Цели и задачи математического развития дошкольников
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики). Задачи методики математического развития как научной области 1. Научное обоснование программных требований к уровню 2. Определение содержания математического материала для 3. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации работы по математическому развитию детей. 4. Реализация преемственности в формировании математических представлений в ДОУ и в школе. 5. Разработка содержания подготовки высокоспециализированных кадров, способных осуществлять работу по математическому развитию дошкольников. 6. Разработка методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семьи.
Цель математического развития дошкольников 1. Всестороннее развитие личности ребенка. 2. Подготовка к успешному обучению в школе. 3. Коррекционно-воспитательная работа. Задачи математического развития дошкольников 1. Формирование системы элементарных математических представлений. 2. Формирование предпосылок математического мышления. 3. Формирование сенсорных процессов и способностей. 4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование 5. Формирование начальных форм учебной деятельности. Содержание программы ФЭМП в ДОУ. Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ 1. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. 2. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). 3. «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях. 4. «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении. 5. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». 3. Значение и возможности математического развития детей Значение обучения детей математике Обучение ведет развитие, является источником развития. Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться на «зону ближайшего развития». Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе. Психологические исследования убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка. С ранних лет важно не только сообщать детям готовые знания, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни. Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей. Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.). Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ. Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.
Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.). II. Развитие мышления Обсуждение Назовите виды мышления. Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень Какие логические операции вы знаете? Приведите примеры математических заданий для каждой Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях. В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.
III. Развитие памяти, внимания, воображения Обсуждение Что включает понятие «память»? Предложите детям математическое задание на развитие памяти. Как активизировать внимание детей при формировании элементарных математических представлений? Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия. Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»). Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»). Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).
IV. Развитие речи Как в процессе формирования элементарных математических представлений развивается речь ребенка? Что дает математическое развитие для развития речи ребенка ? Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка: обогащение словаря (числительные, пространственные согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»); формулировка ответов полным предложением; логические рассуждения. Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется. V. Развитие специальных навыков и умений Обсуждение — Какие специальные навыки и умения формируются у дошкольников в процессе формирования математических представлений? На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др. VI. Развитие познавательных интересов Обсуждение Каково значение наличия у ребенка познавательного интереса к математике для его математического развития? Каковы пути возбуждения познавательного интереса к математике у дошкольников? Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ? Значение познавательного интереса: — активизирует восприятие и мыслительную деятельность; — расширяет кругозор; — способствует умственному развитию; — повышает качество и глубину знаний; — способствует успешному применению знаний на практике; — побуждает самостоятельно приобретать новые знания; — меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной); — оказывает положительное влияние на формирование личности; — оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой); Пути возбуждения интереса к математике: · связь новых знаний с детским опытом; · открытие новых сторон в прежнем опыте детей; · игровая деятельность; · словесное возбуждение; · стимуляция. Психологические предпосылки интереса к математике: • создание положительного эмоционального отношения к педагогу; • создание положительного отношения к занятиям. Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП: § объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»); § работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.); § связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит? § интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.); § посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)', положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4930)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |