Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОМПОЗИЦИИ С ФИГУРАМИ ЛЮДЕЙ



2016-01-26 699 Обсуждений (0)
КОМПОЗИЦИИ С ФИГУРАМИ ЛЮДЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Человек интересовал вас с первого дня занятий. Шло вре­мя, накапливался опыт непосредственной работы с натуры, ее внимательного наблюдения. Уже за плечами горы набросков, рисунки и этюды фигуры, портреты и автопортреты. Были предприняты и некоторые попытки по созданию сюжетных композиций с людьми. Но часто казалось, что в большинстве случаев основные ваши усилия в таких работах были на­правлены на правдивую и по возможности точную передачу натуры. Человек действительно очень труден для неопытного художника, и естественно, что ваш интерес к нему исчерпы­вался поначалу познанием внешнего, физического облика: строением фигуры, ее пропорций, взаимосвязанности форм, характером движения и т. д. Но в таком подходе к человеку была некоторая завороженность и искусственная ограничен­ность восприятия. В стороне оставалось все многообразие че­ловеческой жизни, сложный мир души, чувств и мыслей. Мо­жет быть, такой обедненный, однобокий рассказ о человеке определял отчасти ибедность, однообразие многих увиденных нами композиций, особенно портретных и автопортретных.

Вы начинаете повышенный курс, и лишь немногие из вас уже имеют достаточно серьезный опыт в задумываний и осу­ществлении композиций с фигурами людей. Но ваша потреб­ность рассказать о человеческой жизни полнее и задушевнее возросла, возросло и умение справляться с фигурой в рисун­ке и живописи. Пора испытать себя в более основательной работе по созданию композиций.

Опирайтесь на собственное ваше знание и понимание жиз­ни. Вы каждый день общались и общаетесь с людьми, имеете возможность наблюдать их в работе и отдыхе, в горе и радо­сти, в семье и в коллективе. Вы не только наблюдали жизнь со стороны, но и сами участвовали в огромном количестве дел, происшествий, различных событий. Сформировалось ваше ин­дивидуальное отношение к людям и миру, окрашенное самы-


ми разными эмоциями — вашими собственными, позитивны­ми и негативными.

Вы давно поняли, как непохожи люди и внешне и внутрен­не, как различны их переживании и склонности, характер и жизненный опыт. Как же найти художественные средства, ко­торые помогли бы выявить и раскрыть в человеке индивиду­альное? Как соотнести это индивидуальное в другом человеке к себе самому, своим возможностям, своему пониманию и ху­дожественному видению?

Представьте себе, что одну и ту же модель станете писать или рисовать и вы икто-то из ваших товарищей. Предполо­жим, что оба вы хорошие, внимательные рисовальщики и стремитесь как можно правдивее и полнее воспроизвести ин­дивидуальные особенности данной натуры — человека, кото­рый и вам и вашему другу интересен, хорошо знаком и поня­тен.

Внешнее несходство работ будет, естественно, очень боль­шим. Но и сама модель раскроется совсем по-разному. Чело­век этот будет узнаваем, похож, но каждый из портретов передаст те черты его физического облика и внутреннего ми­ра, которые понятны именно вам или именно вашему товари­щу. Рассказывая о человеке, вы невольно расскажете очень многое и о себе. Потому что мера и характер постижения мо­дели отразит ваше индивидуальное понимание и возможности. Вы поймете и увидите в человеке то, что именно вы можете увидеть и понять. Вспомните примеры из истории искусства, когда разные художники писали одного и того же человека. Сравнение их работ подтвердит наши слова.

Мы знаем, как мучительно стремились многие из вас к особой достоверности, похожести рисунка пли этюда с мо­делью, как были озабочены именно этой стороной дела. Само по себе желанно нарисовать или написать близко к натуре, узнаваемо только похвально. Однако чрезвычайно важно по­нимать, какой похожести, какой правдивости изображения вы добиваетесь. Если фотографической — проще взять в руки ап­парат, не мучить себя и модель. Если же вы создаете не про­сто механическую копию натуры, а художественный образ — задача похожести, внешнего сходства становится лишь одной из частных задач, одним из способов выразить свое, привне­сенное в работу видение натуры, понимание ее особенностей и характерных черт. В искусстве правдивое изображение обя­зательно предполагает выраженность и полноту авторских идей, в том числе и идей пластических. В этом смысле иногда менее «похожее» изображение может оказаться более правди­вым и наполненным.


Человек интересен художнику. Интерес этот многообразен, он может принимать самые разные формы творческого подхо­да. Из всего огромного количества «особых примет» данного человека художник отбирает то, что ему нужно. Сознательно, а иногда и интуитивно он выделяет и обостряет одно и умаля­ет другое. Есть художники, которые увлекаются неповтори­мостью каждого данного человека. Иных, наоборот, интересу­ют общие для многих типические черты. Но и неповторимое и типическое художник понимает и чувствует по-своему. Миризобразительного искусства населен обильно. И у многих ху­дожников люди составляют совсем особый, уникальный мир, четко отличный от других. Именно такими цельными, легкоузнаваемыми мирами существуют в живописи люди Рафаэля и Кранаха, Тициана и Эль-Греко, Федотова и Врубеля, Гоге­на и Петрова-Водкина. И каждый такой мир убедительно и полно отражает мировоззрение своего создателя.

Но чтобы обрести этот собственный мир образов, свое по­нимание и опыт, необходимо самостоятельно, серьезно и ув­леченно заниматься композиционной работой. В этой творче­ской практике постепенно станут определяться ваши возмож­ности, стремления и интересы.

Не нужно думать, что, обращаясь к композициям с людьми, вы должны как-то внутренне измениться, особенно со­браться и сковать себя поставленными задачами. Наоборот, постарайтесь освободиться от всех «тормозов» и отнеситесь с полным доверием ксебе — художнику. Дайте простор своей фантазии и призовите на помощь все хорошее, что вами на­коплено за годы учебы. Помните, что момент личного, инди­видуального отношения к людям, тому или иному явлению или событию будет определять внутреннюю ценность вашей работы. Что бы вы ни выбрали — расскажите об этом по-своему, как именно вы чувствуете и понимаете. Тогда сила вашего переживания и отношения к событию может сделать работу выразительной и своеобразной, и уж конечно, она должна быть вполне самостоятельной, а не навеянной чем-то виденным в чужих произведениях.

Мы предложим вам много заданий для композиций с людь­ми. Некоторые из них предполагают устройство постановок и работу с моделью, другие рассчитаны на создание безнатур­ных композиций. В первом случае опыт большинства из вас уже достаточно велик. Во втором, опираясь на свое умение рисовать и писать фигуру с натуры, накопленные наблюдения и фантазию, вы без боязни постарайтесь сочинить компози­цию, придумать ее от начала и до конца. 38


Выбрав тему, не торопитесь договориться о позировании. Сначала продумайте окружение фигуры, фон, предметы, кото­рые могут вам понадобиться в постановке, даже желательный вариант одежды своей модели так, чтобы все это помогло вам в раскрытии темы. Специально оговорите один или два вечера для выполнения рисунков. Они очень важны в таких работах. Если вы, рисуя, любуетесь натурой, если работаете горячо, с душой, в вас накапливается и остается опыт общения с дан­ной натурой, опыт глубинного, а не поверхностного ее пости­жения. Этот опыт органично перейдет в будущую длитель­ную работу, насытит и обогатит се. Воспитывайте в себе это очень важное для художника переживание натуры, тогда са­мая длительная работа будет выполняться со свежим ощуще­нием н неослабевающим интересом.

Наши задания погрузят вас в жизнь, которую вы прекрас­но знаете. Рассказ ваш о людях станет тем самым и расска­зом о жизни, делах и событиях, в которых могли бы участво­вать или участвуют ваши современники — родные и товари­щи по работе, соседи, земляки и т. д.



2016-01-26 699 Обсуждений (0)
КОМПОЗИЦИИ С ФИГУРАМИ ЛЮДЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОМПОЗИЦИИ С ФИГУРАМИ ЛЮДЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (699)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)