Риски в ценообразовании
Цель семинарского занятия: выяснить экономическую сущность ценового риска, рассмотреть его функции; определить значение и критерии оценки рисков в ценообразовании, рассмотреть методы оценки рисков.
План семинарского занятия: 1. Понятие и сущность экономических рисков. 2. Значение и критерии оценки рисков в ценообразовании. 3. Методы оценки риска в расчетах цен. 4. Экономико-математическое моделирование риска. 5. Оценка инфляционного ожидания.
Вопросы для обсуждения и самоконтроля: · Классическая и неоклассическая теории предпринимательских (экономических) рисков. · Роль рисков в рыночной экономике. · Стимулирующая и защитная функции экономического риска. · Процедура и критерии оценивания риска. · Методы оценки риска. · Вероятностный подход к оценке предпринимательского риска. · Использование аппарата математической статистики в оценке риска ценообразования. · Применение имитационного моделирования в ценообразовании. · Значение учета инфляционных процессов в ценообразовании. · Информация для оценки инфляционного ожидания. · Методы страхования цен от инфляционных и рыночных колебаний.
Методические указания: Риск- ситуативная характеристика деятельности, которая может иметь неопределенный результат и неблагоприятные следствия. В экономической науке сложились два подхода к толкованию риска. Согласноклассической теории, риск отождествляется с ожиданием потерь, которые могут состояться в результате реализации того или другого решения. С экономической точки зрения, риск по этой теории - возможный материальный ущерб в результате того или иного хозяйственного решения. Неоклассическая теория основана на таких положениях: 1)предприятие, которое работает в условиях неопределенности и прибыль его является случайной переменной величиной, в своей деятельности должно руководствоваться двумя критериями: размером ожидаемой прибыли и величиной его возможных колебаний; 2)поведение предпринимателя обусловливается концепцией предельной полезности. Это означает, что при необходимости выбрать один из двух вариантов инвестирования капитала, которые дают одинаковую предпринимательскую прибыль, следует выбирать вариант с меньшими колебаниями прибыли. Об экономическом рискеследует говорить как о процессе принятия решений в ситуации неопределенности с учетом как экономических, так и политических, моральных, психологических и других следствий, большей частью неблагоприятных. Экономический риск - это деятельность субъектов экономических отношений, связанная с преодолением неопределенности ситуации неминуемого выбора, в процессе которого есть возможность оценить вероятность достижения желательного результата, неудачи и отклонения от них по всем рассмотренным вариантам. Предпринимательство в рыночной экономике всегда сталкивается с неопределенностью в оценке конъюнктуры и перспективы рынка. Предприниматель, которому нужно принять практическое решение о цене, размерах производства, не имеет, как правило, целиком точного представления о рыночном результате и руководствуется несколькими гипотезами разной степени вероятности и точности. Определение цены на реализуемую предприятием продукцию, услуги – наибольшая составная часть предпринимательского риска. В предпринимательской деятельности важно количественно определить риск, чтобы сравнить степень риска альтернативных вариантов и выбрать тот из них, который более всего отвечает принятой стратегии. Процесс оценивания риска состоит из трех этапов: - выявление возможных вариантов решения проблемы; - определение возможных экономических, политических, моральных и других следствий, главным образом отрицательных, которые могут наступить в результате реализации решения; - интегральное оценивание - имеет два взаимозависимых аспекта: качественный и количественный. Существуют три основных критерия количественного оценивания риска – вероятностный, затратный и временной. Риск - вероятностное понятие, он может быть определен в терминах теории вероятности и математической статистики. Вероятность события определяется как мера, число, которое показывает отношение числа следствий, которые оказывают содействие этому событию, к общему числу всех единственно возможных и одинаково возможных элементарных следствий в системе намечаемых мероприятий. Риск в предпринимательстве измеряется абсолютной суммой - суммой ущерба и потерь и степенью риска - мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижение уровня прибыли, дохода, цены, которые намечает. Эти два показателя являются необходимыми и несут соответствующую информацию - относительно абсолютного или относительного риска. Абсолютный риск оценивается в гривнах, долларах и т.д., относительный риск - в долях единицы или в процентах. Рыночная цена по своей природе является случайной величиной, которая в условиях конъюнктуры рынка вследствие соглашения купли-продажи приобретает только одно возможное значение, зависящее от многих случайных причин, которые заранее не могут быть полностью учтены участниками соглашения. Случайная величина - это переменная величина, конкретное значение которой не определено, но для которой определена функция распределения вероятностей. Последняя и дает возможность анализировать степень риска. В условиях ограниченной информации для расчетов цен большей частью тяжело определить эмпирическую функцию распределения вероятностей. Поэтому в практических расчетах удобнее пользоваться чаще всего употребляемыми в теории вероятностей стандартными функциями распределения вероятностей, в частности: нормальным распределением вероятностей, распределением Гаусса, показательным (экспонентным) распределением, распределением Пуассона. Практика расчетов может давать и другие, в частности эмпирические распределения вероятностей. Для решения проблем прогнозирования ценовых рисков применяются методы имитационного моделировании. Суть их состоит в разработке математической модели, которая адекватно отражает процесс принятия ценового решения. В качестве зависимых переменных, как правило, берутся маркетинговые целевые показатели - прибыль, объем сбыта, доля рынка и т.п. Например, можно исследовать возможные значения цены и прибыли на простейшей модели: p x Q – Q x V – F = C, где: р - цена; Q - объем продажи; V- переменные расходы на единицу продукции; F - постоянные расходы; С - прибыль. В условиях инфляции ценовая стратегия предприятия не может иметь надежного обоснования без обоснованного взвешенного прогноза изменения цен на его продукцию и цен на ресурсы с учетом общего инфляционного фактора роста цен в экономике на прогнозируемый период. Для оценки инфляционного ожидания в ценовой стратегии предприятия рекомендуется использовать употребляемые в статистической практике и социально-экономическом прогнозировании показатели, например, сведенный индекс потребительских цен на товары и услуги. Тесты: 1.Риск в предпринимательстве – это: а) плата за возмещение возможных потерь, связанных с предпринимательской деятельностью; б) ситуативная характеристика предпринимательской деятельности, имеющая неопределенный результат и возможно неблагоприятные последствия; в) ожидание потерь, которые могут иметь место в результате реализации того или иного решения в сфере экономики; г) возможный материальный ущерб в результате предпринимательской деятельности. 2.Назовите действия, не относящиеся к стимулирующей функции экономического риска: а) принятие прямых сложных инвестиционных решений; б) формирование инвестиционного портфеля акций; в) защита от материальных потерь; г) получение материальных выгод и преимуществ от реализованных решений в предпринимательской сфере.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |