Особенности развития представлений о величинах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности: o Знакомство с величиной как пространственным признаком предмета. Знакомство с различными параметрами величины предметов. Сравнение двух предметов по одному признаку на глаз, приложением и наложением. o Сравнение предметов по величине с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов. Сравнение предметов по нескольким параметрам величины. Построение сериационных рядов по величине. Развитие глазомера. o Измерительная деятельность.
Задание для самостоятельной работы студентов Придумать сказку для дошкольников, в которой бы использовались представления детей о различных величинах
Тема № 5 (2 ч-лек., 2 ч-практ., 2 ч- лаборат, 2 ч – с.раб) ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПЛАН 1.Содержание понятия «ориентировка в пространстве». 2.Значение развития пространственных представлений у дошкольников. 3.Физиологические и психологические механизмы восприятия пространства. 4.Особенности развития пространственных ориентировок у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
Содержание понятия «ориентировка в пространстве».
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности: определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»); определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»); определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»). Особенности развития пространственных представлений... При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно: постановка цели и выбор маршрута движения (направление); сохранение направления движения и достижение цели. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела). В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево. В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток. Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: ориентировку «на себе» (знание собственного тела); ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой); освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево; определение расположения предметов в пространстве «от себя»; определение собственного положения в пространстве;
определение пространственного размещения предметов относительно друг друга; определение расположения предметов на плоскости. Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.). На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя. Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить из него и др. «Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку). В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. Задание студентам: Перечислите предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами и передающие направления движения.
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.
2. Значение развития пространственных представлений у дошкольников. 1. Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения. 2. Активизируется речь, увеличивается словарный запас. 3. Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы. 4. Развивается логика, мышление, воображение. 5. Формируются навыки ориентировки на улице. 6. Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе. 7. Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности. 8. Развивает кругозор и др.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2380)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |