Государственное регулирование процессов ценообразования и особенности формирования цен на мировых товарных рынках
Цель семинарского занятия: рассмотреть законодательные основы и механизм государственного регулирования цен, ознакомиться с особенностями государственного регулирования цен в промышленно развитых странах, определить основные проблемы ценообразования и пути их решения для экономики, ознакомиться с особенностями формирования цен на мировых товарных рынках и содержанием конъюнктурно-ценовой работы при осуществлении внешнеторговых операций.
План семинарского занятия: 1. Значение и механизм государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики. 2. Законодательное регулирование процессов ценообразования в России. 3. Регулирование цен в промышленно развитых странах. 4. Современные проблемы ценообразования России. 5. Особенности формирования цен на мировых товарных рынках.
Вопросы для обсуждения и самоконтроля: · Необходимость государственного регулирования цен; · Регулирование монополии и конкуренции; · Применение общих принципов ценообразования; · Методы государственного регулирования; · Основные меры прямого государственного регулирования; · Основные методы косвенного регулирования; · Основные законы и нормативные документы, регламентирующие процессы ценообразования; · Особенности формирования цен по основным товарным группам мировых рынков; · Государственное регулирование внешнеторговых цен; · Взаимосвязь цен мирового и внутреннего рынка; · Особенности конъюнктурно-ценовой работы при импортных операциях; · Конъюнктурно-ценовая работа при осуществлении экспортных операций. Методические указания: Экономике смешанного типа присущ такой вид управления, при котором государство создает эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. Составными системы регулирования экономических отношений являются подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главная цель функционирования которых - поддерживание баланса спроса и предложения, потребления и накопления товарной и денежной массы. Влияние на производителей со стороны государства может быть прямым (путем установления определенных правил ценообразования) и косвенным (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение). Большинство стран применяют определенные принципы ценообразования, которые декларируются в виде законодательных актов, которые регламентируют порядок и методологию формирования цен. Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний. Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается: 1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; 4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства; 5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара; 6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; 7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; 8) создание дискриминационных условий; 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики. Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется путем установления: — государственных фиксированных цен (тарифов); — предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений Государственные фиксированные и регулированные цены (тарифы) устанавливаются на ресурсы, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, имеющие большое социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточенно на предприятиях – монополистах. Изменение уровня государственных фиксированных и регулированных цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг осуществляется в порядке и в сроки, которые определяются теми органами, которые согласно этому Закону утверждают или регулируют цены (тарифы). Изменение государственных фиксированных и регулированных цен (тарифов) может осуществляться в связи с изменением условий производства и реализации продукции, которые не зависят от хозяйственной деятельности предприятий. Устанавливается ответственность за нарушение государственной дисциплины цен. Согласно законодательству вся необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен, подлежит изъятию в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности предприятия, организации. Кроме того, во внебюджетные фонды местных Советов взимается штраф в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки. Указанные суммы списываются со счетов предприятий и организаций в банковских учреждениях по решению суда (арбитражного суда). Лица, виновные в нарушении порядка установления и применения цен (тарифов), привлекаются к административной или уголовной ответственности. Государством определены правовые основы ограничения монополизма и предотвращение его, недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществление контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства. Изучение опыта ценообразования и регулирования цен в промышленно развитых странах дает возможность понять закономерности и тенденции этих процессов, которые оказывают содействие формированию ценового механизма в период перехода экономики к рыночной модели. История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав преимущество экономике смешанного типа. Особенность последней заключается в том, что она представляет собой систему, которая объединяет на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы, причем государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая механизмов рыночного саморегулирования. Основой для определения экспортных и импортных цен во внешнеторговой практике выступают мировые цены.Важнейшая особенность мировых цен сырьевых товаров состоит в том, что решающую роль в определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих мировых рынках. Для осуществления внешнеторговой деятельности фирма должна провести комплексное исследование рынка и прежде всего изучить: - конъюнктуру рынка данного товара, т. е. выявить существующий и ожидаемый спрос на него, на базе имеющихся источников информации определить уровень цен, по которым товар может быть предложен на рынке, тенденции их изменения; - торгово-политические, транспортные и правовые условия работы на рынке, в частности содержание межправительственных соглашений, регулирующих ввоз товара, систему государственного регулирования внешней торговли в стране-импортере, включая уровень таможенного обложения предлагаемого экспортером товара, нетарифные барьеры; - запреты и ограничения, порядок использования квот и получения лицензий, требования к сертификации товара, тарифы железных дорог и фрахт, законодательство по страхованию, а также законодательство, регулирующее деятельность иностранных фирм в стране-покупателе, и т. д.; - фирменную структуру рынка, фирмы, которые играют ведущую роль на рынке данного товара и могут быть как потенциальными партнерами, так и конкурентами. Переход от мировой цены-ориентира к цене конкретной сделки состоит из двух этапов: установление исходной (базовой) цены и установление цены с учетом коммерческих условий поставки и технико-экономических характеристик изделия. Внешнеторговые цены формируются на базе мировых пен в рамках внешнеторговой и таможенной политики, проводимой государством. Наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования, — это таможенный тариф. Основными функциями таможенного тарифа являются протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств за счет взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. В отношении применения налоговых инструментов к экспортным товарам общепризнанной является практика освобождения товаров, вывозимых из страны, от косвенных налогов, прежде всего от налогов на продажу, добавленную стоимость и эквивалентных им налогов и акцизов.
Тесты: 1. Государственное регулирование цен – это: а) объективное требование экономики переходного периода; б) практика промышленно развитых стран; в) инструмент современной рыночной экономики; г) противодействие монополизации экономики. 2. Основной задачей государственного регулирования цен является: а) сдерживание инфляционных ценовых процессов; б) обеспечение оптимального соотношения монополии и конкуренции; в) поддержание необходимого жизненного уровня населения; г) поддержание баланса спроса и предложения, потребления и накопления товарной и денежной массы. 3. К косвенному государственному регулированию цен не относится: а) налогообложение; б) финансово-кредитное регулирование; в) установление предельного уровня рентабельности производства; г) все ответы верны. 4. Государственное регулирование цен согласно законодательству осуществляется путем: а) установления государственных фиксированных цен; б) предельных уровней цен (тарифов); в) предельных отклонений от государственных уровней цен (тарифов); г) все ответы верны.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (895)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |