Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право сотрудников полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия



2016-01-26 3768 Обсуждений (0)
Право сотрудников полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Право сотрудников полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия декларируется ст. 18 федерального закона Российской Федерации «О полиции».

В соответствии с этой статьей: «Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». Из текста статьи следует, что данная норма подлежит расширительному толкованию, поскольку в настоящее время правовую основу применения силы и оружия составляет множество нормативных правовых актов: федеральных законов, законов, постановлений правительства, а также приказов МВД России.

Не смотря на то, что в тексте статьи не дается прямого указания на то, что в ней сформулированы необходимые для реализации сотрудником полиции права на применение силы и огнестрельного оружия, условия и пределы, из ее смысла вытекает именно данное умозаключение.

Под условиями применения силы и огнестрельного оружия следует понимать установленные в законе обстоятельства, от которых зависят возникновение и возможность реализации сотрудником полиции права на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия - это законодательно установленные границы применения силы и оружия, выход за которые влечет материальную, дисциплинарную, либо уголовную ответственность сотрудника полиции.

Среди необходимых условий применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия можно выделить следующие:

- обязанность сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия[120];

- соблюдение запретов на применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении определенных категорий лиц;

- соблюдение запрета на вооружение полиции специальными средствами, огнестрельным оружием и боеприпасами, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска[121];

Рассмотрим некоторые из этих условий.

Реализация права сотрудника полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия напрямую связывается федеральным законом РФ «О полиции» с обязательным прохождением специальной подготовки, а также периодических проверок на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с их применением.

Специальная подготовка к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осуществляется в ходе профессиональной подготовки, одной из основных задач которой является поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции, в соответствии с федеральным законом, определяется МВД России.

Специальная подготовка лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, осуществляется в рамках первоначальной подготовки, а также обучения по образовательным программам:

- среднего (полного) общего образования с начальной профессиональной подготовкой;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования и т.д.[122].

Специальная подготовка (первоначальная) представляет собой процесс ускоренного приобретения сотрудниками знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел до самостоятельного исполнения служебных обязанностей.

В период обучения по месту службы и специальной подготовки (первоначальной) запрещается выдавать сотрудникам табельное оружие, а также привлекать их к проведению оперативно-служебных мероприятий, выполнение которых связано с риском для жизни и здоровья или может привести из-за неподготовленности к неправомерным действиям с их стороны.

Специальную подготовку (первоначальную) не проходят сотрудники:

- ранее проходившие службу в органах внутренних дел и поступившие вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими первоначальной подготовки (специального профессионального обучения) не позднее пяти лет с даты увольнения со службы в органах внутренних дел;

- впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности высшего начальствующего состава (лица, впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности высшего начальствующего состава, осваивают специфику работы самостоятельно и путем стажировки, с последующим обучением в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования МВД России).

Затем подготовка сотрудников полиции к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осуществляется в ходе обучения в процессе оперативно-служебной деятельности (профессиональной служебной и физической подготовки) либо переподготовки.

Подготовка сотрудников полиции к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоит из нескольких составных частей:

1. Изучение положений законодательства, регламентирующих правовые основания, правила и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В этом разделе профессиональной служебной подготовки сотрудникам дается также представление о видах и основаниях привлечения к ответственности за неправомерное применение силы специальных средств и огнестрельного оружия;

2. Изучение тактико-технических характеристик и материальной части, применяемых в органах внутренних дел специальных средств и огнестрельного оружия, а также правил обращения с ними;

3. Практических занятий, направленных на овладение обучаемыми боевыми приемами борьбы, навыками обращения со специальными средствами и огнестрельным оружием.

По окончании специальной подготовки (первоначальной) каждый из обучаемых сдает зачет. Контроль знаний носит комплексный характер и преследует цель оценить уровень подготовки сотрудника по всем направлениям профессионального обучения. Оцениваются знания и умения обучаемых по двухбалльной системе. Если хотя бы по одному из зачетов обучаемому ставится неудовлетворительная оценка, то общий зачет он не получает. Результаты специальной подготовки (первоначальной) и предложения по дальнейшему использованию выпускников отражаются в Заключении о прохождении специального профессионального обучения, которое направляется в комплектующий орган внутренних дел по месту службы сотрудника для приобщения к личному делу.

Руководитель комплектующего органа внутренних дел на основании результатов обучения по месту службы и специальной первоначальной подготовки принимает решение о допуске сотрудника к самостоятельному исполнению служебных обязанностей и в установленном порядке закрепляет за ним табельное оружие. С этого момента сотрудник полиции, за которым табельное огнестрельное оружие в установленном законом порядке еще не закреплено, уже имеет право на применение силы и имеющегося у него на законных основаниях оружия (либо подручных средств) для реализации возложенных на полицию задач, на основании и в пределах, предусмотренных разделом V Федерального закона РФ «О полиции».

Положенное по табелю вооружение и боеприпасы выдаются и закрепляются за личным составом на все время службы в данном подразделении. Специальные средства не подлежат закреплению за конкретным сотрудником[123]. При убытии сотрудника из подразделения (в случае перевода или увольнения) оружие и боеприпасы подлежат возврату на склад по месту их получения.

Специальные средства выдаются сотруднику органа внутренних дел на служебное время на основании приказа о его назначении на должность, предусматривающую соответствующие должностные обязанности и заключения о прохождении специального первоначального обучения, а также периодических проверок на пригодность к действиям в условиях связанных с их применением. Основанием для выдачи сотруднику огнестрельного оружия является его рапорт, подаваемый по команде руководителя[124]. Начальник подразделения дает распоряжение подготовить приказ о закреплении на все время службы в данном подразделении за сотрудником табельного вооружения и боеприпасов к нему с правом на их ношение и хранение в служебное время. При этом сотруднику полиции оформляется удостоверение с записью о разрешении на хранение и ношение огнестрельного оружия, и выдается на руки карточка-заместитель на закрепленное оружие[125]. Карточка-заместитель выдается сотруднику под роспись. При получении полицейским закрепленного за ним оружия и боеприпасов, карточка-заместитель передается оперативному дежурному и помещается в место хранения оружия. При приеме оружия, боеприпасов, дежурным возвращается карточка-заместитель[126].

С этого момента сотрудник полиции имеет право применять и использовать для несения службы и выполнения оперативно-служебных задач в рамках полномочий, предоставленных разделом V Федерального закона «О полиции» выдаваемое ему табельное огнестрельное оружие.

Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие специальной подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в рамках специального профессионального обучения, вправе применять силу и оружие только в пределах полномочий, установленных ст. 24 Федерального закона «Об оружии», на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации, а именно «для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости». По смыслу данной нормы граждане Российской Федерации, в отличие от сотрудников полиции, не могут применять огнестрельное оружие при задержании лица, совершившего преступление.

Занятия по профессиональной служебной и физической подготовке строятся по аналогии с системой специального профессионального обучения и состоят из:

- правовой подготовки;

- служебной подготовки;

- огневой подготовки;

- физической подготовки.

Руководители органов (подразделений, учреждений) внутренних дел обязаны осуществлять в течение учебного года проверку знаний обучаемых в ходе семинарских и практических занятий путем собеседований, зачетов, контрольных стрельб и других форм. При проведении проверок оцениваются уровень профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников по отдельным разделам служебной и боевой подготовки.

Если, говоря о проверке на пригодность к действиям в условиях применения физической силы и огнестрельного оружия, мы руководствуемся общими нормами приказа МВД России от 03.07.2012 г. № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», то применительно к специальным средствам действуют отдельные нормы. Так ч. 6 ст. 18 Федерального закона РФ «О полиции» гласит, что «право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке допуск». И общий порядок ежегодных проверок на пригодность к использованию специальных средств распространяется только на эту категорию сотрудников полиции. Остальные сотрудники полиции указанную проверку проходят, как правило, при аттестации, но не реже 1 раза в 5 лет. [127]

Сотрудники, не справившиеся с зачетом на профессиональную пригодность к действиям в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не допускаются к выполнению служебных обязанностей, связанных с использованием силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Указанные сотрудники аттестуются на предмет соответствия занимаемой должности. Законодательством предусмотрено, что они могут быть уволены со службы в органах внутренних дел по служебному несоответствию в аттестационном порядке. А до вынесения решения о соответствии занимаемой должности сотрудник полиции должен быть отстранен от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Другое условие, с наличием которого законодатель связывает право сотрудника полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоит в том, что не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерные ранения.

Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств и огнестрельного оружия утверждается Правительством РФ. Указанные перечни являются исчерпывающими, но, вместе с тем, могут в установленном законом порядке дополняться. Включение новых видов специальных средств и огнестрельного оружия осуществляется на основании заключения межведомственной комиссии. В состав названной комиссии входят представители МВД России, МО России, Минздравсоцразвития России, научно-исследовательских учреждений и др.

В качестве мерила правомерности (пределов) применения сотрудником полиции силы и огнестрельного оружия, выступают нормы уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния[128].

Главным же пределом правовой активности сотрудника органов внутренних дел, применяющего физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, является соразмерность причиняемого при этом вреда, вреду предотвращаемому. Сотрудник, допустивший превышение пределов необходимой обороны или крайней необходимости будет нести ответственность, в порядке предусмотренном законом.

Равно, влечет за собой ответственность, установленную законом применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий.

Совокупность рассмотренных норм, в целостности, составляет правовую основу и устанавливает пределы применения сотрудником полиции физической силы и специальных средств.

Право сотрудников полиции на хранение и ношение специальных средств и огнестрельного оружия может быть реализовано в двух формах:

1. Хранение и ношение в служебное время;

2. Постоянное хранение и ношение.

Общие правила ношения табельного оружия, боеприпасов и специальных средств определяются приказом МВД России[129]. В соответствии с ним правила ношения оружия и специальных средств определяются формой одежды сотрудника. Сотрудник полиции одетый в гражданскую одежду обязан носить вооружение скрыто от окружающих. Это требование преследует сразу несколько целей. Открытое ношение оружия или спецсредств полицейским не в установленной форме одежды создает у граждан предположение о незаконности подобных действий. Следовательно, подобное поведение представителя органов внутренних дел, может спровоцировать у людей заблуждение относительно сложившейся ситуации. Что, в свою очередь, послужит поводом для обезоруживания сотрудника полиции гражданами, либо по их заявлению сотрудниками органов внутренних дел. Сценарии дальнейшего развития конфликта и возможные его последствия предугадать не сложно.

В свою очередь, требования об открытом ношении табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудником, одетым в форменную одежду в нормативных источниках не содержится. Однако, сложившаяся практика такова, что право на применение специальных средств и огнестрельного оружия, выступает своего рода гарантией надлежащего исполнения, в соответствующих обстоятельствах, обязанностей полиции. В этой связи граждане, которым сотрудник предъявляет законные требования о прекращении преступного посягательства, не должны сомневаться в серьезности его намерений и в том, что эти намерения подкреплены не только правом, но и реальной возможностью применения специальных мер административного пресечения. Недаром демонстрация силы, то есть хорошо подготовленного и вооруженного личного состава органов внутренних дел, считается одной из форм ненасильственного пресечения правонарушений, а также их профилактики.

Табельное боевое ручное стрелковое оружие при ношении должно быть надежно закреплено пистолетным (револьверным) шнуром, исключающим возможность утраты оружия. Ношение табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств без использования специального снаряжения (кобур, пистолетного (револьверного) шнура, автоматного ремня и другое) запрещается. Специальные средства, также подлежат ношению посредством их размещения в специально предназначенных карманах, либо иным способом, обеспечивающим их надежную сохранность.

Во время ношения и хранения табельного огнестрельного оружия, боеприпасов, специальных средств, сотрудникам запрещается передавать их другим лицам либо оставлять без присмотра. Одновременно в законодательстве существует ограничение и на обнажение оружия, демонстрацию вооружения. Извлекать специальные средства и огнестрельное оружие можно только при наличии оснований для их применения, либо в случаях, когда такие основания, по мнению сотрудника, могут возникнуть.

Контролировать соблюдение необходимых мер личной безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами обязаны командир строевого подразделения полиции и его заместители. При этом проверять несение службы путем попытки отобрать оружие запрещается.

Особый порядок хранения о ношения предусмотрен, также при выезде сотрудника в служебную командировку с табельным боевым ручным стрелковым оружием, боеприпасами и специальными средствами. В данном случае в его командировочном удостоверении делается отметка с указанием модели табельного боевого ручного стрелкового оружия, его серии и номера, количества патронов и наличия специальных средств. Запись в командировочном удостоверении скрепляется печатью органа (подразделения) внутренних дел.

В месте пребывания, при отсутствии возможности надежной сохранности табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств командированные сотрудники сдают его в дежурную часть ближайшего органа внутренних дел.

Порядок реализации права сотрудника органов внутренних дел на постоянное ношение и хранение спецсредств и оружия определяется Инструкцией[130], утвержденной приказом МВД России от 17 ноября 1999 г. № 938.



2016-01-26 3768 Обсуждений (0)
Право сотрудников полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право сотрудников полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)