КОДЕКС И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
§ 1. Предпосылки и основные задачи разработки Модельного уголовно-исполнительного кодекса............................................................ 581 § 2. Структура и содержание Модельного уголовно-исполнительного кодекса................................................................................................................. 584 § 3. Особенности действующего уголовно-исполнительного законодательства государств - участников СНГ.................................... 588 Авторы......................................................................................................................... 595 ПРЕДИСЛОВИЕ* Учебник по Особенной части уголовно-исполнительного права можно отнести к одному из первых учебников для высших образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний. Необходимость его издания обусловлена не только интересами учебного процесса, но и существенными изменениями уголовной и уголовно-исполнительной политики, правового мышления в нашем государстве и обществе, которые нашли отражение в продолжении реформ уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Прошло всего семь лет с тех пор, как Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации вступил в силу. Однако за такое непродолжительное время в него внесен ряд изменений и дополнений. Многие федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, направленные на реализацию принципов справедливости и гуманизма, приняты по инициативе Министерства юстиции. Они предусматривают обеспечение гарантий прав граждан, совершивших преступления и отбывающих уголовные наказания, отмену ряда неоправданных ограничений, расширение прав осужденных с учетом предоставления им права на краткосрочные и длительные выезды за пределы исправительных учреждений, восстановление конституционных гарантий на жилье для лиц, осужденных к лишению свободы, на весь срок отбывания наказания. Наиболее существенные изменения в систему исполнения наказаний были внесены Федеральным законом от 9 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации». Законодательные новеллы коснулись тридцати четырех статей УИК РФ. Они направлены на гуманизацию отбывания наказания, реализацию принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, развитие системы колоний-поселений. В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Федеральным законом от 20 марта 2001 г. были установлены органы и должностные лица, переписка осужденных с которыми не под- * Вконце книги приведены изменения, внесенные в УИК РФ в период подготовки учебника к изданию. Уголовно-исполнительное право Предисловие
вергается цензуре. Федеральным законом от 19 июня 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» в число должностных лиц, имеющих право без специального на то разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, был включен Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Вступление России в Совет Европы, выполнение взятых при этом обязательств, ратификация основополагающих международных конвенций в области прав человека обусловили необходимость перехода в августе 1998 г. уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции. В связи с этим потребовались подготовка и издание целого ряда подзаконных нормативных актов. Так, Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 636 была утверждена Федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы». Минюстом России приняты новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (приказ от 30 июня 2001 г. № 224), Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (приказ от 29 июня 2002 г. № 210). Эти правоположения являются основными ведомственными актами, регулирующими порядок деятельности исправительных учреждений. Особо следует обратить внимание на Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"», который внес изменения и дополнения в шестьдесят одну статью УИК РФ и признал утратившим силу приложение первое, устанавливающее перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. Данное приложение отнесено к уголовно-процессуальному законодательству. Все изменения и дополнения, внесенные указанным Законом, направлены на расширение основных прав осужденных, гуманизацию порядка и условий отбывания наказаний, совершенствование прогрессивной системы отбывания лишения свободы, изменение правового регулирования исполнения отдельных видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Необходимо отметить наделение осужденных правами на психологическую помощь, обращение в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, а также к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. Законодатель улучшил условия отбывания наказания в отношении женщин и несовершеннолетних, устранил 10 негативные последствия перевода осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии путем создания в воспитательных колониях изолированных участков, функционирующих как исправительные колонии общего режима. Снята конкуренция между институтами изменения вида исправительного учреждения и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Названный Закон предусматривает перевод из исправительных колоний общего режима в колонии-поселения по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания, а не одной трети, как было ранее. Значительные изменения произошли в порядке и условиях отбывания таких видов уголовного наказания, как штраф и исправительные работы. В связи с тем что законодатель исключил из системы наказаний конфискацию имущества, многие санкции статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие в виде дополнительного наказания конфискацию имущества, заменены штрафом. Авторами учебника проанализированы материалы диссертационных исследований, международные правовые акты, а также достижения уголовно-исполнительной практики. Значительная часть результатов исследований нашла отражение в учебнике. Авторы разделяют позицию Министерства юстиции в отношении таких видов наказания, как арест и ограничение свободы. Поясним эту мысль. Многие элементы содержания ареста не соответствуют требованиям международных стандартов. Во-первых, нормы, регулирующие данный вид наказания, предусматривают только одно средство исправления осужденных - режим отбывания наказания. Во-вторых, наказание предписывается отбывать в условиях общего режима в тюрьме, что не соответствует принципу гуманизма. В-третьих, осужденным не предоставляются свидания, не разрешается получение посылок, передач и бандеролей. При этом заметим, Что в данном случае мы сталкиваемся с коллизией норм, когда одни нормы действующего законодательства предусматривают применение ареста, иными словами, тюремного режима отбывания наказания, к несовершеннолетним и женщинам, другие - запрещают содержать эти категории осужденных в тюрьме. Кроме того, строительство арестных домов повлечет за собой необходимость инвестиций из федерального бюджета в размере более 50 млрд рублей. Аналогичная ситуация сложилась и с наказанием в виде ограничения свободы. Условия отбывания наказания в исправительных центрах и действующих колониях-поселениях практически одинаковы, а затраты на строительство исправительных центров составят более 21 млрд рублей. В силу этого 11 Уголовно-исполнительное право авторы посчитали такое положение неприемлемым и направили Президенту РФ В.В. Путину проект закона об отмене ареста как вида уголовного наказания и изменении порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы. Структура учебника соответствует структуре Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Его авторами являются известные ученые-пенитенци-аристы, которые пытались изложить учебный материал таким образом, чтобы курсанты, слушатели, практические работники уголовно-исполнительной системы и других правоохранительных органов могли понять и объективно оценить, чем приходится заниматься органам и учреждениям, исполняющим наказания, и сделать вывод, что уголовно-исполнительная система превратилась в реабилитационную систему в духовно-нравственном, социальном, правовом, образовательном и медицинском плане. Ее значимость для нормализации жизни нашего общества в настоящее время чрезвычайно велика. Директор Федеральной службы исполнения наказаний государственный советник юстиции 1 класса Ю.И. Калинин Глава 16 ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СИЗО УИС РОССИИ* § 1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений Согласно ст. 98 и 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) предварительное заключение под стражу представляет собой одну из мер государственного принуждения - меру пресечения, которая сопряжена с принудительной изоляцией гражданина от общества в специально предназначенных для этого учреждениях. В силу этого она обладает всеми признаками лишения свободы. Однако эта мера отличается от наказания. Как известно, лишение свободы является еще и мерой уголовного, административного (краткосрочный арест) и дисциплинарного (арест военнослужащих с содержанием на гауптвахте) наказания. Чем же отличается предварительное заключение под стражу от этих наказаний, какова его правовая природа? Для примера сравним его с уголовным наказанием. Во-первых, содержание под стражей и уголовное наказание различаются по целям. Согласно ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Данные цели рассчитаны на перспективу, связаны с позитивным воздействием как на преступника, так и на общество. Заключение под стражу преследует иные цели: оно применяется для того, чтобы не дать обвиняемому возможности скрыться от дознания, следствия и суда или угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства, иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ). Иначе говоря, данная мера пресечения в основном направлена на обеспечение уголовного судопроизводства. Во-вторых, если уголовное наказание применяется клицу, признанному судом виновным в совершении преступления, то мера пресечения - Уголовно-исполнительное право к подозреваемому и обвиняемому (подсудимому), то есть к лицам, вина которых еще не установлена. В-третьих, уголовное наказание может быть применено только по приговору суда, тогда как заключение под стражу - по постановлению мирового или федерального судьи (ст. 108 УПК РФ). В-четвертых, уголовное наказание - институт уголовного и уголовно-исполнительного права, а содержание под стражей - институт уголовно-процессуального права. Для уяснения правовой природы предварительного заключения под стражу необходимо обратить внимание на двойственный характер норм, его регулирующих. Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает лишь виды мер пресечения, основания их применения, сроки содержания под стражей (разд. IV УПК РФ), а целый комплекс отношений порядка исполнения заключения под стражу регулируется другим самостоятельным Федеральным законом - «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее -Закон). В силу этого складывающиеся в процессе правового регулирования правоотношения в условиях исполнения заключения под стражу можно разделить на две группы: а) возникающие при избрании меры пресечения; б) существующие при ее исполнении. В литературе было высказано мнение, что первые являются уголовно-процессуальными правоотношениями, а вторые - административно-правовыми1 . Некоторые авторы утверждают, что эти правоотношения делятся на уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные2. Однако если правоотношения, связанные с избранием меры пресечения, являются уголовно-процессуальными, то правоотношения, образующиеся при ее исполнении, не являются ни административно-правовыми, ни уголовно-исполнительными. Отношения, складывающиеся при предварительном заключении под стражу, не возникают ни в административно-правовой сфере, так как заключенный под стражу выпадает из административно-правовой юрисдикции, ни в уголовно-исполнительной сфере, поскольку заключенный под стражу еще не является осужденным. Правоотношения, возникающие в рассматриваемой области, имеют свое содержание ввиду того, что регулируются отдельным Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Отношения, складывающиеся при исполнении заключения под стражу, регулируются не только названным Законом, но и актами Правительства Российской Федерации (далее РФ) и ведомственными нормативными актами, например Правилами внутреннего распорядка следственных изо- 14 Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых... ляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, Инструкцией по организации работы по охране, надзору и конвоированию лиц, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах Министерства юстиции РФ, и др. Нормы указанного Закона и ведомственных нормативных актов имеют схожий характер с уголовно-исполнительными нормами, однако они отличаются своей направленностью на объект воздействия - лицо, заключенное под стражу. Это самостоятельная категория лиц, на которую не может распространяться режим отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных и им предоставляется отдельный режим, обеспечивающий их статус неосужденных лиц» (ст. 10). Содержание под стражей применяется не для того, чтобы покарать заключенного и исправить его, а для достижения целей, определенных ст. 97 УПК РФ. Хотя заключенный под стражу испытывает правоограни-чения порой сильнее, чем в исправительной колонии (камерное содержание, ограничение в свиданиях и т. д.), последние применяются не для восстановления социальной справедливости, исправления заключенного, предупреждения преступлений, а являются лишь неизбежным следствием изоляции его от общества и ограничены рамками необходимости обеспечения целей данной меры пресечения. Вместе с тем нормы уголовно-исполнительного законодательства вполне могут применяться в условиях мест предварительного заключения под стражу. Они распространяются на лиц, приговор в отношении которых вступил в законную силу, то есть осужденных: а) оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов; б) переведенных из исправительных колоний для участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого). Таким образом, правовая природа института заключения под стражу представляет собой по определению его сущности, оснований применения и сроков изоляции заключенных институт процессуальный, а по порядку исполнения - самостоятельный институт, регулируемый Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Заключение под стражу применяется к специальной категории лиц: подозреваемым и обвиняемым (подсудимым). В статье 2 Закона разъясняются понятия этих категорий лиц. Подозреваемый и обвиняемый - 15 Уголовно-исполнительное право это лица, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обвиняемые и подозреваемые были объединены одним понятием Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"». В старой редакции ст. 2 Закона определялись самостоятельные понятия «подозреваемый» и «обвиняемый». Разделение указанных понятий предусмотрено и в ст. 46,47 УПК РФ. Объединение понятий «подозреваемый» и «обвиняемый» в новой редакции ст. 2 Закона означает, что понятие «подозреваемый» охватывает как лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, так и лицо, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обвиняемым также может быть как задержанный, так и заключенный под стражу. Таким образом, законодатель подчеркивает, что для настоящего Закона важно определить подозреваемого и обвиняемого как лиц, в отношении которых действует этот Закон, регулируя порядок и устанавливая условия их содержания под стражей, гарантии их прав и законных интересов. Задержание не может продолжаться свыше 48 часов (ст. 22 Конституции РФ, ч. 2 ст. 94 УПК РФ). Это тот случай, когда задержание применяется как неотложная мера без предварительной санкции прокурора или суда для выяснения обоснованности подозрения и необходимости применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. Такое задержание применяется в рамках уголовного дела о преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК РФ). В данном случае подозреваемый, как правило, содержится в изоляторе временного содержания. Основанием для этого будет являться протокол задержания, который составляется не позднее трех часов после доставления задержанного в орган дознания, к следователю или прокурору. Согласно ст. 108 УПК РФ к подозреваемому может быть применена и мера пресечения в виде заключения под стражу. Однако это возможно в исключительных случаях при наличии оснований и обстоятельств, указанных соответственно в ст. 97 и 99 УПК РФ. При этом не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения (а если подозреваемый был задержан и затем заключен под стражу - с момента задержания) подозреваемому должно быть предъявлено обвинение. Согласно ст. 22 Конституции РФ и ст. 108 УПК РФ решение о применении к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меры пре-16 Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых... сечения в виде заключения под стражу принимает суд, предварительно рассмотрев мотивированное ходатайство лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Данное решение может быть вынесено постановлением мирового, федерального судьи или коллегиальным определением суда, если лицо берется под стражу в суде. Заключение под стражу применяется за совершение преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств (ст. 108 УПК РФ): 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жи 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Обвиняемый - это лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления или вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ). Данное постановление выносится следователем при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления. В положении обвиняемого лицо может находиться более длительное время (в отличие от подозреваемого), в частности на предварительном следствии - до 12 месяцев (срок предварительного следствия может быть продлен генеральным прокурором РФ в соответствии со ст. 162 УПК РФ). Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым (ч. 2 ст. 47 УПК РФ). Согласно ст. 25 УПК РФ в ходе судебного разбирательства суд вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения в отношении подсудимого. Если заключение под стражу избрано подсудимому в качестве меры пресечения, то срок содержания под стражей со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора не может превышать шести месяцев. Однако суд вправе продлить этот срок только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и каждый раз не более чем на три месяца. Таким образом, заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, значительно ограничивающая правовой статус подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем УПК РФ предусматривает более серьезные основания и процедуру ее применения. 17 Уголовно-исполнительное право § 2. Места предварительного заключения под стражу, Следственный изолятор Органы государства, призванные исполнять меру пресечения в виде предварительного заключения под стражу, именуются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Статья 7 данного Закона определяет их исчерпывающий перечень: - следственные изоляторы (СИЗО) уголовно-исполнительной сис - следственные изоляторы Федеральной службы исполнения наказаний; - следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасно - изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых - изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения УИС, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, и гауптвахты. Для этих целей в учреждениях УИС оборудуются отдельные помещения. При этом осужденные могут содержаться в них как задержанные по подозрению в совершении преступления либо в качестве заключенных под стражу. Статья 10 Закона устанавливает, что осужденные, отбывающие наказания в исправительных или воспитательных колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но отдельно от осужденных, отбывающих наказания. Такие лица изолируются в специальных помещениях штрафного изолятора. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. При этом перечень тюрем и исправительных учреждений, на территории которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается министром юстиции РФ по согласованию с генеральным прокурором РФ. Однако как быть, если совершено преступление в дальнем плавании или на зимовке, где-нибудь в Арктике? Часть 3 ст. 7 Закона в этом отношении предусматривает, что в случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капи-18 Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых... танами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей. Основным местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются следственные изоляторы, которые обладают правами юридических лиц (ст. 8 Закона). Изоляторы временного содержания предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Если доставка лиц, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, то они могут находиться в местах содержания заключенных до тридцати суток. Статья 13 Закона предусматривает случаи, когда возможен обратный перевод заключенных под стражу из следственных изоляторов в изоляторы временного содержания: для выполнения следственных действий судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка заключенных невозможна. Данный перевод производится на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца. Итак, основное место содержания под стражей - это следственные изоляторы. Они входят в уголовно-исполнительную систему, являются ее самостоятельными подразделениями, основное назначение которых - содержание подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу в качестве меры пресечения. Данная задача для них основная, хотя они и выполняют функции уголовно-исполнительного учреждения для определенной категории осужденных. Дело в том, что в них создаются специальные условия для выполнения задач уголовного судопроизводства, обеспечения правового статуса обвиняемых и подсудимых, изоляции заключенных и предотвращения их побегов. Следственные изоляторы не всегда были самостоятельными учреждениями, допускалось содержание в одном учреждении заключенных под стражу и осужденных. Если в начале становления Советского государства они создавались как самостоятельные подразделения (арестные помещения - ст. 3,31 Временной инструкции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» 1918 г.,домазаклю-чения - ст. 46 Исправительно-трудового кодекса (ИТК) 1924 г., изоляторы для подследственных - ИТК 1933 г.), то с введением в 1936 г. тюремного заключения как вида лишения свободы функция исполнения предварительного заключения под стражу перешла к тюрьмам. Таким образом, начиная с 1936 г. в тюрьмах стали содержаться и подслед- 19 Уголовно-исполнительное право ственные, и лица, переведенные из колоний в тюрьму, и осужденные к тюремному заключению (наиболее опасные преступники). Совместное содержание в тюрьмах весьма разнородных категорий преступников и подследственных имело серьезные негативные последствия, что, в частности, выражалось: а) в уравнивании правового положения осужденных и заключен б) перенесении методов воздействия, применяемых к опасным пре С1 января 1964 г. был вновь восстановлен принцип самостоятельности мест предварительного заключения. Многие тюрьмы были преобразованы в следственные изоляторы, их задачи, функции и режим в 1969 г. получили правовую регламентацию в союзном Законе - Положении о предварительном заключении под стражу. В настоящее время, кроме названного Закона, деятельность следственных изоляторов регулируется Положением о следственном изоляторе УИС Минюста России (приказ Минюста России от 25 января 1999 г. № 20). Данное Положение определяет следующие задачи следственных изоляторов: - создание условий, исключающих возможность подозреваемым и - обеспечение правопорядка и законности, безопасности подозре - осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и - обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозревае - организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также В соответствии с данными задачами Положение определяет основные функции следственных изоляторов: - прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственный - охрана подозреваемых, обвиняемых и осужденных и надзор за 20 Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых... - обеспечение изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужден - выявление, предупреждение и пресечение правонарушений среди - обеспечение внутреннего распорядка; - передача конвою подозреваемых, обвиняемых и осужденных для - организация и обеспечение собственной безопасности в следствен - материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, со - осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспе - создание условий для обеспечения прав и законных интересов по - освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых есть за - исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осуж - проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, пре - привлечение обвиняемых и подозреваемых к труду на производ - проведение культурно-воспитательной работы с несовершенно Будучи местами предварительного заключения, следственные.изоля-торы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу по уголовным делам, принятым к производству органами дознания и следствия. Кроме этой категории лиц, в следственных изоляторах содержатся: - обвиняемые в совершении преступлений, заключенные под стра - осужденные по уголовным делам, в отношении которых вынесены - осужденные, оставленные в следственном изоляторе или переве - осужденные к лишению свободы и смертной казни, подлежащие 21 Уголовно-исполнительное право - осужденные, оставленные в следственном изоляторе или переведенные в него из учреждений, исполняющих наказания, в связи с производством следственных действий в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого). Структура и штаты следственных изоляторов утверждаются территориальными органами УИС в соответствии с нормативами, типовыми структурами и штатами, установленными Правительством РФ и федеральным органом УИС. Следственный изолятор возглавляет начальник. В состав руководства также входят заместители по оперативной работе, охране и режиму, по воспитательной работе. Следственный изолятор имеет в своем составе дежурную службу, медицинскую и финансовую части и отделы: режима и охраны; оперативный; спецучета; кадров; по воспитательной работе среди заключенных под стражу и осужденных; по работе с личным составом; интендантского и хозяйственного обеспечения; коммунально-бытовой. Уголовно-исполнительная система России на 1 января 2004 г. располагала 192 следственными изоляторами, 7 тюрьмами, функционирующими в режиме следственных изоляторов. Кроме того, в 46 регионах России в исправительных колониях было создано 141 помещение, работающее в режиме следственных изоляторов. К началу XXI в. состояние следственных изоляторов, условия содержания в них заключенных под стражу были весьма неблагополучными. Наполнение следственных изоляторов составляло 226,8 %, что превышало норму более чем в два раза. Ежегодно через переполненные следственные изоляторы проходило до 2 млн человек, в результате чего на одного человека приходилось 1,7 м2 (вместо 4 м2, положенных по закону), а во многих следственных изоляторах (более чем в 65 %) - 0,5 м2. В 30 регионах страны их переполненность составляла более 200 %. Около 137 тыс. обвиняемых не были обеспечены индивидуальными спальными местами. Заключенные вынуждены были спать по очереди в 2-3 смены. Около 60 % зданий следственных изоляторов - дореволюционной постройки, еще 20 % построены до войны и не ремонтировались. В Федеральной целевой программе «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы» подчеркивается, что «условия содержания осужденных и подследственных в следственных изоляторах и тюрьмах унижают человеческое достоинство, причиняют физические и нравственные страдания, нарушают права на охрану здоровья и личную безопасность». Постоянное переполнение камер неизбежно способствует распространению инфекционных заболеваний, в первую очередь туберкулеза легких. 22 Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых... В 1990-х годах Правительством России была утверждена Федеральная программа строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем на период до 2000 г. При успешной реализации этой программы можно было бы создать 43,2 тыс. мест и полностью решить проблему размещения заключенных из расчета 4 м2на человека. Однако реально финансирование ее практически не велось (3 % запланированного). Работа была заморожена более чем на 100 объектах3. Положение в следственных изоляторах усугублялось несовершенством законодательства и правоприменительной практики, позволяющим неоправданно направлять в следственные изоляторы большое количество лиц, заключенных под стражу. По подсчетам специалистов ГУИН Минюста Росс
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |