Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Методы административной деятельности полиции



2016-01-26 3694 Обсуждений (0)
Тема 9. Методы административной деятельности полиции 0.00 из 5.00 0 оценок




План лекции:

1. Понятие и виды методов административной деятельности полиции

2. Понятие и виды убеждения, применяемого в административной деятельности полиции.

3. Понятие и классификация мер административного принуждения, применяемого полицией.

4. Административно-предупредительные меры, применяемые полицией.

5. Меры административного пресечения, применяемые полицией.

6. Меры административно-процессуального обеспечения, применяемые полицией.

7. Меры административной ответственности, применяемые должностными лицами органов внутренних дел (полиции).

1. Понятие и виды убеждения, применяемого в административной
деятельности полиции

 

В механизме управленческого воздействия убеждение стоит на первом месте, как наиболее демократичный и гуманный метод.

Метод убеждения состоит в активном моральном, психологическом, материальном воздействии на сознание и поведение людей в целях воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.

Как метод административной деятельности полиции убеждение – это такое воздействие, которое обеспечивает добровольное соблюдение гражданами и организациями норм права и требований сотрудников полиции.

Убеждение в административной деятельности полиции служит достижению следующих целей:

а) воспитанию у граждан стойкой привычки правомерного поведения;

б) предупреждению противоправных проступков;

в) воздействию на правонарушителей.

Метод убеждения в своей основе является средством воспитания.

Сущность убеждения состоит в том, что оно является методом воздействия на общественные отношения, а его содержание включает комплекс различных воспитательных и организационных мер воздействия на сознание людей, а через сознание – на их поведение.

Меры убеждения, применяемые в административной деятельности полиции, объединяются в несколько групп, которые называют видами (формами) убеждения.

Среди мер убеждения воспитательного характера наиболее часто применяются разъяснение, обоснование, обсуждение, критика, поощрение, показ положительных примеров и многое другое, описываемое и реализуемое в понятиях и процедурах социальной психологии и педагогики. Выбор и использование перечисленных элементов всегда носит активный и творческий характер.

Меры воспитательного характера можно объединить в три группы.

1. Меры, обеспечивающие нравственное и правовое воспитание. К ним относятся: а) воспитательная работа среди населения; б) проведение бесед с гражданами, склонными к совершению правонарушений (профилактическая работа с лицами ранее судимыми); в) критика антиобщественных проступков; г) разъяснение действующего законодательства (правовая пропаганда).

2. Меры поощрения (морального и материального стимулирования). Применяются в отношении граждан и внештатных сотрудников полиции, активно участвующих в охране общественного порядка, и в отношении сотрудников органов внутренних дел (полиции), образцово исполняющих свои служебные обязанности.

Система мер поощрения многообразна. Она включает государственные награды (ордена, медали, почетные звания), ведомственные медали и знаки, другие виды поощрений.

3. Меры общественного воздействия – это товарищеское влияние трудового коллектива, общественной организации на нарушителя.

К числу мер воздействия организационного характера следует отнести обучение, пропаганду, агитацию, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Убеждает организационная практика органов внутренних дел, пресс-конференции, выступления руководителей ОВД (подразделений полиции) в средствах массовой информации, встречи руководителей с населением, информирование о достигнутых успехах и т. д.

Меры организационного характера можно объединить в две группы:

1. Меры, обеспечивающие гласность в деятельности полиции:

а) агитационно-пропагандистская работа (в частности, направленная на то, чтобы убедить население воздержаться от участия в митинге, либо по линии ГИБДД – соблюдению правил дорожного движения);

б) выступление сотрудников полиции с докладами на правовые темы (организация вечеров вопросов и ответов, круглых столов);

в) встречи (брифинги, пресс-конференции) руководителей с представителями средств массовой информации для информирования об оперативной обстановке, результатах работы;

г) выступления в средствах массовой информации по вопросам борьбы с преступностью и административными правонарушениями;

д) опубликование статистики о состоянии преступности и общественного порядка;

е) отчеты отдельных категорий сотрудников полиции (например, участковых уполномоченных полиции) перед трудовыми коллективами о состоянии общественного порядка и другие.

