Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Назначение полиции, ее организационное построение и принципы деятельности



2016-01-26 1832 Обсуждений (0)
Назначение полиции, ее организационное построение и принципы деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начало создания регулярной полиции в России было положено Петром I, когда он 7 июня 1718 года учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию. Генерал-полицмейстером был назначен генерал-адъютант А.М. Девиер, штат которой состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в канцелярии вели дьяк и десять подьячих.

Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города – мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам.

19 января1722 года была учреждена полиция в Москве во главе с обер-полицмейстером, а 10 декабря 1722 года была издана первая полицмейстерская инструкция, состоящая из 40 пунктов.

С 1775 года после «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» городничих начал назначать Сенат.

В 1862 году Екатериной II была проведена реформа полиции. Звание городничего было упразднено; городнические правления в тех городах, которые были подчинены уездной полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в уездные полицейские управления, а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной, полицию, они были переименованы в городские полицейские управления.

В 1866 году петербургский обер-полицмейстер Ф.Ф. Трепов направил Александру ІІ записку, в которой говорилось: «Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений, изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе всю тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить сыскную полицию».

Впервые в Российской полиции, специализированные подразделения по раскрытию преступлений и проведению дознания были созданы в Санкт-Петербурге, где в 1866 году была учреждена сыскная полиция при канцелярии обер-полицмейстера. До этого сыскные функции осуществляли судебные следователи и вся полиция в том виде, в котором она существовала на тот момент. Первоначально штат уголовного сыска Санкт-Петербурга был небольшой, отделение насчитывало кроме начальника, его помощника, 4 чиновника по особым поручениям, 12 полицейских надзирателей (сыщиков) и 20 вольнонаёмных сыщиков (служащих, имеющих гражданские чины). Первым начальником Санкт-Петербургской сыскной полиции 31 декабря 1866 года назначен титулярный советник Иван Дмитриевич Путилин. Со временем, подобные подразделения были созданы в полицейском управлении Москвы и других городов. Так появилась служба уголовного сыска. К 1907 году они имелись в Москве, Киеве, Риге, Одессе, Баку, Ростове-на-Дону и некоторых других крупных городах.

9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов: личного задержания; розысков; наблюдения; справочного регистрационного бюро.

По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений.

После февральской революции постановлением Временного Правительства от 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён. Постановлениями Временного Правительства «Об утверждении милиции» и «Временном положении о милиции», изданными 17 апреля 1917 года учреждается «народная милиция». Народная милиция объявляется исполнительным органом государственной власти на местах, «состоящем в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений».

Одновременно с государственной «народной милицией» советы рабочих депутатов организовывали отряды «рабочей милиции» и другие вооруженные формирования, которые находились под влиянием различных политических сил, а порой и вне их. При этом рабочая милиция не состояла в подчинении у комиссаров городской милиции.

Образованный 3 июня под эгидой большевиков Совет Петроградской народной милиции вступил в конфликт с начальником городской милиции, выставив политические лозунги в связи с отказом дополнительно платить за службу в рабочей милиции рабочим, получающим полную зарплату на заводах. Разрушалась важнейшая государственная структура.

Принцип самоорганизации сил правопорядка реализовывался партией большевиков некоторое время и после октября 1917 года. В постановлении НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года не предусматривались организационные формы государственного милицейского аппарата. Армия и полиция ликвидировались, а их функции переходили к вооруженному народу.

Рабочая милиция носила характер массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности.

10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены».

18 апреля 1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР был принят Закон «О милиции», который был отменен Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что полиция Российской Федерации – это часть системы государственных органов исполнительной власти, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности наделённых правом применения мер принуждения в пределах, установленных Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами.

Всю систему нормативно-правовых актов, составляющих правовую основу деятельности полиции, регулирующую ее правовой статус, организацию и основные направления деятельности, условно можно разделить на две группы:

К первой группе следует отнести нормативные правовые акты, отражающие внутриорганизационное построение и правовой статус полиции.

Это – Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности», Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 19 июля 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» и др.

Вторую группу нормативных правовых актов можно определить как документы, регулирующие конкретные направления внешней деятельности полиции и ее юрисдикционные полномочия. К таким нормативным актам можно отнести федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и другие нормативные акты МВД России, в которых регулируются отдельные вопросы деятельности полиции связанные с осуществлением её функций в работе с юридическими и физическими лицами. Например, Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[77], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[78], Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»[79], Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности»[80], ведомственные и другие акты.

Кроме того, полиция в своей деятельности руководствуется законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Место полиции в системе органов исполнительной власти и её специфика определяются установленными законодательством полномочиями, которые характеризуется совокупностью возложенных на неё конкретных обязанностей и предоставленных прав.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Организация полиции заключается, в том, что она, во-первых, является составной частью единой централизованной системы МВД России.

Во-вторых, в состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

В-третьих, руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции Министр внутренних дел, руководители территориальных органов МВД России и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

В-четвертых, состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определен Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции».

В-пятых, нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются Министром внутренних дел, в частности, приказом МВД от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

В приложении № 1 к данному приказу отражен перечень подразделений полиции в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации. К ним относятся:

­ подразделения по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел, в том числе дежурные части;

­ подразделения уголовного розыска;

­ оперативно-поисковые подразделения;

­ подразделения специальных технических мероприятий;

­ подразделения оперативно-разыскной информации;

­ подразделения собственной безопасности;

­ подразделения по противодействию экстремизму;

­ подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;

­ подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;

­ подразделения специального назначения и авиации;

­ экспертно-криминалистические подразделения;

­ подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств-членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола;

­ подразделения участковых уполномоченных полиции;

­ подразделения патрульно-постовой службы;

­ подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения;

­ подразделения по исполнению административного законодательства, в том числе подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке;

­ подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе подразделения для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

­ подразделения вневедомственной охраны;

­ подразделения дознания;

­ подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

­ подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых;

­ подразделения лицензионно-разрешительной работы;

­ подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;

­ подразделения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников полиции.

Полиция создаётся и функционирует в качестве, государственного органа исполнительной власти, осуществляющего свою деятельность в сфере внутренних дел и действует на основе ряда принципов, закрепленных в Федеральном Законе «О полиции».

Рассмотрим эти принципы, как основополагающие начала ее деятельности.

В качестве первого из них в Федеральном Законе «О полиции» (статья 5) сформулирован принцип соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип означает, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. При этом, деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Одновременно сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться, кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»[81].

Кроме того, полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Вторым является принцип законности (статья 6), который выражается в том, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

В связи с этим всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Важным положением является то, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В целях обеспечения принципа законности МВД России обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Третий принцип – беспристрастности (статья 7) означает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Четвертый принцип – открытости и публичности – по существу является новым, отвечающим потребностям современного общества.

Он означает, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Полиция обязана регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определен Приказом МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России»[82].

Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

МВД России вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Пятым принципом является общественное доверие и поддержка граждан и выражается в том, что полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

Важным положением принципа является то, что сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

МВД России обязано проводить постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Результаты указанного мониторинга регулярно должны доводиться до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

При МВД России и территориальных органах должны образовываться общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Общественные советы должны формироваться на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, установленном Указом Президентом Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах».[83]

В качестве шестогоизложен принцип взаимодействия и сотрудничества, который означает, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

И завершающим является принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

МВД России обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

Таким образом, в первом вопросе мы рассмотрели назначение полиции, ее организационное построение и все семь принципов деятельности.



2016-01-26 1832 Обсуждений (0)
Назначение полиции, ее организационное построение и принципы деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Назначение полиции, ее организационное построение и принципы деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1832)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)