Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Брачное поведение



2016-01-26 510 Обсуждений (0)
Тема 4. Брачное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок




Семейный цикл определяется стадиями родительства и начинается с предродительства – периода от заключения брака до рождения первенца.

Слайд 4.2.

 

Брачность – процесс образования супружеских пар в населении. В сочетании с процессами овдовения и разводимости брачность определяет воспроизводство брачной структуры населения. Брачность измеряют с помощью

· Коэффициентов брачности, показывающих интенсивность вступления в брак во всем населении (общие коэффициенты брачности) и отдельных группах бракоспособного населения (эффективность брачности).

· Таблиц брачности –это упорядоченная последовательность величин, характеризующих во времени вступление в брак людей, принадлежащих к некоторой совокупности. Числовая модель процесса брачности в реальной или гипотетич. когорте, представляющая этот процесс в виде системы взаимосвязанных показателей. Т. б. дают описание процесса брачности независимо от сложившейся возрастной структуры нас., позволяют проводить сравнения брачности в разных нас., анализировать внутр. закономерности процесса и выявлять его характерные особенности.

На уровень брачности влияют господствующие ценности данного общества, юридические факторы.

Влияние религии на брачность.

Принято выделять родо-племенные, местные (национальные) и мировые религии. К мировым религиям относятся:

Слайд 4.3.

 

Иудаизм. Сформировался в 1-м тысячелетии до н. э. Среди еврейского населения Палестины. Вступая в брак, мужчина покидал родителей, но продолжал считаться членом отцовской семьи. Он был повелителем своей жены. Мужчина брал жену у ее родителей, или отец отдавал ее; в случае, если женщина была рабыней, ее отдавали владелец или владелица. Брачный контракт, по-видимому, в письменной форме, заключался между женихом и отцом или обоими родителями невесты. Как правило, отец сам решал, кто будет мужем его дочери, однако в своем решении он мог руководствоваться пожеланием дочери. Перед заключением брака совершалась помолвка (библейский термин неизвестен), во время которой устанавливалась величина брачного выкупа. Тогда же назначался срок выплаты брачного выкупа и день бракосочетания . Помолвленный мужчина освобождался от военной службы до бракосочетания, а помолвленной девушке запрещено было встречаться с любым другим мужчиной. Перед свадьбой невеста проходит специальный обряд – окунание в ритуальный бассейн, микву. Невеста должна снять с себя все, включая даже лак для ногтей, контактные линзы, косметику и полностью погрузиться под воду, читая молитву. Часто девушку сопровождают в микву ее подруги и родственницы. Предсвадебное окунание в микву очень символично и означает возрождение жениха и невесты в качестве семьи, пары. Если жених и невеста очень религиозны, день перед бракосочетанием они постятся. Впрочем, это не является обязательным требованием. Считается, что в день свадьбы жениху и невесте отпускаются все их грехи. Перед свадьбой молодым запрещено встречаться – как минимум неделю до церемонии. Сейчас это правило уже не соблюдается, хотя в некоторых очень религиозных семьях случается. Даже встреча гостей проходит отдельно в доме жениха и доме невесты. Приглашенным накрывают легкий стол, принимают поздравления и желают счастья новой семье. Встречаются они в сам день свадьбы, в символичном доме жениха – балдахине Хупа. Там жених заглядывает в лицо девушки, и только после этого закрывает ее лицо фатой. Впрочем, в этом обряде есть и иной смысл: прикрывая лицо любимой, жених словно обещает ей свою защиту на всю жизнь. Свадебная церемония включала переход празднично одетой невесты в дом жениха, где происходил брачный пир, длившийся семь дней или дольше. Новобрачные уединялись в первую же ночь; свадебное облачение невесты сохранялось потом как свидетельство ее девственности. Обычно молодых полностью обеспечивали родители в первый год супружеской жизни, чтобы они могли выполнить первейшую заповедь иудаизма - «плодиться и размножаться» в рамках моногамного брака (ранний иудаизм разрешал и полигамию). Обряды направлены на предотвращение бесплодия.Обычно глава дома имел одну законную жену. Если она была бесплодна, муж имел право взять наложницу. Мужчина мог взять и двух жен одного статуса; в этом случае закон запрещал ему лишать первенца двойной доли наследства в пользу сына более любимой жены. Полигамия у царей во многом диктовалась внешнеполитическими интересами — каждый новый брак знаменовал установление союзных отношений между государствами. Член семьи считался ответственным за ее доброе имя: «Семья подобна куче камней — вытащи один, и вся куча рассыплется»; «Тот, кто навлекает бесчестие на себя, навлекает его на всю семью». Женитьба на дочери ученого считалась благим поступком. В талмудический период существовала тенденция сохранять семейное имя и семейную профессию. Происхождение играло важнейшую роль при выборе спутника жизни, и эта традиция глубоко укоренилась в еврейской жизни. Существует особый термин — мехуттан, обозначающий родственную связь между родителями мужа и жены. В более узком смысле семья включает мужа, жену и детей и образует в еврейской традиции тесную общность, возможно, более тесную, чем в других обществах. Хотя теоретически полигамия допускалась как Библией, так и Талмудом, в идеале семья состоит из мужа, жены и детей. Именно в семье сохраняется культурное и религиозное наследие иудаизма. Семья — центр религиозных традиций и обрядов, что проявляется прежде всего в исполнении предписаний субботы и праздников, сопровождающихся церемониальными трапезами, зажиганием свечей, и т. д. В сохранении еврейской веры и образа жизни еврейский дом имеет большее значение, чем синагога или еврейские учебные заведения. Брак и создание семьи — обязанность, которую должен выполнять еврей в соответствии с библейской заповедью плодиться и размножаться (Иев. 6:6). В противоположность христианству, превозносящему безбрачие и монашеский образ жизни, иудаизм видит в институте брака и семьи одну из высших ценностей. Так, Мидраш объясняет смерть сыновей Аарона, Надава и Авиху (Лев. 10:2), тем, что они из-за надменности отказались от женитьбы. Как утверждал рабби Эли‘эзер, тот, кто уклоняется от брака и рождения детей, подобен убийце. Обсуждая постановление Мишны, в котором говорится об обязанности произвести потомство в соответствии с библейской заповедью плодиться и размножаться, Вавилонский Талмуд (60б-63а) подчеркивает священный характер этой обязанности (брак называется киддушин — `освящение`) и красоту, святость и радость, заключающиеся в еврейской семейной жизни. Тот, у кого нет жены, живет без радости, без благословения и без благости. Пятая заповедь — обязанность чтить отца и мать — особенно подчеркивается раввинистическими авторитетами. Законоучители Талмуда учили, что «человеку следует тратить меньше своих возможностей на еду, по своим возможностям на одежду и сверх своих возможностей на почитание жены и детей, потому что они зависят от него». Согласно Галахе (изречения и своды уставов, фиксирующие религиозно-правовые обычаи в ветхозав. иудействе и иудаизме), у отца как у главы семьи есть права и обязанности по отношению к детям, причем права отца по отношению к дочери более широкие, чем к сыну. Так, отец имеет право продать матери их малолетнюю дочь, выдать ее замуж, получив соответствующую плату от жениха; отец — собственник всего того, что произведено руками незамужней дочери, он имеет право отменять все обещания, данные ею. Отец обязан сделать своему сыну обрезание, совершить обряд выкупа первенца, учить мальчика Торе, женить и обучить его ремеслу; отец обязан обеспечить дочь, которая выходит замуж, всем необходимым (одеждой, деньгами и т. п.). Традиционное еврейское отношение к семье отразилось в популярном высказывании: «Там, где между мужем и женой царят мир и согласие, обитает Шхина (невидимое присутствие божие)». Крепость семейных уз — характерная черта еврейской семьи и в настоящее время. Процент разводов среди евреев всегда был и до сих пор остается сравнительно низким. Талмуд призывает хранить супружескую верность, допускает повторные браки для вдовых и разведенных.

Слайд 4.4.

Брахманизм. Получил распространение в Индии в 1-м тыс. до н. э. Существует в виде индуизма. Индуизм закрепил деление общества на касты –сословно-профессиональные группы. Призывает верующих к ранним бракам и воспроизводству только мужского потомства, т. к. только мужчины могут совершать важные священные обряды и сохранять культ предков. В прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов В 20 в. сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью девочек и женщин, что ведет к их повышенной по сравнению с мужчинами смертности. Брак считается нерасторжимым союзом при главенстве мужа; случаи развода (вернее изгнания жены из дома крайне редки). Вдовцам разрешены повторные браки, вдовам (независимо от их возраста) такие браки запрещены, что приводит к исключению еще части молодых женщин из процесса детопроизводства. Все знают о случаях самосожжения индианок. С чем это свзано? Для индусов это история о богине Сати, доблестной супруге бога Шивы, так же реальна, как и крестьянка Харан Шах. История, рассказываемая об этой богине, для них сущая быль.
Сати мечтала, чтобы мужем ее стал Шива. Но ее отец, не примирившись с выбором Сати, отстранил Шиву от жертвоприношения, на котором присутствовали остальные боги. Оскорбленная Сати, не стерпев унижения, бросилась в священный огонь и сгорела. Спустя некоторое время она возродилась в образе Парвати, и, тронутый ее преданностью и красотой, Шива женился на ней. Еще и поныне можно наблюдать деяния Сати-Парвати, когда, овладев душой женщины, она ведет ее на костер. Сати.
Но следует прислушаться и к мнениям ученых. Они считают, что обряд сожжения вдов распространен не везде и практикуется не всеми. Он укоренился в основном там, где существует запрет на повторное замужество вдов: например, в штате Раджастхан, а также в некоторых округах штата Уттар-Прадеш. Важно и социальное происхождение женщины. Ведь индийское общество по-прежнему поделено на касты, и не все они поощряют столь жестокое избавление от вдов. Если вдова откажется от предназначенной ей смерти, то сама жизнь станет ей нестерпимой. Вчитайтесь в правила, которым ей предстоит подчиняться: «Вдова должна снять свои платья и цветные сари и облачиться в рубище. Волосы ей подстригают. Отныне ей не дозволено участвовать в семейных трапезах. Питаться она будет объедками, оставшимися от других домочадцев. Спать ей полагается на земле. Нет к ней снисхождения и за воротами дома. Общество отворачивается от нее». Итак, вдову, выбравшую жизнь, ждет социальная смерть. Альтернатива этой ничтожной жизни одна, и – с точки зрения индийской женщины – она кажется многообещающей. На небесах сатима даровано высшее блаженство. При повторном рождении ей посчастливится шагнуть сразу через несколько ступенек инкарнации. В следующей жизни она оказалась бы среди кшатриев или вайшья – представителей военной или торговой касты, то есть буквально в шаге от касты брахманов, что считается высшей в индийской иерархии. На снижение рождаемости оказывали также влияние необходимость заключение брака внутри своей касты, что в малочисленных кастах было нелегко, а также множество запретов половых сношений в определенные дни. По принятому в 1955 г. закону, в Индии были разрешены межкастовые браки, строго запрещена полигамия, допущен развод по инициативе жены, однако, большинство индуистов продолжают придерживаться старых правил, особенно в сельской местности.

Слайд 4.5.

 

· Конфуцианство. Возникло в сер. 1 тыс. до н. э. в Китае как социально-этическое учение. Изложенное Конфуцием (Кун-цзы); на протяжении множества столетий оно было своего рода государственной идеологией. Конфуцианство стремится к упорядочиванию личных и социальных отношений путем их регламентации, строго соблюдения культа предков, почитания старших, а также всемерного укрепления патриархальной семьи (государство по Конфуцию – большая семья). Основная задача в воспроизводстве населения – получение мужского потомства, которое сохранит культ предков. Женщина занимала приниженное положение. Право на развод имел лишь муж, но этим правом пользовался редко. В случае бездетности ему разрешалось иметь вторую жену или наложницу. В 90 г.г., несмотря на рост атеизма, многие установки конфуцианства сохраняются, особенно в сельской местности, что отчасти сдерживает политику ограничения рождаемости.

 

Слайд 4.6.

 

· Синтоизм. Местная религия Японии, представляет собой сочетание элементов конфуцианства (особенно соблюдение культа предков, патриархальных устоев семьи, почтения к старшим и т. п.) и даосизма. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Однако в нем нет нормативных установок многодетности. Допущенная синтоизмом свобода демографического поведения способствовала тому, что еще в средние века в Японии были распространены аборты и деитоубийства, а после 2 мировой войны быстро распространились новые средства контроля над рождаемостью. В 80 г.г. наблюдалось оживление синтоизма, но его функции ограничились ролью домашней религии и свелись к установкам по моральному воспитанию детей.

Слайд 4.7.

 

 

· Буддизм. Его основателем считается индийский царевич Гаутама (6-5 в.в. до н. э.), получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробужденного, просветленного. Отношение буддизма к воспроизводству двойственно. Отрицая земные интересы, изображая жизнь, как непрерывную цепь страданий, признавая единственным путем к спасению самоограничение и самоусовершенствование, буддизм ни в одной из своих догм не связывает достижение нирваны (полной отрешенности от чувств бытия, растворения души человека в мировой душе – брахме) с земными обязанностями по продолжению рода. Все направления буддизма (кроме тантризма, связанного с культом плодородия) поощряют безбрачие как наиболее верный путь к совершенству. Однако идея перевоплощения в сущности призывает к деторождению, т. к. дух может проникнуть в новую телесную оболочку лишь во время зачатия. Кроме того, буддизм поддерживает старые традиции, в т. ч. ранние браки и браки овдовевших и считает употребление контрацептивов равнозначным убийству живого существа, что запрещено буддизмом. Провозглашая главенствующую роль в семье мужчины, буддизм также препятствует контролю над рождаемостью, в котором заинтересованы прежде всего женщины.

Слайд 4.8.

 

 

· Христианство возникло в 1 в. н. э. Возникло сначала как секта иудаизма, но вскоре обособилось как самостоятельная религия. В своем развитии оно распалось на множество церквей и сект. С самого начала христианство не строго соблюдало библейский завет «плодитесь и размножайтесь»; достижение в христианстве основой цели – спасения души не связывается с какими-либо обязанностями по продолжению рода, более того, именно отказ от всего «плотского» считается лучшим путем служения Богу. С этим связаны целибат (безбрачие у духовенства католиков), распространение монашества и появление некоторых изуверских сект (например, скопцы). Влияние христианства на воспроизводство населения обусловлено в основном его негативным отношением к контролю над рождаемостью. Христианство допускает половые отношения лишь в браке и лишь на том основании, что они ведут к деторождению.

 

· Католичество как наиболее значительная ветвь христианства отличаетсянаибольшей консервативностью своих установок в области демографического поведения. Оно до сих пор выступает против разводов и контроля над рождаемостью, что было подкреплено специальной энцикликой папы Павла VI «Человеческая жизнь» (1968), а также принятым в Ватикане «Положением женщины в обществе и церкви». Таким отношением объясняется высокий уровень рождаемости среди прихожан.По законам католической церкви вступать в брак можно только один раз. Разводы и браки, заключённые в государственных учреждениях, церковью не признаются. Разлучить супругов может только смерть. Понятия «свадьба» и «венчание» католики не разделяют, для них это одно целое. Все мы знаем о красивых свадебных обрядах католиков из голливудских фильмов. Однако для того, чтобы свадьба состоялась, молодожёнам предстоит пройти серьёзную подготовку. Здесь имеется в виду не только стандартные свадебные хлопоты, жених и невеста должны подготовиться к вступлению в брак духовно. Католический священник проводит несколько бесед с парой, выясняет искренность их чувств, готовность идти рука об руку по жизни, а также обстоятельства, которые могут помешать свадьбе. Обряд венчания невозможен для кровных родственников, для лиц, которые уже состоят в браке или обвенчаны с другим человеком (даже если это было православное венчание). Препятствием к заключению брака перед Богом может быть и бесплодие одного из потенциальных супругов, ведь главной целью, с которой создаётся семья, является рождение детей. Католическая свадьба возможна с представителями других конфессий при условии, что семья будет жить и воспитывать детей по христианским канонам. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны исповедаться и причаститься, чтобы вступить в новую жизнь без душевных терзаний и сомнений.

Слайд 4.9.

 

· Православие, которое в ходе историиразделилось на ряд местных церквей. Целибат обязателен только для «черного» духовенства, остальные священнослужители обязаны вступать в брак, однако вторичные браки им не разрешаются. Отношение к разводам неодобрительное, однако не такое жесткое как в католицизме. . В Уставе князя Ярослава читаем, что разлучение жены и мужа возможно только в случае вины государственной измены, злоумышления (покушения) на жизнь мужа, измены мужу, отлучки жены на длительный срок без разрешения мужа, злоумышления (кражи) на имущество мужа или Церкви. И все! Ни мужу, ни жене не дозволялось покидать больного супруга. «За слепоту или лихой недуг или долгую болезнь нельзя разлучать, то же и жене мужа». Пресекалась Уставом и привычная для язычества «замена» жены. В случае, если муж оставлял жену и брал себе другую, независимо от того, сколько времени длился новый брак и родились ли в нем дети, новый союз обязательно подлежал расторжению и все права оставались за первой супругой. Позже появилось дополнение о том, что брак также может подлежать расторжению в случае, если один из супругов желает принять монашество, а другой не препятствует этому. Брак в Православной Церкви по смерти одного из супругов или по законном разлучении может быть совершаем во второй и третий раз. Но Церковь, согласно со словом Божиим, не с одинаковым уважением смотрит на все три брака и не с одинаковой торжественностью благословляет второй брак и третий брак, как первый. Она учит, что согласнее с духом христианства довольствоваться одним браком. Сообразно с высокой чистотой жизни, представляемой нам Евангелием, второй и третий брак Церковь допускает как некоторое несовершенство в жизни христианина, снисходя только немощи человеческой в предохранение от греха. Святой Иустин мученик, писатель II века, говорит, что «вступающие во второй брак у нашего Учителя (Иисуса Христа) считаются грешными». Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй — снисхождение». По 17 правилу святых апостолов, «кто по святом крещении двумя браками обязан был, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон». По 7-му правилу Неокесарийского Собора (315 г.), двоеженец имеет нужду в покаянии. Еще более строго смотрит Церковь на третий брак, усматривая в нем преобладающую чувственность. В древности двоеженцу назначалось от 1 до 2-х лет, а троеженцу — от 3-х до 5-ти лет отлучения от Евхаристии.

 

Слайд 4.10.

 

 

· Протестантизм не пропагандирует безбрачие (у них нет монашества), допускаются разводы, они (за исключением баптистов и пятидесятников) раньше других христиан стали практиковать контроль над рождаемостью.

Слайд 4.11.

 

· Ислам. Самая молодая из мировых религий. Возник в 7 в. в Аравии. Многие установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним из величайших благодеяний Аллаха, бездетность жены – важнейшая причина для развода. Разрешаются браки с несовершеннолетними девочками – по достижении ими половой зрелости, юноши – с 15 лет. Браки считаются по существу обязательными, разведенные и вдовые вступают в новый брак. Среди шиитов в прошлом была распространена практика временных браков (по договору). Ислам навязывал приниженное положение женщины, затворничество, свел брак к купле-продаже невесты. Однако многодетные матери пользуются в мусульманских деревнях почетом и уважением, аборты запрещены. В последние десятилетия некоторые мусульманские реформаторы выступили за ограничение рождаемости; первая мусульманская конференция по планированию семьи одобрила использование противозачаточных средств. Почти во всех мусульманских странах принят закон о запрещении многоженства и браков с несовершеннолетними.

Как известно, мусульманские семьи довольно часто создаются по взаимному уговору родителей жениха и невесты. Однако в тех случаях, когда родители принуждают своих детей к нежелательному для них союзу, брак не признается исламом.

На создание смешанных браков ислам накладывает ряд ограничений. Мужчинам-мусульманам разрешено жениться на девушках, исповедующих христианство или иудаизм, однако мусульманским девушкам нельзя выходить замуж за иноверцев. В противном случае дети от такого брака становятся немусульманами.

В исламе существует обряд сватовства, который позволяет жениху и невесте увидеть друг друга. Кстати, во время и после помолвки юноше можно смотреть лишь на лицо и кисти рук девушки. До заключения брачного союза жениху и невесте не положено оставаться наедине.

Церемония исламского бракосочетания, называемая “никях”, начинается с брачной проповеди, которую читает имам мечети. На церемонии обязательно должен присутствовать опекун невесты. В качестве опекуна может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат. В крайнем случае это может быть местный имам. Обязательно также присутствие как минимум двух свидетелей – мужчин, не являющихся родственниками жениха и невесты. Важно, чтобы они были мусульманами, соблюдающими религиозную практику.

Во время обряда имам для официального закрепления брака повторно спрашивает согласие у жениха и невесты при свидетелях и опекуне невесты. Жених должен дать словесное согласие, а согласием невесты может быть ее молчание.

Весьма желательно, чтобы во время церемонии жених передал невесте подарок (махр), размер которого может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием). Во время проповеди имам разъясняет жениху и невесте обретаемые ими права и обязанности, призывая при этом к богобоязненности в отношениях друг с другом. Завершается брачная проповедь поздравлением новобрачных и словами о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Мусульманское бракосочетание недопустимо без выплачиваемого невесте (а не ее родственникам) калыма. Считается, что во избежание споров и сплетен и для материальной поддержки молодой жены желательно упомянуть величину калыма во время церемонии.

Факты:

Обряд может проводиться как в мечети, так и в доме.
Жених и невеста должны пройти брачную исповедь.
Препятствием для вступления в брак является близкое кровное или молочное родство.
Мусульманам не разрешено жениться на язычницах или атеистках, а также на исламских женщинах, совершивших прелюбодеяние. Запрещается также жениться или даже свататься к девушке, которая уже посватана с другим мусульманином.
Ислам признает право обоих супругов прекратить их матримониальные отношения.
Мужчина-мусульманин вправе иметь несколько жен, но не более четырех.

 

Слайд 4.12.

 

Брак – санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчинами и женщинами, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

 

 

Слайд 4.13.

 

Брачное поведение – поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т. е. брачным отбором).

Слайд 4.14.

Таким образом, брачное поведение состоит из 3 частей:

1) система действий и отношений, ведущих к заключению брака;

2) супружеское поведение;

3) конфликтность супружеского поведения.

На уровень брачности влияют господствующие ценности данного общества, юридические факторы, особенно закрепление в правовых нормах минимально брачного возраста, который в законодательстве различных стран колеблется от 12-14 до 21-22 лет. В прошлом брачный возраст определялся религиозными нормами и был очень низок, как для женщин, так и для мужчин. У католиков он составлял 12 лет для женщин и 14 лет для мужчин, у протестантов – 14 лет для обоих полов. Ислам не предусматривал единого для всех брачного возраста. По законам шариата брачный возраст для женщин составлял 9 лет, для мужчин – 15 лет. В России в 1714 г. Синод установил брачный возраст для женщин – 13 лет, для мужчин – 15 лет. Указом Николая I (1830) брачный возраст был повышен на 3 года для обоих полов, за исключением Закавкзья, где был сохранен прежний брачный возраст. В России до 1917 г. был сохранен предельный брачный возраст – 80 лет. Для вступления в брак лиц православного вероисповедания старше 60 лет требовалось получить особое разрешение архиерея. У народов, придерживающихся ислама брачный возраст регулировался законами шариата. ВЦИК и СНК РСФСР в постановлении от 18 декабря 1917 г. “О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражднского состояния, установили в РСФСР брачный возраст 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин; в 1926 г. для обоих полов был принят единый брачный возраст в 18 лет.

Слайд 4.15.

 

Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера так или иначе выделяется тот, в каждом конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем живут вместе.

Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического различия различны как пространство возможных вариантов, так и степень свободы индивидуального выбора. Если повторные браки допускаются (серийная моногамия), то совокупность, из которой производится брачный отбор является предельно широкой, поскольку включает в себя, как состоявших, так и не состоявших в браке. Здесь правило состоит в том, что мужчина или женщина постоянно является доступен для брака вне зависимости от того, находится он в браке или нет.

Напротив, если повторные браки не допускаются, в культуре жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает состоящих в браке. В России, в этом смысле прозападной стране, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии (особенно для женщин) к моногамии серийной. Например, в 1991 г. для четверти, как мужчин, так и женщин, вступление в брак было повторным 88% мужчин и 83% женщин вступили в него после развода. Аналогичные данные и в США.

Что касается степеней свободы индивидуального выбора, между различными культурами существуют значительные отличия. В некоторых культурах преобладают браки, организуемые родителями или опекунами, в других доминирует сам актор выбора, но в любом случае выбор партнера не является произвольным.

Слайд 4.16.

Факторы брачного выбора:

1)Культурологический фактор. Правило эндогамии/экзогамии. Важнейшее правило. Его роль состоит в ограничении поля выбора, в исключении из него тех, кто не может быть потенциальным партнером. Правило эндогамии – предписание (принуждение) выбирать себе партнеров из собственной этнической группы, но из разных кланов, если они есть. Например, чеченские девушки выходят замуж только за чеченцев. Правило экзогамии – запрещает браки внутри собственной семейной группы, т. е. направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. Правило эндогамии, или, как его еще называют, эндогамное давление, действует сильно и жестко. В 1989 г. в СССР браки с другими национальностями составили среди русских 16% у мужчин 17,7% у женщин, среди украинцев 32.4 и 32,1%, среди грузин – 16,5% и 8,8% и т. д. Аналогичная ситуация наблюдается и в США, только там основным избирательным признаком является не этническая, а расовая принадлежность. В 1990 г. только 1,8% брачных пар явились межрасовыми. Но в современных культурах правило эндогамии ослабевает и практически отсутствует в случае, если вступающему в брак за 30 лет или у него повторный брак. Также слабое проявление эндогамии наблюдается в крупных городах и на территориях со смешанным населением, где контакты с представителями разных национальностей являются более частыми и интенсивными.

 

2)Социологический фактор гомогамии и близости (соседства).

Обычно термин «гомогамия» употребляется для обозначения тенденции заключения брака между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками – социальными, психологическими, физическими и т. д. В социологии семьи термин гомогамия означает, что браки между индивидами со схожими характеристиками являются более вероятными, чем с теми, чьи характеристики отличаются друг от друга. Эффект согласия был проверен в реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. В Мичиганском университете психолог Теодор Ньюк изучал 2 группы, сложившиеся из 17 студентов, переведенных из других мест. Через 13 недель их совместного проживания в общежитии те из них, степень согласия которых изначально была высокой, вступили в тесную дружбу. Когда Сюзан Шпрехер и Стив Дк после «знакомства вслепую» устроили свидания 83 случайным парам, где они познакомились, участники, пожелавшие встретиться вновь – таких оказалось 16% - были особенно склонны считать себя и партнеров похожими.

· Роль возраста в брачном отборе подтверждается многими социологическими и статистическими данными. При этом наиболее вероятным является не совпадение возрастов, а превышение возраста со стороны мужчин. Например, в 1993 г. в РФ было заключено 1 106 723 брака, из них, браки, в которых невеста была старше жениха составили 11%. Браки, в которых жених и невеста были в одном возрастном интервале составили 40%, а в тех, где жених старше невесты – 49%. В среднем невесты были моложе женихов на 5 лет. Аналогична ситуация с возрастом и в США, поскольку считается, что мужчины предпочитают более молодых женщин по ассоциации с юностью, а женщины выбирают мужчин старше из-за более высокого статуса.

· С образованием та же ситуация, половину сходства в браке составляет схожесть в образовании. НО для мужчины с любым уровнем образования максимальной является вероятность вступления в брак с женщиной, имеющей тот же уровень образования. Тогда, как для женщин, чем дальше уровень образования от уровня образования жениха, тем меньше вероятность вступления в брак.