2. Меры по организационно-массовой работе среди населения:

а) оказание организационной и методической помощи общественным формированиям, участвующим в охране общественного порядка;

б) координация деятельности общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка;

в) обобщение практики и передового опыта конкретных коллективов;

г) подготовка информационных обзоров, рекомендаций и их распространение.

Применение органами внутренних дел отдельных видов убеждения нашло правовое закрепление в действующем законодательстве, в ведомственных актах, регламентирующих деятельность полиции.

Эффективность метода убеждения никогда не теряла своего значения. Соответствуя природе демократического правового государства, этот метод должен совершенствоваться и получать свое дальнейшее развитие.

 

2. Понятие и классификация мер административного принуждения,
применяемого полицией

Принуждение в административной деятельности полиции является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия, либо отказаться от совершения каких-либо действий вопреки его желанию.

Основными признаками, характеризующими административное принуждение, в том числе применяемое полицией, являются следующие:

1) административное принуждение имеет исключительно правовой характер, т. е. меры административного принуждения применяются только на основе и в рамках закона уполномоченными на то должностными лицами, в том числе должностными лицами органов внутренних дел (полиции);

2) административное принуждение имеет государственно-властный характер, только государство в лице органов законодательной власти может устанавливать меры административного принуждения;

3) содержание административного принуждения заключается в психологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей, влекущем наступление неблагоприятных последствий личного, физического, имущественного или организационного характера;

4) меры административного принуждения содержат меньший объем правоограничений по сравнению с уголовно-правовым принуждением;

5) административное принуждение применяется в большинстве случаев быстро и оперативно, как реакция соответствующих органов и должностных лиц полиции на правонарушения либо общественно-опасные действия и явления;

6) порядок применения мер административного принуждения отличается относительной процессуальной простотой;

7) административное принуждение применяется уполномоченными должностными лицами полиции в рамках внеслужебной подчиненности: субъект административной власти (сотрудник полиции) и нарушитель непосредственно по службе друг другу не подчинены;

8) основной объем административного принуждения, применяемого полицией, реализуется сотрудниками подразделений полиции.

С точки зрения содержания административного принуждения, применяемого полицией, отличительной его особенностью является наличие в арсенале полиции таких мер принуждения, как применение физической силы, специальных средств, применение и использование огнестрельного оружия. Их наличие и применение в установленных случаях позволяет органам внутренних дел (полиции) успешно решать поставленные перед ними задачи.

На основании этих признаков можно дать следующее определение административному принуждению, применяемому полицией – это метод воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении сотрудниками полиции установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер психологического, физического, материального и организационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами правовых обязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности или в связи с совершением административно или уголовно наказуемых деяний в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности общества, предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.

Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы:

– меры административного предупреждения;

– меры административного пресечения;

– меры административно-процессуального обеспечения;

– меры административной ответственности (административные наказания).

Данная классификация в определенной степени относительна. Отдельные меры, применяемые полицией, одинаковые по названию, но имеющие различное целевое назначение и основания их применения (например, проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие предметов, средств и веществ и др.), могут входить в состав разных групп. Например, досмотр физических лиц и находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, осуществляемые в ходе проведения правоохранительными органами контртеррористических операций при проходе (проезде) в зону операции и при выходе (выезде) из указанной зоны[97], либо личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, применяемые в условиях чрезвычайного положения[98], относятся к числу принудительных мер административного предупреждения, а досмотр автотранспортного средства, проводимый в связи с совершением дорожно-транспортного происшествия, является мерой административно-процессуального обеспечения.



2016-01-26 3694 Обсуждений (0)
Тема 9. Методы административной деятельности полиции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. Методы административной деятельности полиции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3694)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)