Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия



2016-01-26 4595 Обсуждений (0)
Порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», гласит, что «сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

В продолжение названной нормы в Федеральном законе имеется отдельная статья 19 «Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия».

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия включает в себя предусмотренный законом перечень действий сотрудника полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к ним.

Если основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия указывают на то, когда, в каких случаях можно к ним прибегнуть, то порядок применения указывает на то, в какой последовательности это должно делаться. Порядок состоит из трех основных этапов, а именно: действий сотрудника полиции непосредственно перед применением, в сам момент и после применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Необходимость и последовательность совершения отдельных действий на каждом из перечисленных этапов зависит от особенностей складывающейся ситуации на месте происшествия во время пресечения общественно опасного деяния и наступивших после применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия последствий.

Среди действий сотрудника органов внутренних дел перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, необходимо выделить следующие:

1. Информирование сотрудником полиции лица, против которого возможно применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия о своей принадлежности к органам внутренних дел;

2. Извлечение специального средства, обнажение огнестрельного оружия и приведение его в готовность для производства выстрела;

3. Предупреждение сотрудником органов внутренних дел лица, против которого возможно применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о своем намерении применить их.

Рассмотрим подробнее эти действия.

Согласно Федерального закона Российской Федерации «О полиции» «сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции…»[143].

С учетом быстроразвивающихся событий, связанных с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, выполнение данной нормы обязывает сотрудника полиции принять, меры к тому, чтобы нападающему или задерживаемому лицу стало известно о его принадлежности к полиции.

В большинстве подобных ситуаций, представляется излишним делать специальные заявления на этот счет, поскольку сотрудник полиции действует в форменной одежде в условиях достаточной видимости, и ситуация в достаточной степени прозрачна. Аналогичным образом следует рассматривать ситуации, когда посягающее или задерживаемое лицо лично знает данного сотрудника полиции.

Вместе с тем, если сотрудник полиции находится без форменной одежды или в ситуации, когда посягающее или задерживаемое лицо имеет основания усомниться в его должностном статусе, перед требованием прекратить посягательство или остановиться он, если позволяет обстановка, должен громко объявить о том, что является сотрудником полиции. В условиях плохой слышимости, сотрудник полиции может использовать в этих целях средства усиления речи. При достаточной видимости, информирование, по возможности должно сопровождаться демонстрацией служебного удостоверения.

Далее, по порядку, сотрудник полиции, в зависимости от своих намерений о применении специальных методов административного пресечения, должен извлечь специальное средство, либо обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность для производства выстрела. Применение физической силы, в данном случае не требует каких-либо дополнительных приготовлений.

Как правило, сотрудники органов внутренних дел прибегают к обнажению огнестрельного оружия и приведению его в готовность тогда, когда ситуация свидетельствует о возможной угрозе их жизни и здоровью. Такими ситуациями могут быть осмотры сотрудниками полиции, особенно в ночное время, подвалов, чердаков, нежилых строений, строящихся зданий, неосвещенных гаражных кооперативов и иных мест возможного нахождения лиц, причастных к преступлениям; осмотры объекта, на которых сработала охранная сигнализация; доставление в полицию задержанного на месте преступления лица, физически явно превосходящего сотрудника полиции, или группы лиц одним сотрудником полиции; преследование транспортного средства, не остановившегося по требованию сотрудника полиции, и т.п. В этих ситуациях, сотрудник осуществляет снятие с предохранителя оружия, досылание патрона в патронник или взведение курка, таким образом приготовляясь к применению оружия.

В значительной части подобных ситуаций основания для применения огнестрельного оружия так и не возникают. В этой связи, решение об извлечении оружия должно быть обоснованным и взвешенным, соответствовать конкретной обстановке. Извлечение оружия, когда законные основания для его применения еще отсутствуют, может повлечь в ряде случаев нежелательные последствия.

Так, например, если сотрудник полиции, подготовивший оружие к применению, произведет в результате собственных неумелых или неосторожных действий выстрел, причинивший кому-либо вред, при отсутствии для этого законных оснований, то он будет нести уголовную ответственность за неосторожное преступление.

После приготовления необходимых для использования специальных средств или огнестрельного оружия, сотрудник полиции должен предупредить лицо, против которого возможно применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о своем намерении применить их. Эту обязанность сотрудника полиции прямо закрепляет ч. 1. ст. 19 Федерального закона «О полиции». Одновременно, закон требует, что бы гражданину было предоставлено достаточно времени для выполнения требований сотрудника полиции, за исключением случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, может повлечь иные тяжкие последствия.

Подобные условия правомерности применения специальных мер административного пресечения содержатся и в Основных принципах применения силы и оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, в соответствии с которыми «должностные лица по поддержанию правопорядка представляются в качестве таковых и дают четкое предупреждение о намерении применить огнестрельное оружие, предоставляя достаточное время для ответной реакции на это предупреждение за исключением тех случаев, когда эти действия создают для должностных лиц по поддержанию правопорядка ненужную опасность или создают опасность смерти или нанесения серьезного ущерба другим лицам, или же были бы явно неуместными или ненужными в создавшихся обстоятельствах инцидента».

Действующий Федеральный закон «О полиции» предоставил право сотрудникам органов внутренних дел применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие первыми. Такой вывод напрашивается исходя из содержания ч.2 ст. 19 названного закона, в которой прямо указано, что использовать предоставленные средства можно не только тогда, когда гражданину или сотруднику полиции уже угрожает непосредственная опасность, но и когда промедление в их применении создает такую опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции.

Случаями, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции, что позволяет последним применять оружие без предупреждения, следует признавать, в частности, внезапное нападение, вооруженное нападение, нападение с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов и т.п.

В соответствии с законом предупреждение не делается также и тогда, когда промедление в применении физической силы, специального средства или огнестрельного оружия может повлечь иные тяжкие последствия, например, взрыв, возгорание какого-либо объекта, железнодорожную катастрофу, утечку отравляющих веществ и т. п.

Обстановкой, в которой, предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельного оружия также считается неуместным или невозможным, следует считать случаи установления специальных окрашивающих средств для выявления лиц, совершивших преступление; применения светозвуковых средств отвлекающего воздействия; задержания преступников при нахождении сотрудников полиции в засаде; освобождения заложников; явного численного превосходства преступников или наличия у них значительно более эффективного оружия; дефицита боеприпасов; побега из-под стражи лица, имеющего оружие или использующего транспортное средство; при побеге содержащегося под стражей лица из транспортного средства во время его движения либо в ночное время, в условиях пониженной видимости, лесистой местности и т.п. случаях[144].

Предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие подается голосом, понятными жестами, письменно или устно, лично или через посредника. На значительном расстоянии намерения о применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия выражаются через посредство средств усиления речи. При этом надо иметь ввиду национальный состав лиц, против которых предстоит применение данных мер принуждения. Предупреждение должно делаться на родном или другом понятном им языке.

Предупреждение о применении оружия может быть также сделано посредством производства выстрелов вверх либо в ином направлении, исключающем поражение посторонних лиц или повреждение их имущества прямым попаданием или рикошетом пуль. Вместе с тем при пресечении тяжких (тем боле особо тяжких) преступлений против жизни, здоровья, общественной безопасности и других важнейших объектов, охраняемых законом, более эффективно производить предупредительные выстрелы в сторону посягающего, что, как правило, скорее убеждает его в твердом намерении сотрудника полиции применить оружие на поражение, а не просто «попугать» правонарушителя[145].

Предупреждая о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, сотрудник полиции должен также, если это возможно в создавшейся обстановке, дать время посягающему или задерживаемому лицу выполнить его требования, например, остановить транспортное средство, сложить оружие, выйти из укрытия, не приближаться ближе указанного расстояния и т.д.

Если предпринятыми действиями сотруднику полиции не удалось повлиять на решение правонарушителя, то он оказывается в ситуации, когда необходимо применять физическую силу, специальные средства, либо огнестрельное оружие. На данном этапе, законодатель также ограничил возможные действия сотрудника по применению специальных мер административного пресечения рядом условий.

Так, во время применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник органов внутренних дел должен руководствоваться тремя основными положениями:

1. сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления;

2. сотрудник полиции обязан принять меры к недопущению причинения ущерба посторонним лицам;

3. сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

Принятие сотрудником, применяющим физическую силу или специальные средства, мер к недопущению ущерба посторонним лицам в Федеральном законе «О полиции» не закреплено. Одновременно ч. 6 ст. 23 вышеназванного закона, прямо запрещает применять сотруднику полиции огнестрельное оружие, при значительном скоплении граждан, когда от этого могут пострадать случайные лица.

Очевидно, данную обязанность сотрудника полиции следует рассматривать через положения уголовного закона. В соответствии со ст. 37 УК РФ защита личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства допустима только путем причинения вреда самому посягающему.

Сотрудник полиции, применивший физическую силу, специальные средства, либо огнестрельное оружие, исходя из смысла ст. 26 УК РФ, отвечает за ущерб, причиненный посторонним, окружающим лицам, если он предвидел возможность наступления таких последствий их применения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности наступления этих последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

Следовательно, порядок применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия будет соблюден только в том случае, если сотрудник полиции принял зависящие от него в создавшейся обстановке меры к тому, чтобы не пострадали посторонние лица.

Другая обязанность сотрудника полиции во время применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия прямо закреплена в ч.3 ст.19 Федерального закона «О полиции». Так, при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан «стремиться к минимизации любого ущерба». При этом в названной части указано, что сотрудник при этом должен руководствоваться «создавшейся обстановкой, характером и степенью опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характером и силой оказываемого ими сопротивления».

Отсюда следует, что физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие применяется в качестве крайней меры, когда сотрудник полиции не располагает временем или другими необходимыми условиями для ненасильственного пресечения преступлений, а также задержания совершающих их лиц. При применении специальных мер административного пресечения сотрудник органов внутренних дел должен последовательно, если для этого существуют условия, испробовать все возможные средства, начиная с тех, которые наносят наименьший вред.

Причинение вреда жизни и здоровью человека не является самоцелью применения физической силы, специальных средств огнестрельного оружия. Такими целями являются пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи в руки правосудия. Но если сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).

В то же время следует подчеркнуть, что при наличии оснований применения огнестрельного оружия, предусмотренных ч.ч.1, 3 ст.23 Федерального закона «О полиции», допускается причинение посягающему или задерживаемому любого вреда, вплоть до лишения жизни. Т.е. сотрудник полиции, пытавшийся, но не сумевший избежать причинения смерти лицу, против которого он применял огнестрельное оружие с соблюдением всех требований закона, не несет за это никакой юридической ответственности.

Таким образом, уголовно-наказуемым превышением пределов необходимой обороны и мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, считается только умышленный выход за рамки допустимого в этих ситуациях вреда.

Следует также подчеркнуть, что сотрудник полиции, посчитавший невозможным сохранять нападающему или задерживаемому лицу жизнь в силу реальной угрозы наступления тяжких последствий несмертельного ранения (например, поразивший оружием насмерть лицо, угрожавшее окружающим взрывом находившейся в его руке гранаты), признается действовавшим законно[146].

Наибольшее количество обязанностей сотрудников органов внутренних дел приходится на завершающий этап применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Это те действия, которые сотрудник полиции производит после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, среди них:

1. Осмотр помещений и местности в целях обнаружения пострадавших, сбора несработавших изделий, выявления возможных очагов загораний и повреждений объектов жизнеобеспечения (после применения специальных средств);

2. Обеспечение лицам, получившим в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия телесные повреждения, первой помощи;

3. Принятие мер к предоставлению пострадавшему медицинской помощи;

4. Обеспечение охраны места применения физической силы, специальных средств и оружия, повлекших смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб;

5. Уведомление прокурора о случаях смерти или ранения граждан, наступивших в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия;

6. Уведомление родственников или близких лиц гражданина, пострадавшего в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия;

7. Уведомление руководителя органа внутренних дел и представление сотрудником рапорта о применении специальных средств и огнестрельного оружия, а также физической силы, повлекшем смерть или ранение лиц.

Первое, что надлежит сделать после применения специальных средств – это произвести осмотр местности и помещений, в которых они применялись. В процессе осмотра выявляются лица, пострадавшие от применения специальных средств, несработавшие специальные изделия. Такие изделия подлежат обезвреживанию. Так, как применение отдельных видов специальных средств может повлечь за собой возникновение очагов возгораний, то сотруднику надлежит внимательно обследовать место их применения и, по возможности локализовать эти очаги. Производится также устранение иных негативных последствий применения специальных средств, в случае необходимости – дегазация помещения.

В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О полиции», сотрудник органов внутренних дел, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, обязан оказать лицам, получившим в результате их применения телесные повреждения первую помощь, а также обеспечить предоставление медицинской помощи.

Первая помощь состоит прежде всего в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения. Обеспечение предоставления медицинской помощи состоит в самостоятельном или через дежурного ОВД вызове скорой медицинской помощи либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение.

Помощь должна быть оказана всем пострадавшим от применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия - посягавшим, задерживаемым, пассажирам останавливаемого транспортного средства и случайным лицам (например, прохожим), причем независимо от того, правомерно или неправомерно они применялись.

Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Необходимо вначале произвести наружный осмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, с тем чтобы изъять оружие или предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия для оказания сопротивления или нападения.

В некоторых случаях сложившаяся ситуация может воспрепятствовать выполнению сотрудниками полиции рассматриваемой обязанности (получивший ранение преступник не бросил оружия, продолжает угрожать сотруднику полиции и т.д.). Поэтому следует принимать во внимание возможность возобновления посягательства или прибытия на место происшествия соучастников раненного (последний может вызвать их, скажем, по радиотелефону).

Далее, сотрудник полиции должен обеспечить охрану места применения специальных средств и оружия, повлекшего смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб (место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия).

Если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия повлекло смерть, ранение граждан или значительный имущественный вред (например, взрыв автомобиля) и необходимость в дальнейшем применении оружия отпала, сотрудник полиции, как и в любом другом случае, когда он сталкивается с событием, угрожающим личной или общественной безопасности, обязан в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» принять возможные меры к охране места происшествия и сообщить в ближайшее подразделение полиции.

Посторонние к телу убитого не подпускаются, израсходованные специальные средства, стреляные гильзы и пули не подбираются, оружие не чистится, не разряжается, а лишь ставится на предохранитель. Сотрудником принимаются меры по сохранению места происшествия в неприкосновенном виде.

Оперативный дежурный органа внутренних дел, получив сообщение о применении сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, немедленно докладывает об этом начальнику органа и в большинстве случае направляет на место происшествия наряд полиции, вооруженный табельным оружием и специальными средствами.

По прибытии работников прокуратуры и (или) органа внутренних дел для производства следственных или служебно-проверочных действий сотрудник полиции, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, информирует их о случившемся и действует в соответствии с их указаниями. Специальные средства, оружие, вместе с оставшимися боеприпасами сотрудник полиции передает прокурору (следователю, оперативному дежурному или начальнику органа внутренних дел). Далее сотрудник действует в порядке, определяемом начальником органа внутренних дел.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона «О полиции»: «о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов».

Уведомление прокурора осуществляется, как правило, дежурным либо руководителем органа внутренних дел по месту применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия (обычно по телефону) сразу же после получения информации с места происшествия. Это необходимо для того, чтобы представитель прокуратуры, которой, как известно, подследственны уголовные дела о преступлениях, совершенных сотрудниками полиции, имел возможность своевременно выехать на место происшествия для его осмотра.

Необходимо, также уведомить в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов, близких родственников или близких лиц граждан, получивших телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудником органов внутренних дел.

Чтобы исключить возможные негативные последствия для самого сотрудника и излишнее психологическое травмирование родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, их уведомление осуществляется, как правило, не самим сотрудником полиции, применившим силу или оружие, а руководителем или дежурным ОВД. О происшедшем и точном местонахождении пострадавших уведомляется супруг, кто-либо из родственников или близких людей.

Обязанность сотрудника полиции, применившего физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, состоит в том, чтобы в кратчайший срок выяснить, по возможности, сведения о лице, получившем ранение, о его близких родственниках или друзьях и сообщить их в дежурную часть.

Уведомление родственников, как уже было отмечено ранее, осуществляется в кратчайшие сроки, но не позднее 24 часов и не ранее чем будет достоверно установлена личность пострадавшего и его родственников.

После этого, сотрудник обязан подготовить и представить начальнику рапорт о применении специальных средств и огнестрельного оружия. Ч. 8 ст. 19 Федерального закона обязывает сотрудника полиции в течение 24 часов представить рапорт «о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия» своему непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции.

