Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глоссарий по дисциплине: Психология и развитие человека



2016-01-26 686 Обсуждений (0)
Глоссарий по дисциплине: Психология и развитие человека 0.00 из 5.00 0 оценок




АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - обособленность личности, т.е. способность к самоопределению своих позиций.

АВТОРИТАРИЗМ- игнорирование объективных оснований межличностных отношений, требование слепого исполнения правил, которые приписаны кем-то свыше.

АГРЕССИЯ- действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ- приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации является проявление наркомании и алкоголизма.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА- неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих факторов.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ- одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту.

АМНЕЗИЯ- нарушение памяти: ретроградная амнезия — нарушение памяти на события, которые предшествовали заболеванию; защитная амнезия — забывание травмирующих событий.

АНДРОГИНИЯ- сочетание в одном индивиде одновременно мужских и женских качеств.

АПАТИЯ- безразличие ко всему.

АППЕРЦЕПЦИЯ- зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта.

АССОЦИАНИЗМ- деятельность психики на основе образования ассоциаций.

АСТЕНИЯ- повышенная утомляемость и раздражительность.

АТРИБУЦИЯ- стереотипное достраивание образа

АУТИЗМ- уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.

АФФЕКТ- непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверх сильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации.

АФФЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ- действие, которое направлено и регулируется определенным эмоциональным состоянием субъекта — страстью, независимостью, любовью и т.п.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ- психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах.

БИОТИПЫ ЧЕЛОВЕКА- типология человека, осуществляемая по индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ-личный контакт нескольких субъектов с последующим изменением их взглядов и установок.

ВЛЕЧЕНИЕ— подсознательно возникающая направленность на определенные объекты.

ВЛИЯНИЕ- изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок.

ВНИМАНИЕ-оптимальное состояние сознания его направленность и организованность определенные значимые объекты.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— представляет собой средство мышления в уме.

ВНУШАЕМОСТЬ-готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе.

ВНУШЕНИЕ-внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности.

ВОЛЯ-самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимое планируемого результата.

ВООБРАЖЕНИЕ-это психический процесс, заключающийся в образном моделирован действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленно описанию.

ВОСПОМИНАНИЕ- локализация сформированных ранее образов, воспринимаемо материала.

ВОСПРИЯТИЕ-отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ- интервал во времени между предъявлением раздражителя и начал реакции на него, значительно возрастает при решении сложных сенсомоторных задач.

ВЫТЕСНЕНИЕ-разновидность психологической зашиты, глубокое торможение следов психотравмирующих воздействий.

ГЕНОТИП-генетическая конструкция организма индивида.

ГИПНОЗ-состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушаемого образа.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ-общность людей, которые объединяются общими интересам целями и ценностными ориентирами.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА- совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, которые присущи различным этапам развития группы.

ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ-длительное пребывание группы в ограниченном пространств отчего появляется эмоциональная напряженность в межличностных отношениях.

ГРУППООБРАЗОВАНИЕ- объединение в группу по интеллектуальному уровню развития когда индивидуальные мотивы деятельности совпадают с общими социальными ценностями.

ДИСФОРИЯ-негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности.

ДОМИНАНТА- господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, что придает поведению субъекта определенную направленность.

ЗАДАЧА-цель деятельности, которая достигается в результате преобразования исходных условий.

ЗАРАЖЕНИЕ- процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому я психофизиологическом уровне контакта; фактор спонтанного социального сплочения.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ-регулятивная система личностной стабилизации, которая направлена на снижение уровня не достижения в очень сложных и трудных условиях.

ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -состояние психической стабильности, возникающее при осознании субъектом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ-самоотнесение субъекта к определенной социальной- группе.

ИНДИВИД- психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ- своеобразие психики отдельного человека.

ИНСТИНКТ-совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.

ИНТЕЛЛЕКТ- устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта.

ИНТУИЦИЯ - познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении.

ИНФАНТИЛИЗМ-сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность.

КАТАРСИС- эмоциональное потрясение, зачастую связанное с глубоким раскаянием.

КАУЗОМЕТРИЯ-метод исследования жизненного пути и психологического времени конкретной личности.

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- представляет качество межличностных отношений, которые в совокупности влияют на продуктивность совместной деятельности.

КОММУНИКАЦИЯ-смысловой аспект социального взаимодействия.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ-стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах, обычно возникает в силу стойких жизненных неурядиц.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД-рассмотрение психики конкретного человека как результат взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития.

КОНФАБУЛЯЦИИ-возникшие ложные воспоминания.

КОНФЛИКТ-столкновение полярных интересов и желаний, начинающийся с инцидента, в котором одна из противоборствующих сторон предпринимает меры к ущемлению интересов другой стороны.

КОРПОРАЦИЯ-организационно замкнутая социальная общность с авторитарным руководством, которая действует на основе узкогрупповых интересов.

ЛАБИЛЬНОСТЬ-скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

ЛИДЕР-признание группой, преимущественных приоритетов за одним из ее членов с принятием им решения в определенных ситуациях.

ЛИЧНОСТЬ-индивид как субъект социальных отношений; индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ-склонность субъекта приписывать ответственность за отрицательные результаты своей деятельности внешним силам или своим личностным особенностям.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ-идеологическое воздействие для изменения поведения людей, их жизненных позиций помимо их интересов.

МЕДИТАЦИЯ-погружение сознания в предмет или представление, достигаемое в результате предельного сосредоточения на самом объекте медитации.

МОТИВ-смысл совершения какого-то действия.

МОТИВАЦИЯ-потребность конкретного индивида добиваться успеха и избежания неудачи, вызывающая активность человека в определенном направлении.

МОТИВИРОВКА-рациональное объяснение субъектом причин своего поведения.

МЫШЛЕНИЕ-обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

НАВЫК-полуавтоматическое действие конкретного субъекта, сформированное в результате многократных повторений или упражнений

НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ-состояния, которые могут возникнуть непроизвольно в крайнем переутомлении и психическойослабленности.

НЕВМЕНЯЕМОСТЬ-неспособность лица нести ответственность за антиобщественные противоправные деяния в силу болезненного состояния своей психики, неспособность отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

НЕВРОЗЫ-психогенные нервно-психические расстройства, к числу которых относятся: истерия неврастения невроз навязчивых состояний.

НЕВРОТИЗМ-состояние эмоциональной неустойчивости и тревожности.

НЕГАТИВИЗМ-немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям друг людей, часто возникающий во время возрастных кризисов.

ОДАРЕННОСТЬ-общие способности, могущие обеспечить индивиду возможное высокопродуктивной деятельности в одном направлении.

ОДИНОЧЕСТВО-психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги.

ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ- раздел психологии, изучающий психические особенное лиц. страдающих умственной отсталостью.

ОПЕРАЦИЯ- способ выполнения действия, обусловленный конкретными условиями.

ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- определение психической пригодности кандидатов какому-то роду деятельности с учетом проведенных результатов психологического тестирования.

ОТЧУЖДЕНИЕ- отвержение индивидом социальных ценностей, что является предпосылкой криминализации его поведения.

ОЩУЩЕНИЕ- психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

ПАМЯТЬ-процесс сохранения и организации опыта.

ПАНИКА МАССОВАЯ-безотчетный ужас, который может охватить толпу в экстремальной ситуации, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью.

ПОВЕДЕНИЕ-опосредованная система действий или поступков субъекта, направленных на удовлетворение определенных потребностей.

ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ- вызывающие обострение самосознания или личностной самоанализа.

ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ-положение индивида или группы индивидов, регламентирующее стиль их поведения.

ПОНИМАНИЕ-постижение значения и смысла какого-то явления.

ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ- величина какого-то раздражителя, вызывающего или изменяющего интенсивность ощущений.

ПОСТУПОК-сознательный акт поведения индивида.

ПОТРЕБНОСТЬ-источник человеческой активности, возникающий в результате несогласования реального состояния индивида и его оптимального состояния.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ- образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ-стартовый элемент сложного волевого действия.

ПРОБЛЕМА-осознание субъектов познавательного вопроса, возникшего из проблемной ситуации.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ- противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее однозначного решения.

ПСИХИКА-субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ- состояние психического благополучия, что обеспечивает адекватную психическую саморегуляцию индивида.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ- временное своеобразие психической деятельности субъекта, обусловленное предметом и условиями его деятельности, его отношением к такой деятельности.

ПСИХОЗ-глубокое патологическое нарушение человеческой психики.

ПСИХОЛОГИЯ-наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

ПСИХОПАТИИ-патология характера, препятствующая адекватному восприятию окружающей действительности.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ-наука, изучающая психические явления в единстве с нейрофизиологическими процессами.

РАССУДОК-функция интеллекта, обеспечивающая приспособление индивида к типичным жизненным ситуациям, функционирование человеческого ума в пределах опыта и знаний.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ-приписывание поведению субъекта оправдательных мотивов для обеспечения комфортного состояния.

РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ- разновидность психологической зашиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизни.

РЕЛАКСАЦИЯ- уменьшение напряжения, расслабление.

РЕФЛЕКСИЯ- самопознание субъектом своих психологических состояний и состояния других людей.

РЕЦЕПЦИЯ- трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс возбуждения.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ-социальная функция личности, ее соответствие определенным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ-целесообразная самоорганизация поведения, объективная оценка реально достигаемых результатов.

САМОСОЗНАНИЕ-представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ-повышение сенсорной чувствительности в процессе упражнений, приобретения опыта, ожидания значимого сигнала.

СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ-предел ее работоспособности.

СОЗНАНИЕ-высшая форма психики, которая присуща человеку.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ-отрасль науки психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей при их социальном взаимодействии.

СОЦИОГРАММА-графическое изображение математически обработанных результатов, полученных с помощью осиометрического теста при исследовании межличностных отношений.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ-отрасль психологии, изучающая людей с психическими отклонениями: психологию слепых, глухих, умственно отсталых.

СПОСОБНОСТИ- индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида -его задатках.

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ- упрошенный и устойчивый образ социального объекта.

СТРАСТЬ-сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных.

СТРАХ-негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Важно в ряде случаев подавление страха и проявление достаточного самообладания и подчинения всего себя волевым само-приказам, т.к. страх дезорганизует психическую деятельность человека.

СТРЕСС- конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации.

СТЫД- эмоция, которая возникает у социализированной личности из-за несоответствия поведения социальным нормам, переживается как острое самообвинения.

ТЕМПЕРАМЕНТ-характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности -скорости и интенсивности различных реакций.

ТОЛПА-социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, которое распространяется по принципу психического заражения.

УСТАНОВКА-готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для конкретного субъекта ситуациях.

ФРУСТРАЦИЯ-конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвано непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

ХАРАКТЕР-совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения это личности.

ЭВРИСТИКА-теория и практика организации познавательного поиска в информационно - дефицитных исходных ситуациях.

ЭКСПРЕССИЯ- сила внешнего проявления чувств конкретного субъекта.

ЭМОЦИИ- импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значению воспринимаемого им явления.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ- свойство индивида, характеризующее преимущественное отражение и качество эмоционального состояния.

ЭМПАТИЯ- способность к постижению эмоционального состояния другого человека; полное отсутствие -признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.



2016-01-26 686 Обсуждений (0)
Глоссарий по дисциплине: Психология и развитие человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глоссарий по дисциплине: Психология и развитие человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (686)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)