Методология обеспечения конкурентоспособности малых предпринимательских структур
Далее рассматривается категория управления конкурентоспособностью. Она должна рассматриваться на основе системного подхода. Системный подход заключается в рассмотрении объектов как многокомпонентных систем, представляющих совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, вносящих свой вклад и влияющих на результат функционирования и использования объекта. Необходимость применения системного подхода при изучении объектов, состоящих из разных взаимосвязанных частей, обусловлена тем обстоятельством, что в таких объектах проявляется принцип эмерджентности, в соответствии с которым, совокупный объект обладает качествами, не присущими каждому из составляющих его элементов, рассматриваемых в отдельности, изолированно друг от друга. Соединение этих элементов в единую систему приводит к появлению дополнительного, синергетического эффекта, порождаемого не отдельными частями системы, а их взаимосвязью и совместным действием. Обобщение подходов к управлению конкурентоспособностью на основе системного подхода представлено в табл. 4 [23 , с. 52] Таблица 4 Подходы к управлению конкурентоспособностью
Таким образом, обобщая различные подходы к управлению конкурентоспособностью организации, можно отметить, что существует большое разнообразие подходов, наиболее общим является системный подход, предполагающий использование всех существующих подходов к управлению конкурентоспособностью на основе использования синергетического эффекта. Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции [15, с. 115]. Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Внешние факторы конкурентного преимущества организации определяются следующими показателями [16, с. 149]: · уровень конкурентоспособности страны; · уровень конкурентоспособности региона; · уровень конкурентоспособности отрасли; · государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах; · правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов; · открытость общества и рынков; · научный уровень управления экономикой страны и другими системами; · национальная система стандартизации и сертификации; · государственная поддержка науки и инновационной деятельности; · качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии; · уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества; · налоговые ставки в стране и регионах; · процентные ставки в стране и регионах; · наличие доступных и дешевых природных ресурсов; · система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране; · климатические условия и географическое положение региона; · уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране. Значение каждого преимущества можно рассчитывать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность и перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления и наращивать новые конкурентные преимущества. Внутренние факторы конкурентного преимущества включают несколько составляющих, представленных в табл. 5 [24, с. 23]. Таблица 5 Внутренние факторы конкурентного преимущества организации
В последнее время уделяется значительное влияние ключевым факторам успеха предприятия (КФУ). Думается, что к таковым следует отнести: платежеспособность (1), прибыльность (2), стратегичность управления (3), адаптивность системы управления (4), финансовую и управленческую прозрачность (5), управляемость бизнеса (6), инвестиционную привлекательность (7), как показано на рис. 1.2 [10, с. 72].
Рисунок 2 Составляющие конкурентоспособности предприятия
Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий [10, с.74]: · задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно самого предприятия; · следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии; · основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции; · на тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния; · на стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия представлена на рис. 3 [10, с. 75].
Рисунок 3 Система обеспечения конкурентоспособности предприятия
В условиях развития рыночных отношений, важное значение, придается управлению конкурентоспособностью организаций, ориентированных на освоение и расширение рынков сбыта. Различают четыре стратегии обеспечения конкурентоспособности организации, представленные в табл. 6 [11, с. 154].
Таблица 6 Стратегии конкурентоспособности организации
Таким образом, на основе изложенного материала делаются следующие выводы: Конкурентоспособность - это способность организации функционировать в динамичной конкурентной среде таким образом, чтобы привлекать и сохранять потребителей своей продукции (постоянно повышая его качество), повышая конкурентные преимущества и увеличивая долю на рынке. Существует множество подходов к управлению конкурентоспособностью организации, наиболее общим является системный подход, предполагающий использование всех существующих подходов к управлению конкурентоспособностью на основе использования синергетического эффекта. В самом общем виде конкурентоспособность организации определяется следующими факторами: · качество продукции и услуг; · наличие эффективной стратегии маркетинга; · уровень менеджмента и квалификации персонала; · технологический уровень производства; · налоговая среда, в которой действует предприятие; · доступность источников финансирования. В условиях развития рыночных отношений, важное значение, придается управлению конкурентоспособностью организаций, ориентированных на освоение и расширение рынков сбыта. Различают четыре стратегии обеспечения конкурентоспособности организации: виолентную, патиентную, коммутантную, экспелерентную.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |