Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОДЕКС И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ



2016-01-26 521 Обсуждений (0)
КОДЕКС И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок




§ 1. Предпосылки и основные задачи разработки Модельного

уголовно-исполнительного кодекса............................................................ 581

§ 2. Структура и содержание Модельного уголовно-исполнительного

кодекса................................................................................................................. 584

§ 3. Особенности действующего уголовно-исполнительного

законодательства государств - участников СНГ.................................... 588

Авторы......................................................................................................................... 595


ПРЕДИСЛОВИЕ*

Учебник по Особенной части уголовно-исполнительного права можно отнести к одному из первых учебников для высших образова­тельных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний. Не­обходимость его издания обусловлена не только интересами учебного процесса, но и существенными изменениями уголовной и уголовно-исполнительной политики, правового мышления в нашем государстве и обществе, которые нашли отражение в продолжении реформ уголов­ного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного зако­нодательства. Прошло всего семь лет с тех пор, как Уголовно-испол­нительный кодекс Российской Федерации вступил в силу. Однако за такое непродолжительное время в него внесен ряд изменений и допол­нений.

Многие федеральные законы и постановления Правительства Рос­сийской Федерации, направленные на реализацию принципов справед­ливости и гуманизма, приняты по инициативе Министерства юстиции. Они предусматривают обеспечение гарантий прав граждан, совершив­ших преступления и отбывающих уголовные наказания, отмену ряда неоправданных ограничений, расширение прав осужденных с учетом предоставления им права на краткосрочные и длительные выезды за пре­делы исправительных учреждений, восстановление конституционных гарантий на жилье для лиц, осужденных к лишению свободы, на весь срок отбывания наказания.

Наиболее существенные изменения в систему исполнения наказа­ний были внесены Федеральным законом от 9 марта 2001 г. «О внесе­нии изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федера­ции, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполни­тельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации». Законодательные новеллы коснулись тридца­ти четырех статей УИК РФ. Они направлены на гуманизацию отбывания наказания, реализацию принципов дифференциации и индивидуализа­ции исполнения наказаний, развитие системы колоний-поселений.

В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основ­ных свобод Федеральным законом от 20 марта 2001 г. были установлены органы и должностные лица, переписка осужденных с которыми не под-


* Вконце книги приведены изменения, внесенные в УИК РФ в период под­готовки учебника к изданию.


Уголовно-исполнительное право


Предисловие


 


вергается цензуре. Федеральным законом от 19 июня 2001 г. «О внесе­нии изменений и дополнений в ст. 24 Уголовно-исполнительного ко­декса Российской Федерации» в число должностных лиц, имеющих пра­во без специального на то разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, был включен Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Вступление России в Совет Европы, выполнение взятых при этом обязательств, ратификация основополагающих международных конвен­ций в области прав человека обусловили необходимость перехода в ав­густе 1998 г. уголовно-исполнительной системы из Министерства внут­ренних дел в Министерство юстиции. В связи с этим потребовались под­готовка и издание целого ряда подзаконных нормативных актов. Так, Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 636 была утверждена Федеральная целевая программа «Реформирование уго­ловно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы». Минюстом России приняты новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (приказ от 30 июня 2001 г. № 224), Правила внутреннего распорядка воспита­тельных колоний уголовно-исполнительной системы (приказ от 29 июня 2002 г. № 210). Эти правоположения являются основными ве­домственными актами, регулирующими порядок деятельности испра­вительных учреждений.

Особо следует обратить внимание на Федеральный закон от 8 декаб­ря 2003 г. «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Рос­сийской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уго­ловный кодекс Российской Федерации"», который внес изменения и дополнения в шестьдесят одну статью УИК РФ и признал утратившим силу приложение первое, устанавливающее перечень имущества, не под­лежащего конфискации по приговору суда. Данное приложение отнесе­но к уголовно-процессуальному законодательству. Все изменения и до­полнения, внесенные указанным Законом, направлены на расширение основных прав осужденных, гуманизацию порядка и условий отбыва­ния наказаний, совершенствование прогрессивной системы отбывания лишения свободы, изменение правового регулирования исполнения от­дельных видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Необходимо отметить наделение осужденных правами на психоло­гическую помощь, обращение в суд с ходатайством об условно-досроч­ном освобождении от отбывания наказания, а также к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. Законодатель улучшил условия отбыва­ния наказания в отношении женщин и несовершеннолетних, устранил

10


негативные последствия перевода осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии путем создания в воспитательных колониях изолированных участков, функционирующих как исправительные колонии общего режима.

Снята конкуренция между институтами изменения вида исправитель­ного учреждения и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Названный Закон предусматривает перевод из исправитель­ных колоний общего режима в колонии-поселения по отбытии осуж­денными, находящимися в облегченных условиях содержания, не ме­нее одной четверти срока наказания, а не одной трети, как было ранее.

Значительные изменения произошли в порядке и условиях отбыва­ния таких видов уголовного наказания, как штраф и исправительные работы. В связи с тем что законодатель исключил из системы наказаний конфискацию имущества, многие санкции статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие в виде дополнительного наказания конфискацию имущества, заменены штрафом.

Авторами учебника проанализированы материалы диссертационных исследований, международные правовые акты, а также достижения уго­ловно-исполнительной практики. Значительная часть результатов иссле­дований нашла отражение в учебнике. Авторы разделяют позицию Ми­нистерства юстиции в отношении таких видов наказания, как арест и ограничение свободы. Поясним эту мысль.

Многие элементы содержания ареста не соответствуют требованиям международных стандартов. Во-первых, нормы, регулирующие данный вид наказания, предусматривают только одно средство исправления осуж­денных - режим отбывания наказания. Во-вторых, наказание предпи­сывается отбывать в условиях общего режима в тюрьме, что не соответ­ствует принципу гуманизма. В-третьих, осужденным не предоставляют­ся свидания, не разрешается получение посылок, передач и бандеролей. При этом заметим, Что в данном случае мы сталкиваемся с коллизией норм, когда одни нормы действующего законодательства предусматри­вают применение ареста, иными словами, тюремного режима отбывания наказания, к несовершеннолетним и женщинам, другие - запрещают содержать эти категории осужденных в тюрьме. Кроме того, строитель­ство арестных домов повлечет за собой необходимость инвестиций из федерального бюджета в размере более 50 млрд рублей. Аналогичная ситуация сложилась и с наказанием в виде ограничения свободы. Усло­вия отбывания наказания в исправительных центрах и действующих ко­лониях-поселениях практически одинаковы, а затраты на строительство исправительных центров составят более 21 млрд рублей. В силу этого

11


Уголовно-исполнительное право


авторы посчитали такое положение неприемлемым и направили Прези­денту РФ В.В. Путину проект закона об отмене ареста как вида уголов­ного наказания и изменении порядка отбывания наказания в виде огра­ничения свободы.

Структура учебника соответствует структуре Уголовно-исполнитель­ного кодекса РФ. Его авторами являются известные ученые-пенитенци-аристы, которые пытались изложить учебный материал таким образом, чтобы курсанты, слушатели, практические работники уголовно-испол­нительной системы и других правоохранительных органов могли понять и объективно оценить, чем приходится заниматься органам и учрежде­ниям, исполняющим наказания, и сделать вывод, что уголовно-испол­нительная система превратилась в реабилитационную систему в духов­но-нравственном, социальном, правовом, образовательном и медицин­ском плане. Ее значимость для нормализации жизни нашего общества в настоящее время чрезвычайно велика.

Директор Федеральной службы

исполнения наказаний

государственный советник

юстиции 1 класса Ю.И. Калинин


Глава 16 ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СИЗО УИС РОССИИ*

§ 1. Правовая природа и основания содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Согласно ст. 98 и 108 Уголовно-процессуального кодекса Россий­ской Федерации (УПК РФ) предварительное заключение под стражу представляет собой одну из мер государственного принуждения - меру пресечения, которая сопряжена с принудительной изоляцией гражда­нина от общества в специально предназначенных для этого учреждени­ях. В силу этого она обладает всеми признаками лишения свободы. Од­нако эта мера отличается от наказания. Как известно, лишение свободы является еще и мерой уголовного, административного (краткосрочный арест) и дисциплинарного (арест военнослужащих с содержанием на гаупт­вахте) наказания. Чем же отличается предварительное заключение под стражу от этих наказаний, какова его правовая природа? Для примера сравним его с уголовным наказанием.

Во-первых, содержание под стражей и уголовное наказание различа­ются по целям. Согласно ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федера­ции (УК РФ) наказание применяется в целях восстановления социаль­ной справедливости, исправления осужденного и предупреждения со­вершения новых преступлений. Данные цели рассчитаны на перспективу, связаны с позитивным воздействием как на преступника, так и на обще­ство. Заключение под стражу преследует иные цели: оно применяется для того, чтобы не дать обвиняемому возможности скрыться от дозна­ния, следствия и суда или угрожать свидетелю, иным участникам уго­ловного судопроизводства, уничтожить доказательства, иным путем вос­препятствовать производству по уголовному делу, заниматься преступ­ной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ). Иначе говоря, данная мера пресечения в основном направлена на обеспечение уголовного судопроизводства.

Во-вторых, если уголовное наказание применяется клицу, признанно­му судом виновным в совершении преступления, то мера пресечения -


Уголовно-исполнительное право

к подозреваемому и обвиняемому (подсудимому), то есть к лицам, вина которых еще не установлена.

В-третьих, уголовное наказание может быть применено только по приговору суда, тогда как заключение под стражу - по постановлению мирового или федерального судьи (ст. 108 УПК РФ).

В-четвертых, уголовное наказание - институт уголовного и уголов­но-исполнительного права, а содержание под стражей - институт уго­ловно-процессуального права.

Для уяснения правовой природы предварительного заключения под стражу необходимо обратить внимание на двойственный характер норм, его регулирующих. Уголовно-процессуальное законодательство устанав­ливает лишь виды мер пресечения, основания их применения, сроки содержания под стражей (разд. IV УПК РФ), а целый комплекс отноше­ний порядка исполнения заключения под стражу регулируется другим самостоятельным Федеральным законом - «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее -Закон). В силу этого складывающиеся в процессе правового регулирова­ния правоотношения в условиях исполнения заключения под стражу можно разделить на две группы:

а) возникающие при избрании меры пресечения;

б) существующие при ее исполнении.

В литературе было высказано мнение, что первые являются уголовно-процессуальными правоотношениями, а вторые - административно-правовыми1 . Некоторые авторы утверждают, что эти правоотношения делятся на уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные2. Од­нако если правоотношения, связанные с избранием меры пресечения, являются уголовно-процессуальными, то правоотношения, образующи­еся при ее исполнении, не являются ни административно-правовыми, ни уголовно-исполнительными. Отношения, складывающиеся при пред­варительном заключении под стражу, не возникают ни в административ­но-правовой сфере, так как заключенный под стражу выпадает из адми­нистративно-правовой юрисдикции, ни в уголовно-исполнительной сфере, поскольку заключенный под стражу еще не является осужден­ным. Правоотношения, возникающие в рассматриваемой области, име­ют свое содержание ввиду того, что регулируются отдельным Федераль­ным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Отношения, складывающиеся при исполнении заключения под стра­жу, регулируются не только названным Законом, но и актами Правитель­ства Российской Федерации (далее РФ) и ведомственными нормативными актами, например Правилами внутреннего распорядка следственных изо-

14


Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых...

ляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной систе­мы Министерства юстиции РФ, Инструкцией по организации работы по охране, надзору и конвоированию лиц, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах Министерства юстиции РФ, и др.

Нормы указанного Закона и ведомственных нормативных актов име­ют схожий характер с уголовно-исполнительными нормами, однако они отличаются своей направленностью на объект воздействия - лицо, за­ключенное под стражу. Это самостоятельная категория лиц, на которую не может распространяться режим отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством. В частности, Междуна­родный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обстоятель­ства, помещаются отдельно от осужденных и им предоставляется отдель­ный режим, обеспечивающий их статус неосужденных лиц» (ст. 10).

Содержание под стражей применяется не для того, чтобы покарать заключенного и исправить его, а для достижения целей, определенных ст. 97 УПК РФ. Хотя заключенный под стражу испытывает правоограни-чения порой сильнее, чем в исправительной колонии (камерное содер­жание, ограничение в свиданиях и т. д.), последние применяются не для восстановления социальной справедливости, исправления заключенно­го, предупреждения преступлений, а являются лишь неизбежным след­ствием изоляции его от общества и ограничены рамками необходимости обеспечения целей данной меры пресечения.

Вместе с тем нормы уголовно-исполнительного законодательства вполне могут применяться в условиях мест предварительного заключе­ния под стражу. Они распространяются на лиц, приговор в отношении которых вступил в законную силу, то есть осужденных: а) оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов; б) переведенных из исправительных колоний для участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозрева­емого (обвиняемого).

Таким образом, правовая природа института заключения под стражу представляет собой по определению его сущности, оснований примене­ния и сроков изоляции заключенных институт процессуальный, а по порядку исполнения - самостоятельный институт, регулируемый Фе­деральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений».

Заключение под стражу применяется к специальной категории лиц: подозреваемым и обвиняемым (подсудимым). В статье 2 Закона разъяс­няются понятия этих категорий лиц. Подозреваемый и обвиняемый -

15


Уголовно-исполнительное право

это лица, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пре­сечения в виде заключения под стражу. Обвиняемые и подозреваемые были объединены одним понятием Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Россий­ской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федераль­ным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"». В старой редакции ст. 2 Закона определялись самостоятельные понятия «подозреваемый» и «обвиняемый». Разделение указанных понятий предусмотрено и в ст. 46,47 УПК РФ.

Объединение понятий «подозреваемый» и «обвиняемый» в новой редакции ст. 2 Закона означает, что понятие «подозреваемый» охватыва­ет как лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, так и лицо, в отношении которого избрана мера пресечения в виде за­ключения под стражу. Обвиняемым также может быть как задержанный, так и заключенный под стражу. Таким образом, законодатель подчерки­вает, что для настоящего Закона важно определить подозреваемого и обвиняемого как лиц, в отношении которых действует этот Закон, регу­лируя порядок и устанавливая условия их содержания под стражей, га­рантии их прав и законных интересов.

Задержание не может продолжаться свыше 48 часов (ст. 22 Конститу­ции РФ, ч. 2 ст. 94 УПК РФ). Это тот случай, когда задержание применя­ется как неотложная мера без предварительной санкции прокурора или суда для выяснения обоснованности подозрения и необходимости приме­нения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. Такое задержание применяется в рамках уголовного дела о преступлении, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК РФ). В данном случае подозреваемый, как правило, содержится в изоляторе временного содержания. Основанием для этого будет являть­ся протокол задержания, который составляется не позднее трех часов после доставления задержанного в орган дознания, к следователю или прокурору.

Согласно ст. 108 УПК РФ к подозреваемому может быть применена и мера пресечения в виде заключения под стражу. Однако это возможно в исключительных случаях при наличии оснований и обстоятельств, ука­занных соответственно в ст. 97 и 99 УПК РФ. При этом не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения (а если подозреваемый был задержан и затем заключен под стражу - с момента задержания) подозреваемому должно быть предъявлено обвинение.

Согласно ст. 22 Конституции РФ и ст. 108 УПК РФ решение о приме­нении к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меры пре-16


Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых...

сечения в виде заключения под стражу принимает суд, предварительно рассмотрев мотивированное ходатайство лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Данное решение может быть вынесено по­становлением мирового, федерального судьи или коллегиальным опре­делением суда, если лицо берется под стражу в суде.

Заключение под стражу применяется за совершение преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лише­ния свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств (ст. 108 УПК РФ):

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жи­
тельства на территории России;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Обвиняемый - это лицо, в отношении которого вынесено постанов­ление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступле­ния или вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ). Данное постанов­ление выносится следователем при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступ­ления. В положении обвиняемого лицо может находиться более дли­тельное время (в отличие от подозреваемого), в частности на предвари­тельном следствии - до 12 месяцев (срок предварительного следствия может быть продлен генеральным прокурором РФ в соответствии со ст. 162 УПК РФ).

Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное раз­бирательство, именуется подсудимым (ч. 2 ст. 47 УПК РФ). Согласно ст. 25 УПК РФ в ходе судебного разбирательства суд вправе избрать, изме­нить или отменить меру пресечения в отношении подсудимого. Если за­ключение под стражу избрано подсудимому в качестве меры пресечения, то срок содержания под стражей со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора не может превышать шести месяцев. Однако суд вправе продлить этот срок только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и каждый раз не более чем на три месяца.

Таким образом, заключение под стражу - самая строгая мера пресе­чения, значительно ограничивающая правовой статус подозреваемых и обвиняемых, в связи с чем УПК РФ предусматривает более серьезные основания и процедуру ее применения.

17


Уголовно-исполнительное право

§ 2. Места предварительного заключения под стражу, Следственный изолятор

Органы государства, призванные исполнять меру пресечения в виде предварительного заключения под стражу, именуются Федеральным за­коном «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со­вершении преступлений» местами содержания под стражей подозревае­мых и обвиняемых. Статья 7 данного Закона определяет их исчерпыва­ющий перечень:

- следственные изоляторы (СИЗО) уголовно-исполнительной сис­
темы (УИС) России;

- следственные изоляторы Федеральной службы исполнения наказаний;

- следственные изоляторы органов Федеральной службы безопасно­
сти;

- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых
органов внутренних дел;

- изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых
Пограничных войск РФ.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых мо­гут являться учреждения УИС, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, и гауптвахты. Для этих целей в учреждениях УИС оборудуются отдельные помещения. При этом осужденные могут содер­жаться в них как задержанные по подозрению в совершении преступле­ния либо в качестве заключенных под стражу.

Статья 10 Закона устанавливает, что осужденные, отбывающие нака­зания в исправительных или воспитательных колониях и тюрьмах, за­держанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но отдельно от осужденных, отбываю­щих наказания. Такие лица изолируются в специальных помещениях штрафного изолятора. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении ко­торых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, мо­гут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняю­щих наказания, в специально оборудованных для этих целей помеще­ниях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. При этом перечень тюрем и исправительных учреждений, на территории которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается мини­стром юстиции РФ по согласованию с генеральным прокурором РФ. Од­нако как быть, если совершено преступление в дальнем плавании или на зимовке, где-нибудь в Арктике? Часть 3 ст. 7 Закона в этом отношении предусматривает, что в случаях, когда задержание по подозрению в со­вершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капи-18


Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых...

танами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или началь­никами зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указан­ными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Основным местом содержания под стражей подозреваемых и обвиня­емых являются следственные изоляторы, которые обладают правами юри­дических лиц (ст. 8 Закона). Изоляторы временного содержания пред­назначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Если доставка лиц, за­ключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отда­ленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, то они могут находиться в местах содержания заключенных до тридцати суток.

Статья 13 Закона предусматривает случаи, когда возможен обратный перевод заключенных под стражу из следственных изоляторов в изолято­ры временного содержания: для выполнения следственных действий су­дебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где на­ходятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка за­ключенных невозможна. Данный перевод производится на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.

Итак, основное место содержания под стражей - это следственные изо­ляторы. Они входят в уголовно-исполнительную систему, являются ее са­мостоятельными подразделениями, основное назначение которых - со­держание подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу в ка­честве меры пресечения. Данная задача для них основная, хотя они и выполняют функции уголовно-исполнительного учреждения для опре­деленной категории осужденных. Дело в том, что в них создаются специ­альные условия для выполнения задач уголовного судопроизводства, обеспечения правового статуса обвиняемых и подсудимых, изоляции заключенных и предотвращения их побегов.

Следственные изоляторы не всегда были самостоятельными учрежде­ниями, допускалось содержание в одном учреждении заключенных под стражу и осужденных. Если в начале становления Советского государ­ства они создавались как самостоятельные подразделения (арестные по­мещения - ст. 3,31 Временной инструкции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» 1918 г.,домазаклю-чения - ст. 46 Исправительно-трудового кодекса (ИТК) 1924 г., изоля­торы для подследственных - ИТК 1933 г.), то с введением в 1936 г. тюремного заключения как вида лишения свободы функция исполне­ния предварительного заключения под стражу перешла к тюрьмам. Та­ким образом, начиная с 1936 г. в тюрьмах стали содержаться и подслед-

19


Уголовно-исполнительное право

ственные, и лица, переведенные из колоний в тюрьму, и осужденные к тюремному заключению (наиболее опасные преступники).

Совместное содержание в тюрьмах весьма разнородных категорий преступников и подследственных имело серьезные негативные послед­ствия, что, в частности, выражалось:

а) в уравнивании правового положения осужденных и заключен­
ных;

б) перенесении методов воздействия, применяемых к опасным пре­
ступникам, на подследственных, вина которых была еще не установлена
судом.

С1 января 1964 г. был вновь восстановлен принцип самостоятельно­сти мест предварительного заключения. Многие тюрьмы были преобра­зованы в следственные изоляторы, их задачи, функции и режим в 1969 г. получили правовую регламентацию в союзном Законе - Положении о предварительном заключении под стражу.

В настоящее время, кроме названного Закона, деятельность след­ственных изоляторов регулируется Положением о следственном изоля­торе УИС Минюста России (приказ Минюста России от 25 января 1999 г. № 20). Данное Положение определяет следующие задачи следственных изоляторов:

- создание условий, исключающих возможность подозреваемым и
обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда,
а осужденным к лишению свободы и смертной казни - уклониться от
отбывания наказания;

- обеспечение правопорядка и законности, безопасности подозре­
ваемых, обвиняемых и иных лиц, содержащихся под стражей, а также
персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории
следственного изолятора;

- осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и
обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;

- обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозревае­
мых, обвиняемых и осужденных;

- организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также
развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной
сферы.

В соответствии с данными задачами Положение определяет основные функции следственных изоляторов:

- прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственный
изолятор и размещение их по камерам;

- охрана подозреваемых, обвиняемых и осужденных и надзор за
ними;

20


Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых...

- обеспечение изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужден­
ных;

- выявление, предупреждение и пресечение правонарушений среди
лиц, содержащихся в следственном изоляторе;

- обеспечение внутреннего распорядка;

- передача конвою подозреваемых, обвиняемых и осужденных для
отправки к месту назначения;

- организация и обеспечение собственной безопасности в следствен­
ном изоляторе и на прилегающей территории;

- материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, со­
держащихся под стражей;

- осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспе­
чивающих жизнедеятельность учреждения;

- создание условий для обеспечения прав и законных интересов по­
дозреваемых и обвиняемых;

- освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых есть за­
конные на то основания;

- исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осуж­
денных, содержащихся в следственном изоляторе;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, пре­
дусмотренном законом;

- привлечение обвиняемых и подозреваемых к труду на производ­
стве, организованном в следственном изоляторе;

- проведение культурно-воспитательной работы с несовершенно­
летними подозреваемыми и обвиняемыми, создание им условий для
получения общего среднего образования и др.

Будучи местами предварительного заключения, следственные.изоля-торы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, за­ключенных под стражу по уголовным делам, принятым к производству органами дознания и следствия. Кроме этой категории лиц, в следствен­ных изоляторах содержатся:

- обвиняемые в совершении преступлений, заключенные под стра­
жу, уголовные дела в отношении которых приняты к производству су­
дами;

- осужденные по уголовным делам, в отношении которых вынесены
обвинительные приговоры, не вступившие в законную силу;

- осужденные, оставленные в следственном изоляторе или переве­
денные в него из учреждений, исполняющих наказания, для работ по
хозяйственному обслуживанию;

- осужденные к лишению свободы и смертной казни, подлежащие
передаче конвою для этапирования к месту назначения;

21


Уголовно-исполнительное право

- осужденные, оставленные в следственном изоляторе или переве­денные в него из учреждений, исполняющих наказания, в связи с произ­водством следственных действий в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого).

Структура и штаты следственных изоляторов утверждаются террито­риальными органами УИС в соответствии с нормативами, типовыми структурами и штатами, установленными Правительством РФ и феде­ральным органом УИС. Следственный изолятор возглавляет начальник. В состав руководства также входят заместители по оперативной работе, охране и режиму, по воспитательной работе. Следственный изолятор име­ет в своем составе дежурную службу, медицинскую и финансовую части и отделы: режима и охраны; оперативный; спецучета; кадров; по воспита­тельной работе среди заключенных под стражу и осужденных; по работе с личным составом; интендантского и хозяйственного обеспечения; ком­мунально-бытовой.

Уголовно-исполнительная система России на 1 января 2004 г. распо­лагала 192 следственными изоляторами, 7 тюрьмами, функционирую­щими в режиме следственных изоляторов. Кроме того, в 46 регионах России в исправительных колониях было создано 141 помещение, ра­ботающее в режиме следственных изоляторов. К началу XXI в. состояние следственных изоляторов, условия содержания в них заключенных под стражу были весьма неблагополучными.

Наполнение следственных изоляторов составляло 226,8 %, что пре­вышало норму более чем в два раза. Ежегодно через переполненные след­ственные изоляторы проходило до 2 млн человек, в результате чего на одного человека приходилось 1,7 м2 (вместо 4 м2, положенных по зако­ну), а во многих следственных изоляторах (более чем в 65 %) - 0,5 м2. В 30 регионах страны их переполненность составляла более 200 %. Около 137 тыс. обвиняемых не были обеспечены индивидуальными спальными местами. Заключенные вынуждены были спать по очереди в 2-3 смены. Около 60 % зданий следственных изоляторов - дореволюционной по­стройки, еще 20 % построены до войны и не ремонтировались.

В Федеральной целевой программе «Реформирование уголовно-ис­полнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы» подчеркивается, что «условия содержания осуж­денных и подследственных в следственных изоляторах и тюрьмах уни­жают человеческое достоинство, причиняют физические и нравственные страдания, нарушают права на охрану здоровья и личную безопасность». Постоянное переполнение камер неизбежно способствует распростра­нению инфекционных заболеваний, в первую очередь туберкулеза лег­ких.

22


Глава 16. Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых...

В 1990-х годах Правительством России была утверждена Федераль­ная программа строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем на период до 2000 г. При успешной реализации этой програм­мы можно было бы создать 43,2 тыс. мест и полностью решить проблему размещения заключенных из расчета 4 м2на человека. Однако реально финансирование ее практически не велось (3 % запланированного). Ра­бота была заморожена более чем на 100 объектах3.

Положение в следственных изоляторах усугублялось несовершенством законодательства и правоприменительной практики, позволяющим не­оправданно направлять в следственные изоляторы большое количество лиц, заключенных под стражу. По подсчетам специалистов ГУИН Минюста Росс



2016-01-26 521 Обсуждений (0)
КОДЕКС И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОДЕКС И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (521)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)