В рапорте указываются: обстоятельства, которые привели к применению специального средства или огнестрельного оружия; вид специального средства или огнестрельного оружия, время и место его применения; условия, цели и результаты применения специального средства или огнестрельного оружия; вид предупреждения о применении специального средства или огнестрельного оружия (количество предупредительных выстрелов и израсходованных патронов); сведения о лицах, против которых оно применялось и возможных свидетелях (очевидцах) происшедшего; меры по оказанию помощи пострадавшим; время информирования о случившемся дежурного по органу внутренних дел.

Своим рапортом сотрудник органа внутренних дел должен, опираясь на конкретные обстоятельства дела, доказывает, что создавшаяся обстановка давала ему право прибегнуть к физической силе, специальному средству или огнестрельному оружию.

6. Ответственность сотрудников полиции за неправомерное
применение физической силы, специальных средств
и огнестрельного оружия.

 

Ответственность за последствия своих действий, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудник полиции несет в силу того, что решение об этом он принимает, как правило, самостоятельно.

В Федеральном законе «О полиции» не существует особой нормы, регламентирующей правила применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, когда он действует в составе отдельной группы или подразделения. К таким ситуация следует отнести проведения специальных операций в условиях чрезвычайных происшествий криминального характера. Специальные средства и оружие в таких случаях применяется, как правило, по команде руководителя операции. Вместе с тем, непосредственный исполнитель, в соответствии с нормами уголовного законодательства, также будет нести ответственность за правомерность соответствующих действий[147]. Одновременно, в вводных фразах к статьям раздела 5 Федерального закона «О полиции» специально сделана оговорка, что указанные основания применения специальных мер пресечения одинаково распространяются как на индивидуальные действия сотрудника полиции, так и в составе подразделений. Как представляется, данная норма предусматривает своеобразное ограничение на применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия предложенными основаниями, в обоих оговоренных законом случаях.

Применяя физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, следует помнить, также, что «при получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом». Из данной нормы следует, что сотрудник полиции, выполнивший явно, очевидно для него незаконный приказ о применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, привлекается к ответственности наряду с должностным лицом, отдавшим подобный приказ[148]. В качестве примера, можно отметить, что сотрудник полиции должен отказаться от исполнения приказа о применении специальных средств против участников несанкционированных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, если они носят ненасильственный характер (т.е. не сопровождаются нападением на людей и сотрудников полиции), и не нарушают работу транспорта, связи и организаций. Более того, незаконное применение специальных средств в отношении участников подобной акции порождает у них и других лиц право на необходимую оборону.

Ст. 18 федерального закона «О полиции», прямо указывает на то, что «применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом». Норма права не закрепляет вид ответственности, подразумевая, что он зависит, от характера действий сотрудника полиции и тяжести наступивших последствий.

Сотрудник полиции незаконно или в нарушение установленных правил, применивший физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

Наиболее серьезным видом ответственности, к которому привлекаются сотрудники в связи с неправомерным применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия является уголовная ответственность.

При этом, следует упомянуть, что специальной статьи об ответственности сотрудников полиции за незаконное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в Уголовном кодексе Российской Федерации нет. С учетом обстоятельств происшедшего им вменяется в вину, как правило, совершение умышленного либо неосторожного преступления против личности и (или) должностного преступления либо превышение пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст.ст. 108, ч.114 УК РФ).

Следует также отметить, что нарушение сотрудниками полиции правил хранения и ношения табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств влечет, в зависимости от наступивших последствий, дисциплинарною или уголовную ответственность[149].

В случае утраты, хищения, порчи или выхода из строя табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудник обязан незамедлительно доложить об этом в дежурную часть органа (подразделения) внутренних дел и непосредственному начальнику, который организует служебную проверку по факту утраты табельного оружия, боеприпасов и специальных средств, в ходе которой устанавливается степень виновности сотрудника и в предусмотренном законом порядке принимается решение о привлечении его к дисциплинарной, уголовной или материальной ответственности, и принимает меры по розыску похищенного или утраченного табельного оружия, боеприпасов и специальных средств.


 



2016-01-26 4595 Обсуждений (0)
Порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4595)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)