· Социальный статус. Поскольку уровень образования тесно коррелирует с социальным статусом, принадлежностью, то чаще всего партнеры принадлежат к одной или близким социальным группам. Из-за схожести их верований, убеждений, ценностей и т. д.

Слайд 4.17.

 

В целом, если брать эти 3 характеристики: возраст, образование и социальное происхождение, то в процессе отбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием, принадлежащих к относительно более низкой социальной группе и противоположная тенденция для женщин. Эта тенденция называется брачный градиент.

В сильно классово дифференцированном обществе брачный градиент может вызвать переизбыток незамужних, образованных женщин старшего возраста. Отсюда вытекает и существование второго пика рождаемости, когда, потеряв надежду выйти замуж, женщины выбирают одинокое материнство.

· Личностные характеристики. Правило гомогамии действует и в отношении других личностных характеристик: ум, физическую привлекательность, сходство биологических ритмов (жаворонки предпочитают жаворонков, совы – сов), включая политические взгляды. Умные, искушенные люди в идеале советуют не пленяться внешностью (Цицерон), но на самом деле исследования говорят, что внешность является очень ценным качеством. Философ Бертран Рассел считал в 1930 г., что в целом женщины любят мужчин за характер, а мужчины женщин за внешность. Но Элайн Хатфелд провела исследование в университете Минессоты, когда на Вечер компьютерной танцевальной музыки пригласили студентов и наугад сформировали пары. Оказалось, что при оценке партнера только одна вещь имела значение – физическая привлекательность, причем одинаково, как для мужчин, так и для женщин. Эксперименты подтверждают феномен «ровни». Люди склонны выбирать в супруги равных по привлекательности. Кстати, что касается физической привлекательности, то оказывается привлекательным для людей остается что-то среднее – не слишком выделяющееся. По американским данным, когда заложили в компьютер изображение лиц 32 студентов колледжа и путем наложения выявили среднее арифметичекое, то студенты оценили усредненное лицо как более привлекательное, чем 96% индивидуальных лиц. То, что делает лицо человека более привлекательным, в большей степени зависит от пола человека. В соответствии с тем, что мужчины имели большей общественной власти, они считали привлекательными тех женщин, во внешности которых было что-то «детское» (например, большие глаза), что как бы говорит об отсутствии склонности к доминированию. Мужчины кажутся более привлекательными, когда их лица говорят о зрелости и властности. Среди гомосексуалистов действует обратная тенденция: многие мужчины-гомосексуалисты предпочитают мужчин с детскими лицами, а многие женщины-лесбиянки женщин с детскими лицами не любят. За эти исключением, сообщает Майкл Каннингем, люди проявляют исключительное единодушие по всему миру при оценке мнений относительно идеальных мужских и женских лиц при оценке любой этнической группы. Психологи, работающие с эволюционной теорией, объясняли оценки при выборе привлекательных партнеров. По их мнению эволюция предрасполагает мужчину восхищаться женскими чертами, ассоциирующимися с юностью и здоровьем и следовательно, хорошим репродуктивным потенциалом. Женщину же восхищают те качества, которые подразумевают способность быть добытчиком и защитником. То, что является привлекательным, зависит от используемого эталона. Кенрик и Гутьеррес провели эксперимент, в котором студенты, участники опыта, неожиданно заходили в общежитие Государственного университета Монтаны и говорили своим сверстникам следующее: «На этой неделе приезжает наш друг , и мы хотим познакомить его с одной девушкой, но мы не можем решить, достаточно ли она симпатична, и мы, на всякий случай решили провести исследование. Мы хотим, чтобы вы сказали, насколько она привлекательна … По шкале от 1 до 7» Посмотрев на фотографию девушки, в меру привлекательной, те студенты, которые только что посмотрели программу «Ангелы Чарли» с красавицами, считали ее менее привлекательной, чем те, кто передачи не смотрел. Лабораторные эксперименты подтверждают и эффект контраста. Мужчинам, только что рассматривающим рекламных красоток, обычные ж



2016-01-26 510 Обсуждений (0)
Тема 4. Брачное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Брачное поведение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)