Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 19: Образование и зарубежная педагогика в XIX в,



2016-09-16 1359 Обсуждений (0)
Вопрос 19: Образование и зарубежная педагогика в XIX в, 0.00 из 5.00 0 оценок




В XIX веке завершается формирование класси­ческой педагогики Нового времени. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Зарождались новые теории социальной педагогики. Школа развивалась при поступа­тельном движении экономики, развитии промышленности, росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабы развития сис­темы образования определялись особенностями каждой страны. В XIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. Важная часть программы демократизации школы была к концу века оформлена законодательно, но эту демократизацию еще только предстояло осущест­вить на практике. Произошло становление национальных школьных сис­тем. К концу столетия в ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы новой школы. В Германии обращение к проблеме школы стимулировалось борьбой за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в соответствии с проведением государственного курса. Во Франции ввиду высокой соци­альной активности школьный вопрос оказался в одной из «горячих точек» государственной политики. В США немаловажным фактором создания демократических школьных институтов явилось поражение рабовладель­ческого Юга в гражданской войне. С одной стороны были проведены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем об­разования, к ослаблению церкви на школу. С другой стороны, значитель­ная часть населения Запада осталась без какого-либо образования.

Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И. Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В. Дистервег.

В конце XIX в. в педагогической области наблюдалось необычайное оживление. Появилось множество реформаторских педагогических течений. Дискуссии сводились к одному: какой быть народной школе, какие организационные принципы положить в ее основание, чему учить детей из народной среды, как развивать их. Многие педагоги считали, что образование — это единственное средство улучшения жизни бедняков.

Среди педагогов-реформаторов были разработчики и сторонники трудовой школы, педагогики действия, индивидуальной, социальной, врачебной, моральной, сексуальной, экспериментальной педагогики и др. Много идей высказывалось в области специальных методик.

Организация школьного обучения, стиль отношений педагогов и детей, учебные помещения — все это устарело, пригодно для школы слушания и подлежит коренному изменению.

В последней четверти XIX в. начался процесс кардинальной перестройки школы, длившийся все последующее столетие. Эти изменения были обоснованы прежде всего новыми теориями образования

 

 

Вопрос 20: Философско-педагогическая и психологическая теория И.Ф. Гербарта.

(1746-1841 гг.)

Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене.

Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Он стремился к выявлению«тезисов основоположений», а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он на­стаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика и психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психоло­гии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствоватьпяти главным критериям: 1) внутренняя свобода 2)совершенствование 3)благожелательность 4)законность 5)справедливость.

Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи воспитания):

· Управление, которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.

· Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.

· Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания в дело. Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.

Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса: 1) эмпирический интерес (к окружающему) 2)симпатический интерес (к близким) 3)социальный интерес (ко всем людям) 4)религиозный интерес (к Богу).

Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую"естественную последовательность" учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре ступени:

1) Ясность (активность учителя - преподнесение учебного материала) 2)Ассоциации (возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся) 3)Система (приведение знаний в систему - активность учителя) 4)Метод (применение знаний на практике - активность учащихся).

Это и есть ступени обучения.

Гербартом определены три унив­ерсальных метода обучения:

1) Описательный 2)Аналитический (анализ свойств, характеристик предмета) 3)Синтетический (связь уже воспринятого и представлений).

И. Гербартом были намечены шесть практических способов нравственного воспитания:

/.Сдерживающий 2.Направляющий 3 Нормативный 4.Взвешенно ясный 5.Морализаторский 6.Увещевающий.

Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреж­дение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астроно­мию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов.

Важно, чтобы практический опыт был осмысленно оценен. Средствами нравственного воспитания выступали:

удержание границы, создание условий для этого, разработка четких правил поведения и следование им,

поддержание в душе ясность и спокойствие, тволнение одобрением и порицанием,

Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования: упорядоче­нность, системность, основательность. Он связывает философию, психоло­гию, педагогику, этику, эстетику, дает структуру урока.

Вопрос 22: Философско-педагогические воззрения Ф.В.А. Дистервега. Книга "Руководство к
образованию немецких учителей», ее значение для самообразования выпускника
педагогического вуза." (1790-1866 гг.)

Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в Герма­нии. Большинство его сочинений были адресованы учительству. Почти три десятиле­тия он был директором учительских семинаров - в Мерее, в Рейнской об­ласти (1820-1832гг.), в Берлине (1832 - 1847 гг.), где он одновременно преподавал педагогику, математику, немецкий язык. За эти годы им подго­товлено более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, ес­тествознанию, географии, родному языку и др. В 1827 году Дистервег ос­новал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной шко­ле». С 1851 года он издавал также «Педагогические ежегодники».

Ф.А.В.Дистервегу принадлежит авторство несколько сот педагогических статей и очерков, которые можно условно разделить на три группы:

I. Излагаются общие вопросы воспитания: «О высшем принципе вос­питания», «0 природосообразности и культуросообразности в обу­чении», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и образования » и др.

II. Обосновываются идеи воспитывающего и развивающего обучения:

«Воспитывающее обучение - обучающее воспитание», «Принцип элементарного обучения», «Дидактический катехизис» и др.

III.Излагаются размышления обучителе, значении еголичности, его профессиональном самосознании, профессиональных требованиях к нему: «О самосознании учителя», «Об учительской образовании» и др.

Дистервег выступал за обновление школьного образования, пропа­гандировал эти идеи через педагогическую печать, стоял у истоков создания профессиональных объединений учительства, выступив в 30-х - начале 40-х годов инициатором создания ряда учительских союзов. В 1848 году был избран председателем Всегерманского учительского союза. Летом 1848 года в числе депутатов прусского национального собрания Дистервег поставил свою подпись под нашумевшим «Письмом 23-х», авторы которого требовали организации единой народной школы для всех детей нации. В 1848 году он был отстранен от должности, а в 1850 году - уволен в отставку. Но и после этого продолжалась его активная общественно-педагогическая деятельность: в качестве редактора педагогических изданий, в качестве организатора профессионального движения учителей.

В 1858 году он был избран берлинским учительством в прусскую палату депутатов, и начал свою парламентскую дея­тельность, защищая материальные и социальные права народных учителей, выступая против введенных в 1854 году правительством «Регуляторов», которые регламентировали деятельность народной школы. Согласно этому документу главное место в учебном плане занимала религия в её догматической форме. Общее образование ограничивалось обучением чтению, письму и начаткам арифметики, Элементы реальных знаний, которые только, только стали прони­кать в народную школу, были изъяты из программ.

В 1835 году вы­шел в свет наиболее известный из трудов Ф.А.В.Дистервега - «Ру­ководство к образованию немецких учителей». В его первой части, написанной им самим, изложены общие принципы организации учебно-воспитательного процесса и основополагающие требования к реализации развивающего школьного обучения. Вторая часть «Ру­ководства...», подготовленная при участии группы учителей школ и преподавателей учительских семинарий, включает статьи частнометодического характера. Это произведение привлекло к себе всеоб­щее внимание педагогической общественности. «Руководство...» получило широкую

известность в Европе. В России этот труд вышел в свет в 1873 - 1875 гг. Ф.А.В.Дистервега не стало в 1866 году. Достоинство педагогиче­ских воззрений Дистервега не в особой оригинальности, но в бле­стящей интерпретации и популяризации идей Ж.-Ж.Руссо и И.Г. Песталоцци.

Дистервег полагал, что разумно организован­ное воспитание должно строиться с учетом трех принципов:

· Природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей физического и психологического развития ребенка),

· Кулътуросообразности (учет условий, в которых ребенок живет, национальной культуры),

· Самодеятельности (стремление развивать детскую творческую активность),

Опираясь на эти принципы, Дистервег сформулировал целостную систему дидактических правил, изложенных в его знаменитом «Руководстве к образованию немецких учителей». В этой работе содержится много важных советов и рекомендаций для учителей относительно самообразования, совершенствования своей деятельности, систематического изучения педагогики и методики. Представлено четыре группы дидактических правил, определяющих, по мнению Дистервега, воспитательную деятельность школы.

 



2016-09-16 1359 Обсуждений (0)
Вопрос 19: Образование и зарубежная педагогика в XIX в, 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 19: Образование и зарубежная педагогика в XIX в,

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)