Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административное право РФ:понятие, предмет,метод, принципы и источники



2016-09-16 2389 Обсуждений (0)
Административное право РФ:понятие, предмет,метод, принципы и источники 4.50 из 5.00 4 оценки




Административное правоявляется одной из самых важных отраслей российского права, оно регулирует широкий спектр вопросов организации и деятельности системы органов испол­нительной власти, обеспечения законности и дисциплины.

Административное право регулирует и охраняет обществен­ный порядок в государстве,поэтому оно является наиболее важ­ной для общества отраслью права. Субъекты административ­ного права, представляющие государство и его органы, в своей деятельности применяют принудительные механизмы и право­вые средства, используют в пределах установленных законода­тельством административно-властные принудительные полномо­чия. Административное право является одной из сложнейших и объемных и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли пра­ва, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами.

Административное право— центральная отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных отраслей права. В нем сфокусированы общественные отношения, являющие­ся предметом правового регулированиясо стороны иных от­раслей права (например, конституционного, уголовного, финан­сового, бюджетного, налогового, банковского права). Реформи­рование современного общества, развитие рыночных отношений, разделение государственной власти, построение современного пра­вового государства, формирование эффективной исполнительной власти и системы местного самоуправления — все эти процессы вызывают насущную потребность в адекватном административ­но-правовом и административно-процессуальном обеспечении.

Административное право является самостоятельной и фун­даментальной отраслью российского права и занимает веду­щее место в регулировании общественных отношений. Это отрасль публичного права, изучающая сферу государствен­ного управления и олицетворяющая один из двух главных методов правового регулирования— императивный метод вла­стных предписаний.

Поэтому административное право принято относить к одной из основных отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регули­рования, а с другой — обеспечивающей публичные интересы, правовую защиту прав и свобод как физических, так и юриди­ческих лиц.

Система российского права состоит из отраслей права, кото­рые отличаются предметом и методом правового регулирования. Под предметом отрасли правапринято понимать круг обще­ственных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Предметом регулирования норм административного права яв­ляются общественные отношения, формирующиеся в сфере го­сударственного управления, организации и деятельности испол­нительной власти.

Административное право— это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно-правовых от­ношений всегда выступает государственный орган (должностное лицо), наделенное государственно-властными полномочиями. Поэтому административно-правовые отношения — это, как пра­вило, всегда отношения неравенства, субординации, в которых одна сторона — орган, наделенный государственно-властными полномочиями, выступает в качестве управляющего (субъект управления), а другая — в качестве управляемого (объект уп­равления).

Специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, обусловливает особенности метода административного права.

В зависимости от характера регулируемых общественных от­ношений в теории права выделяют два метода правового воздей­ствия: диапозитивный и императивный.

Диспозитивныйметод правового регулирования, ориенти­рованный на общественные отношения равенства сторон, приме-

няется, как правило, для регламентации отношений, регулиру­емых отраслями частного права. В теории существуют и иные названия этого метода — метод децентрализованного регулиро­вания, гражданско-правовой метод.

Административное право как отрасль публичного права, ре­гулирующая отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридически-властными полномочиями, использует метод централизованно­го, императивного регулирования (называемый еще админист­ративно-правовым методом).

Метод императивного регулирования рассчитанна отноше­ния неравенства их участников и односторонность юридически-власт-ных волеизъявлений одной из сторон. Между тем админи­стративно-правовые отношения — это не всегда отношения «вла­сти — подчинения». Государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений горизон­тального типа, когда субъекты обладают равным объемом власт­ных полномочий. Именно это обусловливает возможность исполь­зования в механизме административно-правового регулирования элементов диспозитивности. По мнению профессора Ю.М. Коз­лова, метод административного права нередко используется на началах диспозитивности, т.е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора (без прямых предпи­саний и запретов) образа действий, но обязательно в рамках ус­ловий, предусмотренных административно-правовой нормой. Ха­рактер требования, зафиксированного в правовой норме, позво­ляет выделить три основных способа (средства) правового регулирования: предписание (обязывание), запрет и дозволение. Предписаниесостоит в возложении юридической обязанно­сти совершения субъектом определенных действий, предусмот­ренных нормой права.

Запрет— это, по сути, тоже предписание, но заключающее­ся в возложении обязанности воздерживаться от совершения оп­ределенных действий.

Дозволение(управомочивание) — это предоставление участ­нику правовых отношений субъективных прав (на совершение определенных действий или на отказ от их совершения по свое­му усмотрению).

Степень использования отраслью права того или иного сред­ства в общем объеме правового регулирования определена осо- бенностями предмета данной отрасли. Механизм администра­тивно-правового регулирования в большей мере использует пред­писания и запреты. В то же время административное право ис­пользует и дозволение, дающее субъекту либо возможность вы­бора действий, установленных административно-правовой нормой (жесткий вариант дозволения), либо возможность действовать по своему усмотрению (мягкое дозволение). Таким образом, для регулирования отношений, входящих в предмет административ­ного права, используется метод императивного регулирования, иногда дополняемый элементами диспозитивности. Основными способами административно-правового регулирования предста­ют предписания и запреты, в меньшей степени используются дозволения.

Административное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности. Рассматривая вопрос о системе административного права, сле­дует отметить, что в отечественной юридической науке суще­ствуют различные взгляды на понятие «система администра­тивного права».

С общетеоретических позиций система любой отрасли права представлена следующей конструкцией: отрасль права — под­отрасли — правовые институты — правовые нормы. Традицион­но в отечественной правовой науке административное право вклю­чает две части: общую и особенную. Это деление легло в основу построения административного права как учебной дисциплины. Общая частьвключает юридические нормы и институты, ре­гулирующие общественные отношения общего характера (прин­ципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т.д.). Общая часть содержит институты, устанавливающие админист­ративно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъек­тов административного права, обеспечивающие законность дея­тельности исполнительной власти, регламентирующие принуж­дение по административному праву. Особенная частьпред­ставляет собой совокупность правовых норм и институтов, регу­лирующих отношения в сферах государственного управления —экономической, социально-культурной, административно-поли­тической. Иной подход к определению системы административ­ного права предлагал профессор А.П. Коренев. Он считал, что административное право состоит из трех частей. Помимо общей и особенной части он выделял административную юрисдикцию. Эта часть включает правовые нормы и институты, которые опре­деляют административное правонарушение, административную ответственность, а также производство по делам об администра­тивных правонарушениях.

Специфика государственно-управленческой деятельности определяет важную особенность отрасли административного пра­ва. Регулируя широкий круг управленческих отношений, ад­министративно-правовые нормы проникают в сферы действия иных отраслей права. Административное право тесно взаимо­действует с отраслями публичного права. Наиболее тесные свя­зи прослеживаются между административным и конституци­онным правом. Конституция РФ устанавливает основы админи­стративно-правового статуса граждан РФ, определяет правовой статус Правительства РФ, основы формирования и деятельнос­ти органов исполнительной власти, разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Согласно Конституции РФ, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Нормы административного права, основываясь на конституци­онных положениях, расширяют и конкретизируют их, устанав­ливая административно-правовой статус субъектов администра­тивного права и т.п.

Источники административного права —это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

В законодательном массиве административного права следует выделять:

· общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию РФ), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.);

· законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);

· международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученые-административисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (например, постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Как источник права постановления Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию. Относительно постановлений Конституционного Суда РФ как носителей нормативной информации следует отметить, что в них затрагиваются права и свободы различных участников социальных отношений и формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету при реализации ими своего статуса. В то же время нормативность рассматриваемых актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы права и ее структуры смысл. Постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства.

 



2016-09-16 2389 Обсуждений (0)
Административное право РФ:понятие, предмет,метод, принципы и источники 4.50 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Административное право РФ:понятие, предмет,метод, принципы и источники

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2389)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)