Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Команда как понятие. Типология команд



2016-01-26 1097 Обсуждений (0)
Команда как понятие. Типология команд 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на индивидуализацию сознания и поведения, человек был и остается социальной личностью. Он всю жизнь является частью первичной групповой среды, где были сделаны его первые шаги и с которым он не расстается на протяжении всей жизни. Человек не просто чувствует на себе влияние этих групп, именно в них и через них он получает значительную часть информации и реализует свои возможности. Однако нужно понимать, что команда – это не группа людей, которой можно командовать. Команда – это группа специалистов, заинтересованных в достижении общего результата. Она ни в коем случае не подавляет индивидуальность отдельного ее члена. Напротив, каждый занимает в команде место, которое отвечает его возможностям и способностям, каждый чувствует себя нужным и незаменимым, а это, как известно, является самым важным условием удовлетворенности профессиональной деятельностью. Под командной формой организации труда, в общем случае, понимается объединение определенной группы профессиональных рабочих в автономный самоуправляемый коллектив с целью решения поставленной задачи (производственной или интеллектуальной) более оперативно, эффективно и качественно, чем при обычной, традиционной организации труда. На основе обобщения трудов было определено понятие команды – это трудовой коллектив работников, объединенных выполнениям общего задания, которые характеризуются высоким уровнем сплоченности и приверженности общим целям и ценностям организации. Это группа специалистов, которые имеют общие цели, взаимодополняемые навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и распределенную ответственность за достижение конечных результатов. Команда — это не то же, что коллектив, хотя как в первом, так и во втором случае людей объединяет общая цель. Однако в коллективе отношения формализованы – никто никому не обязан больше, чем установлено по должности, а в команде отношения дружеские, без взаимопомощи общий успех невозможен.Трудовой коллектив – это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей. Эффективная команда является результатом развития группы. Хотя команда – это группа людей, эти два понятия также не являются взаимозаменяемыми. Рабочий, учитель, тренер, могут собрать вместе группу людей, но при этом не создать команду. Концепция команды заключается в приверженности единой миссии и коллективной ответственности за результаты своей деятельности. Группа – это совокупность людей, объединенных общими интересами, профессиями, деятельностью.Таким образом, главное, что отличает команду от группы,– это эффект синергии. Его можно получить в результате эффективного взаимодействия между работниками на основе общих стремлений и ценностей, а также взаимодополняющих умений. Он приводит к тому, что суммарные усилия команды намного превышают сумму усилий ее отдельных работников. Кроме того, наличие в коллективе командных связей в несколько раз сокращает текучесть кадров. Взаимная зависимость членов команды, объединенных стремлением к общей цели, обусловливает их готовность разделять трудности и налаживать личные отношения. Это то, что есть в команде, и нет нигде больше. Поведение лидера команды отличается от поведения руководителя группы. Руководителю группы стремления добиться выполнения текущих заданий не позволяют задуматься о том, чего можно было бы достичь за счет реорганизации и увеличения вклада каждого члена группы. Он рассматривает общий поиск решения проблем членами группы как напрасную трату времени, может игнорировать конфликты между сотрудниками внутри группы или с другими группами. Совсем противоположными характеристиками владеет лидер команды: он способен привлекать людей и будить в них преданность общему делу, помогает увидеть свои возможности, позволяет членам команды проявить себя, выступает посредником в разрешении конфликта, не дает ему разрастись. Эти понятия тесно связаны между собой, одно логично вытекает из другого. Прежде чем стать эффективной командой, рабочие объединяются в группы, получают общее задание, проводят вместе время и выходят на новый уровень – коллектив. Дальше при условиях эффективного выполнения поставленных перед ними заданий, приверженности единой миссии, высоком уровне сплоченности, коллективной ответственности и др. они превращаются в команду. При этом на них с целью более качественного результата на каждом из уровней могут влиять мероприятия по командообразованию «team building» и улучшение командного духа «team spirit».4
Таким образом, очень важно на микроуровне предприятия разграничивать такие понятия, как «группа», «коллектив», «команда», и пытаться развивать и переводить на качественно новый уровень каждое из них. Однако руководство организации, просто назвав обычную группу командой, не добьется повышения эффективности ее деятельности. Если руководство надеется повысить показатели организационной работы, ему стоит убедиться в том, что его группы имеют соответствующие командной работе характеристики. Чтобы команды работали успешно, руководству необходимо инвестировать средства в учебу командной работы членов группы.
Руководство командой. Руководство командой осуществляется тремя основными способами.1. Руководителя назначают сверху. Он подчиняется непосредственно тем, кто его назначил. Самостоятельно выбирает средства и методы достижения целей, нуждается в команде исполнителей, но не является членом команды.
2. Руководителя выбирает сама команды. Он авторитетен, но зависим от избравших его людей. Он ограничен в принятии решений, выборе целей и средств их достижения. Является членом команды и подчинен ей.3. Неформальный лидер использует свои способы для того, чтобы стать руководителем команды. Он свободен в выборе решений, является членом команды.Руководитель-лидер обязан убедить своих подчиненных в том, что они не должны бояться браться за самые сложные задачи, что они имеют право на риск, что ошибки нередко становятся ключом к успеху.
Типология команд. В теории и практике управления выделяется несколько типов команд, такие как: проектные, рабочие, самоуправляющие, виртуальные и управленческие команды. Рассмотрим более подробно приведенную типологию командной деятельности. В исследовательской литературе встречается такое понятие как «управленческая команда». Сущностное значение такой команды заключается в том, что формально в команду объединяются руководители всех уровней управления (высшего, среднего и низшего звена управления). Такое объединение происходит для решения стратегических задач организации. Основные вопросы, которыми занимается данная команда, включают в себя: определение общих целей, задач и ценностей организации, разработку стратегий, внедрение инноваций. Функционирование команды руководителей является одним из сложных аспектов командной работы. Такая команда может быть создана: во-первых, на непродолжительный срок для решения сложных задач, а во-вторых, на длительный период для руководства компанией (например, совет директоров). Прообразом команды является матричная организация, которая отличается от других структур тем, что имеет двойное управление. Менеджер, который ведет от начала до конца один проект, и собирает высококлассных специалистов в одну команду, называет ее проектной. Их основная функция состоит в разделении некоторых видов деятельности организации на отдельные проекты. Целесообразно использовать такие команды при реализации специальных проектов и необходимости совместного использования человеческого потенциала, а также профессиональных навыков. Существует также рабочая команда, стремящаяся к достижению общей цели при постоянном взаимодействии и координации усилий всех членов команды. Постоянное взаимодействие членов команды и достаточно продолжительный жизненный цикл определяют ее существенное отличие как от временно созданных команд, так и от проектных команд.
В команде руководство деятельностью может быть поручено всей команде. В современных организациях многие команды работают по принципу самоуправления. Члены такой команды сами отвечают за достижение цели и за выполнение таких задач как распределение заданий между отдельными ее членами, контроль за дисциплиной, координация усилий членов команды, а также привлечение новых или отказ от старых участников команды. В самоуправляемых командах отдельные задания сливаются в единое целое, а ее члены несут полные полномочия и ответственность за выполнение поставленных перед ней задач. Как правило, в таких командах самой важной целью является совершенствование выполнения работы, ориентированной как на внутренних, так и на внешних потребителей. Таким образом, в таких командах направленность не на результат, а на процесс. При высокой слаженности такой команды ей делегируется право определять формы материального и морального поощрения, при этом высокий уровень организации команды сам по себе уже является стимулом к работе. Команде присущ принцип самоконтроля, т.к. специалисты обладают высокой степенью ответственности. Также самоуправляемые команды самостоятельно определяют необходимость повышения квалификации своих сотрудников. В последнее время появление новых технологий способствовало появлению виртуальных команд. Это команда, члены которой объединены электронными средствами связи. Виртуальные команды обладают потенциальными преимуществами. Они обеспечивают хороший показатель «затраты-эффективность» и скорость командной работы в тех случаях, когда члены команды не могут контактировать друг с другом лично. Они позволяют использовать компьютерные технологии для обработки информации и принятия решений.
Этапы развития команды.Всего можно выделить пять этапов развития команды:

Адаптация. С точки зрения деловой активности характеризуется как этап взаимного информирования и анализа задач. На данном этапе происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. Межличностные взаимодействия осторожны и ведут к образованию диад, наступает стадия проверки и зависимости, предполагающая ориентировку членов группы относительно характера действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения в группе. Члены команды собираются вместе с чувством настороженности и принужденности. Результативность команды на данном этапе низка, так как члены ее еще не знакомы и не уверены друг в друге.
Группирование. Этот этап характеризуется созданием объединений (подгрупп) по симпатиям и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. При группировании начинают складываться групповое самосознание на уровне отдельных подгрупп, формирующих первые интрагрупповые нормы. Особенности существования групп на данном этапе характерны для рабочих управленческих групп с субкультурами типа "клика". Происходит объединение всех членов подгруппы вокруг ее лидера, которое может послужить причиной некритичного восприятия последнего со стороны отдельных членов группы. Кооперация. На данной стадии происходит осознание желания работать над решением задачи. Она характеризуется более открытым и конструктивным общением, чем на предыдущих этапах, появляются элементы групповой солидарности и сплоченности. Здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством "МЫ". Ведущей на этом этапе становится инструментальная деятельность, имеется хорошая подготовленность членов группы к ее осуществлению, развито организационное единство. Однако в такой группе отсутствуют достаточно выраженные психологические связи. Особенности существования групп на данном этапе характерны для рабочих управленческих групп с субкультурами типа "кружок" и "комбинат". Нормирование деятельности. На данной стадии разрабатываются принципы группового взаимодействия. Доминирующей становится сфера эмоциональной активности, резко возрастает значение отношений "Я -ТЫ", личные взаимоотношения становятся особенно тесными. Одной из характерных черт данной стадии развития группы является отсутствие интергрупповой активности. Процесс обособления сплоченной, хорошо подготовленной, единой в организационном и психологическом отношениях группе, может превратить ее в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм. Функционирование. С точки зрения деловой активности ее можно рассматривать как стадию принятия решений, характеризующейся конструктивными попытками успешного решения задачи. Стадия функционально - ролевой соотнесенности, связанной с образованием ролевой структуры команды, являющейся своеобразным резонатором, посредством которого проигрывается групповая задача. Группа является открытой для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры.



2016-01-26 1097 Обсуждений (0)
Команда как понятие. Типология команд 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Команда как понятие. Типология команд

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)