Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


До-мажор (натуральный)



2016-01-26 1427 Обсуждений (0)
До-мажор (натуральный) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

I   II   III   IV   V   VI   VII   I
      1/2         1/2  
до ре ми фа соль ля !!! си до
  II−   II+       IV+   VI−          

 

В мажоре альтерируются: II+, II−, IV+, VI−.

 

 
 
 
 

 

ля-минор (натуральный)

 

I   II   III   IV   V   VI   VII   I
    1/2       1/2      
ля си до ре ми фа !!! соль ля
  II−       IV−   IV+           VII+  

 

В миноре альтерируются: II−, IV−, IV+, VII+

 

 
 
 
 

 

Алгоритм выполнения ладовой альтерации:

  1. выписать ключевые знаки данной тональности
  2. записать натуральную гамму, ноты писать подальше друг от друга, чтобы было куда вписать альтерированные ступени
  3. определить и обозначить неустойчивые звуки, их тяготение в устойчивые
  4. проанализировать расстояние между каждым неустойчивым звуком и соседними устойчивыми звуками выше и ниже, обозначить полутоны в гамме - при этом обязательно УЧИТЫВАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ!!!
  5. выполнить ладовую альтерацию с учетом ключевых знаков: приблизить на полтона каждый неустойчивый звук к соседнему устойчивому, там где расстояние между ними 1 тон.

Возможные ошибки:

8. при высчитывании расстояния между звуками в гамме не учтены ключевые знаки

9. выполнена ладовая альтерация между неустойчивыми звуками: VI → VII или VII →VI

Значение ладовой альтерации:

1) обострение тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые привносит в лад острые полутоновые тяготения, т.е. придает более красочное, напряженное, драматическое звучание;

2) использование ладовой альтерации в аккордах сопровождения приводит к появлению новых красочных созвучий за счет добавление новых звуков в семиступенный звукоряд; мелодия же становится более красивой, изысканной, орнаментальной.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Выполнить ладовую альтерацию в тональностях:

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. выучить конспект;

2. выполнить ладовую альтерацию в тональностях:

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 

3. Выполнить анализ: определить, в каких тактах использована ладовая альтерация. Записать название тональности по буквенной системе, номер такта и альтерированную ступень: Калмыков Б. и Фридкин Г. Сольфеджио, ч.1. «Одноголосие», М. 1991: № 571 (8 тактов), № 573 (4 такта) или № 593 (4 такта).

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

МЕЛОДИЯ

 

Для создания музыкального образа необходим комплекс целого ряда средств музыкальной выразительности, таких как мелодия, ритм, лад, темп, динамика, тембр, фактура сопровождения (гармония) и т.д. Из них наибольшей индивидуальностью, узнаваемостью, как правило, обладает мелодия – совокупность звуковысотной линии, ритма и лада.

Музыкальное содержание может быть выражено одной мелодией без сопровождения. Одноголосные музыкальные произведения бывают с текстом (песни) и без текста (инструментальные мелодии).

Характер выразительности мелодии напрямую связан с направлением ее движения. Так, общее нисходящее движение может ассоциироваться со спадом эмоционального напряжения, успокоением, завершением музыкальной мысли; восходящее – с увеличением напряжения, усилением динамики, развитием музыкального материала. Это обусловлено тем, что слушая ту или иную мелодию, мы мысленно пропеваем ее. При этом независимо от нашего желания, голосовые связки при движении мелодии вверх напрягаются, а при движении вниз – успокаиваются.

Мелодический рисунок – совокупность движения мелодии вверх, вниз или на месте. Виды мелодического рисунка:

1) горизонтальное движение (повторение звука);

2) опевание звука (т.е. возвращение к нему после соседних звуков);

3) восходящее движение (переход од низких звуков к высоким);

4) нисходящее движение (переход от высоких звуков к низким);

5) волнообразное движение – основная разновидность мелодического рисунка, которая может сочетать в себе все другие виды движения.

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 

При этом в последних трех случаях мелодия может двигаться поступенно (подряд по гамме, соседние звуки), скачками (по каким-то интервалам, аккордам) или сочетать скачки и поступенное движение. Часто за скачком в одну сторону следует более плавное движение в обратную сторону (скачок с заполнением) и, наоборот, за плавным движением в одну сторону следует скачок в другую.

Поступенное движение придает мелодии плавность, певучесть, поэтому оно характерно для вокальной мелодики. Для инструментальной мелодии характерно большее количество скачков, более широкий диапазон, поэтому ее иногда трудно спеть.

