Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 25. Неофрейдизм в социологии



2016-01-26 927 Обсуждений (0)
Тема 25. Неофрейдизм в социологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Классическая концепция психоанализа Зигмунда Фрейда, ее основные постулаты. Фрейдовская концепция человека: «сознание» и «бессознательное»; «Оно» (id), «Я» (ego), «Сверх-Я» (superego); теория сексуальности. Человек и культура. Понятие «сублимации». «Репрессивность» культуры. Теория развития личности («психосексуального развития»): оральная, анальная, генитальная стадии; «Эдипов комплекс». Понятие «характера». Вклад Фрейда в развитие массовой психологии.

Влияние психоанализа на социальные науки. Неофрейдизм: его представители и их основные идеи. Психоанализ и социология.

Направление «культура-и-личность» в американской культурной антропологии. Концепция «базисного типа личности» (или «базисной структуры личности») Абрама Кардинера. Базисный тип личности как результат адаптации человека к окружению; роль семьи и практик воспитания («первичных институтов») в его формировании. «Вторичные институты» (системы идей и их репрезентаций) как проекции «базисного типа личности». Косвенные влияния природных и экономических сред на личностные структуры. Понятия «модальной личности» (К. Дюбуа, М.

Мид), «статусной личности» (Р. Линтон) и т.п.

Гуманистический неофрейдизм Эриха Фромма. Понятие «социального характера». Социальный характер как связующее звено между личностью и социальноэкономической структурой общества. Функции социального характера (биологические, психологические, социальные). «Непродуктивные» ориентации (типы) социального характера: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная. «Продуктивная» ориентация. «Авторитарный характер», его происхождение и основные особенности. «Автоматический конформизм» и «бегство от свободы». Анализ феномена «деструктивности» в работах Э. Фромма.

Связь психоаналитически ориентированной социологии с неомарксизмом. Идеи «репрессивности буржуазной культуры», «освобождения» и «сексуальной революции» в трудах «фрейдомарксистов» (Г. Маркузе, В. Райх).

Основная литература:

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 119-173, 229-246 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Дополнительная литература:

Браун К.-Х. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.; Киев, 1997.

Давыдов Ю.Н. Антисоциологическая социология неомарксизма // История теоретической социологии. М., 1998. Т. 2. С. 529-542.

Кардинер А. Понятие базисной структуры личности как операциональный инструмент анализа в социальных науках // Социальные и гуманитарные науки.

Сер. 11. Социология. 1998, № 1. С. 151-170.

Кардинер А. Психологические границы общества (главы из книги) // Культурология: Дайджест. М.: ИНИОН РАН, 2005. № 1. С. 40-92.

Руткевич А. М. Психоанализ. М., 1997.

Симонова О.А. История социологии ХХ века: Учебное пособие. М., 2008. С. 59-120.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М, 1994.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. С. 273-596.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993.

Хорни К. Культура и невроз // Психология личности: Тексты. М., 1982. С. 118-126.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная концепция невроза // Психоанализ и культура… М., 1995. С. 191-272.

Эриксон Э. Г. Идентичность: Юность и Кризис. М., 1996. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., 2000.

 

Тема 26. Чикагская социологическая традиция в 30-е – 60-е годы: Луис Вирт и Эверетт Черрингтон Хьюз.

Чикагская социология после Парка. «Вторая Чикагская школа». Ключевые фигуры: Луис Вирт, Герберт Блумер, Эверетт Черрингтон Хьюз. «Чикагское» отношение к теории: «схема соотнесения», имплицитная теория, «grounded theory» (А. Стросс), отрицательное отношение к абстрактному теоретизированию как специальному роду научных занятий.

Социология Л. Вирта. Связь теории, эмпирического исследования и социальной практики. Теоретический и эмпирический вклад Вирта в социологию города. Концепция «урбанизма как образа жизни». Социологическое определение города. Основные критерии для проведения различий между городскими и сельскими поселениями. Анализ влияния численности, плотности и гетерогенности населения на социальные отношения, основные институты и личность городского человека. Урбанизм как «состояние духа». «Город» и «урбанизм»: связь между ними. Стирание границы между «сельским» и «городским» в современную эпоху. Работа Вирта «Гетто». Социологическое понятие «гетто». «Гетто» как «экологический ареал» и «состояние духа». Вклад Вирта в анализ «массового общества» и его ключевых проблем.

«Интерпретативная институциональная экология» Эверетта Хьюза. «Институт» как основная единица социологического анализа. «Институт» и «коллективное поведение». Многомерное понимание институтов. Экологический аспект институтов. Институты как «действующие предприятия» (going concerns). «Незаконнорожденные институты» (bastard institutions). Рассмотрение различных явлений и аспектов социальной жизни в контексте институтов. «Социология работы» и социология профессий Хьюза. Понятие «карьеры». «Институциональная должность», «статус», «персона». Понятия «лицензии» и «мандата». Анализ национал-социалистических злодеяний под углом зрения «социологии работы» и социологии профессий в очерке «Хорошие люди и грязная работа». Переопределение понятия «маргинального человека». Исследования расовых отношений. Вклад Хьюза в развитие «городской этнографии» и «этнографии профессий».

Интерес к чикагской социологической традиции (довоенной и послевоенной) на рубеже ХХ–XXI вв.

Основная литература:

Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М., 2005. С. 93-118.

Хьюз Э.Ч. Действующие предприятия: Изучение американских институтов / Пер. В.Г. Николаева (есть электронная версия в Хрестоматии, перевод не публиковался).

Хьюз Э.Ч. Незаконнорожденные институты / Пер. В.Г. Николаева (есть электронная версия в Хрестоматии, перевод не публиковался)

Хьюз Э.Ч. Институциональная должность и персона // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2003, № 4. С. 127-138 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Хьюз Э.Ч. Работа и человеческое Я // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2003, № 4. С. 138-150 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Хьюз Э.Ч. Хорошие люди и грязная работа // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2003, № 4. С. 151-167 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Дополнительная литература:

Хьюз Э.Ч. Ошибки на работе // Журнал исследований социальной политики.

2008. Т. 6. № 3. С. 385-396.

Хьюз Э. Исследование занятий // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. С. 493-515.

Николаев В.Г. Луис Вирт и его вклад в социологию // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М., 2005. С. 4-23 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Chapoulie J.-M. Everett Hughes and the Chicago tradition // Sociological theory. 1996. Vol. 14. Issue 1. P. 3-29 (доступно в библиотечном электронном ресурсе EBSCO).

Heath C. Review essay: Everett Cherrington Hughes (1897-1983): a note on his approach and influence // Sociology of health and illness. 1984. Vol. 6, N 2. P. 218-237.

Helmes-Hayes R.C. Everett Hughes: Theorist of the Second Chicago School // International journal of politics, culture and society. 1998. Vol. 11, N 4. P. 621-673.

Уайт У. Ф. Общество на уличных перекрестках / Пер. Н.Е. Покровского (ранее не публиковался, есть электронная версия в Хрестоматии)

 



2016-01-26 927 Обсуждений (0)
Тема 25. Неофрейдизм в социологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 25. Неофрейдизм в социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (927)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)