Психология как наука (объект, предмет и задачи психологической науки на современном этапе). Формы существования психологического знания
Материалы для подготовки к экзамену По курсу «Основы психологии» Для студентов ОЗО экономического факультета
Психология как наука (объект, предмет и задачи психологической науки на современном этапе). Формы существования психологического знания. Термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» – душа, «logos» – учение, наука. Первоначально она развивалась в рамках философских учений Платона, Демокрита, Лукреция, Эпикура, Аристотеля. В трактате «О душе» древнегреческий философ Аристотель (IY в. до н.э.) выделил психологию как своеобразную область знаний и высказал идею о неразделимости души и тела. Окончательно как самостоятельная отрасль знаний психология сформировалась лишь к середине ХIX века. В своём развитии прошла целый ряд этапов: от учения о душе до науки, изучающей объективные закономерности проявления и функционирования психики. Общепринятое сокращение слова «психология»– Ψ(пси) – буква древнегреческого алфавита. Психология – это наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики. Факт (психической жизни) – это определенный акт поведения человека, в котором проявляются особенности тех или иных сторон психики. Это могут быть способность человека запоминать, думать, воспринимать, поступать определенным образом и т.д. Но, научная психология не просто накапливает и описывает факты психической жизни, но объясняет их в соответствии с законами, которыми эти факты подчиняются и которыми управляются. Поэтому, кроме психологических фактов психология изучает психологические законы и закономерности. Законы психологии не абсолютны, это скорее законы-тенденции: большинство людей в определенной ситуации могут себя вести более-менее одинаково, но необязательно все. Например, в физике существуют жесткие детерминистские закономерности, которые устанавливают четко обусловленную связь между какими-то объектами, показателями: например, законы притяжения верны для любого объекта. В психологии действуют принципиально иные — статистические закономерности. Они не задают жесткую связь, а определяют общую тенденцию, вероятность. Эти закономерности говорят: «Так будет в большинстве случаев». Однако важно заметить, что сама вероятность отклонения от той или иной конкретной закономерности в научной психологии может быть измерена, определена и предсказана. В тоже время знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, с помощью которых закономерность может проявиться. Поэтому, психология изучает и механизмы психической деятельности. Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Пример: возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге. Таким образом, зная, что психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах проявления психики, мы можем говорить о том, предметомпсихологии является психика или точнее факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики. Объект психологии: 1) человек как носитель психики; 2) различные социальные образования (группы, коллективы, общество), т.к. человек входит в состав различных групп людей (от семьи и дружеского коллектива до человеческого общества в целом); 3) животные как носители психики и их сообщества, поскольку изучить психику человека во всей ее полноте невозможно вне ее эволюции. Задачи психологии • научиться понимать сущность психических явлений; • научиться управлять ими; • использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики; • быть теоретической основой практики психологической службы.
В настоящее время различают 4 формы существования психологического знания: А) обыденное (житейское), Б) научное, В) художественное, Г) религиозное.
Художественное познание (художественное творчество) представляет собой сложный процесс интерпретации литературного текста. В результате формируются знания и представления о человеке, уникальности и неповторимости его личности. Основным средством художественного познания выступает психологический и литературоведческий анализ. Религиозное познание основано на утверждении и подтверждении исходных догматов, исторически содержит элементы житейского, художественного и научного познания.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1179)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |