Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выразительность как ККР и тропы и фигуры речи



2016-01-26 1345 Обсуждений (0)
Выразительность как ККР и тропы и фигуры речи 0.00 из 5.00 0 оценок




В 20 веке отечественные исследователи ввели понятие коммуникативных качеств речи, которые обеспечивают целесообразность письменных и устных текстов, затрагивая реальные свойства и формальные стороны речи.

Выразительность – это коммуникативное качество, которое усиливает эффект речи, которая поддерживает интерес слушателей / читателя.

Выделяют:

- Выразительную

- Акцентологическую

- Интонационную

- Лексическую

- Словообразовательную

- Морфологическую

- Синтаксическую

Еще в античности были введены

· Тропы

· Фигуры речи

 

Тропы и фигуры речи – отдельные фигуры, но они похожи и вызывают дискуссии.

Тропы – это термин греческих авторов. В античной теории языка и стиля, тропом называли перенос наименования, в результате которого словосочетанием и предложили традиционно называть какой-либо фрагмент действительности. В данном отрывке текста используется для называния другой сущности, связанной с первой какими-либо семантическими средствами.

В современном понимании троп – это совмещенный язык единицы двух семантических планов, коллективного языкового, который соответствует буквально его значению и окказионального, относится к данному случаю.

Они используются в беллетристике, художественных стилях, редко в деловом, научном.

· Метафоры – это переносное наименование. Существуют метафоры, на которые наше сознание не реагирует, не воспринимает как метафору (пузатый чайник, погасить ссору). В художественных произведениях существуют индивидуальные, авторские метафоры (горит восток зарею новой (Пушкин), в наших жилах кровь, а не водица, мы идем сквозь револьверный лай (Маяковский))

· Метонимия - перенос наименования предмета или явления по смежности на ближайший предмет или явление, в результате одно и то же название получают два предмета или явления, соседствующие, тесно связанные друг с другом.

 

По смежности

Лит. штампы

# черное золото

второй хлеб

 

Авторские

# и вдруг глаза ее, мокрые, заплаканные, брызнули такой неудержимой зеленой радостью (Ф. Абрамов)

 

· Синекдоха.Некоторые относят к метафоре и метонимии, некоторые считают отдельным тропом. Это приём, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними сходства.

 

2 разн-ти:

– перенос с части на целое

# тенор: голос, человек

– с целого на часть

# груша: дерево, плод

 

# А писать он был великий мастер: его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии (Гончаров)

· Олицетворение –называниенеживого живым

# Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит. (Лермонтов)

«В спину хохочут и ржут канделябры» (Маяковский)

 

 

· Эпитет -образное определение свойства или качества некого объекта действительности

 

# «У народа умер звонкий забулдыга подмастерье» (Маяковский)

«Белый запах нарциссов, счастливый, белый, весенний запах» (Толстой)

 

Для фольклора характерно постоянное использование эпитетов:

# молодец добрый

Девица красная

 

 

· Сравнение -сопоставление объектов или процессов с целью художественного описания.

 

# Подводной лодкой пошел ко дну взорванный Петербург (Маяковский)

 

 

· Гипербола -образное выражение, состоящее в преувеличении силы, размеров, значения описываемых событий.

 

# Мою любовь, широкую, как море, Вместить не могут жизни берега (Толстой)

 

 

· Литота -преуменьшение.

 

# Ваш шпиц прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)

· Мейозис – преуменьшение интенсивности проявления действий и процессов. С помощью М. преуменьшается объективно нормальное или превышающее качественную норму состояние. М. служит для смягчения, эвфемизации ситуации:

Как учишься? – Ничего. (хотя отличник)

Иногда прямая номинация качества или интенсивности феномена невозможна по этическим соображениям:

Её трудно назвать красавицей.

Оставшимся временем шахматист распорядился неудачно.

· Антономасия – употребление имени собственного в качестве обозначения лица, обладающего схожим характером/положением: Отелло (ревнивец), Тартюф (ханжа), Хлестаков (хвастун).

Что может собственных Невтонов и быстрых разумом Платонов российская земля рождать.

Мы все глядим в Наполеоны.

Приезжают в столицу смиренно и бойко молодые Есенины в красных ковбойках.

· Тропеический синкретизм – совмещение нескольких оснований для переноса значения. Например, гиперболическая метафора: И ничего не разрешилась весенним ливнем бурных слез.

Метонимическая метафора: В его голосе был лед.

 

Фигуры речи – отступление от нейтрального способа изложения с целью эмоционального или эстетического воздействия.

1. АНТИТЕЗА – противопоставление фрагментов действительности.

Любить – это с простынь бессовестно рваных срываться, ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Ивановны, считая своим соперником.

На нашей стороне сражаются чувства чести, на той – наглость, здесь – стыдливость, там – разврат, здесь верность, там обман, здесь доблесть, там преступление, здесь непоколебимость, там неистовство, здесь честное имя, там позор.

2. ПЕРИФРАЗА – описательный оборот, употребляемый вместо кого-либо слова для косвенного подчеркивания каких-либо качеств или признаков феномена:

Третий Рим – Москва. Страна озер – Карелия.


Хотя мы знаем, что Евгений
Сыздавна чтение любил,
Однако несколько творений
Он из запаса исключил.
Певца Гяура и Жуана
И с ним еще 2-3 романа.

 

3. ГРАДАЦИЯ – стилистическая фигура, подразумевающая такое расположение слов, каждое из которых усиливает значение предыдущего. Благодаря этому впечатление нарастает.

Восходящая градация: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю.
Нисходящая: Дама, не боящаяся самого дьявола, и даже мыши.

4. ЭЛЛИПСИС – пропуск структурно необходимого члена предложения. При этом конструкция приобретает легкость и динамичность:
а) пропущен глагол интенсивного действия:
Татьяна в лес, медведь за ней.
Я за свечку, свечка в печку.

б) пропущен глагол нахождения, замещение существительного:
Над этим островом, какие выси, какой туман,
И апокалипсис здесь был написан,
И умер Пан.

в) слово вводится один раз и больше не повторяется:
Только усталый достоин молиться богам, только влюбленный – ступать по весенним лугам.

 

5. Зевгема – слово, образующее однотипное словосочетание, употребляется только один раз. В зависимости от места его актуализации различают:

    1. Протозевгему – в начале конструкции (Один ведерком черпает, другой - шапкой, третий – горстями)
    2. Мезозевгему – в середине конструкции
    3. Гипозевгему – слово употребляется в последней конструкции (Петр – домой, Иван – на работу, а Дмитрий пошел в университет)

6. Анафора – повтор отдельных слов / конструкций в начале каждой из частей, входящих в сложное синтаксическое целое

a. Лексическая анафора – повтор слов

b. Синтаксическая анафора – повтор конструкций.

Это искусственное вычленение, т.к. часто они совпадают

#, Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза

7. Эпифора – единый конец (Мне хотелось бы знать отчего я титулярный советник? Почему я титулярный советник? (Гоголь)).

8. Симплока – сочетание анафоры и эпифоры (Этот человек сделал все, чтобы увидеть вас, это человек специально приехал, чтобы встретить вас (Симонов)).

9. Оксюморон (остроумно-глупое (греч.)) - сочетание несовместимых признаков, при том, что возникает абсурд, но он раскрывает противоречивую природу какого-либо фрагмента действительности (красноречивое молчание, живой труп).

10. Апосиопеза (фигура умолчания) – умышленная незавершенность высказывания, которая дает возможность домысливания (Вот он вернется, и тогда….).

11. Хиозм – перемена позиции начального и конечного компонента конструкции (Мышка боится мишки, мишка боится мышки).

12. Период – сложное единство, которое состоит из двух частей:

a. Протазис – задаются условия (времени действия, действующее лицо, явление)

# когда душе моей сойдет успокоенье, когда…. и бла, бла, бла!)

b. Аподазис – вывод

13. Парцеляция – расчленение синтаксической конструкции для повышения значения (надо все-все записать для себя. А может и для Данечки).

 

 



2016-01-26 1345 Обсуждений (0)
Выразительность как ККР и тропы и фигуры речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выразительность как ККР и тропы и фигуры речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)