Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 31. Феноменологическая «социология знания» Питера Бергера и Томаса Лукмана



2016-01-26 847 Обсуждений (0)
Тема 31. Феноменологическая «социология знания» Питера Бергера и Томаса Лукмана 0.00 из 5.00 0 оценок




«Социальное конструирование реальности» – главный социологический труд Питера Бергера и Томаса Лукмана. Феноменологическая «социология знания» как общая социологическая теория, нацеленная на теоретический синтез разных социологических подходов (Вебер, Дюркгейм, Маркс, Мид) на основе социальной феноменологии.

Понятия «знание» и «реальность» как центральные понятия «социологии знания». Субъективный и объективный аспекты «общества», их диалектическая связь: процессы «экстернализации», «объективации», «интернализации». Взаимодействие лицом-к-лицу; экспрессии как экстернализации субъективности; интерпретации; объективации смыслов. Знаки и знаковые системы. Социальная значимость языка как знаковой системы.

Анализ общества как объективной реальности. Концепция институционализации: хабитуализация, институционализация, легитимация. «Первичный» и «вторичный» социальный контроль. Различные уровни легитимации. «Символические универсумы» как высший уровень легитимации институтов. «Овеществление» социальных феноменов как логический предел объективации смысловых конструкций.

Анализ общества как субъективной реальности. Вхождение в «общество» как интернализация объективированных смысловых структур (понятий, схем интерпретации, «рецептов») через взаимодействие с социальным окружением. Первичная и вторичная социализация, различия между ними.

Другие исследования Бергера (социология религии) и Лукмана (социология языка, социология морали).

Основная литература:

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995 (избранные главы есть в электронной Хрестоматии).

Дополнительная литература:

Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999. С. 101-136.

Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М., 1996.

Бергер П. Религиозный опыт и традиция // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М., 1996. С. 339-364.

Бергер П. Понимание современности. Социалистический миф // Социологические исследования, 1990, № 7, с. 127-141.

Лукман Т. О социологическом видении нравственности и нравственной коммуникации // Социология на пороге ХХI века: основные направления исследований. М., 1999, с. 312-319.

Лукман Т. Некоторые проблемы современных плюралистических обществ // Социальные процессы на рубеже веков: социологическая перспектива. М., 2000.

Ионин Л. Г. Понимающая социология. М., 1978.

Руткевич Е. Д. Питер Людвиг Бергер; Томас Лукман // Современная американская социология. М., 1994. С. 195-226, 227-250.

Руткевич Е. Д. Феноменологическая социология знания. М., 1993.

Симонова О.А. История социологии ХХ века: Учебное пособие. М., 2008. С. 167-193.

 

Тема 32. Этнометодология: Гарольд Гарфинкель.

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля – радикальная альтернатива всем прежним разновидностям социологического анализа («конструктивного анализа»). Стирание грани между «профессиональным социологом» и «обывателем». Трактовка «профессиональной социологии» как практически обусловленного и фундированного этнознания.

Феноменологические корни этнометодологии Гарфинкеля. Понятия «этнометоды» и родственные понятия «этнонаука», «этнознание». Суть «этнометодологии», ее основные интересы и темы. Понятие «практики» и «практического». Этнометодологический подход к изучению повседневности. Требование «этнометодологической индифферентности». Этнометодологические эксперименты по разрушению повседневных рутин («breaching experiments»), их задачи и смысл.

Понятия «описания» (account) и «рациональной описуемости» (accountability). «Рациональная описуемость» мира повседневной жизни как «практическое свершение». «Рефлексивность» как свойство организации обыденных практических действий. «Общие понимания», «фоновые ожидания», «воспринимаемо нормальные среды».

Этнометодологическое переистолкование природы социального порядка.

«Естественный язык», его неопределенность. Понятие «членства».

Формальные структуры практических действий. Конститутивные ожидания.

Проблема «индексичности». «Индексичные» и «объективные» выражения.

Эмпирическая ориентированность этнометодологии. Влияние этнометодологии на исследования в области социологии науки. Другие исследования этнометодологов. Разные версии этнометодологии. «Анализ разговора» (Х. Сакс, Э. Щеглофф, Г. Джефферсон). «Когнитивная социология» А. Сикурела.

Основная литература:

Гарфинкель Г. Понятие «доверия»: доверие как условие стабильных согласованных действий и его экспериментальное изучение // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1999, № 4. С. 126-166; 2000, № 1. С. 146-184 (есть в электронной Хрестоматии).

Гарфинкель Г., Сакс Х. О формальных структурах практических действий // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2003, № 2. С. 94-136 (есть в электронной Хрестоматии).

Дополнительная литература:

Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999. С. 137-186.

Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1979. С. 138-164.

Ионин Л.Г. Этнометодология Г. Гарфинкеля // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 292-295.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. С. 92-95, 287-316.

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985. С. 418-431.

Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля // Новые направления в социологической теории. М., 1978. С. 328-375.

 

Тема 33. Социология повседневности Эрвинга Гоффмана.

Эрвинг Гоффман – один из крупнейших социологов 2-й половины ХХ в. Своеобразие его социологии: тематика, стиль, понятийный аппарат, процедура остранения («перспектива несообразности»), «социологическая ирония». Многообразие истолкований работы Гоффмана. Влияние на нее функционализма (Э. Дюркгейм, А.Р. Рэдклифф-Браун, У.Л. Уорнер), символического интеракционизма и чикагской социологической традиции.

Ранний, средний и поздний периоды работы Гоффмана.

«Взаимодействие лицом-к-лицу» как основной предмет исследований Гоффмана раннего и среднего периода. Базовый понятийный аппарат для изучения взаимодействия лицом-к-лицу: «столкновение» (encounter); «сборище» (gathering); «социальная ситуация», «социальное учреждение» (social establishment); «социальное событие» (social occasion). «Контакт», «сфокусированные» и «несфокусированные» сборища (и взаимодействия).

Драматическая перспектива анализа повседневных взаимодействий лицом-клицу в работе «Представление себя другим в повседневной жизни». Концепция «управления впечатлениями». «Фронтальный регион» и «закулисный регион».

«Ритуалистическая» перспектива анализа взаимодействий: исследования «ритуалов взаимодействия» с помощью различных понятийных аппаратов. «Лицо» и «лицевая работа». «Я» как «священный объект». «Территории Я». «Информационный контроль». «Поддерживающие» и «исправительные» взаимообмены. Анализ «ритуалов доступа».

Концепция «стратегического взаимодействия». Принципиальная схема такого рода взаимодействия. Природа обмана и мошенничества.

Гоффмановское решение проблемы порядка. Интеракционный порядок как особый уровень (тип) социального порядка. Понятие «рабочего консенсуса».

Концепция «стигматизации». «Норма» и «девиация» как относительные понятия. «Испорченные идентичности» как объект социологического анализа.

Исследование «тотальных институтов» в книге «Приюты». «Тотальный институт» как пограничный случай «социального учреждения». Отличие тотальных институтов от прочих институтов. Внутренняя организация тотальных институтов и ее воздействие на человеческое «Я». «Мир персонала» и «мир заключенных (inmates)». Понятие «моральной карьеры».

«Рамочный анализ» – важнейшая работа позднего Гоффмана.

Основная литература:

Гоффман Э. Преподнесение себя в повседневной жизни. Глава VII, «Заключение» // Личность. Культура. Общество. 2005. Т. VII. Вып. 2 (26). С. 15-27 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Гоффман Э. Я и его другой (глава из кн. «Стигма») // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 3. С. 169-184 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Гоффман Э. Моральная карьера душевнобольного пациента (глава из кн. «Приюты) // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2001, № 1. С.

105-148 (есть электронная версия в Хрестоматии).

Дополнительная литература:

Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000. Введение и заключение.

Гоффман И. Порядок взаимодействия // Теоретическая социология. М., 2002. Ч. 2. С. 60-104.

Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999. С. 187-246.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. С. 90-91, 264-274.

 



2016-01-26 847 Обсуждений (0)
Тема 31. Феноменологическая «социология знания» Питера Бергера и Томаса Лукмана 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 31. Феноменологическая «социология знания» Питера Бергера и Томаса Лукмана

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)