В мелодии часто встречается движение по звукам аккордов (скачками). В поступенном движении в мелодии чередуются аккордовые и неаккордовые звуки.

Неаккордовый звук между разными звуками аккордов называется проходящим (п). Проходящие звуки могут быть диатоническими и хроматическими (т.е. входящими или нет в звукоряд данной тональности).

Неаккордовые звуки, расположенные на ступень выше или ниже между повторением одного аккордового звука, называются вспомогательными (нв – нижний вспомогательный, вв – верхний вспомогательный. Они также бывают диатоническими и хроматическими.

Звук, оставшийся от предыдущего аккорда, но не входящий в структуру данного аккорда, называется задержание. Звук, появляющийся раньше, чем аккорд, в структуру которого он входит, называется предъем.

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

Диапазон (см. стр. 5) – расстояние между самым низким и самым высоким звуком мелодии (музыкального инструмента или певческого голоса).

Мелодической вершиной называют самый высокий звук мелодии в предложении или фразе. Наиболее высокая из них называется кульминацией, если она совпадает с наибольшим динамическим напряжением. Важную роль имеет и местонахождение кульминации, часто она приходится на точку золотого сечения – как правило, третья четверть формы музыкального произведения.

 

_______________/_______________/_______________/_______________//

 

 

ПЛАН АНАЛИЗА МЕЛОДИИ:

 

1. определить тональность и записать по буквенной системе с указанием вида лада.

2. определить и записать по буквенной системе диапазон мелодии.

3. переписать мелодию в нотную тетрадь, определить границы музыкальных построений в мелодии и поставить цезуры (V).

Признаки цезуры:

- остановка в мелодии на длинной ноте или паузе

- повторность мелодического или ритмического рисунка

4. определить мелодическую вершину в каждом музыкальном построении и записать ее по буквенной системе с указанием номера такта (при этом затакт не считают, нумеруются только целые такты).

5. выявить кульминацию и записать ее по буквенной системе с указанием такта.

6. дать характеристику мелодического рисунка в каждом музыкальном построении и всей мелодии в целом.

7. на отдельной нотной строке выписать основные аккорды в данной тональности и подобрать аккомпанемент к мелодии (подписать под мелодией обозначение аккордов, звуки которых в этот момент в ней звучат).

8. определить и подписать над нотной строкой неаккордовые звуки в мелодии.

9. определить форму (период, куплетная и т.д.) с указанием ее разновидности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 

 
 
 
 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. выучить конспект;

2. Выполнить анализ мелодии:

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 


СЕКВЕНЦИЯ

 

Секвенция - повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте (кроме перемещения на ч.8, когда данный оборот просто повторяется в другом регистре). При этом музыкальный материал каждый раз звучит либо в других тональностях (тогда секвенция близка транспозиции), либо на других ступенях исходной тональности. Но в любом случае мелодико-ритмический рисунок и гармония перемещаемого музыкального фрагмента в основном сохраняется (допускаются незначительные изменения ритма, гармонии или мелодии).

 

Повторяющийся на разной высоте музыкальный материал называется звеномсеквенции (или мотивом секвенции). Минимально он может состоять из 2-х разных по высоте звуков (в мелодической секвенции) или 2-х различных аккордов (в гармонической секвенции), минимальный размер секвенции 2 звена (исходный материал и одно перемещение).

 

Интервал, на который перемещается звено секвенции, называется шагом секвенции (или интервалом перемещения). Он определяется расстоянием между начальными звуками (аккордами) звеньев. Интервал перемещения может быть постоянным или переменным. Наиболее часто используется перемещение звеньев в секвенциях на узкие интервалы: секунду или терцию.

В учебных целях исполнение заданной секвенции считается законченным, когда она доходит до повторения первоначального звена октавой (или несколькими октавами) выше или ниже, т.е. в исходной тональности.

 

Секвенция является одним из самых ярких средств развития музыкального материала и широко применяется композиторами, особенно в разделах разработочного характера для нагнетания или, наоборот, спада напряжения, подхода к кульминации и т.д. При этом направление секвентного движения имеет существенное значение: так, восходящее движение часто сопровождается также усилением звучности, убыстрением темпа и приводит к значительному возрастанию напряжения; напротив, для нисходящих секвенций более характерно уменьшение динамики, снижение общего уровня напряжения.

ВИДЫ СЕКВЕНЦИЙ:

 

1) диатоническая (тональная) – секвенция, не выходящая за пределы данной тональности. Перемещение в ней производится по разным ступеням одной и той же тональности, при этом:

- интервал перемещения меняется

- функция каждого звена меняется

- тональность не меняется

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 


2) модулирующая – секвенция, в каждом звене которой звучит новая тональность. Перемещаемые звенья строятся на одних и тех же ступенях разных тональностей.

Существует 2 разновидности модулирующей секвенции:

а) хроматическая – развивается по родственным тональностям:

- интервал перемещения меняется

- функция каждого звена постоянна

- тональность и лад изменяются

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 

б) транспонирующая – сопоставляются самые различные неродственные тональности. Перемещение осуществляется, как правило, на какой-либо неизменный интервал, например, по б.2 (но может быть и по разновеликим терциям: м.3 – б.3 – м.3 – б.3 и.т.д.).

- интервал между звеньями не меняется

- функция каждого звена постоянна

- изменяется только тональность, а лад не меняется

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

ФАКТУРА

 

Фактурой называется изложение музыкального материала. Она имеет большое значение для выражения характера музыки и очень часто связана с каким-либо музыкальным жанром.

ВИДЫ ФАКТУР:

1) монодия – самый простой вид фактуры – одноголосие. Часто встречается в народной музыке, в произведениях для инструмента соло. Разновидностью монодийной фактуры является дублированное одноголосие, обычно основная мелодия дублируется в октаву, реже какой-либо другой интервал (терция или секста) или даже какими-либо аккордами (трезвучиями, секстаккордами, септаккордами) и другими созвучиями («ленточное голосоведение»).

 

 
 
 
 

 

 

2) гетерофония – или подголосочная полифония – вид многоголосной фактуры, в котором все голоса являются вариантами друг друга. Гетерофонный (подголосочный) склад характерен для народной музыки. Иногда варианты мелодии совпадают и звучат в унисон, как правило голоса сливаются в моменты цезур.

 

 
 
 
 

 

 

3) полифония – многоголосный склад, основанный на сочетании достаточно самостоятельных, мелодически развитых голосов. В полифонической фактуре каждый голос – мелодия, в ней нет деления на мелодию и сопровождение. Однако каждый из голосов может приобретать более важную роль, когда ему поручают тему (главную мелодию) произведения. Каждый голос, являясь самостоятельным, в одновременном звучании с другими голосами обычно контрастирует им.

В полифонической музыке голоса обычно вступают поочередно, но чаще проводят одну и ту же тему. Такой вид полифонической музыки получил название имитационной полифонии. После одноголосного изложения темы в одном голосе следует ее повторение (имитация) в другом, сопровождаемое продолжением мелодии в первом голосе (противосложение). Голос, вступающий третьим, сопровождается уже двумя контрастными противосложениями, каждое из которых представляет собой вполне самостоятельную мелодию. Совместное звучание контрастных мелодий называют контрапункт (от лат. punctum contra punctum – нота против ноты). На протяжении произведения количество звучащих голосов меняется, периодически некоторые голоса «отдыхают». Разделы, в которых ни в одном из голосов не звучит тема, называют интермедиями.

 

 

 
 
 
 

 

4) гомофония – вид многоголосной фактуры, в которой есть четкое разделение на два пласта: мелодию и аккомпанемент (сопровождение). Звуки аккорда могут исполняться одновременно или последовательно (гармоническая фигурация).

От вида аккомпанемента во многом зависит характер музыки и ее жанр:

- хоральный склад – размеренное чередование аккордов в медленном темпе, где верхний звук аккорда выполняет роль мелодии. Особенно часто хоральный склад встречается в церковной музыке, даже название этого вида фактуры произошло от одного из церковных жанров – протестантского хорала.

- гомофонно-гармонический склад – его характерным признаком является разделение музыкального текста на три различных по значению пласта: мелодия, бас и аккорд. Гомофонно-гармонический склад типичен для многих жанров танцевальной музыки, например, вальса.

 

 

 
 
 
 

 

 

 
 
 
 

 

 

В музыке применяются и иные, промежуточные виды фактур, иногда композиторы используют сложные виды фактур, основанные на сочетании более простых. Часто в процессе музыкального развития происходит чередование различных видов фактур. Смена фактуры обычно совпадает с границами крупных разделов или частей музыкального произведения, особенно это характерно для жанра вариаций.

образцы фактуры для аккомпанемента

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 

 




2016-01-26 1427 Обсуждений (0)
До-мажор (натуральный) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: До-мажор (натуральный)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1427)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)