Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 26.Социально-психологические особенности подростка (ведущая деятельность, личностные особенности). Кризис подросткового возраста



2016-01-26 757 Обсуждений (0)
Вопрос 26.Социально-психологические особенности подростка (ведущая деятельность, личностные особенности). Кризис подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим - половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным - конец детства. Вступление в мир взрослых. В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение и мировоззрение людей.

Психологические особенности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми комплексами» по ряду причин:

  • повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • предельная самонадеянность и категоричные суждения по отношению к окружающим;
  • противоречивость поведения: застенчивость сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения;
  • борьба с общепринятыми правилами и распространенными идеалами.

Подростковый возраст охватывает период жизни с 13 до 18 лет (±2года).

Психологические особенности рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в сферах: телесной, психологической и социальной.

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение м/у ребенком и взрослым, на психологическом- подростковый возраст характеризуется формированием самосознания.

Формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя,

своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее - формируются личностные смыслы жизни.

Центральное новообразованиеэтого возраста - "чувство взрослости"- отношение к себе как к взрослому и негативизм.. Проявляя чрезмерную активность и необоснованную самоуверенность, подросток не признает поддержку взрослых. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы.

Виды взрослости:

- Подражание внешним признакам (курение, одежда, поведение). Самые легкие, но и самые опасные.

- Равнение подростков мальчиков на качества настоящего мужчины.

- Социальная взрослость (возникает в условиях равноправного сотрудничества со взрослыми в разл.видах деят-ти).

- Интеллектуальная (стремление что-то знать и уметь по-настоящему, стимулирует познавательные интересы).

В психическом развитии определяющим является не только характер ведущей деятельности подростка, но и характер взаимоотношений с окружающими людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его потребности и интересы.

Подростки объединяются в группы, в которых действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их, и быть понятыми.

Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.

Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом, они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.

Главным познавательным процессом является мышление. Мыслительные операции - формально-логические, подросток способен оперировать абстрактными понятиями, рассуждать. Может строить гипотезы, представлять различные варианты решения одних и тех же проблем.

Начинают рассуждать о религии, положении в обществе, ценностях, проблемах, будущем, начинается формироваться мировоззрение.

Память: механический способ запоминания заменяется логическим.

Воображение: чем выше уровень развития интеллекта, тем богаче воображение, тем подросток чаще обращается к творчеству (пишет стихи, рисует).

Кризис подр. возраста.Это кризис соц-го развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только это "Я сам" в соц-ом смысле, "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности.

Физиологические основы кризиса:. Благодаря огромному количеству гормонов роста и половых, возникает:

-Резкое увеличение роста и веса. У мальчиков с 13 до 15(17) лет, у дев.-на 2 года раньше. Изменяются пропорции тела.

-Начало полового созревания. Появляются волосы на лице и теле, у мальчиков ломается голос и возникает эрекция, у девочек – менструация, формируется грудь. Появление полового влечения.

-Бурное протекание и смена эмоций.

Психологические основы кризиса: Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

1. «Кризис независимости».Основные проявления. Негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по-своему, противостояние авторитетам, ревностное отношение к личному пространству.

2. «Кризис зависимости».Основные проявления: Чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность в суждениях и поступках, подчинение мнению большинства, стремление быть «как все».

«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста, куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком. Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст.


Вопрос 27.Понятие метода исследования. Подходы к классификации. Классификация методов психолого-пед-го исследования. Характеристика ведущих методов в социально-педагогическом исследовании.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатываете полученные данные, включается в систему известных знаний.

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне.

К традиционным методам педагогических исследований относятся наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Изучение опыта - в широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, выделение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Этот метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом - изучением первоисточников, называемым также архивным.

Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов и т.д. о многом скажет опытному исследователю. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности - это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В них, а также в диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнении.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения. Для повышения эффективности оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Но у него есть и недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение школьной документации(личных дел уч-ся, медиц. карт, журналов, дневников, протоколов собраний) вооружает объективными данными.

Особую роль играет эксперимент специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает моделирование педагогического явления и условий его протекания. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

  1. констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;
  2. проверочный, уточняющий эксперимент , когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
  3. созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

Также различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный создание искусственных условий для проверки к-либо метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б.Анри иА. Бине. Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики.

Наиболее часто применяемые методы изучения процессов воспитания и образования - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их называют еще социологическими.

Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них , методы педагогического исследования подразделяются на эмпирические (методы изучения педагогического опыта), теоретические (методы теоретического исследования) и математические (статистические).

Эмпирические методы педагогического исследования

К ним относят: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности.

Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический метод является более достоверным методом.

Теоретические методы педагогического исследования

К ним относят: изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования.

Изучение литературных источниковпозволяет находить и отбирать необходимую информацию из научно-методической литературы, изучается нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. В реализации этого метода используются традиционные приёмы работы с литературой: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование, составление логических схем текста.

Теоретический анализпредполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.

При теоретическом анализе полученные эмпирическим путём данные могут:

- сопоставляться с научно обоснованными и многократно подтверждёнными на практике фактами;

- сравниваться с данными того же класса, полученными ранее в этой же или подобной системе;

- соотноситься с целями и задачами управляемого процесса;

- осмысливаться как конечные или промежуточные результаты некоторой деятельности;

- обобщаться в виде кратких выводов.

Результатами теоретического анализа могут быть:

- установление степени достоверности полученных данных;

- выявление сходств и отличий, соответствий и несоответствий;

- выявление тенденций;

- прогнозирование дальнейшего развития объекта;

- определение наиболее эффективных методов познания;

- обоснование существующих противоречий, проблем и возможных путей их разрешения.

Индукция и дедукцияявляются методами логических обобщений.

Индукция как путь от частного к общему предполагает выявление общих свойств и зависимостей на основе известных частных фактов. При дедукции логика обратная: зная общие свойства и зависимости объектов можно сделать вывод о наличии этих свойств и зависимостей в частных случаях.

Педагогическое моделирование – это метод создания и изучения научно-педагогических моделей.

Главным преимуществом модели является целостность представленной информации, дающая возможность осуществлять синтетический подход в познании данного объекта. Педагогическое моделирование помогает осмыслить предмет исследования в различных условиях.

 

В группе математических методов, находящих применение в педагогическом исследовании, выделяются методы установления количественных зависимостей - регистрация, ранжирование ишкалирование (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.), метод вычисления элементарных статистик- наиболее распространёнными являются процентные, суммарные и средние арифметические показатели., а также методы статистического выявления связей - графопостроение, сравнение элементарных статистик,и др..




2016-01-26 757 Обсуждений (0)
Вопрос 26.Социально-психологические особенности подростка (ведущая деятельность, личностные особенности). Кризис подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 26.Социально-психологические особенности подростка (ведущая деятельность, личностные особенности). Кризис подросткового возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (757)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)