Глоссарий по дисциплине: Психология и развитие человека
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ - обособленность личности, т.е. способность к самоопределению своих позиций. АВТОРИТАРИЗМ- игнорирование объективных оснований межличностных отношений, требование слепого исполнения правил, которые приписаны кем-то свыше. АГРЕССИЯ- действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, это аутоагрессия, она служит показателем патологических изменений личности. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ- приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации является проявление наркомании и алкоголизма. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА- неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих факторов. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ- одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту. АМНЕЗИЯ- нарушение памяти: ретроградная амнезия — нарушение памяти на события, которые предшествовали заболеванию; защитная амнезия — забывание травмирующих событий. АНДРОГИНИЯ- сочетание в одном индивиде одновременно мужских и женских качеств. АПАТИЯ- безразличие ко всему. АППЕРЦЕПЦИЯ- зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта. АССОЦИАНИЗМ- деятельность психики на основе образования ассоциаций. АСТЕНИЯ- повышенная утомляемость и раздражительность. АТРИБУЦИЯ- стереотипное достраивание образа АУТИЗМ- уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения. АФФЕКТ- непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверх сильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации. АФФЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ- действие, которое направлено и регулируется определенным эмоциональным состоянием субъекта — страстью, независимостью, любовью и т.п. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ- психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах. БИОТИПЫ ЧЕЛОВЕКА- типология человека, осуществляемая по индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ-личный контакт нескольких субъектов с последующим изменением их взглядов и установок. ВЛЕЧЕНИЕ— подсознательно возникающая направленность на определенные объекты. ВЛИЯНИЕ- изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок. ВНИМАНИЕ-оптимальное состояние сознания его направленность и организованность определенные значимые объекты. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ— представляет собой средство мышления в уме. ВНУШАЕМОСТЬ-готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе. ВНУШЕНИЕ-внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности. ВОЛЯ-самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимое планируемого результата. ВООБРАЖЕНИЕ-это психический процесс, заключающийся в образном моделирован действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленно описанию. ВОСПОМИНАНИЕ- локализация сформированных ранее образов, воспринимаемо материала. ВОСПРИЯТИЕ-отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека. ВРЕМЯ РЕАКЦИИ- интервал во времени между предъявлением раздражителя и начал реакции на него, значительно возрастает при решении сложных сенсомоторных задач. ВЫТЕСНЕНИЕ-разновидность психологической зашиты, глубокое торможение следов психотравмирующих воздействий. ГЕНОТИП-генетическая конструкция организма индивида. ГИПНОЗ-состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушаемого образа. ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ-общность людей, которые объединяются общими интересам целями и ценностными ориентирами. ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА- совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, которые присущи различным этапам развития группы. ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ-длительное пребывание группы в ограниченном пространств отчего появляется эмоциональная напряженность в межличностных отношениях. ГРУППООБРАЗОВАНИЕ- объединение в группу по интеллектуальному уровню развития когда индивидуальные мотивы деятельности совпадают с общими социальными ценностями. ДИСФОРИЯ-негативное эмоциональное состояние раздражительности или озлобленности. ДОМИНАНТА- господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, что придает поведению субъекта определенную направленность. ЗАДАЧА-цель деятельности, которая достигается в результате преобразования исходных условий. ЗАРАЖЕНИЕ- процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому я психофизиологическом уровне контакта; фактор спонтанного социального сплочения. ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ-регулятивная система личностной стабилизации, которая направлена на снижение уровня не достижения в очень сложных и трудных условиях. ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ -состояние психической стабильности, возникающее при осознании субъектом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей. ИДЕНТИФИКАЦИЯ-самоотнесение субъекта к определенной социальной- группе. ИНДИВИД- психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ- своеобразие психики отдельного человека. ИНСТИНКТ-совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей. ИНТЕЛЛЕКТ- устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта. ИНТУИЦИЯ - познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении. ИНФАНТИЛИЗМ-сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность. КАТАРСИС- эмоциональное потрясение, зачастую связанное с глубоким раскаянием. КАУЗОМЕТРИЯ-метод исследования жизненного пути и психологического времени конкретной личности. КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- представляет качество межличностных отношений, которые в совокупности влияют на продуктивность совместной деятельности. КОММУНИКАЦИЯ-смысловой аспект социального взаимодействия. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ-стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах, обычно возникает в силу стойких жизненных неурядиц. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД-рассмотрение психики конкретного человека как результат взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития. КОНФАБУЛЯЦИИ-возникшие ложные воспоминания. КОНФЛИКТ-столкновение полярных интересов и желаний, начинающийся с инцидента, в котором одна из противоборствующих сторон предпринимает меры к ущемлению интересов другой стороны. КОРПОРАЦИЯ-организационно замкнутая социальная общность с авторитарным руководством, которая действует на основе узкогрупповых интересов. ЛАБИЛЬНОСТЬ-скорость возникновения и прекращения нервных процессов. ЛИДЕР-признание группой, преимущественных приоритетов за одним из ее членов с принятием им решения в определенных ситуациях. ЛИЧНОСТЬ-индивид как субъект социальных отношений; индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми ценностями. ЛОКУС КОНТРОЛЯ-склонность субъекта приписывать ответственность за отрицательные результаты своей деятельности внешним силам или своим личностным особенностям. МАНИПУЛИРОВАНИЕ-идеологическое воздействие для изменения поведения людей, их жизненных позиций помимо их интересов. МЕДИТАЦИЯ-погружение сознания в предмет или представление, достигаемое в результате предельного сосредоточения на самом объекте медитации. МОТИВ-смысл совершения какого-то действия. МОТИВАЦИЯ-потребность конкретного индивида добиваться успеха и избежания неудачи, вызывающая активность человека в определенном направлении. МОТИВИРОВКА-рациональное объяснение субъектом причин своего поведения. МЫШЛЕНИЕ-обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем НАВЫК-полуавтоматическое действие конкретного субъекта, сформированное в результате многократных повторений или упражнений НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ-состояния, которые могут возникнуть непроизвольно в крайнем переутомлении и психическойослабленности. НЕВМЕНЯЕМОСТЬ-неспособность лица нести ответственность за антиобщественные противоправные деяния в силу болезненного состояния своей психики, неспособность отдавать отчет своим действиям и руководить ими. НЕВРОЗЫ-психогенные нервно-психические расстройства, к числу которых относятся: истерия неврастения невроз навязчивых состояний. НЕВРОТИЗМ-состояние эмоциональной неустойчивости и тревожности. НЕГАТИВИЗМ-немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям друг людей, часто возникающий во время возрастных кризисов. ОДАРЕННОСТЬ-общие способности, могущие обеспечить индивиду возможное высокопродуктивной деятельности в одном направлении. ОДИНОЧЕСТВО-психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги. ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ- раздел психологии, изучающий психические особенное лиц. страдающих умственной отсталостью. ОПЕРАЦИЯ- способ выполнения действия, обусловленный конкретными условиями. ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- определение психической пригодности кандидатов какому-то роду деятельности с учетом проведенных результатов психологического тестирования. ОТЧУЖДЕНИЕ- отвержение индивидом социальных ценностей, что является предпосылкой криминализации его поведения. ОЩУЩЕНИЕ- психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств. ПАМЯТЬ-процесс сохранения и организации опыта. ПАНИКА МАССОВАЯ-безотчетный ужас, который может охватить толпу в экстремальной ситуации, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью. ПОВЕДЕНИЕ-опосредованная система действий или поступков субъекта, направленных на удовлетворение определенных потребностей. ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ- вызывающие обострение самосознания или личностной самоанализа. ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ-положение индивида или группы индивидов, регламентирующее стиль их поведения. ПОНИМАНИЕ-постижение значения и смысла какого-то явления. ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ- величина какого-то раздражителя, вызывающего или изменяющего интенсивность ощущений. ПОСТУПОК-сознательный акт поведения индивида. ПОТРЕБНОСТЬ-источник человеческой активности, возникающий в результате несогласования реального состояния индивида и его оптимального состояния. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ- образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ-стартовый элемент сложного волевого действия. ПРОБЛЕМА-осознание субъектов познавательного вопроса, возникшего из проблемной ситуации. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ- противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее однозначного решения. ПСИХИКА-субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ- состояние психического благополучия, что обеспечивает адекватную психическую саморегуляцию индивида. ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ- временное своеобразие психической деятельности субъекта, обусловленное предметом и условиями его деятельности, его отношением к такой деятельности. ПСИХОЗ-глубокое патологическое нарушение человеческой психики. ПСИХОЛОГИЯ-наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой. ПСИХОПАТИИ-патология характера, препятствующая адекватному восприятию окружающей действительности. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ-наука, изучающая психические явления в единстве с нейрофизиологическими процессами. РАССУДОК-функция интеллекта, обеспечивающая приспособление индивида к типичным жизненным ситуациям, функционирование человеческого ума в пределах опыта и знаний. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ-приписывание поведению субъекта оправдательных мотивов для обеспечения комфортного состояния. РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ- разновидность психологической зашиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизни. РЕЛАКСАЦИЯ- уменьшение напряжения, расслабление. РЕФЛЕКСИЯ- самопознание субъектом своих психологических состояний и состояния других людей. РЕЦЕПЦИЯ- трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс возбуждения. РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ-социальная функция личности, ее соответствие определенным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения. САМОРЕГУЛЯЦИЯ-целесообразная самоорганизация поведения, объективная оценка реально достигаемых результатов. САМОСОЗНАНИЕ-представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ-повышение сенсорной чувствительности в процессе упражнений, приобретения опыта, ожидания значимого сигнала. СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ-предел ее работоспособности. СОЗНАНИЕ-высшая форма психики, которая присуща человеку. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ-отрасль науки психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей при их социальном взаимодействии. СОЦИОГРАММА-графическое изображение математически обработанных результатов, полученных с помощью осиометрического теста при исследовании межличностных отношений. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ-отрасль психологии, изучающая людей с психическими отклонениями: психологию слепых, глухих, умственно отсталых. СПОСОБНОСТИ- индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида -его задатках. СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ- упрошенный и устойчивый образ социального объекта. СТРАСТЬ-сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных. СТРАХ-негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Важно в ряде случаев подавление страха и проявление достаточного самообладания и подчинения всего себя волевым само-приказам, т.к. страх дезорганизует психическую деятельность человека. СТРЕСС- конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации. СТЫД- эмоция, которая возникает у социализированной личности из-за несоответствия поведения социальным нормам, переживается как острое самообвинения. ТЕМПЕРАМЕНТ-характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности -скорости и интенсивности различных реакций. ТОЛПА-социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, которое распространяется по принципу психического заражения. УСТАНОВКА-готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для конкретного субъекта ситуациях. ФРУСТРАЦИЯ-конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвано непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов. ХАРАКТЕР-совокупность устойчивых поведенческих качеств личности, тип поведения это личности. ЭВРИСТИКА-теория и практика организации познавательного поиска в информационно - дефицитных исходных ситуациях. ЭКСПРЕССИЯ- сила внешнего проявления чувств конкретного субъекта. ЭМОЦИИ- импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значению воспринимаемого им явления. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ- свойство индивида, характеризующее преимущественное отражение и качество эмоционального состояния. ЭМПАТИЯ- способность к постижению эмоционального состояния другого человека; полное отсутствие -признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (686)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |