Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология как наука (объект, предмет и задачи психологической науки на современном этапе). Формы существования психологического знания



2016-01-26 1179 Обсуждений (0)
Психология как наука (объект, предмет и задачи психологической науки на современном этапе). Формы существования психологического знания 0.00 из 5.00 0 оценок




Материалы для подготовки к экзамену

По курсу «Основы психологии»

Для студентов ОЗО экономического факультета

 

Психология как наука (объект, предмет и задачи психологической науки на современном этапе). Формы существования психологического знания.

Термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» душа, «logos» учение, наука.

Первоначально она развивалась в рамках философских учений Платона, Демокрита, Лукреция, Эпикура, Аристотеля. В трактате «О душе» древнегреческий философ Аристотель (IY в. до н.э.) выделил психологию как своеобразную область знаний и высказал идею о неразделимости души и тела. Окончательно как самостоятельная отрасль знаний психология сформировалась лишь к середине ХIX века. В своём развитии прошла целый ряд этапов: от учения о душе до науки, изучающей объективные закономерности проявления и функционирования психики.

Общепринятое сокращение слова «психология»– Ψ(пси) – буква древнегреческого алфавита.

Психология – это наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики.

Факт (психической жизни) – это определенный акт поведения человека, в котором проявляются особенности тех или иных сторон психики. Это могут быть способность человека запоминать, думать, воспринимать, поступать определенным образом и т.д.

Но, научная психология не просто накапливает и описывает факты психической жизни, но объясняет их в соответствии с законами, которыми эти факты подчиняются и которыми управляются. Поэтому, кроме психологических фактов психология изучает психологические законы и закономерности. Законы психологии не абсолютны, это скорее законы-тенден­ции: большинство людей в определенной ситуации могут себя вести более-менее одинаково, но необязательно все.

Например, в физике существуют жесткие детерми­нистские закономерности, которые устанавливают четко обус­ловленную связь между какими-то объектами, показателями: на­пример, законы притяжения верны для любого объекта.

В психологии действуют принципиально иные — статисти­ческие закономерности. Они не задают жесткую связь, а опре­деляют общую тенденцию, вероятность. Эти закономерности говорят: «Так будет в большинстве случаев». Однако важно за­метить, что сама вероятность отклонения от той или иной конк­ретной закономерности в научной психологии может быть изме­рена, определена и предсказана.

В тоже время знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, с помощью которых закономерность может проявиться. Поэтому, психология изучает и механизмы психической деятельности. Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением.

Пример: возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Таким образом, зная, что психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах проявления психики, мы можем говорить о том, предметомпсихологии является психика или точнее факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики.

Объект психологии:

1) человек как носитель психики;

2) различные социальные образования (группы, коллективы, общество), т.к. человек входит в состав различных групп людей (от семьи и дружеского коллектива до человеческого общества в целом);

3) животные как носители психики и их сообщества, поскольку изучить психику человека во всей ее полноте невозможно вне ее эволюции.

Задачи психологии

• научиться понимать сущность психических явлений;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

• быть теоретической основой практики психологической службы.

 

В настоящее время различают 4 формы существования психологического знания:

А) обыденное (жи­тейское),

Б) научное,

В) художественное,

Г) религиозное.

 

Житейские психологические знания Научные психологические знания
Получены из обыденной жизни с помощью непосредственного на­блюдения за другими людьми и самонаблюдения Получаются путем исследования в различных условиях с помощью различных методов
Конкретные, малообобщенные и ситуативные Обобщенные и аб­страктностные
Плохо систематизированы Систематизированы
Могут быть логически противоре­чивыми Логически последовательны
Низкий уровень точ­ности Высокий уровень точности
Субъективны. Зависят от настрое­ния субъекта и его отношения к познаваемому и т.п. Объективны. Независимы от эмоционально-потребностной сферы человека.
Излишне индивидуализированы Оторваны от индивидуального опыта носителей
Имеют низкий уровень вербально сти и осознанности, интуитивны Вербализованы и осознаны
Высокая устойчивость Достаточно гибкие
Возможности передачи от одно­го человека к другому ограничены (трудности вербализации, недове­рие к истинности сообщаемых све­дений и т.п.) Существуют отработанные и закрепленные формы воспроизведе­ния и передачи знаний: исследова­тельские центры, учебные заведе­ния, научная литература и т.д.

 

Художественное познание (художественное творчество) представляет собой сложный процесс интерпретации литературного текста. В результате формируются знания и представления о челове­ке, уникальности и неповторимости его личности. Основным средством художественного познания выступает психологический и литературо­ведческий анализ.

Религиозное познание основано на утвер­ждении и подтверждении исходных догматов, исторически со­держит элементы житейского, художественного и научного по­знания.

 



2016-01-26 1179 Обсуждений (0)
Психология как наука (объект, предмет и задачи психологической науки на современном этапе). Формы существования психологического знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология как наука (объект, предмет и задачи психологической науки на современном этапе). Формы существования психологического знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)