Выразительность как ККР и тропы и фигуры речи
В 20 веке отечественные исследователи ввели понятие коммуникативных качеств речи, которые обеспечивают целесообразность письменных и устных текстов, затрагивая реальные свойства и формальные стороны речи. Выразительность – это коммуникативное качество, которое усиливает эффект речи, которая поддерживает интерес слушателей / читателя. Выделяют: - Выразительную - Акцентологическую - Интонационную - Лексическую - Словообразовательную - Морфологическую - Синтаксическую Еще в античности были введены · Тропы · Фигуры речи
Тропы и фигуры речи – отдельные фигуры, но они похожи и вызывают дискуссии. Тропы – это термин греческих авторов. В античной теории языка и стиля, тропом называли перенос наименования, в результате которого словосочетанием и предложили традиционно называть какой-либо фрагмент действительности. В данном отрывке текста используется для называния другой сущности, связанной с первой какими-либо семантическими средствами. В современном понимании троп – это совмещенный язык единицы двух семантических планов, коллективного языкового, который соответствует буквально его значению и окказионального, относится к данному случаю. Они используются в беллетристике, художественных стилях, редко в деловом, научном. · Метафоры – это переносное наименование. Существуют метафоры, на которые наше сознание не реагирует, не воспринимает как метафору (пузатый чайник, погасить ссору). В художественных произведениях существуют индивидуальные, авторские метафоры (горит восток зарею новой (Пушкин), в наших жилах кровь, а не водица, мы идем сквозь револьверный лай (Маяковский)) · Метонимия - перенос наименования предмета или явления по смежности на ближайший предмет или явление, в результате одно и то же название получают два предмета или явления, соседствующие, тесно связанные друг с другом.
По смежности Лит. штампы # черное золото второй хлеб
Авторские # и вдруг глаза ее, мокрые, заплаканные, брызнули такой неудержимой зеленой радостью (Ф. Абрамов)
· Синекдоха.Некоторые относят к метафоре и метонимии, некоторые считают отдельным тропом. Это приём, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними сходства.
2 разн-ти: – перенос с части на целое # тенор: голос, человек – с целого на часть # груша: дерево, плод
# А писать он был великий мастер: его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии (Гончаров) · Олицетворение –называниенеживого живым # Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. (Лермонтов) «В спину хохочут и ржут канделябры» (Маяковский)
· Эпитет -образное определение свойства или качества некого объекта действительности
# «У народа умер звонкий забулдыга подмастерье» (Маяковский) «Белый запах нарциссов, счастливый, белый, весенний запах» (Толстой)
Для фольклора характерно постоянное использование эпитетов: # молодец добрый Девица красная
· Сравнение -сопоставление объектов или процессов с целью художественного описания.
# Подводной лодкой пошел ко дну взорванный Петербург (Маяковский)
· Гипербола -образное выражение, состоящее в преувеличении силы, размеров, значения описываемых событий.
# Мою любовь, широкую, как море, Вместить не могут жизни берега (Толстой)
· Литота -преуменьшение.
# Ваш шпиц прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов) · Мейозис – преуменьшение интенсивности проявления действий и процессов. С помощью М. преуменьшается объективно нормальное или превышающее качественную норму состояние. М. служит для смягчения, эвфемизации ситуации: Как учишься? – Ничего. (хотя отличник) Иногда прямая номинация качества или интенсивности феномена невозможна по этическим соображениям: Её трудно назвать красавицей. Оставшимся временем шахматист распорядился неудачно. · Антономасия – употребление имени собственного в качестве обозначения лица, обладающего схожим характером/положением: Отелло (ревнивец), Тартюф (ханжа), Хлестаков (хвастун). Что может собственных Невтонов и быстрых разумом Платонов российская земля рождать. Мы все глядим в Наполеоны. Приезжают в столицу смиренно и бойко молодые Есенины в красных ковбойках. · Тропеический синкретизм – совмещение нескольких оснований для переноса значения. Например, гиперболическая метафора: И ничего не разрешилась весенним ливнем бурных слез. Метонимическая метафора: В его голосе был лед.
Фигуры речи – отступление от нейтрального способа изложения с целью эмоционального или эстетического воздействия. 1. АНТИТЕЗА – противопоставление фрагментов действительности. Любить – это с простынь бессовестно рваных срываться, ревнуя к Копернику, 2. ПЕРИФРАЗА – описательный оборот, употребляемый вместо кого-либо слова для косвенного подчеркивания каких-либо качеств или признаков феномена: Третий Рим – Москва. Страна озер – Карелия.
3. ГРАДАЦИЯ – стилистическая фигура, подразумевающая такое расположение слов, каждое из которых усиливает значение предыдущего. Благодаря этому впечатление нарастает. Восходящая градация: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю. 4. ЭЛЛИПСИС – пропуск структурно необходимого члена предложения. При этом конструкция приобретает легкость и динамичность: б) пропущен глагол нахождения, замещение существительного: в) слово вводится один раз и больше не повторяется:
5. Зевгема – слово, образующее однотипное словосочетание, употребляется только один раз. В зависимости от места его актуализации различают:
6. Анафора – повтор отдельных слов / конструкций в начале каждой из частей, входящих в сложное синтаксическое целое a. Лексическая анафора – повтор слов b. Синтаксическая анафора – повтор конструкций. Это искусственное вычленение, т.к. часто они совпадают #, Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза 7. Эпифора – единый конец (Мне хотелось бы знать отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник? (Гоголь)). 8. Симплока – сочетание анафоры и эпифоры (Этот человек сделал все, чтобы увидеть вас, это человек специально приехал, чтобы встретить вас (Симонов)). 9. Оксюморон (остроумно-глупое (греч.)) - сочетание несовместимых признаков, при том, что возникает абсурд, но он раскрывает противоречивую природу какого-либо фрагмента действительности (красноречивое молчание, живой труп). 10. Апосиопеза (фигура умолчания) – умышленная незавершенность высказывания, которая дает возможность домысливания (Вот он вернется, и тогда….). 11. Хиозм – перемена позиции начального и конечного компонента конструкции (Мышка боится мишки, мишка боится мышки). 12. Период – сложное единство, которое состоит из двух частей: a. Протазис – задаются условия (времени действия, действующее лицо, явление) # когда душе моей сойдет успокоенье, когда…. и бла, бла, бла!) b. Аподазис – вывод 13. Парцеляция – расчленение синтаксической конструкции для повышения значения (надо все-все записать для себя. А может и для Данечки).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |