Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента



2016-01-26 630 Обсуждений (0)
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 0.00 из 5.00 0 оценок




Б. По разделу II «История социологии»:

1) Примерная тематика эссе:

1. Социология религии Г. Зиммеля.

2. Г. Зиммель о моде.

3. Понятие «приключения» в социологии Г. Зиммеля.

4. Понятие «социальных кругов» в социологии Г. Зиммеля.

5. Социология города М. Вебера.

6. Понятийные пары «Gemeinschaft/Gesellschaft» у Ф.Тённиса и «механическая/органическая солидарность» у Э. Дюркгейма: сравнительный анализ.

7. Проблема свободы от ценностных суждений в социальных науках: сравнительный анализ взглядов Э. Дюркгейма и М. Вебера на эту проблему.

8. Структурный функционализм Т. Парсонса. Понятие "функция", "структура", "система".

9. Принцип «AGIL» у Т. Парсонса.

10. Четыре функции социальной системы в социологии Т. Парсонса.

11. Как и за что Р. Мертон критиковал Т. Парсонса?

12. Понятие "аномии" у Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и Р. Мертона.

13. Может ли структурный функционализм быть эффективным методом истолкования социальной действительности? Дайте свои примеры, проанализируйте их, докажите правильность вашего мнения.

14. Основное содержание работы Т. Парсонса «Система современных обществ».

15. Толкотт Парсонс о социальной стратификации.

16. Дать подробную характеристику основным понятиям социологии Мида:

Я, Мы, Другой, Обобщенный другой.

17. Понятие игры в социологии.

18. Что такое «социологическое воображение», в понимании Ч.Р. Миллса?

19. Механизмы удержания власти властвующей элитой (по работе «Властвующая элита Ч. Р. Миллса).

20. Роль сравнительно-исторического метода в социологических исследованиях (по работе Ч. Р. Миллса «Социологическое воображение»).

21. В чем состоит антипозитивистская направленность социологической концепции У.Томаса и Ф. Знанецкого?

22. Что значит быть «феноменологом» в философии и социологии?

23. «Жизненный мир»: интерпретации, значения, социологический смысл.

24. А. Шюц и проблема «интерсубъективности». Попытайтесь применить метод Шюца к объяснению реальных феноменов общения.

25. Может ли социальная реальность быть множественной? Если да, то как это понимать? Примеры, их интерпретация.

26. Почему диалектика франкфуртцев носила негативный характер? Всегда ли в социологии «негативный» означает социально отрицательный?

27. Понятие «социальное действие» у Ф. Знанецкого и М. Вебера: сходства и различия.

28. Понятие «ситуация» в социологии У.Томаса и в модели «единичного действия» Т. Парсонса: сходства и различия

29. Понятие «определения ситуации» У. Томаса: его смысл и возможности использования.

30. Концепция «одномерного человека» Г. Маркузе.

31. «Критика социологического разума» в работе М. Хоркхаймера и Т. Адорно «Диалектика просвещения».

32. Существует ли реальная угроза возрождения фашистского социального характера? (Э. Фромм и Т. Адорно).

33. Процесс институционализации в трактовке Хоманса и Бергера-Лукмана: сравнительный анализ.

34. Что означает выражение Дж. К. Хоманса: «Вернем обществу людей и вольем в них немного крови»? Теория элементарного поведения.

35. Теории институционализации Г. Блумера и Дж. К. Хоманса: сходства и различия.

36. Теория коллективного поведения Г. Блумера.

37. Принципы символического интеракционизма в теории коллективного поведения Герберта Блумера.

38. Человек в условиях множественных смысловых универсумов: взгляд П. Бергера и Т. Лукмана.

39. Место социологических идей Э. Дюркгейма в «социологии знания» П. Бергера и Т. Лукмана.

40. Как преломляется в социологии знания Бергера и Лукмана дюркгеймовский принцип социологизма?

41. На каких основаниях социологию знания Бергера и Лукмана можно отнести к традиции «понимающей социологии»?

42. Понятия «первичной» и «вторичной» социализации в социологии знания Бергера и Лукмана.

43. Интерпретация социального типа чужака (маргинального человека) в работах Р.Э.Парка и А. Шюца: сходства и отличия.

44. Критика Э. Фроммом западного капиталистического общества.

45. Динамика социального конфликта в концепциях Л. Козера и Р. Дарендорфа. Сравнительный анализ.

46. Явные и латентные функции социальных конфликтов в теории Л. Козера.

47. Роль конфликтов в социальных изменениях (по Р. Дарендорфу).

48. Проблема «индексичности» и «индексичных выражений» в этнометодологии.

49. Понятие «воспринимаемо нормальных сред» в этнометодологии.

50. Тема «естественного языка» в работе Г. Гарфинкеля и Х. Сакса «О формальных структурах практических действий».

Темы для эссе, предлагаемые студентам, необязательно совпадают с темами из этого списка. Набор тем на выбор каждый раз предоставляется преподавателем студентам в рабочем порядке.

 

2) Контрольная работа:

Контрольная работа проводится в виде теста, включающего от 20 до 30 вопросов. В ней проверяется усвоение лекционного материала. Это могут быть вопросы как на знание материала, так и на его понимание. Все вопросы содержат закрытый набор альтернативных ответов, из которых нужно выбрать правильные. На выполнение работы дается от 15 минут (20 вопросов) до 20 минут (30 вопросов). При выполнении контрольной работы пользоваться какими-либо материалами (конспектами, учебниками и т.п.) запрещается. По содержанию вопросы являются конкретизациями вопросов для самопроверки (см. раздел 9.2 программы).

 

В. По разделу III «Современные социологические теории»:

 

1) Примерная тематика реферата:

1. Основные подходы к определению и исследованию социологической теории (исторический, онтологический, гносеологический, «классификаторский»).

2. Три типа научности в социологии и кризисы в развитии социологической теории.

3. Объяснение и понимание в социологии. Общая характеристика двух традиций в социальной теории - позитивизма и понимающего метода.

4. Герменевтика: общая характеристика, основные понятия.

5. "Подводящая" теория объяснения К. Г. Гемпеля и две ее разновидности (дедуктивно-номологическая и индуктивно-вероятностная).

6. Каузальность и телеология в социологии.

7. Социологическое знание и здравый смысл.

8. Понятие интенциональности. Интенциональность и субъективный смысл.

9. Действие как объект телеологического объяснения и два его аспекта.

10. Дискурсивное сознание, практическое сознание и онтологическая безопасность.

11. "Картезианская" и "юмовская" причинность: "причина - следствие" VS "основание - следствие". Их значение для объяснения в социологии.

12. Практический силлогизм (вывод) и его отношение к телеологическим объяснениям.

13. Телеологическое объяснение и интенциональное понимание; понимание и объяснение "по сходству" и понимание и объяснение "по смыслу".

14. Квазикаузальные объяснения в истории и социальных науках.

15. Понятие дискурса в современном социологическом теоретизировании.

16. Роль внешних условий и роль насилия в объяснении социальных событий.

17. Квазителеологические объяснения в социальной теории.

18. Предмет социологии как эпистемологическая проблема.

19. Теории постмодернизма: общая характеристика, особенности развития в социологии.

20. Археология знания, генеалогия власти М. Фуко.

21. Ж. Бодрийяр: симуляции и "симулякры".

22. Постмодернистская социология знания Лиотара.

23. Теория структурации Э. Гидденса: "дуальность", "Двойная герменевтика" и понятие структуры.

24. Процесс институционализации и "социальная система" у Гидденса: классификация социальных институтов.

25. Действие и динамика деятельности в теории структурации Гидденса: дискурсивное сознание, практическое сознание и онтологическая безопасность.

26. "Рутинизация" и "регионализация" в теории Гидденса.

27. Критическая теория Ю. Хабермаса: "публичная сфера", человеческий интерес и виды знания.

28. Теория коммуникативного действия Хабермаса: идеальный тип ненарушенной коммуникации.

29. Понятие дискурса в современном социологическом теоретизировании.

30. "Жизненный мир" и "система" в теории коммуникативного действия Хабермаса.

31. Концепция социальных систем Н. Лумана.

32. Понятия "самореференции", "аутопоейсиса" и "контингенции" у Лумана.

33. Взаимопроникновение систем и понятие "двойной контингенции" у Лумана.

34. Основные типы социальных систем по Луману.

35. Конструктивистский структурализм П. Бурдье: общая характеристика.

36. Понятие "капитала" у Бурдье и типы "капиталов". 37. Классовые культуры и "габитус" в теории Бурдье.

38. Общая характеристика драматургического подхода И. Гофмана.

39. Анализ взаимодействия у Гофмана. Типы взаимодействия.

40. Организация субъективного опыта в социальной ситуации. Представления.

41. Этнометология (общая характеристика). Этнометоды.

42. Этнометодологи и их разновидности.

43. Микросоциология Р. Коллинза.

44. Прагматизм и неопрагматизм в социологии.

45. Специфика прагматистского акционизма: «творческий ум» и «проблемная ситуация».

46. Неопрагматистский деконструктивизм. Р. Рорти, Х. Патнэм, Д. Дэвидсон и др.

47. Современная социальная система и ее динамика в концепции Р. Дарендорфа.

48. Понятие "императивно координируемых ассоциаций" у Дарендорфа.

49. История сексуальности и этика М. Фуко.

50. Понятия "имплозии" и "гиперреальности" у Бодрийяра.

 

Реферат является основным показателем успеваемости по данному разделу курса и оценивается в соответствии со следующими требованиями:

формальные требования: структуру реферата составляют 4 части – введение (где сформулирована проблема/задачи, основные вопросы данной работы, методы теоретического их рассмотрения, теоретические основания (работы, теоретики, направления); основная часть с изложением заявленной проблематики (структурируется по усмотрению автора); заключение (где представлены основные итоги, выводы проделанной работы) и список литературы. Список литературы составлен в соответствии с требованиями библиографического описания и соответствует ссылкам в тексте реферата.

содержательные требования: логика и адекватность изложения, адекватный данной проблеме подбор литературы, отсутствие плагиата, научный стиль.

Тема реферата может быть взята из прилагаемого к программе курса списка тем или же сформулирована автором в соответствии с проблематикой курса и своим научным интересом.

Объем реферата – min – 0,15 п.л., т.е. 6000 знаков с пробелами; max – 0, 25

п.л., т.е. 10 000 знаков с пробелами

Сроки сдачи – реферат сдается по окончании курса (дата определяется) опоздание на 2 дня снижает оценку на 0,5 (1,5) балла, опоздание на 4 дня – 1 балл (3 балла), в случае отсутствия реферата оценка составляет 0 баллов.

В случае обнаружения плагиата реферат не засчитывается (оценка 0), студент к экзамену не допускается.

 

Домашнее задание

Домашнее задание представляет собой подготовку по пройденному материалу курса (по каждому из двух модулей) с последующим написанием письменной работы в аудитории. Письменная работа содержит два содержательных вопроса. Продолжительность написания работы – 60 минут.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

 

По разделу II «История социологии»:

1. Что такое социологическая «классика»?

2. Какие позитивистские школы в социологии вы знаете? Дайте им краткую характеристику.

3. Почему в социологии возникает антипозитивистская ориентация? Каких социологов-классиков можно к ней отнести?

4. Почему социологические концепции Г. Зиммеля и Ф. Тенниса относят к «формальной социологии»?

5. Каково влияние психоанализа З. Фрейда на социологическую мысль конца XIX – начала ХХ веков?

6. Раскройте основные положения теории подражания Г. Тарда.

7. Как можно обозначить социально-психологическую концепцию Г. Лебона?

8. Почему К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма можно назвать основоположниками классической социологии ХХ века?

9. Охарактеризуйте основные положения теории социального действия М. Вебера.

10. Что такое формальная рациональность по М. Веберу?

11. Расскажите, о чем написано в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»?

12. Сравните основные положения социологии религии Э. Дюркгейма и М.

Вебера.

13. Что такое социальная солидарность по Э. Дюркгейму?

14. Каков был метод социологии Э. Дюркгейма?

15. Дайте определение религии по Э. Дюркгейму.

16. Опишите главные социологические идеи К. Маркса.

17. Дайте характеристику основным положениям теории капитализма К. Маркса.

18. Каких социологов можно отнести к «раннему интеракционизму» и каков их вклад в развитие социологической теории?

19. Опишите самые известные социологические эмпирические исследования начала ХХ века.

20. В чем заключаются основные дилеммы в социологии начала ХХ века?

21. Как проходила институционализация социологии на рубеже XIX-ХХ веков?

22. Какую роль сыграла первая мировая война в развитии социологической мысли?

23. Какое влияние оказали европейские научные традиции на американскую социологию?

24. Как Дж. Г. Мид использовал понятие «зеркального Я» Ч. Кули?

25. Почему свою теорию Дж. Г. Мид назвал «социальным бихевиоризмом»?

26. Раскройте понятие «акта» по Дж. Г. Миду.

27. Что такое self?

28. Как формируется установка «обобщенного Другого»?

29. Что такое принцип «множественности перспектив» по Дж. Г. Миду?

30. Дайте определение «теореме Томаса».

31. Расскажите об истории Чикагской школы в социологии.

32. Каково было понимание Р. Парком человеческой природы, коллективного поведения и социального порядка?

33. Каковы четыре уровня социальной организации по Р. Парку?

34. Опишите цикл ассимиляции.

35. Раскройте концепцию маргинального человека Р. Парка.

36. Почему социологи Чикагской школы рассматривали современный город как социальную лабораторию? (Р. Парк, Э. Берджесс, Х. Зорбо)

37. Какие традиции дюргеймовской социологии были заимствованы в британской социальной антропологии?

38. Какова трактовка культуры Б. Малиновским? Раскройте понятие функции.

39. Что такое инструментальные и интегративные культурные императивы?

40. Охарактеризуйте основные положения теории социальных институтов

Б. Малиновского.

41. Какова роль эмпирических полевых исследований по Б. Малиновскому?

42. Можно ли назвать теорию А. Р. Рэдклифф-Брауна «сравнительной социологией»?

43. Что такое социальная структура с точки зрения Рэдклифф-Брауна?

44. Какова связь «персоны» с социальной структурой у Рэдклифф-Брауна?

45. В чем суть концепции религии А. Р. Рэдклифф-Брауна?

46. Какие социологические исследования локальных сообществ в США вы можете назвать?

47. Опишите основные направления исследований П. Сорокина в российский период?

48. Каков подход П. Сорокина к анализу социальных феноменов?

49. Что такое интегративная модель общества в социологии П. Сорокина? (Имеется в виду американский период).

50. Сформулируйте основные положения понятия теории социальной стратификации и теории социальной мобильности П. Сорокина.

51. В чем заключается природа «кризиса нашего времени», по П. Сорокину?

52. Какова модель социокультурной динамики у П. Сорокина?

53. Дайте характеристику основных этапов научной работы Т. Парсонса.

54. На основе каких идей социологов-классиков Т. Парсонс разрабатывал общую теорию действия (по работе «Структура социального действия»)?

55. Почему Парсонс называет свою эпистемологическую позицию «аналитическим реализмом»?

56. Как Т. Парсонс решает основные проблемы теории действия?

57. Опишите схему «единичного акта».

58. Какова схема «паттерновых переменных» по Т. Парсонсу?

59. Какую модель разработал Т. Парсонс для анализа систем действия?

60. Что такое «генерализованные символические посредники»?

61. Охарактеризуйте основные подсистемы общей системы действия.

62. Раскройте теорию общества Т. Парсонса, опишите подсистемы общества.

63. Как эволюционируют социальные системы по Т. Парсонсу?

64. Каково значение «теорий среднего уровня» по Р. Мертону?

65. Что нового сделал Р. Мертон в социологии науки?

66. Назовите основные положения мертоновской парадигмы функционального анализа.

67. Раскройте понятия функции, дисфункции, явной и латентной функции, функциональных альтернатив и понятие «чистый баланс социальных последствий».

68. В чем заключается «основная теорема функционального анализа»?

69. Почему необходимо изучение структурных контекстов социальных явлений по Р. Мертону?

70. Сравните концепцию аномии Р. Мертона и Э. Дюркгейма.

71. Является ли по Р. Мертону девиантное поведение нормальным способом адаптации к социальной структуре и почему?

72. Какие бывают референтные группы по Р. Мертону?

73. Дайте определение бюрократической структуры по Р. Мертону. Какие функции и дисфункции присущи бюрократической структуре?

74. Охарактеризуйте общую ориентацию психоаналитических концепций в социологии.

75. В каких аспектах неофрейдистов можно назвать продолжателями дела Фрейда, а в каких – нет? Назовите основные положения З. Фрейда, которые все неофрейдисты подвергли критике.

76. Почему многие понятия и концепции неофрейдистов интересны для социологов? Назовите некоторые из них. Используются ли они в наши дни в социологической теории?

77. Что такое социальный характер, по Э. Фромму? Каковы его основные функции в обществе?

78. Опишите типы социального характера, по Фромму.

79. За что Э. Фромм критикует современное капиталистическое общество?

80. Можно ли достичь, по Э. Фромму, совершенных социальных условий, в которых развернулась бы подлинная природа человека? Каковы пути создания нового общества? Согласен ли Фромм с Марксом в вопросах преобразования капиталистического общества?

81. Почему теорию Э. Фромма часто называют «фрейдомарксизмом»? Почему сам Фромм называл свою позицию «нормативным гуманизмом»?

82. Раскройте концепцию авторитарной личности Фромма. Почему этот тип характера Фромм называет садомазохистским?

83. Опишите механизмы «бегства от свободы», которые определил Э.

Фромм.

84. Каковы задачи критической социальной теории?

85. Что такое «Просвещение», в понимании теоретиков Франкфуртской школы?

86. Каков основной методологический принцип построения теории общества, предлагаемый учеными Франкфуртской школы?

87. Какие идеи психоанализа были использованы при построении теоретического фундамента исследовательского проекта «Авторитарная личность»?

88. Как участники проекта «Авторитарная личность» понимали антисемитизм?

89. Как была построена F-шкала?

90. К какой ориентации в теоретической социологии и почему можно отнести концепцию Ч. Р. Миллса?

91. Что такое «социологическое воображение»?

92. Каковы основные критические замечания в адрес «высокой теории» и «абстрактного эмпиризма» со стороны Ч. Миллса? В чем суть предлагаемой им самим методологической позиции?

93. Как можно прокомментировать знаменитое изречение Ч. Миллса, что «каждый сам себе методолог и каждый сам себе теоретик»?

94. Каков предмет и объект социологической науки по Миллсу?

95. Почему Миллс придавал огромное значение сравнительноисторическому методу в социологическом исследовании?

96. Как характеризует Миллс современные ему западные общества? Перечислите основные характеристики.

97. Какой тип человеческого характера, свойственный западным обществам, рисует Миллс?

98. Каковы характеристики правящей элиты? Каковы механизмы образования правящей элиты? Какова историческая эволюция правящей элиты и ее перспективы?

99. На какие классические теории элиты опирается Миллс?

100. Что нового внес Ч. Р. Миллс в анализ элит?

101. Почему социологический подход Т.Х. Маршалла можно назвать «историко-институциональным»?

102. Раскройте определение Т. Маршаллом социального статуса, опишите виды стратификации.

103. В чем состояло социологическое понимание институтов гражданства Т. Маршалла?

104. Что такое статус гражданства, каковы его основные компоненты, какова эволюция статуса гражданства (в Великобритании)?

105. Сравните понятия «социального класса» Т. Маршалла и К. Маркса.

106. Как истолковывал Т. Маршалл современный классовый конфликт?

107. Каково значение концепций социального класса и классового конфликта Т. Маршалла?

108. Дайте характеристику «второй Чикагской школы». Кто ее основные представители?

109. Какой вклад внес Л. Вирт в социологию города?

110. Дайте социологическое определение города по Л. Вирту.

111. Что такое урбанизация по Л. Вирту?

112. Что такое «гетто», с точки зрения Л. Вирта?

113. Почему социологическую концепцию Э. Хьюза можно назвать «интерпретативной институциональной экологией»?

114. Что выступает основной единицей социологического анализа у Э. Хьюза?

115. Как соотносятся социальные институты и коллективное поведение по Э. Хьюзу?

116. Что такое «незаконнорожденные» институты?

117. Почему Э. Хьюз рассматривал институты как «действующие предприятия»?

118. Охарактеризуйте социологию профессий Э. Хьюза.

119. Сравните понятия «маргинального человека» Э. Хьюза и Р. Парка.

120. Как истолковывал Г. Блумер социально-психологические идеи Дж. Г.

Мида?

121. Раскройте основные понятия символического интеракционизма Г. Блумера.

122. Что такое радикально микросоциологический подход к изучению социальных явлений?

123. В чем заключается ситуационная природа социального порядка?

124. Как Г. Блумер решает проблему связи микро- и макро-уровня социологического анализа?

125. В чем состоит оригинальность подхода Г. Блумера к анализу коллективного поведения? Опишите виды коллективного поведения.

126. Как объяснял Блумер социальное изменение с помощью теории коллективного поведения?

127. Почему case-study можно назвать типичной формой символикоинтеракционистского исследования?

128. Что заимствовал А. Шюц из понимающей социологии М. Вебера?

129. Охарактеризуйте проект построения А. Шюцем феноменологической социологии. Каковы основные постулаты этой социологии.

130. Какова роль типизаций в обыденном и социально-научном знании?

131. В чем заключается феноменологическое определение природы социального мира у А. Шюца?

132. Опишите характеристики «жизненного мира» по А. Шюцу?

133. Имеет ли значение «здравый смысл» для процесса познания социального мира?

134. Сформулируйте «общий тезис альтер-эго», «тезис взаимозаменяемости перспектив» и тезис «биографически детерминированной ситуации» А. Шюца.

135. Каковы компоненты «наличного запаса знания» по А. Шюцу?

136. Дайте характеристику феноменологической трактовке действия А.

Шюца. Опишите основные модели мотивов действия.

137. Что такое по А. Шюцу «социальное распределение знания»?

138. Охарактеризуйте пролегомены социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана. Какие интеллектуальные источники наиболее важны для социологии знания, построенной этими учеными?

139. Что является основным объектом и предметом изучения социологии знания? Опишите основные особенности повседневной реальности.

140. Почему можно сказать, что социология знания Бергера и Лукмана является наследницей феноменологической социологии А. Шюца?

141. Каковы основные социальные процессы, описываемые в работе П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности»?

142. Какова роль знания в обществе? Что такое «наличный запас знания»?

143. Опишите процесс институционализации с точки зрения социологии знания.

144. Что такое седиментация?

145. Опишите процесс реификации и его место в процессе институционализации.

146. Теория социальной роли. Раскройте соотношение между понятиями «социальная роль» и «социальный институт» по Бергеру и Лукману?

147. Какова функциональная роль процесса легитимации в социальном организме?

148. Назовите различия между первичной и вторичной социализацией по Бергеру и Лукману? Когда начинается вторичная социализация?

149. Что такое «успешная социализация»? «Неуспешная социализация»? Каковы социальные механизмы осуществления относительно успешной социализации?

150. Как формируется идентичность? Почему это всегда диалектический процесс?

151. Каковы особенности формирования идентичности в современном обществе?

152. Можно ли сказать, что концепция Р. Дарендорфа стала реальной альтернативой структурному функционализму Т. Парсонса?

153. Подробно опишите типологию конфликтов по Р. Дарендорфу.

154. Почему теорию конфликта Р. Дарендорфа называется диалектической?

155. Каковы источники конфликтов и динамика конфликтов в теории Дарендорфа?

156. Какова основная функция конфликтов по Р. Дарендорфу?

157. Можно ли представить себе общество, где не существует системы господства? Как ответил бы на этот вопрос Р. Дарендорф?

158. В чем отличия теории Р. Дарендорфа от теории конфликта Л. Козера? В чем сходства?

159. Какие методологические принципы позаимствовал Л. Козер у Р. Мертона при анализе социальных конфликтов?

160. Острота конфликта. От чего она зависит с точки зрения Л. Козера?

161. Какова типология социальных конфликтов у Л. Козера?

162. Каковы основные функции социального конфликта? Можно ли выделить наиболее важные? Есть ли у конфликтов дисфункции?

163. Какие внутригрупповые особенности влияют на протекание социальных конфликтов по мнению Л. Козера?

164. Какие основные положения заимствовал Дж. Хоманс из концепций психологического бихевиоризма?

165. Что такое элементарное социальное поведение, которое является предметом исследования Дж. Хоманса?

166. Назовите основные цели и задачи теоретической стратегии Дж. Хоманса?

167. Каковы основные категории теории обмена Дж. Хоманса?

168. Назовите пять основных постулатов Дж. Хоманса, объясняющих человеческое поведение.

169. На основе чего возникает, по мысли Дж. Хоманса, институциональное поведение?

170. Охарактеризуйте модель обмена, предложенную П. Блау. Как Блау соединяет микро- и макро-уровни отношений обмена?

171. Опишите основные категории концепции П. Блау. Какую роль играют ценности в обмене между макросистемами?

172. Назовите постулаты теории обмена П. Блау.

173. Каким образом использует П. Блау положения структурного функционализма и символического интеракционизма в своей теории обмена?

174. Почему Г. Гарфинкель рассматривал свою этнометодологию как радикальную альтернативу всем видам социологического анализа? Как исследователь трактовал «профессиональную социологию»?

175. Существуют ли интеллектуальные источники этнометодологии Г. Гарфинкеля?

176. Как этнометодолог изучает повседневность?

177. В чем заключаются смысл и задачи этнометодлогических экспериментов по разрушению повседневных рутин?

178. Сформулируйте понятия «описания» и «рациональной описуемости» по Г. Гарфинкелю.

179. Назовите основное свойство организации обыденных практических действий.

180. Что такое «фоновые ожидания», «общие понимания», «воспринимаемо нормальные среды»?

181. Почему Г. Гарфинкель рассматривает неопределенность «естественного языка»?

182. В чем заключается проблема «индексичности» по Г. Гарфинкелю? Что такое индексичные и объективные выражения?

183. Какие еще исследования этнометодологов вы знаете?

184. В чем своеобразие социологии Э. Гоффмана, на какие периоды можно разделить научное творчество социолога?

185. Каковы интеллектуальные источники социологии Э. Гоффмана?

186. Раскройте базовый понятийный аппарат Э. Гоффмана для изучения взаимодействия лицом-к-лицу.

187. Почему перспективу анализа повседневных взаимодействий лицом-клицу в работе Э. Гоффмана «Представление себя другим в повседневной жизни» называют драматургической?

188. Можно ли эту же драматургическую перспективу анализа повседневных взаимодействий лицом-к-лицу назвать «ритуалистической»?

189. Что такое «лицевая работа»?

190. Что такое «стратегическое взаимодействие»?

191. Как решает Э. Гоффман проблему социального порядка? Сформулируйте понятие «рабочего консенсуса».

192. Каково значение концепции стигматизации Э. Гоффмана?

193. Что такое «испорченная идентичность»?

194. В чем заключается по Э. Гоффману специфика тотальных институтов?

195. Определите основные темы книги Э. Гоффмана «Приюты».

196. Что такое «моральная карьера»?

197. Сравните перспективу «рамочного анализа» Э. Гоффмана с другими перспективами социологического анализа повседневных взаимодействий.

 

По разделу III «Современные социологические теории»:

1. Основные подходы к определению и исследованию социологической теории (исторический, онтологический, гносеологический, «классификаторский»).

2. Три типа научности в социологии и кризисы в развитии социологической теории.

3. Объяснение и понимание в социологии. Общая характеристика двух традиций в социальной теории - позитивизма и понимающего метода.

4. Герменевтика: общая характеристика, основные понятия.

5. "Подводящая" теория объяснения К. Г. Гемпеля и две ее разновидности (дедуктивно-номологическая и индуктивно-вероятностная).

6. Каузальность и телеология в социологии.

7. Социологическое знание и здравый смысл.

8. Понятие интенциональности. Интенциональность и субъективный смысл.

9. Действие как объект телеологического объяснения и два его аспекта.

10. Дискурсивное сознание, практическое сознание и онтологическая безопасность.

11. "Картезианская" и "юмовская" причинность: "причина - следствие" VS "основание - следствие". Их значение для объяснения в социологии.

12. Практический силлогизм (вывод) и его отношение к телеологическим объяснениям.

13. Телеологическое объяснение и интенциональное понимание; понимание и объяснение "по сходству" и понимание и объяснение "по смыслу".

14. Квазикаузальные объяснения в истории и социальных науках.

15. Понятие дискурса в современном социологическом теоретизировании.

16. Роль внешних условий и роль насилия в объяснении социальных событий.

17. Квазителеологические объяснения в социальной теории.

18. Предмет социологии как эпистемологическая проблема.

19. Теории постмодернизма: общая характеристика, особенности развития в социологии.

20. Археология знания, генеалогия власти М. Фуко.

21. Ж. Бодрийяр: симуляции и "симулякры".

22. Постмодернистская социология знания Лиотара.

23. Теория структурации Э. Гидденса: "дуальность", "Двойная герменевтика" и понятие структуры.

24. Процесс институционализации и "социальная система" у Гидденса: классификация социальных институтов.

25. Действие и динамика деятельности в теории структурации Гидденса: дискурсивное сознание, практическое сознание и онтологическая безопасность.

26. "Рутинизация" и "регионализация" в теории Гидденса.

27. Критическая теория Ю. Хабермаса: "публичная сфера", человеческий интерес и виды знания.

28. Теория коммуникативного действия Хабермаса: идеальный тип ненарушенной коммуникации.

29. Понятие дискурса в современном социологическом теоретизировании.

30. "Жизненный мир" и "система" в теории коммуникативного действия Хабермаса.

31. Концепция социальных систем Н. Лумана.

32. Понятия "самореференции", "аутопоейсиса" и "контингенции" у Лумана.

33. Взаимопроникновение систем и понятие "двойной контингенции" у Лумана.

34. Основные типы социальных систем по Луману.

35. Конструктивистский структурализм П. Бурдье: общая характеристика.

36. Понятие "капитала" у Бурдье и типы "капиталов".

37. Классовые культуры и "габитус" в теории Бурдье.

38. Общая характеристика драматургического подхода И. Гофмана.

39. Анализ взаимодействия у Гофмана. Типы взаимодействия.

40. Организация субъективного опыта в социальной ситуации. Представления.

41. Этнометология (общая характеристика). Этнометоды.

42. Этнометодологи и их разновидности.

43. Микросоциология Р. Коллинза.

44. Прагматизм и неопрагматизм в социологии.

45. Специфика прагматистского акционизма: «творческий ум» и «проблемная ситуация».

46. Неопрагматистский деконструктивизм. Р. Рорти, Х. Патнэм, Д. Дэвидсон и др.

47. Современная социальная система и ее динамика в концепции Р. Дарендорфа.

48. Понятие "императивно координируемых ассоциаций" у Дарендорфа.

49. История сексуальности и этика М. Фуко.

Понятия "имплозии" и "гиперреальности" у Бодрийяра.



2016-01-26 630 Обсуждений (0)
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)