Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Норма психологического здоровья, психология риска



2016-01-26 4050 Обсуждений (0)
Норма психологического здоровья, психология риска 0.00 из 5.00 0 оценок




Термин «психологическое здоровье» человека фиксирует два категориальных словосочетания: психология здоровья и психология человека - фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины. По своей практической значимости и актуальности проблема здоровья считается одной из самых важных и сложных в современной науке. Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Понятие «здоровье» позаимствовано из медицины, в которой является синонимом слова «норма».

Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., здоровье - это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Длительное время проблема здоровья не являлась приоритетом психологической науки. Психология ХХ столетия по большей части была сосредоточена на аномалиях человеческой природы, в то время как душевное здоровье реже становилось предметом основательного изучения. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической психологии, учёных (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) вдохновила проблематика здоровой личности. В конце 1970-х гг. в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья. Началось её утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований. Складывается устойчивая тенденция возрастания роли психологии в обеспечении здоровья людей.

Отечественные психологи ввели в научный психологический лексикон новый термин «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов. Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Само понятие «норма» в данном случае - это не характеристика среднестатистического уровня развития какой-либо способности, не ссылка на отсутствие выраженной патологии, высокую приспособляемость, а указание на возможность высших достижений для данного возраста. В соответствии с интегральной периодизацией развития субъективной реальности любые стадии, ступень, период развития имеют свою определенную форму, в которой суммируются результаты развития в виде набора вполне определенных способностей как функциональных органов субъективности. Их конкретный состав образует ориентировочные возрастные нормы психологического здоровья. Индивидуальная норма, по замечанию Г.А. Цукерман и В.И. Слободчикова, есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития.

Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата; как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных, но обычных для большинства условиях. Психическое здоровье свидетельствует о наличии душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности: человек ясно мыслит, его воля не парализована, он способен контролировать свое поведение, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность и т.п., и является предпосылкой здоровья психологического.

Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя индивидуальных сил и способностей. Человечность индивида - сущностная характеристика психологического здоровья - понимается как становление и манифестация субъективного духа, как жизнестойкость, основанная на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех её областях. В христианской культуре человечность находит своё выражение в личностном способе жизни, предполагающем свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценносто-смыслового самоопределения субъекта жизнедеятельности. «Жизнь и дух, – писал К. Юнг, - представляют собой две силы или необходимости, между которыми находится человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо его истина, если она нежизнеспособна, ничего не значит». Психологическое здоровье - это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство полноты и цельности) жизнеспособности и человечности индивида.

Один из вопросов психологии здоровья – определение критериев оценки психического, социального здоровья. Психологический уровень здоровья связан с личностным контекстом, в рамках которого человек предстает как единое целое. Среди значимых критериев психологического здоровья - интегрированность личности, ее гармоничность, уравновешенность, духовность, ориентация на саморазвитие. В социальном уровне человек воспринимается как существо общественное. Социальное здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей индивида и степенью его участия в жизни общества. Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств: конфликтностью, эгоцентризмом.

На состояние психологического здоровья указывает личностная устремленность человека, его жизненная позиция.

В числе основных признаков психологического здоровья человека - переживание радости и самоценности жизни, развитый самоконтроль поведения, нравственное отношение к другим людям, ориентация на высшие образцы человеческой культуры, способность к саморазвитию, созидательному труду и жизнетворчеству, стремление к осмыслению и свободному выбору своего жизненного пути.

Что касается состояния общественного здоровья в последние годы, то, по самым косвенным данным, «носители симптомов», которые имеют те или иные проблемы с психическим здоровьем и не получают специализированной помощи, составляют в среднем 34,1 %. Кроме того, особое внимание привлекает к себе «внедиспансерный контингент», т.е. больные с невротическими, неврозо- и психо-патоподобными состояниями, психосоматическими нарушениями. Даже по косвенным данным, эти лица составляют в среднем 18-20 % населения. Сегодня число лиц, которые не имеют проблем с психическим здоровьем и не нуждаются в психиатрической помощи, в среднем не превышает 30 % [39, с. 56].

Наиболее распространенными проявлениями предболезненных состояний считаются эпизодически возникающая раздражительность, утомляемость, лабильность настроения, вегетососудистые нарушения. Именно они, как показывают исследования, «провоцируются» утомлением, психотравмирующими ситуациями, соматическими заболеваниями [34, 34].

Великанова Л.П., показала, что среди школьников в возрасте 14-15 лет выявляется повышенный уровень тревожности, низкая устойчивость к стрессу, высокий уровень социальной тревоги. Аналогичные корреляты отмечены и в студенческой популяции. У них также обнаруживался повышенный уровень нейротизма, тревожности, «личностной» тревоги.

Кроме того, достоверно чаще в этой группе диагностировалась невротическая и психосоматическая симптоматика — в 48 % случаев у студентов младших и в 58 % случаев у студентов старших курсов.

Наиболее признанными являются следующие аспекты психологического здоровья:

1. Саморегуляция (гомеостаз). Саморегуляция – это процесс, посредством которого организм поддерживает свое равновесие и, соответственно, здоровое состояние в изменяющихся условиях поля (среды), проще говоря, непрерывный динамический процесс удовлетворения организмом своих потребностей. Любая ситуация, затрагивающая интересы организма, как и сами потребности, образуют напряжение на границе контакта. Саморегуляцией можно назвать спонтанную способность организма организовывать свое осознавание и поведение таким образом, чтобы разрешить напряжение на границе контакта организм/среда и установить относительное равновесие.

2. Творческое приспособление. Любой контакт и ответная реакция организма является творческим приспособлением. Процесс творческого приспособления включает в себя как изменение контактирующего субъекта при изменении среды, так и воздействие субъекта на окружающую среду с целью ее изменения в соответствии с собственными целями или возможностями. В социальном плане здоровое приспособление означает баланс между собственными потребностями человека и потребностями других людей.

3. Целостность, интеграция. Ценностью является состояние интеграции различных аспектов человеческого бытия: «разума», «души» и «тела», а также «внутренних» и «внешних» процессов. Это совместная работа сенсорной, мышечной и вегетативной систем, и происходит она на поверхности - границе в поле организм/среда.

4. Способность к росту, развитию. Рост есть результат успешного прохождения цикла контакта, задача выполнена, а переживания организма в этом контакте закреплены в виде нового опыта. Развитие включает в себя усложнение, дифференцированность и реализацию потенциала.

5. Автономность. Это свободный выбор, при котором субъект сохраняет чувство изначальной непринужденности. Автономный человек обычно ощущает себя отдельным от других, самостоятельным организмом и личностью, имеющий собственную судьбу, за которую он берет на себя ответственность. Ф. Перлз обозначал автономность как «способность опираться на самого себя». Опора на себя означает осознование своих ресурсов и потребностей и творческое использование среды для удовлетворения и роста.

6. Наличие значимых отношений, способность к близости. В силу своей социальной природы человек имеет важнейшую потребность в привязанности, связи с другими людьми. Она проявляется в дружбе, принятии, сексуальной близости, заботе других людей, любви, одобрении других, поддержке и помощи. Неспособность поддерживать отношения привязанности с другими людьми считается одним из признаков социопатии. Близость – это форма присутствия одного человека в жизни другого, включающая способность разделить иной образ действительности без потери собственной осознанности и желания быть увиденным определенным образом. Способность к близости имеет своим основанием такие диалектические противоположности как способность человека быть вместе с другими (переживать общность, единство) и способность быть автономным (действовать самостоятельно).

7. Агрессивность. Агрессия является естественным сильнейшим инстинктом человека; она необходима для контакта, будь то ориентировка или действия. Агрессия затрачивается на выделение эмоций и любых других продуктов жизнедеятельности, на удержание границ организма; разрушение и ассимиляцию необходимых компонентов из окружающей среды. Противоположным аспектом агрессии является избирательное избегание контакта, отторжение, уход от неприятного, непитательного или непереносимого. Подавление, обращение против себя (ретрофлексия) или проецирование агрессии лежит в основе многих, если не всех психических проблем. Обозначая агрессию как проявления организма на границе контакта, можно заключить, что здоровье характеризуется способностью своевременно и достаточно полно использовать собственную агрессию в контакте.

Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры.

Составляющими (компонентами) психологического здоровья считаются социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.

Некоторые явления в нашей жизни при всей их легкости восприятия не удается доходчиво объяснить ни с точки зрения рационализма и здравого смысла поведения человека, ни описать на достаточно устойчивом временном континууме соответствующей математической моделью. Среди ученых экономистов, психологов не прекращаются дискуссии о человеке экономическом, как модели рационального поведения. В 2002 году были присуждены две Нобелевские премии по экономике одна Даниелю Канеману и Амосу Тверски за Теорию перспективы (как причине нерационального поведения человека), а вторая Вернону Смиту, который был опонентом Канеману и подтверждал, что люди склонны к рациональному принятию решений. Теориям игр, риска и перспектив уделяется внимание многими учеными, такими как Джон.Неш, Д.Канеман, А.Тверски, Б.Раушенбах, А.Иваницкий, и др. Вместе с тем, до сих пор не наблюдается фокуса внимания исследований на риске как многогранном понятии, обладающим не только экономико-математической составляющей, но философско-психологической и многими другими характеристиками.

Риск— возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода.

В психологии термин риск связан с тремя направлениями исследований:

- риск, как мера ожидаемой неудачи в деятельности. Вес риска определяется, как произведение вероятности неуспеха на степень неблагоприятных последствий;

- риск как действие, грозящее субъекту определенными потерями (проигрышем, заболеванием, иным ущербом). Различают мотивированный риск, предполагающий получение ситуативных преимуществ в деятельности, немотивированный риск, не имеющий рационального основания; оправданный и неоправданный риск;

- риск, как ситуация выбора. Выбор должен быть осуществлён между менее привлекательной, но более надежной стратегией, и более привлекательной, но менее надежной («Синица в руках или журавль в небе»).

Современные теоретики отмечали, что риск как некая производная деятельности человека, иногда бывает, зависит от восприятия человека, от языка какими рисковые сообщения произносятся. Например, проводился эксперимент среди врачей какое лечение выбрать и порекомендовать больным от рака с определенным риском - при объективной средней вероятности 18 % -химиотерапия, 82 %- хирургическое вмешательство. Одним врачам сказали, что вероятность умереть такая-то и всего 50 % выбрали хирургическое вмешательство, другим выздоровление гарантируется в 82 % случаях хирургического вмешательства и 18 % химиотерапии, врачи рекомендовали больным в 82 % случаях оперироваться. Субъективная составляющая риска играет существенную роль в поведении человека, процесс принятия решения подвержен при этом влиянию многих факторов.

У представления о риске существует несколько предпосылок, которые связаны с девятью индивидуально-психологическими особенностями, такими как: чувства; восприятие; память; воля; мышление; качество разума; внимание; воображение; характер.

Каждое из девяти индивидуально психологических особенностей оказывает влияние на наши представления о риске, его оценке, его управлении им. Умение осознавать и управлять рисками в нашей жизни является одним из базовых умений обеспечивающих нашу жизнестойкость, развитие и совершенствование.

В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три основных направления.

Первое определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха» [36, с.67]. Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения.

Концепция мотивации достижения успеха изучает мотивационную сферу человека, отражающую «стремление личности к наилучшему выполнению деятельности в ситуации достижения».

Ситуация достижения характеризуется наличием двух условий: задачи, которую необходимо выполнить и стандарта качества выполнения этой задачи. В данной ситуации в деятельности личности проявляются две противоположно направленные тенденции: стремление достичь успеха и стремление избежать неудачи.

В рамках надситуативной активности риск всегда рассчитан на «ситуативные преимущества»; риск мотивированный, целесообразный. Это риск для чего-то: ради самоутверждения, денег и т.п.

Как отмечает Корнилова «надситуативный риск как особая форма проявления активности субъекта связан с существованием надситуативной активности, представляющей собой способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи» [36, с.71].

Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными вариантами действий.

Эта позиция связана с измерением вероятности ошибки или неуспеха выбора в ситуации с несколькими альтернативами.

И, наконец, третье изучает взаимосвязь индивидуального и группового поведения в ситуациях риска и представляет собой социально-психологический аспект риска.

Общее у вышеперечисленных концепций заключается в том, что они единогласно считают ситуацию риска ситуацией оценки.

Риск выражает «прогностическую оценку вероятности неблагоприятного исхода развивающейся (еще не закончившейся) ситуации. Риск - это не описательная (атрибутивная) характеристика ситуации, а оценочная категория, неразрывно связанная с действием человека, его оценкой - «оценкой себя» [75, с. 23].

В соответствии с этим определением ситуация риска возникает только тогда, когда появляется субъект, действующий в этой ситуации. При этом важно отметить, что ситуация риска может оказаться опасной, если субъект вынужден действовать в ней, но опасная ситуация не обязательно является рискованной. Для разных субъектов, действующих в одних и тех же условиях, ситуация может оказаться разной - рискованной для одного и нерискованной для другого.

Следовательно, понятие риск неразрывно связано с представлением о действии субъекта и может быть определено как характеристика этого действия. Но характеристика действия как рискованного не атрибутивна, а оценочна. Риск является оценкой возможности осуществления действия, возможности достижения результата, соответствующего цели.

Таким образом, риск - это «прогностическая, предваряющая действие оценка, формирующаяся на стадии организации или планирования действия» [75, с. 23].

Кроме прогностической оценки, необходимым условием ситуации риска является неопределенность. И, если рассматривать риск в психологическом аспекте, то главные источники неопределенности находятся в самом действующем субъекте. Именно он «взвешивает» условия, в которых действие будет осуществлено, факторы, влияющие на действие и его будущий результат. И, в конечном счете, по мнению ряда исследователей, все источники неопределенности субъективны и определяются возможностями и ограничениями человека учитывать различные факторы, влияющие на действие и его будущий результат.

Источники неопределенности могут быть как внешние, так и внутренние.

Для психологического анализа основное значение приобретает выявление внутренних источников неопределенности.

Если представить структуру деятельности как «четырехкомпонентную модель», то к внутренним источникам относятся:

- когнитивный компонент - содержание отражения в субъективном образе отдельных свойств и характеристик реальности, свойств целостных объектов или явлений, а также их связей и отношений;

- содержание субъективного опыта, например отсутствие необходимых для прогнозирования ситуации знаний, умений или навыков;

- мотивационный компонент - мотив деятельности, цель отдельных действий или задач;

- операционная составляющая деятельности - планы, стратегия и тактика.

Выявление внутренних источников неопределенности позволяет понять, как у субъекта формируется представление о ситуации, о будущем результате действия, что мешает ему действовать «наверняка» и получать требуемый результат, что создает ситуацию риска.

Достаточно важной задачей является необходимость оценить степень неопределенности и выявить факторы, определяющие критерии принятия решения субъектом о том, следует ли ему действовать, отложить действие или отказаться от него.

Так, к факторам, определяющим критерий принятия решения, относится значимость успеха или цена неуспеха будущего действия. Если значимость высока, субъект готов рисковать, т.е. «снизить критерий принятия решения и приступить к действию». В ситуациях, где нежелательные последствия имеют высокую цену, критерии принятия решения повышаются, действия субъекта становятся более осторожными.

Еще один фактор - субъективная оценка затрат на достижение желаемого результата. Чем больше затрат требует действие, тем выше критерий принятия решения о его необходимости.

Особая группа факторов, влияющих на выбор критерия, связана с индивидуально-личностными особенностями субъекта. Прежде всего, это склонность к риску.

Таким образом, психологическое исследование риска должно проходить в следующих направлениях:

- изучение рефлексивной природы возможностей и ограничений как определяющей предпосылки оценки ситуации неопределенности и принятия решений в ней;

- более четкая систематизация источников неопределенности в ситуации риска;

- исследование индивидуально-личностных особенностей рефлексивной регуляции действий субъекта в ситуации риска.

Наличие или отсутствие рискованной ситуации, склонность человека к риску зависит не только от социального статуса или от влияния различных факторов, но и во многом от того, как человек воспринимает рискованную ситуацию, какой образ риска является для него наиболее известным.

С помощью ряда исследований было выявлено, что люди не склонны рисковать, если потенциальные потери высоки, и рискуют, если велика возможная прибыль. Или, по словам О. Renna, величина риска зависит от «субъективной оценки вероятности наступления события» [97, с. 90]. Более конкретные исследования по восприятию вероятностей в процессе принятия решений, когда делаются выводы на основе вероятностной информации, выявили, что восприятие риска зависит от человеческих предубеждений или склонностей. И, естественно, общественное восприятие риска во многом зависит от его «семантического образа», так как в обыденном понимании риск, в зависимости от контекста, имеет различные смысловые значения.

Исследователи (в частности Ortvin Renn, 1992) выделяют «четыре основных семантических образа риска в общественном восприятии»:

Неминуемая опасность («Дамоклов меч»).

Риск рассматривается как случайная угроза, которая может вызвать непредсказуемое бедствие, и нет времени, чтобы справиться с этой опасностью. Этот образ связывается с искусственными источниками риска, у которых большой катастрофический потенциал. Это такая случайность, которая вызывает страх и желание ее избежать. Сюда не относятся стихийные бедствия - они воспринимаются как «регулярно встречающиеся», и, следовательно, они предсказуемы, в отличие от риска крупномасштабных технологий. К данному образу риска относятся, например, атомные электростанции.

Медленные убийцы («Ящик Пандоры»).

Риск рассматривается как невидимая угроза для здоровья или благополучия. Эффект обычно отдален во времени и поражает всего несколько человек одновременно. Об этих рисках скорее узнают от других, чем испытывают их на личном опыте. Главное для таких рисков то, что «требуется определенная степень доверия к учреждениям, обеспечивающим информацией и управляющим опасностью». Если доверие потеряно, общественность требует немедленных действий и во всем обвиняет эти учреждения. Типичные примеры - пищевые добавки, радиоактивные вещества.

Соотношение «затраты-выгоды» («Весы Афины»).

Риск рассматривается на основе баланса доходов и потерь. Этот образ используется людьми только при восприятии денежных доходов и потерь. Например, пари и азартная игра, которые требуют сложное вероятностное обоснование. Люди обычно способны выполнить такое вероятностное рассуждение, но только в контексте азартной игры, страхования.

Любители острых ощущений («Образ Геркулеса»)

Сюда относится стремление людей ощутить себя в состоянии риска, испытать острые ощущения. Эти риски включают в себя все виды досуга, для которых требуется мастерство для преодоления опасных ситуаций. Такие риски всегда добровольны и предполагают наличие личного контроля над степенью риска.

Перечисленные концепции риска показывают, что «интуитивное понимание риска - многомерно и не может быть сужено до произведения вероятностей и последствий». Восприятие риска очень сильно различается в зависимости от социальной и культурной среды. Почти для всех стран существует общая особенность: большинство людей воспринимает риск как многообразное явление и интегрирует свои представления в совместную систему в соответствии с природой риска и его причиной.

Люди реагируют на рискованную ситуацию согласно их восприятию риска, а не объективному уровню рисков или научной оценке риска. Научные оценки влияют на индивидуальную реакцию настолько, насколько они соответствуют индивидуальному восприятию. А в индивидуальном восприятии риска больший вес имеет величина последствия, чем вероятность его появления.

Кроме этого, на индивидуальное восприятие риска влияет не только оценка величины последствия, но, также, обыденность рисковой ситуации, наличие или отсутствие группового давления, социальный статус человека, его психологические особенности и т.д.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете понятие « здоровье человека».

2. Почему проблема здоровья считается одной из самых важных и сложных в современной науке?

3. Как вы понимаете термин «психологическое здоровье»?

4. В чем различия психического и психологического здоровья?

5. Какие факторы или показатели указывают на состояние психологического здоровья?

6. Как психологическое здоровье влияет на становление и развитие личности?

7. Что означает понятие «норма»?

8. Назовите наиболее распространенные проявления предболезненных состояний человека?

9. Дайте характеристику аспектам психологического здоровья.

10. Раскройте понятие «риск».

11. Назовите основные направления в психологических исследованиях риска.

12. Назовите предпосылки, связанные с индивидуально-психологическими особенностями личности.

13. Как в психологии интерпретируется понятие «риск»?

14. Какие направления психологии риска можно выделить?

15. Что в себя включает концепция мотивации достижения?

16. Какие основные семантические образы риска в общественном восприятии вы знаете?



2016-01-26 4050 Обсуждений (0)
Норма психологического здоровья, психология риска 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Норма психологического здоровья, психология риска

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4050)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)