Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия



2016-01-26 2711 Обсуждений (0)
Понятие и основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии с федеральным законом «Об оружии» под оружием понимаются «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов».

В зависимости от цели использования оружие делится на:

1. гражданское;

2. служебное;

3. боевое ручное стрелковое и холодное.

Исходя из смысла федерального и ведомственного законодательства сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право, в установленных законом случаях, применять служебное оружие.

Применение табельного огнестрельного оружия осуществляется в соответствии со статьями 18-19, 23-24 Федерального закона «О полиции».

Закрепляя за сотрудниками полиции право на применение огнестрельного оружия, законодатель не раскрывает содержания данных правомочий. Вместе с тем их реализация в соответствии с законом является обстоятельством, влекущим определенные юридические последствия (например, обязательное представление в течение 24 часов сотрудником полиции рапорта о каждом случае применения оружия). Поэтому необходимо четко определиться с понятием «применение» огнестрельного оружия.

Все случаи, когда сотрудник органов внутренних дел вправе прибегнуть к огнестрельному оружию, в федеральном законе «О полиции» разделены на две группы.

Эти юридически значимые действия различаются в зависимости от того, на какой объект направлено воздействие. При применении огнестрельного оружия в первом случае, объектом воздействия является непосредственно само лицо, совершающее общественно опасное деяние. При применении огнестрельного оружия во втором случае, объектом воздействия являются автотранспортное средство, опасное животное, предметы, психика человека.

Однако Закон прямо не оговаривает, каким образом может оказываться воздействие огнестрельным оружием при его применении (например: путем производства выстрелов, нанесения ударов оружием, угрозы оружием).

Закрепляя право на применение огнестрельного оружия и учитывая его целевое назначение, считается, что законодатель имеет в виду право на «применение силы огнестрельного оружия», т.е. его поражающих свойств как огнестрельного оружия, а следовательно, право на выстрел.

Таким образом, применение огнестрельного оружия как полномочие, закрепленное в Федеральном законе «О полиции», включает в себя производство выстрела из огнестрельного оружия в целях выведения самого нападающего (задерживаемого) из строя, т.е. приведения его путем причинения огнестрельного ранения в беспомощное состояние или даже лишения жизни для того, чтобы тем самым сделать физически невозможным дальнейшее продолжение им противоправных действий, либо для повреждения транспортного средства, поражения животного, предупреждения о намерении использовать поражающие свойства огнестрельного оружия, подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а следовательно, нейтрализация опасности, возникшей для охраняемых законом общественных отношений, предполагается без нанесения телесных повреждений человеку.

Все иные допускаемые законом операции с огнестрельным оружием - обнажение, приведение в боевую готовность, угрозы оружием, употребление оружия в качестве предмета для нанесения ударов - применением оружия по смыслу статьи 23 Федерального закона «О полиции» не являются.

Основания применения огнестрельного оружия - это исключительные по своему содержанию условия, с возникновением которых связывается возможность применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия.

В соответствии с частью 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

В каждом из перечисленных случаев применения огнестрельного оружия имеет место либо состояние необходимой обороны, либо ситуация задержания лица, совершившего преступление. При этом выстрел производится на поражение посягающего.

Рассмотрим некоторые особенности применения огнестрельного оружия по основаниям ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» (т.е. на поражение посягающего).

1. Защита другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья.

В описываемых случаях в качестве объектов противоправного посягательства выступают жизнь или здоровье граждан. Решая вопрос о применении огнестрельного оружия, сотрудник полиции должен оценить опасность нападения.

Под посягательством, опасным для жизни или здоровья, понимаются насильственные действия, которые каким-либо образом нарушают анатомическую целостность человека, функции его важных органов либо создают реальную угрозу такого нарушения.

Следует иметь в виду, что действующее уголовное законодательство относит к необходимой обороне причинение вреда посягающему при защите от общественно опасного посягательства, объектом которого является жизнь или здоровье граждан. Обычно такое нападение бывает преступным, но может и не содержать всех признаков преступления (нападение невменяемого, лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность).

Опасным для жизни является такое физическое воздействие на потерпевшего, которое при беспрепятственном развитии или без приостановления приведет к смертельному исходу.

В свою очередь, опасным для здоровья по действующему уголовному законодательству и в судебной практике признается такое насилие, которое повлекло или могло реально повлечь в момент его совершения причинение потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Медицинские критерии установления степени тяжести вреда, причиненного здоровью, содержатся в Правилах судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью.

С точки зрения правомерности применения огнестрельного оружия, нападение нельзя считать опасным для здоровья, когда оно выражается в причинении побоев или совершении иных насильственных действий, причиняющих потерпевшему физическую боль, либо ограничивают его свободу (за исключением случаев, когда указанные действия совершаются в ходе захвата заложников, похищения людей или изнасилования), но не влекут перечисленных последствий.

Часто нападение, опасное для жизни или здоровья граждан, бывает вооруженным, осуществляемым при помощи оружия либо предметов, используемых в качестве оружия. Вместе с тем оно может быть и невооруженным (попытки удушения, утопления, сбрасывания с высоты, из движущегося транспортного средства, или в нанесении ударов руками и ногами лицу, находящемуся в беспомощном состоянии). В связи с изложенным, употребление сотрудником полиции огнестрельного оружия также считается законным, когда посягающий явно превосходит по своему физическому развитию сотрудника полиции, в силу чего последний не может прекратить избиение физической силой или специальными средствами. Однако при этом нужно исходить из необходимости причинения по возможности наименьшего вреда (ранение в руку, ногу и т. д.). Следует учитывать и характер избиения. Так, нанесение ударов ногами лежащему участнику драки, тем более по голове, представляет непосредственную опасность для его здоровья и даже жизни.

Поскольку оружие применяется для защиты, то задача состоит прежде всего в том, чтобы не допустить возможного наступления вреда (предотвратить его наступление). Поэтому в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2012 года № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступления» состояние необходимой обороны «возникает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения»[141]. Отсюда следует, что оборона должна носить упреждающий характер, однако при этом необходимо, чтобы намерение нападающего или группы нападающих выразилось определенно каким-либо образом: в виде действий (например, в форме демонстрации оружия или заменяющих его средств с одновременным приближением к обороняющемуся, несмотря на предупреждение; нападающий направил огнестрельное оружие на потерпевшего, занес руку с ножом, топором), или словесно (в последнем случае по характеру угрозы должно быть ясно о его намерениях, а также, что она не носит неопределенного и отсроченного характера, а будет исполнена немедленно).

Вооруженной защите сотрудника полиции от нападения, опасного для жизни или здоровья, подлежит любой человек вне зависимости от его моральных качеств, политических убеждений, гражданства или каких-либо иных обстоятельств.

2. Пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции.

Федеральный закон «О полиции», в отличие от ранее действовавшего закона «О милиции», предоставляет сотруднику полиции право применить огнестрельное оружие не только для пресечения попытки завладения его оружием, но и транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции. Благодаря этому создан такой правовой режим, который сводит к минимуму всякие соблазны с чьей-либо стороны посягнуть на вверенные сотруднику полиции оружие или технику.

Попытка завладения оружием сотрудника полиции - это незаконные действия какого-либо лица (группы лиц), осуществляемые против воли сотрудника полиции и направленные на тайное или открытое изъятие находящегося при нем огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.

Попытка завладения огнестрельным оружием сотрудника полиции может сопровождаться насилием или угрозой его применения. В таком случае она рассматривается еще и как посягательство на сотрудника полиции, опасное для его жизни или здоровья.

В Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка угроза жизни и безопасности должностных лиц по поддержанию правопорядка рассматривается как угроза стабильности общества в целом. Руководствуясь этим положением, российский законодатель предусмотрел в ст.24 Федерального закона «О полиции» гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции, предоставив ему право обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность тогда, когда он считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные законом основания для его применения.

Поэтому, в целях обеспечения собственной безопасности и предотвращения попыток завладения табельным огнестрельным оружием сотрудник полиции, отражая нападение либо доставляя задержанного в орган внутренних дел, должен иметь право держать нападающее или задерживаемое лицо на определенном расстоянии от себя, в пределах 2-5 м (тем более, если он в одиночку задерживает двух и более человек).

С учетом всех этих обстоятельств и в развитие идеи обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, в ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О полиции» установлено, что «при попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона». Закрепление новой нормы в законе направлено на то, чтобы свести к минимуму возможность перехода вверенного сотруднику полиции табельного огнестрельного оружия к нападающему или задерживаемому.

Расстояние между сотрудником полиции, находящимся с обнаженным огнестрельным оружием, и задерживаемым (зона безопасности) устанавливается самим сотрудником полиции, исходя из складывающейся обстановки, для того, чтобы не дать приблизиться к себе и вовремя нейтрализовать действия нападающего, которые могут повлечь причинение вреда жизни или здоровью сотрудника полиции либо привести к завладению его оружием.

При нарушении нападающим (задерживаемым) лицом требования не приближаться на указанное расстояние, угроза нападения становится реальной, и сотрудник полиции имеет право применить оружие, т.е. произвести выстрел на поражение.



2016-01-26 2711 Обсуждений (0)
Понятие и основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2711)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)