в пути 3 часа и ехал со скоростью 70 км в час, остальной путь он проехал за 2 часа. С какой скоростью ехал мотоциклист после остановки? 70 км/ч ?
!----!----!----!--------!--------! 370км
У учителей часто возникают вопросы по поводу выполнения краткой записи. Надо ее делать или нет? Когда ее надо делать, когда нет? и т.д. Напомним, что краткая запись задачи одно из вспомогательных средств, а не самоцель. Надо учить детей составлять краткую запись, чтобы они могли ею воспользоваться в случае необходимости. Не следует давать задания детям обязательно выполнить краткую запись дома. В контрольной работе также не следует требовать обязательного выполнения краткой записи - важно, чтобы дети правильно решили задачу. На уроках при выполнении краткой записи форму краткой записи чаще предлагает учитель. Поиск пути решения задач. Решить задачу в широком смысле этого слова - значит, раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, выбрать на основе этого арифметические действия, выполнить их и дать ответ на вопрос задачи. Разобрав содержание задачи, выполнив краткую запись или сделав иллюстрацию к задаче, не все учащиеся могут найти путь ее решения, т.е. не все могут установить связи между данными и искомыми величинами. I С этой целью учитель проводит работу, в ходе которой он помогает найти путь решения задачи. Чаще всего - это специальная беседа, в ходе которой учитель ставит детям вопросы так, чтобы подвести их к осознанному и правильному выбору арифметического действия. Важно, чтобы вопросы эти не были подсказывающими, а вели бы детей к самостоятельному нахождению пути решения задачи. Характер каждой такой беседы зависит от вида и сложности задачи. При решении составных задач сложностьих бывает разная, поэтому характер бесед также должен быть разным. Если решается задача нового вида или сложная задача, учитель может построить беседу двумя способами: 1. От вопроса задачи к данным - примерно по такой схеме: - Что нужно узнать в задаче? (Какой главный вопрос задачи? Что спрашивается в задаче?) - Что нужно знать, чтобы ответитьна этот вопрос? - Что из этого известно? - Что неизвестно? - Что нужно знать, чтобы это узнать? и т.д. Задача. В ларек привезли 10 ящиков яблок по 9 кг в каждом, и 8 одинаковых ящиков слив. Всего привезли 170 кг этих фруктов. Найти массу ящика. Поиск здесь нужен, так как большая часть учащихся может встретить затруднение. В ходе разбора содержания задачи составляется краткая запись в виде таблицы.
Затем ведется беседа. - Что нужно узнать в задаче? (Массу одного ящика слив). - Что нужно знать, чтобы узнать массу 1 ящика со сливами?(Сколько всего слив положили в 8 ящиков) - Это известно? (Нет) - А что можно использовать из данных задачи, чтобы этоузнать?(Всего 170 кг яблок и слив) - Что надо узнать, чтобы найти, сколько всего слив? (Сколько всей яблок привезли) - Это можно найти? (Да) - Что для этого известно? (10 ящиков по 9 кг). 2. От данных к вопросу - в таком плане: - Если известно то-тои то-то, что можно узнать? - Каким действием? Задача. На товарную станцию прибыло 2 состава с бревнами. В одном и них было 37 платформ, а в другом на 4 больше. Разгрузим 60 платформ . Сколько еще платформ осталось разгрузить? Пример рассуждений. - Зная, что в 1 составе 37 платформ, а во втором на 4 больше, что можем узнать? (Сколько платформ во втором составе?) - Каким действием? (Сложением) - Зная сколько платформ в первом составе и сколько во втором, что можем узнать? (Сколько всего было платформ?) - Каким действием? (Сложением) - Зная, сколько платформ было всего, и что 60 платформ разгрузи ли, что можем узнать? (Сколько платформ осталось?) - Каким действием? (Вычитанием). Поиск пути решения заканчивается составлением плана решения задач! Составление плана решения задача. Под планом решений в методике Бантовой М.А. понимается объяснение того, что узнаем, выполнив то или иное действие, и указание по порядку арифметических действий? Для предыдущей задачи план решения такой: - сначала мы узнаем, сколько яблок привезли в магазин действием] умножения; - затем узнаем массу слив действием вычитания; - в третьем действии мы узнаем массу ящика слив действием деления. Поиск пути решения и составление плана не следует проводить для каждой задачи (как это часто делается в практике), а для новых видов задач и задач, наиболее трудных для детей. Иногда надо делать частичный поиск, выделив наиболее трудные или важные моменты. На практике мы часто встречаемся с такими случаями, когда поиск либо совсем не проводится, либо делается подробно к каждой задаче. Запись решения задачи. Решение задачи может выполняться устно или письменно. При устном решении называются арифметические действия и даются соответствующие пояснения к ним. В начальных классах примерно половина задач решается устно. При письменном решении действия записываются, а пояснения к ним учащиеся либо записывают, либо проговаривают устно. В начальных классах могут быть использования в основном две формы записи решения: 1.Запись решения в виде отдельных действий: Задача. а) без записи пояснений: 1) 37 + 4 = 41 (пл.) 2) 37 + 41 = 78 (пл.) 3) 78 – 60 = 18 (пл.) Ответ: 18 платформ осталось разгрузить б) с записью пояснений: 1) 37 + 4 = 41 (пл.) - во втором составе. 2) 37 + 41 = 78 (пл.) - в двух составах. 4) 78 - 60 = 18 (пл.) - осталось разгрузить. Ответ: 18 платформ. в) С записью пояснений в вопросительной форме: 1) Сколько платформ было во втором составе? 37 + 4 = 41 (пл.) 2) Сколько платформ было всего? 37 + 41 = 78 (пл.) 3) Сколько платформ осталось разгрузить? 78 – 60 = 18 (пл.) Ответ: 18 платформ Первые две разновидности этой формы записи используются довольно часто, начиная со второго класса. Третья практически не используются, но детей следует знакомить с этой формой записи. 3.Запись решения в виде выражения. Эта форма записи имеет также три разновидности: Задача. Саша принес 6 морковок, а Оля 4 морковки. 8 морковок они отдали кроликам. Сколько морковок осталось? а) Постепенная запись выражения без записи пояснений: 6 + 4 (м.) (6 + 4) - 2 = 2 (м.) Ответ: 2 морковки осталось. б) Постепенная запись выражения с записью пояснений: 6 + 4 (м.) - принесли Саша и Оля (6 + 4) - 2 = 2 (м.) - осталось Ответ: 2 морковки. в) Запись окончательного выражения: (6 + 4) – 2 = 2 (м.) Ответ: 2 морковки осталось. Запись решения задачи в виде выражения начинает применяться в первом классе при решении составных задач. Проверка решения задачи. В начальной школе используют четыре способа проверки решения задачи. 1. Предварительная прикидка. 2. Составление и решение задачи, обратной данной. 3. Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными в условии задачи. 4. Решение задачи различными способами. Остановимся на каждом из них подробнее. 1. Предварительная прикидка - установление границ искомого числа. Суть этого способа состоит в том, что еще до решения задачи устанавливают, какое число должно получится при ответе на вопрос задачи: больше или меньше какого-то из данных чисел. Этот способ следует применять уже в первом классе. Он ценен тем, что помогает детям сориентироваться в выборе правильного решенния задачи. Прикидка результата позволяет предупредить или заметить не правильность рассуждений ребенка. Этим способом хорошо проверять простые задачи, а также и составные. Следует отметить, что вычислительные ошибки при применении этого способа проверки могут остаться незамеченными. Поэтому применение этого способа не исключает применение и других способов проверки. Задача. Из стопки дежурный взял сначала 10 тетрадей, а потом 6 тетрадей. Сколько тетрадей взял дежурный? Чтобы уточнить, как дети вникли в смысл задачи и правильно ли выбирают нужное действие, учитель ставит вопрос: "Дежурный за 2 раза взял тетрадей больше, чем 10 или меньше?". 2. Проверка решения задачи способом составления и решения задачи, обратной данной заключается в том, что после решения задачи составляется обратная по отношению к данной задача. Если при ее решении в ответе получится значение величины, которое было задано в условии данной задачи, то можно считать, что она решена правильно. Прежде чем ввести этот способ проверки, происходит знакомство с задачей, обратной данной. Дети упражняются в составлении и решении задач, обратной данной. Этим способом можно проверить любую простую, но не всякую составную задачу, т.к. обратная задача может оказаться трудной для детей. Этот способ проверки применяется в начальных классах для проверки всех простых задач, задач на нахождение четвертого пропорционального, задач на движение и некоторых других. При выполнении проверки решения задачи этим способом следует предостерегать детей от формального его применения и приучать их осуществить при этом ряд последовательных действий: 1) подставить найденное число в задачу; 2) выделить новое искомое в задаче; 3) составить новую задачу; 4) решить составленную задачу; 5) соотнести полученный результат с тем данным, которое исключили, то есть приняли за искомое; 6) сделать вывод. Пример. В бочке было 90 л воды. 56 л израсходовали на полив. Сколько литров воды осталось в бочке? Решение: 90 – 56 = 34 (л) Проверка. Составляется обратная задача. - Сколько здесь можно составить обратных задач? (Две). № Учитель предлагает составить одну, указав, новое искомое - количество воды. Задача составляется устно. Задача. В бочке было несколько литров воды. После того как на полив израсходовали 56 л, в ней осталось 34 л. Сколько литров воды было в бочке? Решение: 56 + 34= 90 (л). Верно. Ответ: 34 литров воды осталось. 3. Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными в условии задачи. Суть этого способа проверки заключается в следующем: числовые значения искомой величины, полученные в ответе на вопросы задачи, вводятся в текст задачи, и устанавливается, не возникает ли при этом противоречия, выполняются арифметические действия, согласно их связям между собой, которые заданы в условии задачи. Если при этом получаются числа, данные в условии задачи, делается вывод о верном решении задачи. Этот способ можно использовать, начиная со второго класса. Практически он применяется только в третьем классе при решении задач на пропорциональное деление и на нахождение неизвестных по двум разностям. Пример. В двух кусках 8 метров одинаковой ткани. Один кусок стоил 15 рублей, другой - 9 рублей. Сколько метров ткани в каждом куске? 1)15 + 9 = 24 (р.) 2) 24 : 8 = 3 (р.) 3) 15 : 3=5(м) 5) 9 : 3 = 3(м) Проверка: 3 + 5=8 (м). 4. Решение задач различными способами. Напомним, что задача считается решенной различными способами, если ее решения отличаются связями между данными и искомыми, положенными в основу решения или последовательностью использования этих связей. Получив при решении задачи различными способами один и тот же результат, делаем вывод о том, что задача была решена, верно. Пример. От двух пристаней, находящихся на расстоянии 510 км, отплыли одновременно навстречу друг другу катер и моторная лодка. Встреча произошла через 15 ч. Катер шел со скоростью 19 км в час. С какой скоростью шла моторная лодка? 1 способ 1) 510 : 15 = 34(км/ч) 2) 34 - 19=15 (км/ч) 2 способ 1) 19 –15 = 285 (км) 2) 510 - 285 = 225 (км) 3) 225 : 15 = 15 (км/ч) Ответы одинаковые - задача решена верно.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8604)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |